Контрольные работы по русскому языку для 5-х классов
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Подборка материало для установочного контроля в начале года, для проведения полугодовой и годовой контрольных работ с элемантми ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Текстовый файл.159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольное списывание

Домашняя бабочка

      Ночью в коробке вдруг зашуршало. И выползло из коробки что-то усатое и мохнатое*. А на спине сложенный веерок из желтой бумаги.

     Но как я обрадовался этому уродцу!

     Я посадил его на абажур, и он повис вниз спиной. Веерок стал отвисать и распрямляться.

     У меня на глазах мохнатый червяк превращался в прекрасную бабочку. Всю зиму куколки терпеливо ждали весну. Но комнатное тепло обмануло. И вот по окну ползает чудесная бабочка. Она порхает по комнате, пьет из ложки сладкую воду. Опять садится на абажур, подставив крылышки жаркому «солнцу».

     А почему бы не держать дома бабочек, как держим мы певчих птиц?

Грамматическое задание

I вариант

  1. Укажите количество букв и звуков, гласных и согласных в слове ОТВИСАТЬ.
  2. Разберите по составу слова ВЕЕРОК,  ЗАШУРШАЛО.
  3. Выпишите одно существительное, прилагательное, местоимение и один глагол из 1-2-3 абзацев.
  4. Разберите отмеченное звёздочкой предложение.

Контрольное списывание

Домашняя бабочка

      Ночью в коробке вдруг зашуршало. И выползло из коробки что-то усатое и мохнатое. А на спине сложенный веерок из желтой бумаги.

     Но как я обрадовался этому уродцу!

     Я посадил его на абажур, и он повис вниз спиной. Веерок стал отвисать и распрямляться.

     У меня на глазах мохнатый червяк превращался в прекрасную бабочку. Всю зиму куколки терпеливо ждали весну*. Но комнатное тепло обмануло. И вот по окну ползает чудесная бабочка. Она порхает по комнате, пьет из ложки сладкую воду. Опять садится на абажур, подставив крылышки жаркому «солнцу».

     А почему бы не держать дома бабочек, как держим мы певчих птиц?

Грамматическое задание

II вариант

  1. Укажите количество букв и звуков, гласных и согласных в слове СОЛНЦУ.
  2. Разберите по составу слова КОМНАТНОЕ,  ПРЕКРАСНУЮ.
  3. Выпишите одно существительное, прилагательное, местоимение и один глагол из 4-5 абзацев.
  4. Разберите отмеченное звёздочкой предложение.

КОНТРОЛЬНЫЙ   ДИКТАНТ  

для   5-го КЛАССА

на повторение курса начальной школы

Наступила осень. Светит грустное солнце. На стройных берёзках ещё дрожат жёлтые листочки. Лучи осеннего солнца освещают их. Далеко видны зелёные ели и высокие сосны. Земля покрыта разноцветным ковром.

Я иду по лесной тропинке. Тонкие паутинки блестят на солнце. В вышине звучат птичьи голоса. Вдруг на ветку дерева прыгнула рыжая пушистая белочка. Хорошо брести по лесным дорожкам, дышать свежим воздухом. Интересно узнавать мир вокруг себя.

Но вот подул холодный и резкий ветер. Понеслись по небу низкие облака. В воздухе закружились сухие листья. Вот и мелкий дождь пошёл.

Уже скоро земля покроется первым снежком. Наступит чудесная зима.

Тест . 5 класс

Обобщение повторения

Вариант 1

А1. Какое слово пишется не так, как произносится?

 1) игра          2) кусок    З) стол      4) солнце

А2. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

 1) с..стра, танцу. .т          2) селе..ка, похо..ка

 З) по рощ.., уход. .т         4) в..шнёвый, стр..ла

А3. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

 1) старат. .ся, молодеж..        2) калач.., смеят..ся

 З) под. .езд, рисуеш.             4) в. .юнок, с..ёмка

А4. В каком словосочетании вместо слова ПЕСЧАНЫЙ нужно употребить слово ПЕСОЧНЫЙ?

 1) песчаная почва          2) песчаный пляж

 З) песчаное тесто           4) песчаный берег

В1. Из данного предложения выпишите предлоги.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит,

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит.

В2. Напишите часть (части) речи, которой (которыми) выражены однородные члены в предложении задания В1.

В3. Из предложения задания В1 выпишите глагол (глаголы), в котором (в которых) есть приставки.

С1. Объясните, почему в предложении задания В1 слово «Ворона» написано с большой буквы.

Тест . 5 класс

Обобщение повторения

Вариант 2

А1. Какое слово пишется не так, как произносится?

 1) крот        2) парус          3) локоть        4) укол

А2. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

 1) незабу..ка, фло. .ский          2) с..бака, к. .рова

 3) у речк.., на веточк..             4) ч..рнеть, поч..нить

А3. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

 1) царапает..ся, помощ..            2) лещ.., заглядет..ся

 3) об..ём,бросаеш..ся                 4) нал. .ём, видиш..

А4. В каком словосочетании вместо слова ДОБРЫЙ нужно употребить слово ДОБРОТНЫЙ?

 1) доброе изделие         2) доброе дело        3) добрый гном   4) добрая половина

В1. Из данных предложений выпишите предлоги.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки

Пленять своим искусством свет.

В2. Из предложений задания В1 выпишите глагол (глаголы) в начальной форме.

В3. Напишите часть (части) речи, которой (которыми) выражены однородные члены в предложениях задания В 1.

С1. Объясните, как вы понимаете последнюю строчку фрагмента басни, приведённого в задании В1.

Итоговый диктант за 1 четверть

Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.

В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями стоят белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.

 Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, всюду появляются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.

Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы. (101 слово)

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ   ЗАДАНИЕ 5/I

1 вариант

1. В каком слове звуков столько же, сколько букв?    

I) ёлка    2) лень    3) поют    4) лес

2. В каком слове четыре слога?                                 

1) опасность    2) спасение   3) спасется    4) опаска

3. Назовите слово с приставкой.                               

1) осенний    2) охрана    3) орган    4) огурец

4. С каким словом буква С пишется раздельно?

1) (с)просить    2) (с)бежать    3) (с)подоконника    4) (с)лезу

5. Найдите слово с непроизносимым согласным.

1)опас..ный    2)вес..ник    3) чудес..ный    4) прекрас..ный

В1. Из второго абзаца выпишите союзы.

В2. Назовите части речи в последнем предложении 3 абзаца.

В3. Из третьего абзаца выпишите слова с приставками, приставки обозначьте.

С1. Объясните орфограмму в слове  (не)надыш..ш..ся.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ   ЗАДАНИЕ 5/I

2 вариант

1. В каком слове звуков столько же, сколько букв?

1) полька    2) дятел    3) юла    4) моей

2. В каком слове три слога?                                         

1) ёжик    2) майка    3) подоконник    4) угостил

3. Назовите слово с суффиксом.                             

1) большой    2) рассвет    3) смелость    4) белка

4. С каким словом буква С пишется слитно?      

1) (с)криком    2) (с)белым    3) (с)прыгнул    4) (с)тобой

5. Найдите слово без непроизносимого согласного.

1) мес..ность    2)звез..ный    3)чу..ство    4) вкус..ный

В1. Из последнего абзаца выпишите предлоги.

В2. Назовите части речи в последнем предложении текста.

В3. Из второго  абзаца выпишите слова с приставками, приставки обозначьте.

С1. Объясните орфограмму в слове  по..вляют..ся.

ПОЛУГОДОВАЯ  

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА ПО  РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ  5-ых  КЛАССОВ

ДИКТАНТ

Вечером

     1)Вечерняя заря догорала. 2)Начал расстилаться туман.

     3)Я решил вернуться домой. 4)Быстрыми шагами прошел я заросли кустов. 5)У моих ног тянулась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес. 6)Я осмотрел окрестность и спустился с холма. 7)Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. 8)Летучие мыши носились над моей головой.

     9)Куда я зашел? 10)Как найти дорогу?

     11)Я вышел на опушку и пошел полем. 12)Трудно было пробираться по узкой тропинке. 13)Кругом росла высокая рожь. 14)Ночная птица низко промчалась и коснулась меня крылом. 15)В тишине глухо раздавались мои шаги.

     16)Но вот на вечернем небе стали зажигаться звезды. 17)Заблестел серп молодого месяца. 18)Теперь я узнал дорогу и предполагал, что через час буду дома.

ПОЛУГОДОВАЯ   КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

ПО   РУССКОМУ   ЯЗЫКУ   для   5-х   классов

1 вариант

К каждому заданию А1А4 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

A1. Укажите ошибочное суждение.                                                                                                            

1). В слове дальше звуков меньше, чем букв.                                  

2). В слове через  последний  звук [с].                                                                                                                      3). В слове коснулась  мягкость согласного [с’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).                                                                                                                                                         4). В слове моей количество звуков и букв совпадает.

А2. Укажите слово без чередующейся гласной в корне.

1). расстилался    2). пробирался     3). предполагал     4). раздавался

А3. Приставка есть в слове

1) опушка     2) стали     3) высокая  4) осмотрел

А4. Укажите слово  с нулевым окончанием

1)возвышался     2) промчалась     3) коснулась     4)раздавались

Задания B1–B4 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В4 записывайте словами или цифрами.

В1. Замените разговорное слово «мрачный» стилистически  нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.          

В2. Замените словосочетание «пошел полем» синонимичным словосочетанием глагол+существительное с предлогом. Напишите получившееся словосочетание.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 6.

В4. Укажите количество грамматических основ в пятом предложении.

ПОЛУГОДОВАЯ   КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

ПО   РУССКОМУ   ЯЗЫКУ   для   5-х   классов

2 вариант

К каждому заданию А1А4 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

A1. Укажите ошибочное суждение.                                                                                                            

1). В слове вечерняя  звуков больше, чем букв.                                  

2). В слове рожь  последний  звук [ш’].                                                                                                                      3). В слове носились  мягкость согласного [с’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).                                                                                                                                                         4). В слове мои количество звуков и букв совпадает.

А2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1). вернуться  2). возвышался     3). предполагал     4). раздавался

А3. Приставки нет в слове

1) опушка     2) узнал    3) вышел  4) осмотрел

А4. Укажите слово  с НЕ нулевым окончанием

1)возвышался     2) спустился     3) прошел     4)раздавались

Задания B1–B4 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В4 записывайте словами или цифрами.

В1. Замените разговорное слово «глухо» стилистически  нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.          

В2. Замените словосочетание «белела скатертью» синонимичным словосочетанием глагол+как+существительное . Напишите получившееся словосочетание.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 14.

В4. Укажите количество грамматических основ в последнем предложении.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ   ЗАДАНИЕ 5/I-г

1 вариант

1. Сколько звуков в слове съездить?

1)8     2)7     3)6     4)9

2. В каком слове есть приставка, корень, суффикс, окончание?

1) лунный     2) безвредный    3) безликий    4) рассвет

3. Какое существительное относится к 3-му склонению?

1) конь    2) степь     3) мост    4) станция

4. Какой глагол пишется с НЕ слитно?

1) (не)увидеть    2) (не)наговоритъся    3) (не)навидеть    4) (не)усмотреть

5. Найдите слово с безударной гласной А в корне .

1) предл..жение     2) пор..сль    3)отпл..тить    4)уг..лок

6. Найдите слово с разделительным Ь знаком.

1)с..ёжился    2) раз..ехались  3) под..ём    4) в..ётся

7. Укажите сложное предложение

1) Вечерняя заря догорала, на небе зажигались звёзды.

2) Вечерняя заря догорала и все больше бледнела.

3) Летучие мыши и совы носились над моей головой.

4) Летучие мыши носились над моей головой, иногда задевали за края одежды

8. Найдите эпитет.

1) вечерняя заря    2) летучие мыши    3) мрачный лес    4) вечернее небо

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ   ЗАДАНИЕ 5/I-г

2 вариант

1. Сколько звуков в слове ранняя?

1) 6    2) 7    3) 8    4) 5

2. В каком слове есть приставка, корень, суффикс, окончание?

1) знакомый    2) подъезд    3) свободный    4) походка

3. Какое существительное относится ко 2-му склонению?

1) рожь    2) кость    3) поле    4) деревня

4. Какой глагол пишется с НЕ раздельно?

1) (не)взлюбить    2) (не)любить    3) (не)годовать    4) (не)здоровиться

5. Найдите слово с безударной О в корне.

1) р..стение    2) сл..гаемое    3) р..сток    4) собр..нный

6. Найдите слово с разделительным Ъ знаком.

1) л..ющийся    2) соб..ются    3) с..ёмка    4) выш..ю

7. Укажите простое предложение.

1) Начал расстилаться туман, растаяли в нём дальние деревья.

2) Начал расстилаться туман, и я совсем потерял дорогу.

3) На вечернем небе стали зажигаться звёзды и слабо осветили дорогу.

4) На вечернем небе стали зажигаться звезды, вокруг стало светлее.

8. Найдите слово в переносном значении.

1) заря догорала    2) высокая трава    3) ночная птица    4) глухо раздавались

   

ИТОГОВЫЙ   КОНТРОЛЬНЫЙ   ДИКТАНТ

ДЛЯ   5-го   КЛАССА

В КАМЕННЫХ ПЕЩЕРАХ

          Много тысячелетий тому назад, когда первобытные люди жили в пещерах, они занимались сбором съедобных растений и охотой на дикий животных. Часами

сидел около ямы-ловушки первобытный охотник, караулил животное и попутно наблюдал за ним. Он очень хорошо изучил вид и повадки всех зверей, с которыми ему приходилось встречаться.

Мы смотрим на эти бесконечно далекие немые следы прошлого, и нас невольно поражает умение художника изобразить главное в облике животного. Наложением более светлых и темных красок переданы округлые формы туловища. Отдельные штрихи подчеркивают длинную, свисающую шерсть. А ведь в распоряжении художника было всего две краски: красно-коричневая  и черная — охра и марганец, добытые в земле.

Как-то даже не верится, что эти рисунки сделаны тогда, когда в руках у человека были лишь простые каменные орудия и он совсем недавно научился добывать огонь. (По М. Андреевой.)

ТЕСТЫ – 5/II – 1 вариант

1. Укажите существительное с окончанием и.

а) растет на крыш...   б)думать о решени...     в) жить в Иран...   г) быть в мор...

2. В каком ряду в словах следует вставить букву о?

а) еж...м, ш...в б)ж...лудь, кирпич...м в) падеж.,.м, ж...лчь   г) ш..ссе, ч..рный

3. В каком слове ударение поставлено неверно?  

а) повторИт  б) звОнит   в) дефИс  г) нЕ был

4. В каком слове есть нулевое окончание?    

а)внизу б) идут в)сыроватый   г)комок

5. Какое слово не является синонимом в ряду?

а) сильный   б) крепкий   в) здоровый (имеющий хорошее здоровье)    г) мощный

6. В каком глаголе пишется и?

а)Он слыш...т  б) Отец бре...тся   в) Брат кол...т дрова   г)Ученик слуша...т

7. С каким словом НЕ пишется слитно?  

а) (не) видел   б) (не) навидел   в) (не) жил   г) (не) строил

8. В каком ряду слов все существительные имеют на конце ь?

а) грач...,тиш..., доч...    

б) нож..., душ..., (им.п.), душ..., (род. п. мн. ч.)

в) дич..., рож..., мыш...  

г) меч.., с крыш..., вещ...

9. Найдите правильное рассуждение.

а) В слове лу[к] пишу на конце к, так как это слово обозначает растение.

б) В слове лу[к] пишу на конце к, так как это слово обозначает то, из чего стреляют.

в) В слове лу[г) пишу на конце г, так как это слово обозначает пространство земли с травянистой растительностью.

г) В слове лу[к] есть выбор букв к и г. Без контекста непонятно, о каком из трех омонимов идет речь: (тугой) лук, (спелый) лук, (дальний) луг.

10 . Найдите ошибку в произношении слова.

а)[т`]eзис  б)ти[р]е   в)[а]телье  г)фо[н]етика

11. В каком ряду во всех словах безударная гласная корня проверяется ударением?

а) р...сток, изл...жение, с...дит                  

б) прод...вать, под...рить, зв...зда  

в) к...рзина, т..рритория, к...лоссальный  

г) р..стение, прил..гательное, м..лодой

12. Найдите неверное утверждение.

Там лес и дол видений полны. (А.С.Пушкин)

а) там - определение         в) лес и дол - подлежащие  

б) видений - дополнение   г) полны - сказуемое

13. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) Кто-то идет мне навстречу, и мы встретимся.    

б) А что это за дорога.

в) Знай, сверчок, свой шесток.

г) Чтение - вот лучшее учение.

14. Найдите неверное утверждение. [с'в'эт]

а) [с'] - согласный, глухой, мягкий    в) [в1] - согласный, звонкий, мягкий

б) [э] - гласный, ударный                  г) [т] - согласная, глухая, твердая

15. В каком предложении допущена ошибка в написании отрицательного местоимения?

А. Нам ничего не рассказывают.

Б. Некто сюда не приходил.

В. Рассказчик ни на кого не обращал внимания.

Г. Пешеход ни с кем не общался.

16. Лексическое значение одного слова выписано из словаря неверно. Какого слова?

а) кампания - группа знакомых людей.        

б) компас - прибор для определения стран света.

в) краснокрылый - с красными крыльями,    

г) мундир - военная или гражданская форменная одежда.

ТЕСТЫ – 5/II – 2 вариант

1. Укажите существительное с окончанием е.

а) живет в санатори...    б) думать о задани...    в) жить в Иран...   г) служить в арми...

2. В каком ряду в словах следует вставить букву ё?

а) еж...м, ш...л б) ж...лудь, теч..т в) падеж...м, ч..рточка   г) ш..ссе, ш..рох

3. В каком слове ударение поставлено верно?  

а) повтОрит  б) звОнит   в) дефИс  г) небЫль

4. В каком слове нет окончания?    

а)вправо б) бегут  в)беловатый   г)сырок

5. Какое слово не является синонимом в данном ряду?

а) сильный   б) быстрый   в) ловкий   г) мощный

6. В каком глаголе пишется Е?

а) Он слыш…т   б) Хорошо смотр...тся.   в) Брат догон…т.    г) Ученик слуша...т

7. С каким словом не пишется слитно?  

а) (не)пишет б) (не)доумевать в) (не)спал   г) (не)греет

8. В каком ряду слов все существительные имеют на конце ь?

а) полноч...,тиш..., доч...        б) нож..., ноч..., душ... (род. п. мн. ч.)

в) дич..., рож..., карандаш...   г) мяч.., с крыш..., вещ...

9. Найдите правильное рассуждение.

а) В слове л[и]са пишу в корне И, так как это слово обозначает животное женского пола.

б) В слове л[и]са пишу в корне Е , так как это слово обозначает лес во множественном числе.

в)В слове л[и]са пишу в корне И, так как это слово обозначает животное мужского пола.

г) В слове л[и]са выбор буквы зависит от того, в какое словосочетание входит слово.

10. Найдите ошибку в произношении слова. а)[а]телье  б)[т']езис  в)ти[р]е  г)фо[н]етика

11. В каком ряду во всех словах безударная гласная корня проверяется ударением?

а) отр..сль, изл..жение, в..дит          б) прод...вать, под...рить, гн...здо  

в) к...рзина, территория, б..ссейн   г) р..стение, соб..рать, м..лодой

12. Найдите верное утверждение.

Там лес и дол видений полны. (А.С.Пушкин)

а) там - определение          в) лес и дол - дополнения  

б) видений - подлежащее   г) полны - сказуемое

13. Найдите предложение без пунктуационной ошибки.

а) Кто-то идет мне навстречу и мы встретимся,     в) А что это за дорога.

б) Знай, сверчок, свой шесток.                                 г) Чтение вот лучшее учение.

14. Найдите верное утверждение, [с'в'эт]

а) [с'] - согласный, звонкий, мягкий   в) [в] - согласный, звонкий, твердый

б) [э] - гласный, ударный г) [т] - согласная, глухая, твердая

15. В каком предложении допущена ошибка в написании отрицательного местоимения?

А. Мы ничего не видели в этом городе.

Б. В лавочке никого не было.

В. Приезжий не с кем не разговаривал.

Г. Гость ни о чем не расспрашивал.

16. Лексическое значение одного слова выписано из словаря неверно. Какого слова?

а) компас - прибор для определения стран света.

б) краснокрылый - с красными крыльями.  

в) кампания - группа знакомых людей.        

г) мундир - военная или гражданская форменная одежда.

                         

    ИТОГОВАЯ   КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА   ПО   РУССКОМУ   ЯЗЫКУ   для   5-х   классов

   1 вариант

Прочтите текст и выполните задания    A1–A6;     B1–B5.

        (1)Тот же день стал он хлопотать об отпуске и через три дня был уже на большой дороге.

            (2)Владимир Андреевич приближался к той станции, с которой должен он был своротить на Кистеневку. (3)Сердце его исполнено было печальных предчувствий, он боялся уже не застать отца в живых, он воображал грустный образ жизни, ожидающий его в деревне, глушь, безлюдие, бедность и хлопоты по делам, в коих он не знал никакого толку. (4)Приехав на станцию, он вошел к смотрителю и спросил вольных лошадей. (5)Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади, присланные из Кистеневки, ожидали его уже четвертые сутки. (6)Вскоре явился к Владимиру Андреевичу старый кучер Антон, некогда водивший его по конюшне и смотревший за его маленькой лошадкою.(7) Антон прослезился, увидя его, поклонился ему до земли, сказал ему, что старый его барин еще жив, и побежал запрягать лошадей. (8)Владимир Андреевич отказался от предлагаемого завтрака и спешил отправиться. (9)Антон повез его проселочными дорогами — и между ими завязался разговор.<…>

        (10)Подъехав к господскому дому, он увидел белое платье, мелькающее между деревьями сада. (11)В это время Антон ударил по лошадям и, повинуясь честолюбию, общему и деревенским кучерам, как и извозчикам, пустился во весь дух через  мост и мимо села.  (12)Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца.

        (13)Через десять минут въехал он на барский двор. (14)Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. (15) Двенадцать лет не видал он своей родины. (16)Березки,  которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали  теперь высокими ветвистыми деревьями. (17)Двор, некогда украшенный тремя  правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная  лошадь. (18)Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали  косматыми хвостами. (19)Дворня высыпала из людских изб и окружила молодого  барина с шумными изъявлениями радости. (20)Насилу мог он продраться сквозь их  усердную толпу и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и  с плачем обняла своего воспитанника. (21) «Здорово, здорово, няня,— повторял он,  прижимая к сердцу добрую старуху,— что батюшка, где он? каков он?»

Задания A1A6 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1А6 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1А6 обведите кружком.

A1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для

обоснования ответа на вопрос: «Почему героя охватило волнение?»

1). Сердце его исполнено было печальных предчувствий он боялся уже не застать отца в живых  он воображал грустный образ жизни ожидающий его в деревне  глушь  безлюдие бедность и хлопоты по делам в коих он не знал никакого толку.

2). Владимир увидел   березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с

красной кровлею  сердце в нем забилось перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца.

3). Березки которые при нем только что были посажены около забора  выросли и стали  теперь высокими ветвистыми деревьями.

4). Двенадцать лет не видал он своей родины.

A2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «высыпала» (предложение 19).

1) отряхнулась     2) вышла     3) подала     4) поскакала

A3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1). Владимир Андреевич приближался к той станции с которой должен он был своротить на Кистеневку.

2). Сердце его исполнено было печальных предчувствий он боялся уже не застать отца в живых  он воображал грустный образ жизни…

3). Березки которые при нем только что были посажены около забора  выросли…

4). Владимир увидел   березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с

красной кровлею  сердце в нем забилось…

A4. Укажите ошибочное суждение.                                                                                                            

1). В слове грустный согласный звук [т] является непроизносимым.                                  

2). В слове выехав  последний  звук [ф].                                                                                                                      3). В слове десять  мягкость согласного [т’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).                                                                                                                                                         4). В слове звёздный звуков больше, чем букв.

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1). Выросли     2). Цветниками     3). Водивший     4). Запрягать

А6. В каком слове правописание приставки зависит от  её  произношения?                                      

1). Предчувствий     2). Извозчикам     3). Неописанным     4). Забилось

Задания B1–B5 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В5 записывайте словами или цифрами.

В1. Замените разговорное слово «батюшка» в предложении 21стилистическ нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.          Ответ: ___________________________.

В2. Замените словосочетание «деревенским кучерам» синонимичным словосочетанием, состоящим из двух существительных. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 18.

Ответ: ___________________________.

В4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания при обращении:

Насилу мог он продраться сквозь их  усердную толпу и взбежал на ветхое крыльцо;(1) в сенях встретила его Егоровна и  с плачем обняла своего воспитанника. «Здорово,(2) здорово,(3) няня,(4)— повторял он,(5)  прижимая к сердцу добрую старуху,(6)— что батюшка,(7) где он? каков он?»

Ответ: ___________________________.

В5. Укажите количество грамматических основ в предложении 20. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ___________________________.

ИТОГОВАЯ   КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА   ПО   РУССКОМУ   ЯЗЫКУ   для   5-х классов

2 вариант

Прочтите текст и выполните задания    A1–A6;     B1–B5.

        (1)Тот же день стал он хлопотать об отпуске и через три дня был уже на большой дороге.

          (2)Владимир Андреевич приближался к той станции, с которой должен он был своротить на Кистеневку. (3)Сердце его исполнено было печальных предчувствий, он боялся уже не застать отца в живых, он воображал грустный образ жизни, ожидающий его в деревне, глушь, безлюдие, бедность и хлопоты по делам, в коих он не знал никакого толку. (4)Приехав на станцию, он вошел к смотрителю и спросил вольных лошадей. (5)Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади, присланные из Кистеневки, ожидали его уже четвертые сутки. (6)Вскоре явился к Владимиру Андреевичу старый кучер Антон, некогда водивший его по конюшне и смотревший за его маленькой лошадкою.(7) Антон прослезился, увидя его, поклонился ему до земли, сказал ему, что старый его барин еще жив, и побежал запрягать лошадей. (8)Владимир Андреевич отказался от предлагаемого завтрака и спешил отправиться. (9)Антон повез его проселочными дорогами — и между ими завязался разговор.<…>

        (10)Подъехав к господскому дому, он увидел белое платье, мелькающее между деревьями сада. (11)В это время Антон ударил по лошадям и, повинуясь честолюбию, общему и деревенским кучерам, как и извозчикам, пустился во весь дух через  мост и мимо села.  (12)Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца.

        (13)Через десять минут въехал он на барский двор. (14)Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. (15) Двенадцать лет не видал он своей родины. (16)Березки,  которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали  теперь высокими ветвистыми деревьями. (17)Двор, некогда украшенный тремя  правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная  лошадь. (18)Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали  косматыми хвостами. (19)Дворня высыпала из людских изб и окружила молодого  барина с шумными изъявлениями радости. (20)Насилу мог он продраться сквозь их  усердную толпу и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и  с плачем обняла своего воспитанника. (21) «Здорово, здорово, няня,— повторял он,  прижимая к сердцу добрую старуху,— что батюшка, где он? каков он?»

Задания A1A6 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1А6 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1А6 обведите кружком.

A1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для

обоснования ответа на вопрос: «Почему героя охватило волнение?»

1). Сердце его исполнено было печальных предчувствий, он боялся уже не застать отца в живых,  он воображал грустный образ жизни, ожидающий его в деревне,  глушь,  безлюдие, бедность и хлопоты по делам, в коих он не знал никакого толку.

2). Владимир увидел   березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею;  сердце в нем забилось: перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца.

3). Березки, которые при нем только что были посажены около забора,  выросли и стали  теперь высокими ветвистыми деревьями.

4). Двенадцать лет не видал он своей родины.

A2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «вольных» (предложение 4).

1) диких     2) незапряженных     3) свободных     4) необъезженных

A3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1). Владимир Андреевич приближался к той станции, с которой должен он был своротить на Кистеневку.

2). Сердце его исполнено было печальных предчувствий, он боялся уже не застать отца в живых,  он воображал грустный образ жизни…

3). Березки, которые при нем только что были посажены около забора , выросли…

4). Владимир увидел   березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею;  сердце в нем забилось…

A4. Укажите ошибочное суждение.                                                                                                            

1). В слове предчувствий согласный звук [в] является непроизносимым.                                  

2). В слове выехав  последний  звук [в].                                                                                                                      3). В слове десять  мягкость согласного [с’] на письме обозначена буквой Я.                                                                                                                                                         4). В слове только звуков меньше, чем букв.

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1). Цветниками     2). Водивший     3). Предлагаемого   4). Запрягать

А6. В каком слове правописание приставки не зависит от  её  произношения?                                      

1). Предчувствий     2). Извозчикам     3). Воспитанника     4). Взбежал

Задания B1–B5 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В5 записывайте словами или цифрами.

В1. Замените разговорное слово «опутанная» в предложении 17 стилистически  нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.          Ответ: ___________________________.

В2. Замените словосочетание «березовую рощу» синонимичным словосочетанием, состоящим из двух существительных. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 9.

Ответ: ___________________________.

В4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания при повторе:

Насилу мог он продраться сквозь их  усердную толпу и взбежал на ветхое крыльцо;(1) в сенях встретила его Егоровна и  с плачем обняла своего воспитанника. «Здорово,(2) здорово,(3) няня,(4)— повторял он,(5)  прижимая к сердцу добрую старуху,(6)— что батюшка,(7) где он? каков он?»

Ответ: ___________________________.

В5. Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ___________________________.

ИТОГОВОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ДЛЯ 5-ых КЛАССОВ

АИСТЫ В НЕБЕ ВОЙНЫ

          Я лежу в окопе на разостланной шинели и долго гляжу вверх, в синюю бездну летнего неба. В эту минуту не слышно ни взрывов, ни выстрелов, все спит. Солнце скрылось за бруствером и уже клонится к закату. Медленно спадает жара, утихает ветер. Одинокая былинка на краю бруствера бессильно свисает в окоп. Высоко в небе летают аисты. Они распластали широкие, размочаленные на концах крылья, забрались в самую высь и кружат там, будто купаются в солнечном ясном раздолье. Ветровые потоки постепенно относят их в сторону, но птицы важно взмахивают крыльями, опять набирают высоту и долго парят в поднебесье.

          Аисты часто прилетают сюда в погожую предвечернюю пору и кружатся. Они, наверно, высматривают какое-нибудь болотце, камышовую заводь или лужок, чтобы поискать корма, напиться, а то и просто постоять в раздумье на одной ноге. Но теперь возле заводей, у приречных болот, на всех полях и дорогах — люди. Не успевают птицы сколько-нибудь снизиться, как на земле начинают трещать пулеметные очереди, высокий голубой простор зло прошивают невидимые шмели-пули, аисты пугливо бросаются в стороны и торопливо улетают к предгорьям Карпат.

          Без аистов синее небо становится пустым и скучным, в нем не за что зацепиться взгляду. Я прищуриваюсь и дремотно притихаю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по русскому языку для учащихся 10 класса

Работа содержит два варианта заданий по проверке знаний учащихся 10 класса по русскому языку. Приложением являются ключ к заданиям и бланк отчёта об итогах проведённой работы....

Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5 класса

Годовая контрольная работа для 5 класса по русскому языку в двух вариантах...

Итоговые контрольные работы по русскому языку для 5-7 классов

Итоговые контрольные работы по русскому языку для 5, 6 и 7 классов составлен в виде текстов с грамматическими заданиями...

Контрольные работы по русскому языку для учащихся 6 классов

Здесь представлены контрольные работы по русскому языку для учащихся 6 классов по темам "Местоимение как часть речи", "Лексикология"...