Дидактический материал по теме "Причастие"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Данный материал предназначен для учителя и учащихся по теме "Причастие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskiy_material_prichastie.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

                Запомни правописание прилагательных, образованных от глаголов.

Отглагольные прилагательные

Образуй причастия при помощи приставки

Образуй причастия при помощи зависимого слова

Вареный

Соленый

Сушеный

Печеный

Жареный

Кипяченый

Вязаный

Крученый

Груженый

Жженый

Плетеный

Моченый

Точеный

Рваный

Топленый

Мороженый

Путаный

Крашеный

Ломаный

Раненый

Кованый

Паленый

Стриженый

Золоченый

                        Расставь знаки препинания, объясни орфограммы.

1.Батальон (не)замече..ый противником зашел в тыл. 2.Пастух посмотрел на всадника (не)доумевающим взглядом. 3.Стоял он минут десять (не)вид..мый на темном фоне леса. 4.(Не)дочита..ая книга – это (не)оконче..ый путь. 5.Дорога вилась между полей пшеницы еще (не)созревшей но уже принявшей восковую  окраску. 6.Это были строки еще (не)написа…ого стихотворения.7. Линия обороны до этого казавшаяся мне почти условной ,вроде (не)существовавшей на деле теперь представлялась вполне реальной, протянутой на многие километры 8.Гром (не)умолкавший ни на минуту оглушал нас 9 Было страшно что наш дом ничем (не)защище…ый может развалиться. Мы знали что деревя…ые строения (не)имеющие громоотводов подвергаются во время грозы опасности. .  

                Готовимся к словарному диктанту.

Багряный, бордовый, изжелта-красный, искусный, искусство, иссиня-черный, коллекция, разыскать, общественно полезный, общественно-политический, арена, паром, перила, терраса, подражать, поражение, поскользнуться, превратить, презирать, прекратить, преодолеть, профессия, ровесник, румяный, сверстник, состязание, юный, январский, притворить дверь + слова из словаря трудных слов до стр. 76. 

Тема №1: Причастие как особая форма глагола.

   

_____________________________________________________________________________

1.Определи часть речи. Ответы запиши в таблицу схематично ( х- причастие; о-прилагательное)

3

2

1

4

5

6

9

8

7

12

11

10


1.бодрящий воздух

2.заколдованный лес.

3.великолепный день.

4.пушистый ковер.

5.спящий лес.

6.запорошенные снегом.

7.сверкающий наряд.

8.веселые крики

9.мертвая тишина

10.мерцающий снег.

11.уснувший лес.

12.грустный взгляд

Проверка: соедини знаки «х» , начиная с номера 1

.Ответ для учителя:

3

2

1

4

5

6

9

8

7

12

11

10

Карточка№2.

 Докажите, что причастие образовалось от глагола. Выделите суффиксы причастий.  Если возникли затруднения, посмотри ОК №1.

     

Причастие

Глагол, от которого образовалось причастие.

Видящий

Слышавший

Зависимый

Написанный

Взятый

Росший

Определяющий

Законченный

Связанный

  ОК №1.

Суффиксы причастий: -ущ- (-ющ-); -ащ- (-ящ)

                            -ом- (-ем-) ; -им-

                            -вш-, -ш-

                            -енн- -нн- -т-                      

Карточка №3.

В чем отличие значений прилагательных и причастий- таких похожих слов?

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, прочитайте образец рассуждения в ОК и напишите об отличии и сходстве однокоренных слов  в словосочетаниях летучая мышь и летящая птица.

ОК: в словосочетании висячая лампа прилагательное  висячая обозначает признак предмета, а в словосочетании висящая лампа причастие висящая- изменяющийся во времени признак предмета. Висящая лампа- это лампа, которая висит сейчас (в прошлом- висевшая лампа). В этом различие значений прилагательного и причастия. Сходство же их в том, что они имеют один корень –вис-.

Карточка №4.

Замени сочетание с причастием синонимичным сочетанием глагола со словом который . Запиши получившиеся сочетания, следя за постановкой знаков препинания.(см. ОК)

ОК. Образец: читающий мальчик- мальчик, который читает.

Зеленевшая рожь, созревшие колосья, прополотое поле, скошенная трава, поющие птицы,  оберегаемое от дождя зерно, опавшие листья.

Тема№2: Действительные и страдательные причастия.

 _____________________________________________________________________________

Карточка №1.

Замени сочетание с действительным причастием сочетанием со страдательным причастием. Следите за употреблением форм времени у причастий. (см.ОК).

ОК Образец: Солнце, освещающее поляну- поляна, освещаемая солнцем.

Читающая книгу девочка; вырывший яму садовник; ветер, охлаждающий лицо; дом, воздвигающий строителями; ученик, выполнявший работу; редактор, выпускавший газету; конструктор, создавший машину; агроном, исследующий почву.

Карточка №2.

Выпишите в одну колонку действительные причастия, в другую- страдательные. Выделите суффиксы причастий.

1.Почтальон, принесший письмо- письмо, принесенное почтальоном; ученый, открывший новое месторождение- месторождение, открытое ученым; диктор, сообщающий последние новости- последние новости, сообщаемые диктором.

2.Занятый делом человек; невидимые из-за тумана указатели; оберегаемое от холода растение; решающий задачу ученик; выращенный школьниками урожай; сверкающая на солнце гладь озера; записанная на магнитофон песня; рано опавшие листья.

Карточка№3.

Запишите , выбирая из скобок нужные причастия. Для объяснения своих действий пользуйтесь образцом рассуждения, данным в учебнике на стр.31.

1.(Высыхающая, высыхаемая) на жарком солнце трава быстро теряет витамины.

2.На (подготовившее, подготовленное) к севу поле выехали тракторы.

3.(Напоившая, напоенная) влагой земля дала быстрые всходы.

Тема№3. Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.

Карточка №1.

Подберите к одиночным причастиям в предложениях зависимые слова. Запишите получившиеся предложения, выделяя графически причастные обороты.

1.Размытая земля налипала комьями.

2.Мы жили в тихой, затерявшейся деревушке.

3. Из открытого окна слышалась музыка.

4.Толстые, свисавшие сосульки оттаивали на солнце.

5.Замершие цветы постепенно ожили.

6.Показавшееся солнце ослепило нас.

Карточка №2.

Прочитайте шепотом текст, согласуя прилагательные и причастия с определяемыми словами. Запишите, ставя, где нужно , запятые.

Сотни подвод и тысячи лошадей суетились здесь, точно муравьи на (разоренный) муравейнике.

Около (длинный, товарный) поезда толпились рабочие (разгружавший) его.

По (наклонный) доскам (спущенный) из вагонов (непрерывный) потоком катились на землю кирпичи.

Тысячи звуков смешивались здесь в длинный скачущий гул: звонкие удары клепальщиков (чеканящих) заклепы на котлах и изредка глухие подземные взрывы (заставляющий) дрожать землю.

Карточка №3.

Расставьте пропущенные знаки, графически объясните

1.Между колесами телег полузавешенных коврами горит огонь.

2.Сплошным воющим потоком пошли снаряды высоко над полем.

3.Ребята клеящие коробочки для игрушек отказывались вырезать звезды.

4.На стене висела стенная газета раскрашенная цветными карандашами.

5.Владимир ехал полем пересеченным глубокими оврагами.

6.Слуга ехавший верхом пристегнул к поясу мой ящик.

7.Этот джентльмен обладавший здравым умом и не лишенный образования довольно скоро убедился в моей искренности.

8.Мне пришлось скоро раскаяться в этих необдуманных словах.

9.Мысли тревожившие меня не давали мне уснуть.

10.Мы увидели черную тучу шедшую на нас.

Карточка №3.

Объясните допущенные учениками ошибки в употреблении причастных оборотов. Исправьте их и запишите предложения.( подсказка: см.ПК) 

1.

1По краям дороги виднелись чахлые тополя с посеревшей от пыли листьями. 2.Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинками. 3.Люди пользуются водой из колодца вытекающего из земных недр.

2.

1.Затянувшееся небо тучами повисло над просекой. 2.Подгоняемая лодка неслась по воде ветром. 3.Свисавшие тонкие сосульки с крыш потемнели на солнце.

3.

1.Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах. 2.В зале стояли низкие столы с потемневшими от дыма стенами. 3.На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома.

ПК .1.В предложениях первой группы нарушены нормы согласования причастий с определяемыми словами.

2.В предложениях второй группы нарушены нормы порядка слов в причастных оборотах.

3.В предложениях третьей группы нарушены нормы порядка слов (неверно место самого причастного оборота).

Карточка №5.

Ответьте на вопросы, данные ниже, используя причастия и причастные обороты. Запишите ответы, следя за окончаниями причастий и пунктуацией при причастном обороте.  Выделите суффиксы причастий.

Образец: Что называется именем существительным7- Имя существительное- это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы кто?  что?.

1.Что такое фонетика?

2.Что такое морфология?

3.Что такое причастие?

4.Что называется причастным оборотом?

Карточка №6.

Запиши предложения , в которых допущена пунктуационная ошибка. Исправь ее. Графически объясни.

1.Мы любовались , плывущими по небу, облаками.

2.Куст сирени, растущий в саду, расцвел.

3.Солнце показавшееся из-за гор , ослепило нас.

4.Он не замечал ни лесов ни озер, заросших лилиями.

5.На дорожках парка, устланных желтыми листьями, играли тени.

6.Ярко блеснувшая молния, режет синюю гущу облаков.

7.На солнце ярко сверкнули, занесенные снегом избушки.

8.Это была старая, давно заброшенная усадьба.

9.Дети, утомленные утренней прогулкой, медленно брели по тропинке.

10.Листья кленов, похожие на лапы выделялись на желтом песке.

Тема№4. Правописание действительных причастий настоящего времени.

________________________________________________________________

Карточка№1.

Выпишите сначала причастия, образованные от глаголов 1 спряжения, а затем- причастия, образованные от глаголов 2 спряжения. Выделите суффиксы причастий.

Сверкающий, видящий, кажущийся, строящий, стелющийся, негодующий, прощающий, испепеляющий, отсутствующий, ненавидящий, понимающий, зависящий, любящий, держащий, находящийся, решающий, стремящийся.

Карточка №2.

Образуйте действительные причастия настоящего времени, запишите их, выделяя суффиксы.

Изучать, воображать, зависеть, проводить, произносить, рассматривать, привлекать, требовать, обсуждать, исследовать, презирать, махать, любить, брить, слышать.

_____________________________________________________________________________

Карточка№3.

Пользуясь таблицей, представленной на стр.34 учебника, образуйте от глаголов, данных в скобках, действительные причастия настоящего времени. Графически объясни орфограмму.

1.Ему начало казаться, что мельница (махать) крыльями приближается.

2.Тема шел по дорожкам сада, вдыхая в себя свежесть (начинаться) летнего сада.

3.(Колебаться) полет бабочек над свежей (зеленеть) полянкой- одно из прелестнейших зрелищ.

4.Тишина (царить) вокруг усыпляла и погружала в мечтательно-дремотное состояние.

_____________________________________________________________________________

Карточка№4.

Устраните повторение слова который , заменив одно из сочетаний причастным оборотом. Объясните правописание гласной в суффиксах причастий.

1.У нас комната, в которой большие окна, которые пропускают много света.

2.Мы подходим к перевалу, за которым высятся горы, которые привлекают нас своей красотой.

3.Ребята часто ходят в лес, который находится недалеко от озера, в котором они ловят рыбу.

Карточка№5.

Спишите, заменяя первый глагол-сказуемое действительным причастием настоящего времени. Объясни выбор гласной в суффиксах причастий.

1.Листь кружатся в воздухе и медленно падают на землю.

2.Осеннее солнце согревает своими лучами землю и испаряет влагу.

3.Животные готовятся к зиме и кажутся очень озабоченными.

4.Белочка мелькает среди деревьев, отыскивает последние орехи.

Тема№5. Действительные причастия прошедшего времени.

Карточка №1.

Запишите, подчеркивая гласную перед –ть и перед- л в глаголах .Образуйте действительные причастия прошедшего времени.

Образец :видеть- видел- видевший.

 

Завис..ть- завис..л; засе..ть-  засе..л; крас..ть-  крас..л; раста..ть-  раста..л; обид..ть- обид..л; стро..ть- стро..л; брос..ть- брос..л; ненавид..ть- ненавид..л.

____________________________________________________________________________

Карточка№2.

Образуйте от глаголов в скобках действительные причастия прошедшего времени. Спишите, согласуя причастия с определяемыми словами, ставя недостающие запятые и вставляя пропущенные буквы.

1.Цветы (замерзнуть) за ночь постепенно оттаивали и оживали.

2.Мы завид..вали всем, кто жил в этих местах, каждой девочк.. (бежать) с кошелкой по обочин.. дорог.. , каждой птице (пролетать) сквозь зар..сли.

3.Мы спустились к узенькой речк.., ровной, спокойной полосой (протекать) между невысокими, но крутыми берегами (порасти) густым лозняком.

4.Вдруг раздался голос птицы (заставить) меня ост..новиться.

Карточка №3.

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните.

Обид..вший, застав..вший, посе..вший, беспоко..вший, ужал..вший, выраз..вший, затее..вший, раста..вший, вид..вший, нянч..вший, раскле..вший, раск..вшийся, измер..вший, приумнож..вший, постро..вший, расе..вший, замет..вший, услыш..вший, забот..вшийся, ре..вший.

_____________________________________________________________________________

Карточка №4.

Замените сочетания глагола со слов который соответствующим действительным причастием прошедшего времени. Обозначьте в причастиях суффикс глагола.

Школьники, которые работали в колхозе; тракторы, которые вспахали поле под озимые; птица, которая вылетела из-под колес комбайна; снег, который быстро растаял.

_____________________________________________________________________________

Тема №6.  Страдательные причастия настоящего времени.

Карточка №1.

Образуйте страдательные причастия настоящего времени. Графически объясните гласную в суффиксах.

Терпеть, различать, осуждать, зависеть, воображать, слышать, гнать, принимать, командировать, рассматривать, разрешить.

_____________________________________________________________________________

Карточка №2.

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните выбор орфограммы.

Избира..мый актив, определяя..мое слово, спряга..мый глагол, неслыш..мые звуки, изуча..мое правило, завис..мое слово, невид..мое препятствие, изобража..мый пейзаж, необита..мый остров, уважа..мый товарищ, неприемл..мое условие, управляя..мый спутник.

Карточка№3.

Образуйте от глаголов страдательные причастия настоящего времени, согласуйте их с определяемым словом. Запишите, выделяя причастные обороты.

1.Трава (сгибать) ударами ветра и дождя ложилась на землю.

2.При желании звуки (издавать) струнами и клапанами могут принять любой образ.

3.Он считал круги (совершать) самолетом.

4.Слова команды (усиливать) микрофоном) были слышны всем спортсменам.

_____________________________________________________________________________

Карточка№4.

Вставьте пропущенные буквы, объясните графически орфограмму.

Передава..мый, испытыва..мый, расходу..мый, завис..мый, обрека..мый, колебл..мый, обижа..мый, вид..мый, слыш..мый, наруша..мый, увлека..мый, поднима..мый, ненавид..мый, рекоменду..мый, освеща..мый, Леле..мый, разреша..мый, уважа..мый, примеря..мое платье, клее..мый.

 

 Карточка №5.

Замените сочетание глагола со словом который причастие настоящего времени с зависимыми словами. Графически объясните орфограмму.

1.Машина, которая мчится по шоссе; машина, которую буксирует грузовик; спортсмен, который обыгрывает соперника; спортсмен, которого обыгрывает соперник ; камыш, который колеблется от ветра; камыш, который колеблет ветер.

2.Кузнечик, который стрекочет в траве; снег, который, подтаивает на солнце; маяк, который видят издалека; звук, который не улавливается приборами.

Тема№7. Страдательные причастия прошедшего времени.

Карточка №1.

Образуйте  от глаголов страдательные причастия прошедшего времени.. Выделите суффиксы причастий.

1.занять, покрыть, вымыть, разбить, накрыть;

2.сказать, создать, создать, сдержать, дать, послать, узнать, показать, связать, услышать, отдать, сломать, сыграть;

3.подхватить, установить, положить, зарядить, разговорить, получить, сломить, уничтожить, найти, обнаружить;

4.раскалить, заключить, убедить, запретить, возмутить, сжечь, отвлечь, увлечь, осветить, пригласить, принести, осуществить.

 По какому принципу сгруппированы слова?

Карточка №2.

Образуйте от глаголов страдательные  причастия прошедшего времени, выделяя суффиксы. Расставьте знаки препинания.

1.Дорожка (очистить) от снега и (посыпать) песком вела с террасы на террасу.

2.Снег на лужайке, деревьях, на (изогнуть) причудливых крышах беседок, на (вытянуть) руках и (запрокинуть) головах мраморных скульптур блестел на солнуе.

3.С нижней террасы открылся вид на дворец (украсить) лепниной и позолотой.

Подчеркни словарные слова.

Карточка№3.

Спишите, выделяя орфограммы.

1.Вынес..ый, полож..ая, поставл…ая, получ..ая, запут..ый, законч…ый, вымышл..ый, располож..ый, сказ..ый, счит…ый, сдерж…ый, установл…ый, призв..ый, неисправл…ый, выполн..ый, заморож..ый, прострел…ый.

2.Сожж…ое, реш…ый, приглаш…ый, незапрещ…ый, окруж..ая, отвлеч…ый, измельч…ое, изображ…ая, лиш…ый, обожж…ое, приглуш…ое, искаж…ое.

_________________________________________________________________________

Карточка №3.

Вставьте пропущенные буквы, графически объясните.

Выкач..ая из бака нефть, выкач…ая из подвала бочка, выслуш…ые замечания, высуш…ые грибы, зам…ый в преступлении человек, замеш…ое тесто, занавеш…ое окно, застро…ой участок, крепко насто…ый чай, намасл…ый блины, навеш…ое белье,  навеш….ая дверь, перевеш…ый товар, подвеш…ые флажки, подстрел…ые утка, пристрел…ое ружье, удосто….ый награды, увеш..ая ординами грудь.

Тема№8. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.  

Карточка №1.

1.Продолжите предложения правого столбика  по предложенному началу . 2.Запишите вывод: не с краткими причастиями пишется……. .

У аккуратного ученика:

У неряхи и лентяя:

1.Книги сложены, карандаш отточен, линейка принесена, уроки выполнены.

1.Книги не сложены, карандаш не отточен, линейка …. , уроки … .

2.Волосы причесаны, зубы вычищены, ногти подстрижены.

2.Волосы не причесаны, зубы … , ногти .. .

3.Форма вычищена, пуговицы застегнуты, ботинки начищены, шнурки завязаны.

3.Фоориа не вычищена, пуговицы … , ботинки … , шнурки .. .

Карточка №2.

Расставь знаки препинания, объясни орфограммы.

1.Батальон (не) замече..ый противником зашел в тыл. 2.Пастух посмотрел на всадника (не)доумевающим взглядом. 3.Стоял он минут десять (не) вид..мый на темном фоне леса. 4.(Не)дочита..ая книга – это (не) оконче..ый путь. 5.Дорога вилась между полдей пшеницы еще (не)созревшей но уже принявшей восковую  окраску. 6.Это были строки еще (не)написа…ого стихотворения.7. Линия обороны до этого казавшаяся мне почти условной , вроде (не)существовавшей на деле теперь представлялась вполне реальной, протянутой на многие километры 8.Гром (не)умолкавший ни на минуту оглушал нас 9 Было страшно что наш дом ничем (не)защище…ый может развалиться. Мы знали что деревя…ые строения (не) имеющие громоотводов подвергаются во время грозы опасности

Карточка №3.

Раскройте скобки, графически объясняя выбор правописания.

Обратите внимание на ОК.

Почти (не) достигнутые взору звезды; давно (не) бывавший у нас гость; абсолютно (не) проходимые заросли; очень (не) защищенный человек; (не) оставившие тени; совсем (не) думающий о последствиях; (не) завершено; (не) завершенное строительство; (не) успевшие отцвести цветы; (не) распустившиеся, а зацветшие розы ; (не) имеющая названия река; (не) записана температура; (не) утихающий весь день ливень; еще (не) скошенные луга; (не) прочитаны книги; (не) растаявший снег; (не) защищенный вид; рисунок (не) раскрашен; никем (не) замеченный; (не) выученный урок; вовсе (не) замершие окна. Ничем (не) возместимая потеря, (не)спетая песня, причины (не)раскрыты, (не) исследованная геологами местность, почти (не) расслышанные слова, (не) избалованный ребенок, совершенно (не)избалованный ребенок, девочка (не)избалована мамой, (не) избалованные родителями дети, (не) годующий человек, (не) прекращающийся дождь, (не)забываемые нами дни.

    ОК      Почти ,совсем, чрезвычайно,

                Очень, совершенно, крайне,

                 Абсолютно и весьма

                Слитно НЕ пиши всегда

Тема№9.  Правописание Н, НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

Карточка №1.

Образуй те от глагольных прилагательных причастия, выделите суффиксы.

Отглагольные прилагательные

Образуй причастия при помощи приставки

Образуй причастия при помощи зависимого слова

Вареный

Соленый

Сушеный

Печеный

Жареный

Кипяченый

Вязаный

Крученый

Груженый

Жженый

Плетеный

Моченый

Точеный

Рваный

Топленый

Мороженый

Путаный

Крашеный

Ломаный

Раненый

Кованый

Паленый

Стриженый

Золоченый

Карточка № 2.

        

Вставьте пропущенные буквы, графически объясните

Поле убра..о; овощи сваре..ы в кастрюле; прочита…ая книга; полукопче..ый окорок; пече..ый мамой пирог; неслыха…ые дела; моще..ая улица; картошка испече..ая в золе; зрители спокойны и сдержа..ы; полуразруше…ая усадьба;  долгожда..ая  встреча; военизирова…ый отряд; сорочка выглаже..а; асфальтирова..ая улица;  смышле…ый ученик; подруга воспита..а, ране…ый боец, искуса..ый комарами, организова…ый митинг; неожида…ое известие;  лома…ые прутья; свежескоше…ый луг, масле..ый блин; кова..ый меч; избалова..ое дитя; златокова…ый сундук; суше..ые грибы, афиши расклее…ы .  

                

   

Тест

)Какие из данных слов являются причастием?

1.длинный        5.стеклянный

2.пустынный        6.старинный

3.отправленный        7.составленный

4.деревянный        8.мгновенный

2)Какие из данных слов- действительные причастия?

1.открытая дверь        5.шуршащие листья

2.шумящий поток        6.распахнутое окно

3.сделанная работа        7.расставленные чашки

4.вырванный лист        8.отправленная телеграмма

3)В каких из данных причастий суффиксы –ущ-, -ющ-

1.стро..щий        5.стел..щий

2.пиш..щий        6.завис..щий

3.став..щий        7.вид..щий

4.люб..щий        8.крас..щий

4)В каких из данных слов пишется –НН-?

1.песча..ый        5.стекля..ый

2.отда…ый        6.испуга..ый

3.полотня..ый        7.тума..ый

4.засея..ый        8.серебря..ый

5)Какие из данных слов являются краткими причастиями?

1.цен..а        5.революцио..а

2.назва..а        6.засея…а

3.румя..а        7.пусты..а

4.отобра..а        8.устрое..а.

6)В каком предложении есть причастный оборот

1.Поле засея..ое озимой рожью зазеленело.

2.Расст..лавшийся над рекой туман еще не рассеялся.

3.Выступившие на семинаре ученики получили отличные отметки.

 Настоящая работа представляет дидактический материал  к урокам по теме «Причастие».

Тема №1.Упражнения направлены на формирования навыка опознания причастий по их формальному признаку- суффиксам. Также даны упражнения, которые способствуют осознанию значения причастия как особой формы глагола, усвоению его семантики и морфологических признаков.

Тема №2.Упражнения помогают отработке практического умения отличать действительные причастия от страдательных.

Тема №3. Упражнения направлены на формирование умения конструировать причастный оборот, что способствует выработке навыка определения границ причастного оборота в предложении и в конечном счете - пунктуационного навыка. Карточка№4 содержит деформированные предложения. Его цель состоит в том, чтобы, анализируя ошибки в употреблении причастий и причастных оборотов, формировать навыки нормированного их употребления школьниками.

Темы №4, №5, №6, №7. Цель упражнений : сформировать умение образовывать страдательные и действительные причастия; отработать навык правописание гласных в суффикса действительных причастий настоящего времени и страдательных причастий настоящего времени; гласных перед суффиксами действительных причастий прошедшего времени и страдательных причастий прошедшего времени.

Темы №8,№9. Упражнения способствуют выработке орфографического правила.

Условные обозначения:

ОК (опорная карточка)

ПК (проверочные карточки ; подсказка)

Карточка №1.

Образуйте действительные причастия настоящего времени, запишите их, выделяя суффиксы.

Изучать, воображать, зависеть, проводить, произносить, рассматривать, привлекать, требовать, обсуждать, исследовать, презирать, махать, любить, брить, слышать.

Карточка №2.

Образуйте страдательные причастия настоящего времени. Графически объясните гласную в суффиксах.

Терпеть, различать, осуждать, зависеть, воображать, слышать, гнать, принимать, командировать, рассматривать, разрешить.

Карточка№3

Спишите, заменяя первый глагол-сказуемое действительным причастием настоящего времени. Объясни выбор гласной в суффиксах причастий.

1.Листь кружатся в воздухе и медленно падают на землю.

2.Осеннее солнце согревает своими лучами землю и испаряет влагу.

3.Животные готовятся к зиме и кажутся очень озабоченными.

4.Белочка мелькает среди деревьев, отыскивает последние орехи.

Карточка №1.

Образуйте действительные причастия настоящего времени, запишите их, выделяя суффиксы.

Изучать, воображать, зависеть, проводить, произносить, рассматривать, привлекать, требовать, обсуждать, исследовать, презирать, махать, любить, брить, слышать.

Карточка №2.

Образуйте страдательные причастия настоящего времени. Графически объясните гласную в суффиксах.

Терпеть, различать, осуждать, зависеть, воображать, слышать, гнать, принимать, командировать, рассматривать, разрешить.

Карточка№3

Спишите, заменяя первый глагол-сказуемое действительным причастием настоящего времени. Объясни выбор гласной в суффиксах причастий.

1.Листь кружатся в воздухе и медленно падают на землю.

2.Осеннее солнце согревает своими лучами землю и испаряет влагу.

3.Животные готовятся к зиме и кажутся очень озабоченными.

4.Белочка мелькает среди деревьев, отыскивает последние орехи.

Найди предложения , в которых допущена пунктуационная ошибка. Исправь ее. Графически объясни.

1.Мы любовались , плывущими по небу, облаками.

2.Куст сирени, растущий в саду, расцвел.

3.Солнце показавшееся из-за гор , ослепило нас.

4.Он не замечал ни лесов ни озер, заросших лилиями.

5.На дорожках парка, устланных желтыми листьями, играли тени.

6.Ярко блеснувшая молния, режет синюю гущу облаков.

7.На солнце ярко сверкнули, занесенные снегом избушки.

8.Это была старая, давно заброшенная усадьба.

9.Дети, утомленные утренней прогулкой, медленно брели по тропинке.

10.Листья кленов, похожие на лапы выделялись на желтом песке.

Прочитайте шепотом текст, согласуя прилагательные и причастия с определяемыми словами. Запишите, ставя, где нужно , запятые.

Сотни подвод и тысячи лошадей суетились здесь, точно муравьи на (разоренный) муравейнике.

Около (длинный, товарный) поезда толпились рабочие (разгружавший) его.

По (наклонный) доскам (спущенный) из вагонов (непрерывный) потоком катились на землю кирпичи.

Тысячи звуков смешивались здесь в длинный скачущий гул: звонкие удары клепальщиков (чеканящих) заклепы на котлах и изредка глухие подземные взрывы (заставляющий) дрожать землю.

Расставьте пропущенные знаки, графически объясните

1.Между колесами телег полузавешенных коврами горит огонь.

2.Сплошным воющим потоком пошли снаряды высоко над полем.

3.Ребята клеящие коробочки для игрушек отказывались вырезать звезды.

4.На стене висела стенная газета раскрашенная цветными карандашами.

5.Владимир ехал полем пересеченным глубокими оврагами.

6.Слуга ехавший верхом пристегнул к поясу мой ящик.

7.Этот джентльмен обладавший здравым умом и не лишенный образования довольно скоро убедился в моей искренности.

8.Мне пришлось скоро раскаяться в этих необдуманных словах.

9.Мысли тревожившие меня не давали мне уснуть.

10.Мы увидели черную тучу шедшую на нас.

Расставь знаки, графически объясни.

1.Не доехав до города версты три он слез с телеги и пошел пешком.

2.Никита взял шапку и сейчас же не ожидая рассвета отправился в уезд.

3.Не сказав ни одного слова Павел собрал деньги на дорогу и отправился в родной город.

4.Он долго молчал явно недосказывая чего-то и хмурился.

5.Мой приятель посмеиваясь прошел мимо.

6.Не замечая насквозь пронизывающего ветра путешественники любовались чудесным зрелищем.

7.Он шел по тропинке низко опустив голову и не видя не слыша ничего вокруг.

8.Явился Филипп и ни с кем не говоря ни слова и не извинившись направился в комнату отца.

9.Он бросил работать и отойдя к окну открыл его.

                                                                        Ф.И.______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к урокам

Дидактический материал предназначен для проведения контрольных работ по УМК "Английский язык" В.П.Кузовлева...

Дидактический материал по аудированию

Материал содержит аутентичные тексты в записи носителями языка...

Дидактический материал

Дидактический материал, созданный в процессе переписки с американскими школьниками...

дидактический материал по аудированию

Материалы для использования на уроке и для подготовки к олимпиадам...

Дидактический материал для проверки знаний по синтаксису : русский язык 8 класс ( первичное усвоение материала)

Дидактический материал я использую при проверке первичного усвоения материала. Карточки выдаю по вариантам, учащиеся на них выполняют задание зелёной пастой, что облегчает проверку....

Дидактический материал для закрепления материала по биологии в 9 классе по теме: Клетка - генетическая единица живого.

Презентацию можно использовать  для закрепления изученного на уроке биологии материала по теме "Клетка - генетическая единица живого" в 9 и 10 классах....

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...