ПЛАН ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА
методическая разработка по литературе (9, 10, 11 класс) на тему

Татьяна Анатольевна Игнатенко

Материал представляет собой план лингвистического анализа стихотворного текста для обучающихся 9-х-11-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lingvisticheskiy_analiz_teksta.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА

(9—11 КЛ.)

  1. Внимательно и с выражением прочитайте стихотворение.
  2. Проанализируйте синтаксическую структуру стихотворения:
  1.  сколько предложений входит в него;
  2.  каковы их микротемы, как они соотносятся между собой;
  3.  каковы их синтаксические особенности (наличие инверсии, про-

стые или сложные, союзные или бессоюзные, сложные или сложноподчиненные и пр.).

  1. Как соотносится синтаксическая структура стихотворения с делением на строфы и строки. (Это поможет понять смысловую структуру стихотворения, увидеть смысловые акценты).
  2. Обратите внимание на особенности пунктуации (употребление многоточий, тире, вопросительных и восклицательных конструкций), определите ее роль (как ритмико-интонационную, так и смысловую).
  3. Обратите внимание на лексические повторы:
  1.  синтаксический параллелизм;
  2.  лексические и корневые повторы, повторы союзов;
  3.  анафорические и эпифорические повторы.

Какую роль они играют: ритмико-мелодическую, эмоциональную, смысловую?

6.        Проанализируйте рифмующиеся слова, создающие смысловые и
эмоциональные акценты в стихотворении:

1)         в каких отношениях они находятся (сопоставление, противопоставление, усиление мысли или чувства, параллелизм и пр.);

     2)             к какому разряду лексики они принадлежат:

  • по своему происхождению (устаревшие слова — архаизмы или историзмы; неологизмы; заимствованная лексика — старославянизмы, галлицизмы и пр.);
  • по эмоциональной окраске (окрашенная или неокрашенная лексика, экспрессивные и оценочные слова и пр.);
  • по сфере употребления (общеупотребительные, диалектизмы, просторечные слова);

3)        какова их экспрессивная, эмоциональная и логическая роль
в стихотворении.

7.        Проведите подобную лексическую работу во всем стихотворном тексте:
                1) выявите устаревшие слова или неологизмы, заимствованные слова, объясните их (при объяснениях используйте синонимию, морфемный и словообразовательный анализ и т. д.), определите их
роль в данном тексте;

  1. найдите слова, употребляющиеся в переносном смысле: какие из них создают метафорические образы, какие используются для создания таких разновидностей метафоры, как метонимия, синекдоха, олицетворение и пр., какова смысловая роль этих тропов;
  2. какое чувство или настроение передают эмоционально окрашенные слова, повторяющиеся слова;
  3. определите морфологическую принадлежность повторяющихся слов, какая часть речи наиболее употребительна в стихотворении или той или иной его части, почему;
  4. найдите в стихотворении синонимы, антонимы, омонимы, перифразы, объясните их роль.

8.        Проанализируйте использование других средств точности и выразительности речи:

сравнительных оборотов, двойного отрицания, обращения, морфологических средств (повелительного или условного наклонения глагола, уменьшительных суффиксов существительного, кратких прилагательных и пр.), определите их роль в стихотворении.

  1. Сопоставьте начало и конец стихотворения: часто они представляют собой лексико-грамматическую и смысловую соотнесенность.
  2. Сделайте вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения (интерпретируйте стихотворение). Кратко запишите свое понимание основного содержания стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ художественного текста

Программа данного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального агентства по образованию к уровню подготовки выпускников и содержанию Федерального компонента стандарта основного и средне...

Образец анализа стихотворного текста А.А. Ахматовой «Стихи о Петербурге»

Стихотворение А.А. Ахматовой «Стихи о Петербурге» написано ей в 1913 году. Оно вошло в сборник «Четки», выпущенный в 1914 году. Это вторая книга стихов поэтессы. Как писала сама Анна Андреевна в стать...

Лингвистический анализ стихотворного текста

Элективный курс "Лингвистический анализ стихотворного текста" представляет собой интегрированный лингвистический курс для учащихся профильных классов, выбравших в 10-11 классах углубленное изучение гу...

Лингвистический анализ стихотворного текста

Элективный курс, предназначенный для старших классов гуманитарного профиля...

План лингвистического анализа текста

В плане представлены разные уровни лингвистического анализа текста....

анализ стихотворного текста

ппредназначен для работы в классах с углубленным изучением немецкого языка в рамках элективного курса....

Обучение анализу стихотворного текста на примере стихотворения И.С. Никитина "Утро"

Главная задача анализа стихотворения-прочитать его как единое целое, где все средства художественной выразительности взаимосвязаны и подчинены выявлению авторского мироощущения. Слово в стихах особо в...