Карточки по теме "Глагол" для работы в парах постоянного состава ("Неопределенная форма глагола" и "-тся и -ться в глаголах")
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Гончаренко Наталья Михайловна

Карточки предназначены для работы в парах постоянного состава при изучении в 5 классе тем "Неопределенная форма глагола" и "Правописание -тся и -ться в глаголах". Работая в паре, дети учатся самостоятельности в изучении материала, самроконтролю и взаимоконтролю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карточка № 1

Неопределенная форма глагола.

  1. Теория и примеры.

Работая в постоянной паре, помогите друг другу выучить определение.

1.Запомните, что неопределенная форма имеет еще одно название  - инфинитив.

У глагола в неопределенной форме нельзя определить время, число, лицо или род.

Прочитайте в учебнике информацию об инфинитиве.

2. Расскажите друг другу, как еще называют неопределенную форму глагола. Что нельзя определить у глагола в неопределенной форме?

3. Поставьте следующие глаголы в неопределенную форму и запишите:

Выстроили, возводят,  обследуешь,  донесет.

  1. Упражнения.

Выполните вместе упражнения (все письменные работы у вашей пары должны быть выполнены одинаково).

  1. Выполните упражнения, указанные учителем (номера упражнений записаны на доске).

Карточка № 1

Неопределенная форма глагола.

         I.      Теория и примеры.

Работая в постоянной паре, помогите друг другу выучить определение.

1.Запомните, что неопределенная форма имеет еще одно название  - инфинитив.

У глагола в неопределенной форме нельзя определить время, число, лицо или род.

Прочитайте в учебнике информацию об инфинитиве.

2. Расскажите друг другу, как еще называют неопределенную форму глагола. Что нельзя определить у глагола в неопределенной форме?

3. Поставьте следующие глаголы в неопределенную форму и запишите:

Выстроили, возводят,  обследуешь,  донесет.

      II.        Упражнения.

Выполните вместе упражнения (все письменные работы у вашей пары должны быть выполнены одинаково).

  1. Выполните упражнения, указанные учителем (номера упражнений записаны на доске).



Предварительный просмотр:

Карточка № 2 (1)

-тся и –ться в глаголах

I. Взаимопроверка знания теории.

Поочереди расскажите друг другу о неопределенной форме глагола по плану:

1. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

2. Какие морфологические признаки не свойственны инфинитиву? (Что нельзя определить у инфинитива?)

3. В чем особенность написания инфинитива с буквой ч на конце?

  II.  Повторение известного по теме урока.

  1. Вспомните правило правописания –тся и –ться в глаголах, расскажите его друг другу.
  2. Заполните таблицу словами из приведенного ниже списка:

-тся

-ться

Собираю..ся, хотел прикосну..ся , доказывае..ся, собра..ся в поход, хорошо усваивае..ся, оста..ся в классе, решил подготови..ся, вставляе..ся в рамку.

Работу выполняете в тетради.

Определите, в каком из столбиков записаны глаголы в неопределенной форме, а в каком – в 3 лице.

Сделайте вывод, в какой глагольной форме пишется –тся, а в какой –ться.

   III. Упражнения.

  1. Выполните в тетради упр.

Работаете в паре, помогая друг другу. При затруднении обращаетесь за помощью к учителю.

  1. Продиктуй товарищу текст по одному предложению, делая паузы. Он должен записать из этого текста только глаголы с –тся или –ться.

                                        Волк и коза

          Волк видит – коза пасется на каменной горе, и нельзя ему к ней подобраться; он ей и говорит:

- Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много слаще.

           А коза и говорит:

- Не за тем ты, волк, меня зовешь, ты не о моем, а о своем корме хлопочешь.

       3.  Выпиши из текста, который тебе продиктует товарищ, только глаголы с –тся или –ться.

      IV. Запишите домашнее задание: упр.

Карточка № 2 (2)

-тся и –ться в глаголах

I. Взаимопроверка знания теории.

Поочереди расскажите друг другу о неопределенной форме глагола по плану:

  1. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
  2. Какие морфологические признаки не свойственны инфинитиву? (Что нельзя определить у инфинитива?)
  3. В чем особенность написания инфинитива с буквой ч на конце?

  II.  Повторение известного по теме урока.

  1. Вспомните правило правописания –тся и –ться в глаголах, расскажите его друг другу.
  2. Заполните таблицу словами из приведенного ниже списка:

-тся

-ться

Собираю..ся, хотел прикосну..ся , доказывае..ся, собра..ся в поход, хорошо усваивае..ся, оста..ся в классе, решил подготови..ся, вставляе..ся в рамку.

Работу выполняете в тетради.

Определите, в каком из столбиков записаны глаголы в неопределенной форме, а в каком – в 3 лице.

Сделайте вывод, в какой глагольной форме пишется –тся, а в какой –ться.

   III. Упражнения.

  1. Выполните в тетради упр.

Работаете в паре, помогая друг другу. При затруднении обращаетесь за помощью к учителю.

  1. Выпиши из текста, который тебе продиктует товарищ, только глаголы с –тся или –ться.
  1. Продиктуй товарищу текст по одному предложению, делая паузы. Он должен записать из этого текста только глаголы с –тся или –ться.

                                                Лисица и козел

        Захотелось козлу напиться: он слез под кручь к колодцу, напился и отяжелел. Стал он выбираться назад и не может. И стал он реветь. Лисица увидала и говорит:

- То-то бестолковый! Коли бы у тебя сколько в бороде волос, столько бы в голове ума было, то прежде, чем слезать, подумал бы, как назад выбраться.

                                                                (Л.Н. Толстой)

         IV. Запишите домашнее задание: упр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-исследование "Энергия инфинитива, или Тайны неопределенной формы глагола"

Урок-исследование по теме "Неопределенная форма глагола" (5 класс)...

Методическое пособие "Работа в парах сменного состава на уроках математики"

Знаменитые три правила Яна Амоса Коменского «Многое спрашивать, усваивать, учить других — тайна великой учености» выражены в следующем латинском стихе: «Как можно больше спрашивать, спрошенное —...

Неопределенная форма глагола

Урок новых знаний. На данном уроке реализуется деятельностный подход....

Формы и методы работы в парах сменного состава. Как организовать работу детей в парах?

Многие слышали о том, что работа в парах имеет высокую эффективность при обучении различным предметам: такие методы можно использовать как в работе с детьми начальных классов, так и со взрослыми....

Работа в парах сменного состава на уроках русского языка

В статье рассматриваются различные методики работы в парах сменного состава на уроках русского языка...

Статья "Способ обучения в парах постоянного состава на уроках ОБЖ"

Статья Способ обучения в парах постоянного состава на уроках ОБЖ...

Пары сменного состава: организация формы учебного сотрудничества

Пары сменного состава: организация формы учебного сотрудничества...