Главные вкладки

    Урок русского языка по теме «Имя числительное как часть речи» (Технология развития критического мышления через чтение и письмо)
    план-конспект урока по русскому языку на тему

    Потапова Кира Евгеньевна

    Цели урока:


     

    Образовательные: формирование понятия о числительном как части речи, его грамматических и синтаксических признаках. Выработать умение находить числительные в тексте.

    Развивающие: умение выделять существенную информацию, систематизировать её и представлять в графическом виде, обобщать, развитие творческого воображения.

    Воспитательные: развитие коммуникативных качеств (умение сотрудничать, принимать чужое мнение, аргументировано отстаивать свою точку зрения)

    Технология: Технология развития критического мышления через чтение и письмо

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka_po_teme.docx45.91 КБ

    Предварительный просмотр:

            Урок русского языка по теме «Имя числительное как часть речи»

          ( Технология развития критического мышления через чтение и письмо)

    Цели урока:

    Образовательные: формирование понятия о числительном как части речи, его грамматических и синтаксических признаках. Выработать умение находить числительные в тексте.

    Развивающие: умение выделять существенную информацию, систематизировать её и представлять в графическом виде, обобщать, развитие творческого воображения.

    Воспитательные: развитие коммуникативных качеств (умение сотрудничать, принимать чужое мнение, аргументировано отстаивать свою точку зрения)

    Технология: Технология развития критического мышления через чтение и письмо

    Приемы ТРКМЧП: «верные и неверные утверждения», «денотатный граф», синквейн.

    Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

    Этап урока-

    Стадия

    Задачи  этапа

    Содержание  этапа, используемый  прием

    1  стадия

    Вызов

    Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах

    актуализация имеющихся знаний;

    пробуждение интереса к  получению новой информации;

    постановка учеником собственных целей обучения

    Здравствуйте, уважаемые путешественники по стране Лингвинии. Мы с вами посетили уже много островов страны, сегодня нас ждут коренные жители ещё одного удивительного островка. Итак, в путь!

    1.Разминка. Выход на тему урока. (6 мин.)

    На доске (слайде) ряды слов: пятый, пятерка, пятак, пятерня.

    Тройка, троица, третий, трояк.

    Задание: сначала обобщить слова каждого ряда, затем найти «лишние».

    Предполагаемые ответы. Обобщение: все слова ряда начинаются на одну букву, однокоренные слова и т.п. (ответы могут быть самыми неожиданными).

    Лишнее слово. Могут возникнуть разные мнения (например, лишнее по стилистической принадлежности, однозначности-многозначности и т.п.) Учитель подводит к тому, что лишнее слово в первом ряду: пятый, во втором ряду третий.

    Ученики дают ответ: Эти слова являются лишними, т.к. они не являются именами существительными, как остальные.

    Учитель предлагает определить принадлежность этих слов к какой-либо части речи.

    В этой ситуации ученики чаще всего считают эти слова именами прилагательными, но находится несколько несогласных учащихся. Это выход на проблему.

    Учитель: да, ребята. Эти «лишние» в рядах слова – коренные жители одного из островов Лингвинии. Давайте подумаем, какие вопросы нам необходимо задать жителям-словам, чтобы узнать их получше.

    Ученики предлагают вопросы (т.к. они уже знакомы с системой частей речи, то вопросы составят легко):

    - На какие вопросы отвечают эти слова?

    - Что обозначают?

    - Как изменяются?

    - Чем являются в предложении?

    И другие вопросы, которые интересуют ребят. Все вопросы фиксируются на доске или слайде.

    Учитель: Вы уже догадались, о какой части речи сегодня нам предстоит узнать много нового. Как называется наш урок?

    Ученики: Имя числительное (или: имя числительное как часть речи)

    Запись темы урока в тетради.

    Учитель: Запишите в тетрадь слова обоих рядов, поставьте к ним вопросы.

    Учащийся комментирует с места, объясняя орфограммы в словах.

    1.Прием «верные и неверные утверждения» (3 мин.)

    Учитель: прежде, чем мы познакомимся с числительными, попробуйте угадать, какие они, слова этой части речи. У вас на столах лежат таблички, цифры на них – номера вопросов. Я предлагаю вам несколько утверждений, которые начинаются со слов «Правда ли, что..». Если вы отвечаете «да», то ставьте «+», если нет, то «-».

    Утверждения:

    1…имена числительные отвечают только на вопросы «сколько?», «который?»;

    2….имен числительных в языке очень немного;

    3…имена числительные изменяются по падежам;

    4…все числительные можно записать цифрами;

    5…эта часть речи может быть только определением;

    6. …числительные имеют общие признаки с существительными;

    7. …они имеют общие признаки с прилагательными;

    8. …можно прожить день, не встретив ни одного числительного;

    9. …числительное не может состоять из 3 слов;

    10. …слово «полтора» - это числительное.

    Учитель: мы вернемся к нашим предположениям в конце урока и проверим, в чём мы были правы, а где наше мнение изменилось.

    2  стадия

    Осмысление  содержания

    На стадии осмысления  содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией. Работа ведется индивидуально или в парах

    получение новой информации;

    корректировка учеником поставленных  целей обучения

    Прием денотатный граф (17 мин.)

    1.Учитель. Помогать знакомиться с именами числительными нам будет помогать денотатный граф (на каждой парте лист с начерченным овалом, далее заполнять всё, чертить будут дети). У вас на партах литы с «головой» нашего графа. Туда мы впишем главное понятие сегодняшнего урока. Какое?

    Ученики. Имя числительное.

    Учитель. Сейчас вы посоветуетесь друг с другом и подберете глаголы, которые нам помогут познакомиться с числительными.

    Работа в парах.

    Учащиеся предлагают глаголы: обозначает, состоит, делится, изменяется, является, сочетается, включает и другие. Все глаголы фиксируются на доске (на слайде).

    1.Учитель. Сейчас нашим помощником станет учебник. Чтобы завершить строительство денотатного графа, прочтем статью о числительном. Как вы думаете, на что надо обратить внимание при чтении?

    Ученики. На глаголы, которые нам помогут выделить главное в этой части речи.

    Работа с текстом статьи. Учащиеся могут читать с карандашом, делая пометки в тексте. Статьи, знакомящие с частями речи, построены по единому плану, поэтому планируется чтение «про себя» с выделением ключевых позиций.

    1.Работа в группах.

    Учитель. Прочитав текст, вы многое узнали о числительных. Чтобы запомнилось это лучше, надолго, давайте достроим денотатного графа, свяжем выбранные глаголы с самыми важными, ключевыми понятиями текста. Работать предлагаю в группах, но, если кто-нибудь хочет завершить работу индивидуально, он может работать один.

    Учащиеся работают группами, завершая работу с денотатным графом. Учитель консультирует группы, отвечая на возникающие у учащихся вопросы, но не вмешиваясь в творчество.

    Представление продукта работы (представляют графический рисунок не менее двух человек от каждой группы).

    Учащиеся оценивают проекты по листам взаимооценки

    Пример листа взаимооценки (3 балла – полно, 2 балла – есть дополнения, 1 балл – «могу ещё многое сказать по теме» и т.п.)

    Группа

    Содержание

    Логика

    Речевое оформление

    Обсуждение: отмечаем только самое положительное:

    - Чьи графы оказались наиболее содержательными?

    - Наиболее логично построенными?

    - Чьё представление графа стало самым ярким в речевом оформлении?

    Учитель. Предлагаю теперь, если необходимо, внести коррективы в свои денотатные графы.

    Пример денотатного графа по теме «Имя числительное»

    Описание содержания денотатного графа

    Ключевое понятие: ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

    Глаголы-связки и признаки.

    Обозначает – число, количество, порядок предметов присчёте.

    Отвечает – на вопросы «сколько?, который?»

    Делится – на 2 разряда: количественные и порядковые.

    Изменяется – по падежам (количественные), по родам, числам, падежам (порядковые).

    Является – любым членом предложения.

    Сочетается – с существительными, местоимениями, глаголами.

    Употребляется – в устной и письменной речи (документы).

    Учитель. Подведем итоги нашему предварительному знакомству с числительными. Обобщите в одном предложении всё, что теперь вызнаете об этой части речи.

    Ученики (2-3) обобщают изученное, например: Числительное – часть речи, обозначающая количество предметов или порядок их при счете, изменяющаяся по падежам, может быть любым членом предложения.

    1.Письменная работа, вырабатывающая умение находить числительные в тексте. (6 мин.)

    Работа со словарями.

    Учитель. Вы теперь многое знаете о числительных и можете сказать, почему «лишние» слова, найденные нами в начале урока, числительные?

    Ученики. Т.к. обозначают порядок при счёте.

    Учитель. Значит, вы сможете обнаружить и другие числительные в тексте. Предлагаю списать текст упр.345 , подчеркнув все числительные, особое внимание обращая на их правописание.

    Самостоятельная работа учащихся.

    По окончании списывания учащимся предлагается назвать числительные.

    Учитель. Как можно убедиться, что мы не ошиблись и это слово тоже числительное?

    Ученики. Обратиться к словарю.

    Работа со словарями.

    Учитель. К какой части речи относит это слово словарь?

    Ученики. К именам существительным.

    Учитель. Как вы думаете, почему?

    Ученики высказывают различные предположения. Это проецирование будущих тем.

    Учитель. Поскольку мы сейчас не можем ответить на этот вопрос, я предлагаю подумать над ним дома и написать миниатюру на тему: «Мир без числительных».

    1.Выход на тему следующих уроков «Склонение числительных». (5 мин.)

    Учитель. Продолжим знакомство с числительными, какие загадки нам они ещё преподнесут? Объявляется конкурс дикторов. Текст перед вами. Предстоит, ознакомившись с ним, прочесть его в эфире, не сделав ошибок.

    Ученики читают текст «про себя».

    Текст. В середине 17 века население Земли составляло лишь 545 миллионов человек. Ровно через 100 лет оно увеличилось до 725 миллионов. Ещё через столетие население земного шара перевалило через миллиард и стало равняться 1 миллиарду 171 миллиону человек. В середине 20 века оно достигло 2 миллиардов 517 миллионов.

    Конкурс. Выступают в качестве дикторов 2-3 ученика. Никто не может прочесть данный текст, правильно произнося числительные, без особой тренировки.

    Учитель. Что же получается? Неужели никто из вас не сможет стать диктором телевидения? Чем же можно помочь?

    Ученики. Варианты ответов. Научиться правильно произносить числительные. Узнать, как правильно изменять числительные по падежам.

    Учитель. Это мы запланируем на следующие уроки - путешествия по Лингвинии.

    Стадия

    Рефлексия

    На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется  индивидуально, в парах или в группах

    размышление, рождение нового знания;

    постановка учеником новых целей обучения

    1.Обращение к таблице «верные и неверные утверждения»

    Учитель. Чтобы выяснить, не ошибались ли мы в своих предположениях, вновь обратимся к таблице, которую вы заполняли в начале урока. Я вновь прочту утверждения, а вы в третьей колонке поставьте «+» или «-».

    Заполнение третьей колонки.

    Обсуждение.

    - По каким утверждениям ваше мнение совпало?

    - Где вы изменили свое мнение? Почему?

    1.Прием синквейн.

    Учитель. Мы сегодня только начали знакомство с числительными, пора подвести некоторые итоги. Я предлагаю сделать это в синквейне. (Правила – на слайде).

    - Что мы изучали сегодня?

    Ученики. Имя числительное.

    - Какое оно?

    Ученики. Количественное. Порядковое. Многоликое. Непростое. Собирательное.

    - какие действия характерны для него?

    Ученики. Считает. Измеряет. Изменяется.

    - Что вы о нем думаете? Обобщите в последней строке.

    Сочинение синквейна самостоятельно или в парах (по выбору учащихся).

    Пример синквейна:

    Числительное.

    Непростое. Многоликое.

    Считает, измеряет, изменяется.

    Миллион чисел - лишь тридцать корней.

    Изучайте!

    Итоги урока:

    - Что нового вы открыли  на уроке?

    - Что осталось непонятным??

    Домашнее задание прокомментировано ранее. Оценки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 7 классе "Понятие о деепричастии" с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо

    Цель урока:1.         Создать условия для формирования умения отличать деепричастие от других частей речи;2.         Фор...

    Технологическая карта урока русского языка с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо" в ИОС

    Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме; "Строение и грамматическое строение словосочетаний"...

    Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

    Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

    О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

    На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

    Использование элементов технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо) на уроке русского языка

    Использование элементов технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо) на уроке русского языка...

    Конспект урока английского языка в 8 классе по теме: «Eco clothes» с применением приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

    Данная разработка будет полезной для тех, кто интересуется вопросом применения новых технологии в изучении английского языка. Разнообразные приёмы технологии развивают умение воспринимать информа...