Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему:
    Причастный оборот

    Котова Ирина Олеговна

    Урок русского языка (технология разноуровневого обучения)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon prichastnyy_oborot.doc776.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА. 7 КЛАСС.

    ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ.

    Цель урока – дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, правилах его выделения запятыми; выработать умение видеть определяемое слово, причастие и все зависимые от него слова; повторить образование причастий от глаголов.

    Оформление урока:

    • опорные конспекты для группы «А»;
    • карточки с заданиями для групп «А», «В», «С»;
    • репродукции картин И.Айвазовского «Девятый вал», «Корабль «Мария» во время шторма», «Георгиевский монастырь», «Штиль».

    План урока.

    1. Повторение образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени по предложенным суффиксам (ущ-ющ, вш-ш). Учащиеся группы «А» работают в опорном конспекте, остальные в тетрадях, записывая глаголы под диктовку и комментируя их написание (орфограмма «Чередование в корне»). Затем от данных глаголов образуют формы причастий настоящего и прошедшего времени.

    глагол в неопр.ф.

    прич. н.вр.

    прич. пр.вр.

    зажигать

    зажигающий

    зажигавший

    отпереть

    отпирающий

    отпиравший

    замирать

    замирающий

    замиравший

    касаться

    касающийся

    касавшийся

    прилагать

    прилагающий

    прилагавший

    расти

    растущий

    растивший

    1. Учащиеся групп «В» и «С» составляют с любыми из полученных причастий словосочетания, где причастие является зависимым и главным словом, для детей группы «А» даётся аналогичное задание в опорном конспекте с уже предложенными словами. На доске записывается и комментируется вариант из опорного конспекта группы «А» (растущее дерево, растущий на дереве). Формулируется понятие причастного оборота. Под диктовку записываются примеры причастных оборотов.
    2. Устное задание для групп «В» и «С» по выделению причастных оборотов из предложенных словосочетаний. Группа «А» работает самостоятельно в опорных конспектах с другими словосочетаниями.
    3. Работа по развитию речи – составление/комментарий текстов с причастными оборотами по картинам К.Айвазовского. Группа «В» конструирует предложения и получает тексты по картинам «Георгиевский монастырь» (1 вариант), «Штиль» (2 вариант). Группа «С» составляет текст, образуя с данными причастиями, существительными, наречиями причастные обороты. Группа «А» работает с готовым текстом, вставляя пропущенные буквы в словах, подчеркивая причастные обороты.
    4. Заключительная часть урока – чтение полученных текстов, сопоставление их с предложенными иллюстрациями, исправление допущенных речевых ошибок.

    Приложение 1.

    ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ (группа «А»)

    ФИ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1.

    глагол в неопр.ф.

    прич. н.вр.

    прич. пр.вр.

    заж…гать

    отп…реть

    зам…рать

    к…саться

    прил…гать

    р…сти

    2. Составьте словосочетания из данных слов, разберите их:

    Растущий, дерево - ________________________________________

    На, растущий, дереве - _____________________________________

    3. Причастие с зависимыми словами – причастный оборот.

    Слово, к которому относится причастный оборот, - определяемое слово.

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    4. Отметьте номера причастных оборотов:

    1) отправленное письмо

    2) выполненное верно задание

    3) бегло читающая девочка

    4) согнутая ветка

    5) согнутая мною ветка

    Ответы___________________________________________________

    Приложение 2.

    Карточки с заданиями для групп.

    Группа «А»:

    Гневное море, неистово мчащ… свои воды, ра…качивает к…рабль «Мария». Солнечные лучи, пробивш…ся сквозь мрачные, ч…рные, лохматые тучи, осв…щают гребни огромных волн. Нет границы между бушующ… морем и небом с несущ… по нему тучами.

    Группа «В»:

    1 вариант.

    Картина, море, «Георгиевский монастырь», ночь, на, в, лунный, художник, изобразить. Луна, мир, цвет, берег, море, горизонт, круглый, желтый, далекий, скалистый, заливающий, освещать. Скалы, дорожка, часовые, море, темный, разделенный, лунный, охраняющий, спокойный, сонный, стоять, как.

    2 вариант.

    Глядя, на, картина, «Штиль», море, просторы, беспредельный, восхищаться. Внимание, небо, гладь, облака, привлекать, оно, над, по, огромный, простирающийся, тихий, голубой, пушистый, плывущий. Не сразу, горизонт, парус, одинокий, белеющий, на, замечать. Картина, покой, от, веять. Море, рыбаки, спокойны, готовящийся, и, в, выйти.

    Группа «С»:

    причастия – обрушившийся, пробивший, мчащийся, вздымающийся, бьющийся;

    существительные – лавина, пучина, шхуна, гребни волн, луч солнца, пожар;

    наречия – неистово, стремительно.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Причастный оборот. Обособление причастного оборота

    Цели урока:  дать понятие о причастном обороте; формировать умения определять границы причастного оборота в предложении; рассмотреть условия обособления причастного оборота; показать роль п...

    Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

    Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте". Изучение новой темы....

    Русский язык. 7 класс.Конспект урока "Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми"

    Одним из главных методов достижения учебных целей  на уроке является, на мой взгляд, правильная и грамотная постановка целей в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся....

    Сценарный план урока русского языка в 6 классе. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

    Сценарный план урока русского языка в 6 классе.  Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. УМК под редакцией С.И.Львовой....

    Причастный оборот. Выделение причастных оборотов запятыми.

    Цель урока: Закрепить навык выделения запятыми причастных оборотов. Умение конструировать предложения с причастными оборотами. Умение выразительно читать предложения с причастными оборотами. К уроку п...

    Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

    Урок - закрепление изученного материала...