План лингвистического анализа текста
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Краснова Надежда Фёдоровна

В плане представлены разные уровни лингвистического анализа текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon plan_lingvisticheskogo_analiza_teksta.ppt402 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЛАН ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА 1. Определите основную тему и основную мысль текста. 2.На какие смысловые части можно разделить текст? 3.К какому стилю относится текст? Аргументируйте. 4.Определите тип речи, аргументируйте. 5.Проанализируем 4 языковых уровня ( фонетический, лексический, морфологический, синтаксический).

Слайд 2

ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: А) Наблюдается ли в тексте ассонанс ? Какие гласные преобладают? К чему это приводит? Как это явление связано с названием текста? Б) Какая тональность доминирует? (Торжественная, радостная, веселая, ликующая, мрачная, угнетающая и т. д ) В) Наблюдается ли в тексте аллитерация? Какие согласные преобладают? Как аллитерация согласных связана с содержанием текста?

Слайд 3

А.П.Журавлев присваивает гласным звукам в русском языке следующие цвета: А — густо-красный Я — ярко-красный О — светло-желтый или белый Е — зеленый Е — желто-зеленый Э — зеленоватый И — синий Й — синеватый У — темно-синий, сине-зеленый, лиловый Ю — голубоватый, сиреневый Ы — мрачный темно-коричневый или черный

Слайд 4

ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: А) Используя словари, дайте толкование следующих слов: прах, осанисто, волглая шапка, линялый, преть, остатное. Б) Какую лексику использует автор? (Общеупотребительные слова или необщеупотребительные(примеры)). Как это влияет на понимание содержания текста? В) Какие художественно- выразительные средства (тропы) использует автор? (Приведите примеры употребления в тексте метафор, олицетворения, эпитетов и др. средств выразительности). Как тропы помогают понять авторский замысел писателя?

Слайд 5

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: А) Назовите основные приемы «работы» частей речи в тексте? (Свой ответ свяжите с типом речи анализируемого текста). Назовите наиболее часто употребляемые части речи. Назовите КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Б) В каком времени чаще всего употребляются глаголы? (Приведите примеры). Как это влияет на динамику текста? В) Какие прилагательные чаще всего используются в тексте? (Качественные, относительные или притяжательные). Приведите примеры. Какой эмоциональный фон создают прилагательные, используемые автором?

Слайд 6

СИНТАКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: А) Какие предложения преобладают в тексте? (Простые/ сложные, односоставные/двусоставные и т.д.). Какой тон речи задает подобное построение предложений Б) Назовите стилистические фигуры, используемые в тексте. Свой ответ аргументируйте. В) Выполните пунктуационный разбор последнего предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ текста. Конспект урока русского языка и литературы в 6 классе

Обучение правилам строения красивого, правильного текста; приобретение навыков лингвистического анализа прозаического текста...

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Лингвистический анализ текста в 10 классе

Разработка урока русского языка в 10 классе. Урок развития речи. Лингвистический анализ текста....

Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста.

Материал из опыта работы с текстами на уроках русского языка  и литературы при дальнейшем создании своего текста....

Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)

Элективный курс составлен  для  учащихся 9 класса основной школы,  интересующихся творчеством Солоухина  и проявляющих интерес к  литературоведению. Он может помочь одарённым ...

ПЛАН ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА

Материал представляет собой план лингвистического анализа стихотворного текста для обучающихся 9-х-11-х классов...

Курсовая работа.Основные виды лингвистического анализа текста. Использование каждого из видов анализа на различных этапах изучения русского языка

Лингвистический анализ текста способствует не только повторению, обобщению и систематизации изученного, но и более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает языковое чутье, способ...