Урок литературы в 7 классе по теме: «Лексика. Средства речевой выразительности»
презентация урока для интерактивной доски по литературе (7 класс) по теме

Горбанева Евгения Александровна

Материал урока позволит повторить  жанры литературы и познакомит учащихся со средствами выразительности речи: метонимией, оксюмороном, перифразой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorbaneva_e.a.urok_v_7_kl.rar13.63 КБ
Файл flipchart_gorbanevoy.rar505.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе по теме
«Лексика.  Средства речевой выразительности»

Автор: Горбанева Евгения Александровна,

учитель русского языка и литературы
ГБОУ ЦО №1953 «Москва-98»


Тема: «Лексика.  Средства речевой выразительности»

(Использование интерактивной доски)

Цель урока:

1)Повторить  и закрепить  умения распознавать литературные жанры, определять стихотворные размеры.

2)Учить распознавать и правильно употреблять средства речевой выразительности;

3)Познакомить  с тропами: метонимия, оксюморон, перифраза,

3)Обогащать словарный  запас учащихся;

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

2. Повторение жанров литературы: баллада, былина, басня, поэма, ода, знакомство с новым жанром древнерусской литературы: Слово. (флипчарт, слайды №2,№3).

3. Повторение стихотворных размеров (слайд №4)

4. Практическая работа: определить стихотворный размер и автора  в произведениях А.С.Пушкина, А.А.Фета, М.Ю.Лермонтова, А.А.Блока А.Н.Некрасова.

(Демонстрация слайда№5)

В передней толкотня, тревога;

В гостиной встреча новых лиц,

Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум,хохот, давка у порога...

 (А.С.Пушкин,  ямб)

Кто бы ни звал - не хочу

На суетливую нежность

Я променять безнадёжность

И, замыкаясь, молчу.

 (А.А.Блок, дактиль)

Терек воет, дик и злобен,

Меж увесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

(М.Ю.Лермонтов,  хорей)

Пропаду от тоски я и лени,

Одинокая жизнь не мила,

Сердце ноет, слабеют колени,

В каждый гвоздик душистой сирени,

Распевая, вползает пчела.

 (А.А.Фет, анапест)

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи-

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

(Н.А.Некрасов, амфибрахий)

5. Повторение изученного.

-Какие средства выразительности речи вы знаете? (фразеологизмы, синонимы, антонимы, омонимы, эпитеты, метафоры и т.д.)

Демонстрация слайда№6

-Определите выразительные средства языка в отрывке из

стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро"

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась,

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела.

6. Сообщение учителя.

-Тропы – слова или обороты речи в переносном, иносказательном смысле.

Виды тропов: сравнение, развернутое сравнение, метафора, развернутая метафора, метонимия, олицетворение, оксюморон, синекдоха, перифраза, ирония, гипербола, литота, эпитет.

Демонстрация слайда №7

-Соотнесите термин с определением.

(Это задание повышенной сложности и предлагается в качестве ознакомления  с новыми терминами- метонимия, метафора, оксюморон, перифраза.

7. Закрепление.

Демонстрация слайдов №8-9.

8.-Определите виды тропов в отрывках из произедений А.А.Ахматовой (оксюморон), А.Грибоедова (метонимия), М.Горького, А.А.Блока, А.С.Пушкина(метафора), (перифраза).

9. Знакомство с термином фигура речи.

Синтаксические средства - фигуры речи – это различные обороты речи, которые придают ей стилистическую значимость, образность и выразительность, изменяют её эмоциональную окраску. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что повсеместно используется в художественных целях как в поэзии, так и в прозе.

Виды фигур: антитеза, градация, повтор, лексический повтор, анафора, эпифора, риторический вопрос, риторическое восклицание, аллегория, парцелляция, гротеск,умолчание и др.

Демонстрация слайда №10.

10. Закрепление изученного.

Практическая работа по вариантам.

Найти и выписать выразительные средства речи: тропы и фигуры  в произведениях В.Брюсова, Ф.Сологуба, С.Есенина, Н.Заболоцкого, Н.Рубцова  (с.214-219)

11. Проверка.

12. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 6 класс по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский""

В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....

Открытый урок в 9 классе по теме "Стилистические фигуры, изобразительно-выразительные средства языка"

Открытый урок в 9 классе по теме "Стилистические фигуры, изобразительно-выразительные средства языка"...

Фрагмент урока в 5 классе по теме "Что такое речевая ситуация?"

Как сформировать творческие умения пятиклассников и раскрыть способности каждого ученика? Предлагаемое типовое решение может оказаться востребованным в связи с введением и реализацией ФГОС. Проблемный...

Урок литературы 5 класс по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»".

План-конспект урока литературы 5 класса по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»". Тип урока: традиционный....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...