ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ОПРЕДЕЛЕНИЕ.5класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Бочарова Татьяна Васильевна
Работа содержит конспект урока, схему-конспект и презентацию по теме. Тема урока: Второстепенные члены предложения. Определение. Цели урока: Воспитательные : -воспитывать чуткое отношение к родному языку, к красоте и выразительности речи, интерес к его изучению; -прививать любовь к прекрасному (русские пейзажи); Обучающие: -систематизировать знания учащихся об определении, полученные в начальной школе ; -проверить орфографические навыки учащихся; -проверить умения учащихся проводить синтаксический разбор; -расширять словарный запас учащихся. Развивающие: -разработать алгоритм нахождения определения в предложении( выполнение логических операций: сравнения ,синтеза; анализа, дедукции); -развивать умение находить определение в тексте и употреблять его в речи; -формировать навыки графического обозначения определения; -формировать умения контролировать свою учебную деятельность; -познакомить со способами выражения определения в предложении. Задачи урока: Знать: определение понятия; способы выражения определения; роль определения в речи. Уметь: находить определения в предложении; употреблять его в речи. Оборудование и материалы: - оформление стенда в классе картинками и рисунками на тему осени, презентация по теме, компьютер, проектор, колонки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:

Второстепенные члены предложения. Определение.

Цели урока:

Воспитательные :

-воспитывать чуткое отношение к родному языку, к красоте и выразительности речи, интерес к его изучению;

-прививать любовь к прекрасному (русские пейзажи);

Обучающие:

 -систематизировать знания учащихся об определении, полученные в начальной школе ;

-проверить орфографические навыки учащихся;

-проверить умения учащихся проводить синтаксический разбор;

-расширять словарный запас учащихся.

Развивающие:

-разработать алгоритм нахождения определения в предложении( выполнение логических операций: сравнения ,синтеза; анализа, дедукции);

-развивать умение находить определение в тексте и употреблять его в речи;

-формировать навыки графического обозначения определения;

-формировать умения контролировать свою учебную деятельность;

-познакомить со способами  выражения определения в предложении. 

Задачи урока:

Знать: определение понятия; способы выражения определения; роль определения в речи.

Уметь: находить определения в предложении; употреблять его в речи.

Оборудование и материалы:

- оформление стенда в классе картинками и рисунками на тему осени, презентация по теме, компьютер, проектор, колонки.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Вступительное слово учителя с опорой на слайдовую презентацию.

- Здравствуйте, присаживайтесь!

СЛАЙД 1, 2

Сегодня мы с вами будем говорить еще об одном второстепенном члене предложения, который называется «определение». В процессе урока наша с вами основная цель и задача уяснить и запомнить: что такое определение, как его отличить от других второстепенных членов предложения, научиться выделять определение при синтаксическом разборе, запомнить, чем оно отличается от прилагательного.

- Запишем в тетрадях число и тему урока.

- Перед тем, как приступить к работе, давайте немного поговорим об осени. Красота этого удивительного времени года на протяжении столетий воспевается писателями и поэтами(об осени писали К. К. Случевский «Осенний мотив», К. Д. Бальмонт «Осень», И. А . Бунин «Листопад», А. А. Блок "...Осенний день высок и тих...", Ф. И. Тютчев "Есть в осени первоначальной...", А. С. Пушкин. "Унылая пора! Очей очарованье!.."), композиторы посвящают осени свои этюды и целые музыкальные альбомы(П.И. Чайковский «Времена года», Вивальди «Времена года»)! А сколько художников имеют в своем арсенале зарисовок золотого листопада(И.Левитан «Золотая осень», В.Поленов «Золотая осень», А.Герасимов «Дары осени»)!

Осень – это время года, когда талантливых людей посещает Муза творчества, это время плодотворное и великолепно красивое! 

СЛАЙД 3

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы. 

- Может быть, кто-то из вас слышал ранее эти строки и может мне подсказать автора и название стихотворения?(А.С.Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!»)

СЛАЙД 4

- Предлагаю вашему вниманию еще одно стихотворение великого поэта А.С.Пушкина, посвященное чудесному времени года – осени.

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей,

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча ещё бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл…

СЛАЙД 5

- А знает ли кто-нибудь из вас, почему второй месяц осени носит название «октябрь»?

  Октябрь – 10-й месяц в году. Слово «октябрь» состоит в родстве со словами «октава», «октея». Все они образуются от латинского «окто», что означает восемь. Так, октава – музыкальный термин. Октава объединяет 8 нот. Почему же 10-й месяц в году называется «октябрь»? Может  быть ошиблись, когда считали? Ошибки здесь нет. В Древнем Риме год начинался 1 марта. Октябрь был тогда действительно 8-м месяцем. А календарь, как мы знаем, появился у нас именно из Италии.

  1.  Опрос учащихся

- Говорить о прелестях осени можно бесконечно долго. Пришло время вспомнить и прелестях синтаксиса.

СЛАЙД 6

- Какой раздел науки о языке носит название «Синтаксис»?

- Каковы основные единицы синтаксиса?

- Чем словосочетание отличается от предложения?

- Какие члены предложения составляют его основу?

- Что называется дополнением?

СЛАЙД 7

- Поработаем устно. Перед вами на слайде предложения, выделите в них основы и назовите части речи, которыми они выражены.

Устная синтаксическая минутка.

Осень украсила листьями поляны.

На тропинке лежат два красных листа осины.

Мы любим гулять по осеннему лесу.

  1. Изучение нового учебного материала

- Давайте запишем первое предложение, добавив к существительному «листьями» прилагательное, подходящее по смыслу. Например,

СЛАЙД 8

Золотая  осень украсила разноцветными листьями поляны.

Один человек работает у доски, объясняя орфограммы в словах.

- В данном предложении необходимо подчеркнуть все члены предложения, которые вам известны. Назовите, чем выражены члены предложения. Охарактеризуйте предложение по известным вам признакам.

Учащиеся записывают предложения, выделяют главные и второстепенные члены предложения, указывают части речи и в скобках характеризуют предложение по: наличию грамматических основ, по наличию второстепенных членов предложения, по цели высказывания и по интонации.

СЛАЙД 8 - анимация

- Сравните наше предложение с тем, что было ранее.

Осень украсила листьями поляны.

- Какое из предложений более красочное?

- Какое наиболее точно и выразительно рисует смыл предложения?

СЛАЙД 9

- А сейчас, пожалуйста, сами составьте рассказ об определении по плану:

- Определение – что это?

- На какие вопросы отвечает?

- Какой частью речи обычно выражено?

- Для чего оно нужно?        

 - Приведите примеры.

СЛАЙД 10

- Спишите следующие два предложения со слайда по вариантам. Выполните синтаксический разбор.

Учащиеся записывают предложения.

Стоят последние дни дождливой осени. На синем небе висят белые облака.

По окончании выполнения  разбора предложений производится проверка на оценку(при смене слайда учащимся предоставляется возможность сравнить разбор отвечающего и поставить оценку).

  1. Закрепление учебного материала

- А теперь попробуем самостоятельно составить предложения, подобрав наиболее подходящие по смыслу определения. Подсказкой вам будет предложение на слайде, возьмете из него только определение и составьте с ним свое предложение, отличное от образца. Работу выполним по вариантам:

СЛАЙД 11

Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы.

Пушкин очень любил разноцветную осень.

- Проверим ваши предложения. Назовите в них прилагательные. Каким членом предложения они являются? Как вы подчеркнете определения? Что надпишите над ними?

СЛАЙД 13

- Предлагаю вам попробовать найти определения в поэтическом тексте Ф.И.Тютчева. Для начала попытайтесь определить стиль текста.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора.

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая лазурь

На отдыхающее поле…

Ф. И. Тютчев

- Какие слова помогли автору ярко и образно описать красоту природы?

Художественный текст невозможно представить себе без определений, которые делают нашу речь тонкой, яркой, выразительной. В литературе, слова, определяющие предмет или явление и подчёркивающие его свойства, качества и признаки, называют эпитетами.

- Выпишите из текста эпитеты вместе с определяемыми словами.

СЛАЙД 14

- А теперь поработаем самостоятельно с упр.182. Выборочно оценки за выполнение этого упражнения пойдут в журнал. После выполнения задания передайте тетрадь на стол.

Учащиеся выполняют упражнение. Те, кто справится с заданием раньше, получают карточку с тестом по изученному материалу.

СЛАЙД 15

- А теперь предлагаю немного отдохнуть и отгадать мои загадки.

- По синему небу

Белые гуси плывут. (облака)

СЛАЙД 16

- Рыжий Егорка

Упал в озёрко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул (осенний лист)

СЛАЙД 17

- Пустые поля,

 И мокнет земля,

Дождь проливает,

Когда это бывает? (осенью)

Учащиеся разгадывают загадки. В каждой загадке указывается определение со словом, к которому оно относится. Работающие с карточками должны успеть завершить свою работу и сдать тетради.

СЛАЙД 18

- Итак, ребята, пришло время определить – справились ли мы с вами с поставленной в начале урока задачей.

- Что же такое определение?

- Чем оно отличается от других второстепенных членов предложения?

- Как графически выделяется определение при синтаксическом разборе?

- Какой частью речи чаще всего выражено определение?

- Чем определение отличается от прилагательного?

  1. Задание на дом

СЛАЙД 29

Я так люблю осенний лес,

Что я хотел бы превратиться

Или в багряный тихий лист,

Иль в дождевой весёлый свист,

Но, превратившись, возродится

И возвратится в отчий дом,

Чтобы однажды в доме том

Сказать: - Я был в лесу листом!

Сказать: - Я был в лесу дождём!

Напишите сочинение-миниатюру «Я осенний лист», «Я осенний дождь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Унылая пора..." Второстепенные члены предложения

Тематически урок связан с осенью...

Презентация Обособление второстепенных членов предложения.

Урок- презентация рассчитан на работу с интерактивной доской. Цель урока: закрепить изученный материал, уметь находить в тексте обособленные члены предложения....

тест по теме "Второстепенные члены предложения"

Проверочная работа по теме«Второстепенные члены предложения». 8 классI. Подчеркните грамматические основы предложений,  укажите какой частью речи они выражены. Определите значение обстоятел...

Главные и второстепенные члены предложения

Тип урока. Обобщение и систематизация знаний Цели: Познавательные: повторить и систематизировать материал по изученной теме Практические: формирование умений находить обстоятельства в предло...

Главные и второстепенные члены предложения

Повторить с учащимися главные и второстепенные члены предложения...

Конспект урока русского языка в 8 классе "Главные и второстепенные члены предложения"

Урок русского языка для 8 класса по программе М.Т. Баранова (учебник Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А. Тростенцова и др. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 237 с....

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...