Олимпиадные задания по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку на тему

Перевозова Виктория Евгеньевна

Олимпиадные задания по русскому языку. Ответы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otv_rus_1.rar83.22 КБ

Предварительный просмотр:

Задания и ответы  для проведения муниципального этапа олимпиады по русскому языку в 10 классе

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

Макс. балл

________

________

Оценка

Подпись

Вопрос № 1. Расставьте ударения в словах:

 Ответ: За каждый правильный ответ - 1 балл. Максимальное количество баллов-10 баллов.

Щавéль, газопровóд, кремéнь, кýхонный, бюрокрáтия, госпитáльный, баловáть, ободрúть, ополóснутый (стакан), углубúть.

Вопрос № 2.

Известно, что названия многих московских (и не только) улиц, переулков и т.д. связаны с названиями профессий людей, которые там когда-то жили. Например: Малая Брóнная улица и Большая Брóнная улица. Современные названия улицы получили по Брóнной слободé, населений которой первоначально составляли мастера-оружейники (брóнники), изготовлявшие в том числе «броню» — панцири, кольчуги и т.д. Определите, какие профессии дали названия перечисленным ниже улицам, переулкам.

Ответ: За каждый правильный ответ - 1 балл. Максимальное количество баллов - 5 баллов.

1) современная улица Хамóвнический Вал расположена на месте бывшей Хамóвной слободы, где когда-то жили ткачи («хамóвники»), которые ткали льняное полотно — «хам»;

2) название Сыромятническая улицам дано по Сыромятнической слободе, которая возникла в Москве в XVI веке и была заселена ремесленниками, изготовлявшими из сыромятной кожи конскую сбрую;

3) название улице дано по Гончарной слободе, где проживали гончары — изготовители глиняной посуды;

4) название дано по Овчúнной слободе, где проживали овчúнники (скорнякú) — мастера по выделке овчúны — шкур овец;

5)  Скáтерный переулок получил название по Скáтерной слободе, где жили скáтерники, отвечающие за сервировку бельем и посудой на царском столе. Также вероятно, что здесь сшивали, вышивали и стирали узорчатые льняные скатерти и другое столовое бельё.

Вопрос № 3.

В приведенных примерах найдите случаи нарушения норм современного русского литературного языка. Исправьте ошибки.

Ответ:

1. нужно: по обеим сторонам…

2. нужно: две женщины…

3. нужно: с семьюдесятью семью…

4. нужно: испытывала ностальгию.  

5. нужно: по окончании…

6. нужно: имели огромное значение или сыграли большую роль.

За каждый правильный ответ - 1 балл. Максимальное количество баллов - 6 баллов.

Вопрос № 4.

В левой колонке приведены слова чешского языка, а в правой  - их значения в произвольном порядке. Учитывая родственные связи чешского и русского языков, приведите в соответствие слова и их значения; обоснуйте свой ответ.

(Справка: в чешском языке сочетание букв ch обозначает звук, похожий на русский звук [х], буква h – такой же звук, как в словах ого, ага;  буква y обозначает звук, похожий на русский [ы];  č - звук, похожий на русский [ч]; ž – звук, похожий на русский звук [ж]).

Ответ:

Слова

чешского языка

Значения

этих слов

Комментарий

dorost 

молодежь

Ср. русск. рост, расти, росток, отросток и т. п.; Идея роста стала в чешском языке выражением идеи юности, молодости.

dotyk

прикосновение

Ср. русск. ткнуть, тыкать, которые также выражают идею прикосновения, хотя и несколько иного характера.

dovažek

довесок

Ср. русск. важный, вага ‘вес, тяжесть’, ‘большие весы на торговой площади’, ‘толстое тяжелое бревно, используемое как рычаг для подъема тяжестей’; в славянские языки слово пришло из немецкого Wage ‘весы’.

dráha

трамвай

Ср. русск. дроги ‘погребальная повозка, колесница’.

hnilička

перезрелая груша

Ср. русск. гнить (гнилой, гниль) ‘разрушаться, портиться, разлагаться’.

chrup

зубы

Ср. русск. хрупать ‘есть, раскусывая или разгрызая с треском’.

За правильно определенное значение-1 балл; за правильно установленное соотношение со словами русского языка, то есть за правильное обоснование-1 балл.

Максимальное количество баллов - 12 баллов.

Вопрос № 5. Подчеркните правильный вариант произношения.

Ответ: За каждый правильный ответ - 1 балл. Максимальное количество баллов - 8 баллов.

Афера — афёра, новорожденный — новорождённый, истекший — истёкший, бытие — бытиё, опека — опёка, оседлый — осёдлый, свекла — свёкла, забеленный — забелённый.

Вопрос№ 6.

Одинаково ли синтаксическое устройство приведенных ниже предложений? Дайте мотивированный ответ.                                (1) Озеро в лесу.

                               (2) Пельмени в холодильнике.

Ответ: За правильную синтаксическую трактовку каждого предложения - 4 балла. Максимальное количество баллов - 8 баллов.

Предложение (1) с большей вероятностью следует отнести к номинативным. Подлежащее (главный член) имеет при себе несогласованное определение, у которого проявляется и обстоятельственное значение (места) за счет сочетания предлога в с существительным, обозначающим предмет, допускающий пространственную локализацию.

Предложение (2) с большей вероятностью следует отнести к эллиптическим. Распространение осуществляется за счет обстоятельства места. Определительного значения у него нет.

Причина различия кроется в том, что слово озеро обозначает нечто, постоянно привязанное к определенному месту; поэтому оно допускает и наличие согласованного определения (лесное озеро). Слово пельмени такой привязки не имеет. Если рассмотреть случай типа Пельмени на столе, то Настольные пельмени невозможно.

Вопрос № 7. Расшифруйте анаграммы лингвистических терминов. Укажите термин, который по своему значению выбивается из ряда. Обоснуйте свой ответ.

Ответ:

1. Аббревиатура

2. Орфограмма

3. Звукоподражание

4. Алфавит

За каждый термин 2 балла, в сумме - не более 8 баллов.

За указание отличающегося по значению термина с обоснованием - 2 балла. Максимальное количество баллов - 10 баллов.

Вопрос № 8. Что общего и что различного можно отметить в грамматическом строении данных предложений?

1. Я знаю, что ты читаешь.

2. Я видел, как он уходил.

3. Я спрошу, когда мы вернёмся.

О т в е т:

1) Все предложения являются сложноподчинёнными.

2) Во всех предложениях союзное средство может быть понято как союз или как союзное слово, то есть все они допускают двойное толкование.

3) Предложения различаются союзными средствами.

4) Предложения 1 и 2 в любом случае имеют придаточное изъяснительное, а 3 - либо изъяснительное (когда – союзное слово), либо временное (когда – союз).

За правильный ответ 1) и 2) 2 балла, за правильный ответ 3)-1 балл, за правильный ответ 4) -3 балла.

Максимальное количество баллов - 8 баллов.

 Вопрос № 9.

Переведите текст. Определите в нем значение выделенного слова, укажите его родовую принадлежность.

Мънога же лhтъ дарqи Бгъ ст#жавъшqмq Еуглие се на оутhшение мъногамъ дшамъ крсти"ньскамъ. Даи емоу  Гь Бъ блние стыхъ еванглистъ Иiоана, Матfеа, Лqкы, Марка и стыхъ праоць Авраама, Исаака и И"кова, самомq ему и подрqжию его Fеоôанh и ч#домъ ею и подрqжиемь ч#дъ ею, съдравствqите же мънога лhтъ

 (Остромирово Евангелие. Послесловие)

 Ответ:    а) перевод текста: 5 баллов

Много лет даруй Бог получившему Евангелие это на утешение многим душам христианским. Дай ему Господь Бог благословение святых евангелист Иоанна, Матфея, Луки, Марка и святых праотцов Авраама, Исаака и Иакова, самому ему и супруге его Феофане и детям их и супругам детей их.

б) значение выделенного слова: подружие – супруг/супруга – 1 балл

в) указание на род выделенного слова – ср.р. – 1 балл

Максимальное количество баллов - 7 баллов.

Вопрос № 10. Многие русские, украинские, белорусские фамилии в своем происхождении связаны с христианскими личными именами из греческого, древнееврейского, латинского  и др. языков (Петров – Петр, Ларионов – Иларион, Захаров – Захарий). Обычно в таких фамилиях представлены фонетические изменения, связанные с определенными языковыми закономерностями. Определите, с каким христианским именем исторически связаны данные фамилии; укажите, какие изменения звуков произошли: а) Ермаков, б) Астапов, в) Акимов, г) Осипов

Ответ: За правильное определение имени в каждом случае – 2 балла, правильное указание на изменение каждого звука – 1 балл. Максимальное количество баллов - 12 баллов.

а) Ермаков – от Ермак (Еремей, Иеремия) – 2  балла

стяжение гласных, суффиксация

б) Астапов – Астап, Остап (Евстафий) – 2 балла

Е переходит в О, потом в А;  В – утрачивается;  Ф передается как П

в) Акимов – Аким, Еким, Яким  (Иоаким) – 2 балла

стяжение начальных гласных

г) Осипов – Осип (Иосиф) – 2 балла

стяжение начальных гласных, Ф передается как П


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс

Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...

олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах

олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс

Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса

Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии,  морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....

олимпиадные задания по русскому языку

Данные олимпиадные задания предназначены для учащихся 5-8 классов....

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку для 5-11 классов....

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...


 

Комментарии

Спасибо большое за материал!