Фрагмент урока внеклассного чтения
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс) на тему

Иванова Ирина Михайловна

Фрагмент урокавнеклассного чтения в 8 классе. Сонет серебряного века (IV этап).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фрагмент урокавнеклассного чтения в 8 классе. Сонет серебряного века (IV этап).

  1. В.Я. Брюсов.

Сонет о поэте

Как силы светлого и грозного огня,

Как пламя, бьющее в холодный небосвод,

И жизнь, и гибель я; мой дух всегда живет,

Зачатие и смерть в самом себе храня.

Хотя б никто не знал, не слышал про меня.

Я знаю, я поэт! Но что во мне поет,

Что голосом мечты меня зовет вперед,

То властно над душой моей, весь мир мне заслоня.

О бездна! Я тобой отгорожен от всех!

Живу среди людей, но непонятно им,

Как мало я делю их горести и смех,

Как горько чувствую себя средь них чужим

И как могу, за мглой моих безмолвных дней,

Видений целый мир таить в душе своей.

«Сонет о поэте» Валерия Брюсова продолжает традиционную тему русской литературы о назначении поэта и поэзии, перекликается с пушкинским сонетом «Поэту». Брюсов, продолжая пушкинские размышления о назначении поэта и поэзии, прибегает к иным художественным средствам и символам, выражающим мысль о величии поэта и его творчества.

Первый катрен - это сравнение духа поэта с силой огня, пламени бьющегося в небосвод. Пушкинское утверждение: «Ты сам свой высший суд» Брюсов продолжает, прибегая к антитезе, доминирующей в этом сонете: «Хотя б никто не знал, не слышал про меня, // Я знаю, я поэт».

Антитеза рождает противоречивые образы: «жизни и гибель», «зачатие и смерть», «горести и смех», «мгла» и «видения».

Пушкин создал сонет-утверждение: «Поэт! (…) Ты царь: живи один».

 Брюсов написал сонет-размышление: «Живу среди людей, но непонятно им, // Как мало я делю их горести и смех, // Как горько чувствую себя средь них чужим».

Пушкин выражает чувство гордости за высокое назначение поэта - Брюсов мучительно размышляет о назначении поэта.

Сонет Брюсова написан в традиционной форме: два катрена, два терцета. Так как это сонет-размышление, то следуют риторические вопросы: «Что голосом мечты меня зовет вперед»? Восклицания: «О бездна!»; «Я знаю, я поэт!»

В первом катрене много эпитетов: светлый, грозный, холодный. Во втором катрене преобладают глаголы: поет, живет, зовет. Все они в настоящем времени, несут жизнеутверждающие эмоции. И вдруг сомнение, выраженное в антитезисе: «но что во мне поет». Вывод дан в первом терцете: «О бездна!».

Образ бездны символичен: бездна - пропасть, пучина; бездна - постижение истины; мучительный труд творца; бездна - особая судьба поэта.

В стихотворении почти нет метафор, кроме одной: «Мгла дней безмолвных».

Наличие слов высокого стиля подчеркивает значительность, важность логических размышлений. Эти слова: «бездна», «отторжен», «видений», - свидетельство нерасторжимой связи поэтических традиций «века Золотого» и «века Серебрянного».

  1. К.Д. Бальмонт.

Самым плодотворным среди символистов был Константин Бальмонт. Творческий путь его начался в конце XIX века с появлением сборников «Под северным небом» и «В безбрежности», в которые вошли сонеты. Книга 1917 года «Сонеты солнца, меда и луны» состоит из более двухсот сонетов. По тематике сонеты Бальмонта разнообразны: описание земных просторов и далей Вселенной, экзотических картин животного и растительного мира, историко-географических событий, искусства и культуры Запада и Востока; любовь и философические размышления о проблемах жизни и смерти. Особое место занимают сонеты, посвященные творцам и творчеству.

Хвала сонету

Люблю тебя, законченность сонета,

С надменною твоею красотой,

Как правильную четкость силуэта

Красавицы изысканно-простой,

Чей стан воздушный с грудью молодой

Хранит сиянье матового света.

В волне волос недвижно-золотой,

Чьей пышностью она полуодета.

Да, истинный сонет таков, как ты,

Пластическая радость красоты,-

Но иногда он мстит своим напевом.

И не однажды в сердце поражал

Сонет, несущий смерть, горящий гневом,

Холодный, острый, меткий, как кинжал.

        



Предварительный просмотр:

Фрагмент урокавнеклассного чтения в 8 классе. Сонет серебряного века (IV этап).

  1. В.Я. Брюсов.

Сонет о поэте

Как силы светлого и грозного огня,

Как пламя, бьющее в холодный небосвод,

И жизнь, и гибель я; мой дух всегда живет,

Зачатие и смерть в самом себе храня.

Хотя б никто не знал, не слышал про меня.

Я знаю, я поэт! Но что во мне поет,

Что голосом мечты меня зовет вперед,

То властно над душой моей, весь мир мне заслоня.

О бездна! Я тобой отгорожен от всех!

Живу среди людей, но непонятно им,

Как мало я делю их горести и смех,

Как горько чувствую себя средь них чужим

И как могу, за мглой моих безмолвных дней,

Видений целый мир таить в душе своей.

«Сонет о поэте» Валерия Брюсова продолжает традиционную тему русской литературы о назначении поэта и поэзии, перекликается с пушкинским сонетом «Поэту». Брюсов, продолжая пушкинские размышления о назначении поэта и поэзии, прибегает к иным художественным средствам и символам, выражающим мысль о величии поэта и его творчества.

Первый катрен - это сравнение духа поэта с силой огня, пламени бьющегося в небосвод. Пушкинское утверждение: «Ты сам свой высший суд» Брюсов продолжает, прибегая к антитезе, доминирующей в этом сонете: «Хотя б никто не знал, не слышал про меня, // Я знаю, я поэт».

Антитеза рождает противоречивые образы: «жизни и гибель», «зачатие и смерть», «горести и смех», «мгла» и «видения».

Пушкин создал сонет-утверждение: «Поэт! (…) Ты царь: живи один».

 Брюсов написал сонет-размышление: «Живу среди людей, но непонятно им, // Как мало я делю их горести и смех, // Как горько чувствую себя средь них чужим».

Пушкин выражает чувство гордости за высокое назначение поэта - Брюсов мучительно размышляет о назначении поэта.

Сонет Брюсова написан в традиционной форме: два катрена, два терцета. Так как это сонет-размышление, то следуют риторические вопросы: «Что голосом мечты меня зовет вперед»? Восклицания: «О бездна!»; «Я знаю, я поэт!»

В первом катрене много эпитетов: светлый, грозный, холодный. Во втором катрене преобладают глаголы: поет, живет, зовет. Все они в настоящем времени, несут жизнеутверждающие эмоции. И вдруг сомнение, выраженное в антитезисе: «но что во мне поет». Вывод дан в первом терцете: «О бездна!».

Образ бездны символичен: бездна - пропасть, пучина; бездна - постижение истины; мучительный труд творца; бездна - особая судьба поэта.

В стихотворении почти нет метафор, кроме одной: «Мгла дней безмолвных».

Наличие слов высокого стиля подчеркивает значительность, важность логических размышлений. Эти слова: «бездна», «отторжен», «видений», - свидетельство нерасторжимой связи поэтических традиций «века Золотого» и «века Серебрянного».

  1. К.Д. Бальмонт.

Самым плодотворным среди символистов был Константин Бальмонт. Творческий путь его начался в конце XIX века с появлением сборников «Под северным небом» и «В безбрежности», в которые вошли сонеты. Книга 1917 года «Сонеты солнца, меда и луны» состоит из более двухсот сонетов. По тематике сонеты Бальмонта разнообразны: описание земных просторов и далей Вселенной, экзотических картин животного и растительного мира, историко-географических событий, искусства и культуры Запада и Востока; любовь и философические размышления о проблемах жизни и смерти. Особое место занимают сонеты, посвященные творцам и творчеству.

Хвала сонету

Люблю тебя, законченность сонета,

С надменною твоею красотой,

Как правильную четкость силуэта

Красавицы изысканно-простой,

Чей стан воздушный с грудью молодой

Хранит сиянье матового света.

В волне волос недвижно-золотой,

Чьей пышностью она полуодета.

Да, истинный сонет таков, как ты,

Пластическая радость красоты,-

Но иногда он мстит своим напевом.

И не однажды в сердце поражал

Сонет, несущий смерть, горящий гневом,

Холодный, острый, меткий, как кинжал.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фрагменты уроков литературного чтения. знакомство с биографиями и творчеством писателей.

в данных презентациях даны сведения для ознакомления детей с творчеством и биографией писателей. можно использовать в начальной школе....

фрагменты уроков литературного чтения. знакомство с биографиями и творчеством писателей. часть 2

фрагменты уроков литературного чтения. знакомство с биографиями и творчеством писателей....

Урок внеклассного чтения в 6 классе "Утверждение законов добра" (по фрагменту повести Закруткина В."Матерь человеческая")

Цель: подвести учащихся к пониманию того, что у поверженного врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отмстить.обсудить феномен мести как о...

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

Фрагмент урока внеклассного чтения по литературе «Союз двух сердец»

Фрагмент урока внеклассного чтения по литературе «Союз двух сердец» поможет обучающимся углубить представления учащихся о личности и творчестве поэта, показать благородство, искренность и ...