Главные вкладки

    0-Ё после шипящих и ц
    план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

    Аторина Елена Сергеевна

    Конспект урока русского языка в 10 классе с презентацией. Личностно-ориентированный урок содержит дифференцированные задания по группам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл o-yo_posle_shipyashchikh.rar305.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ СОШ п.г.т. Шемышейка

    Правописание О-Ё после шипящих и Ц.

    (10 класс)

    Открытый урок на районном семинаре

     МО учителей русского языка и литературы

    учителя русского языка и литературы

     МОУ СОШ п.г.т. Шемышейка

    Аториной Елены Сергеевны

    2010

    Тема урока:  Правописание гласных после шипящих и Ц

    Цель: повторить и систематизировать правописание гласных после шипящих и Ц; совершенствовать орфографические и  пунктуационные навыки  обучающихся с целью подготовки к ЕГЭ.

    Оборудование: презентация, рабочие материалы

    ХОД УРОКА

    1. СЛАЙД 2.  Постановка цели урока: систематизация знаний по орфографии и подготовка к ЕГЭ.
    2. Выполните ряд заданий ЕГЭ и проверьте свой уровень владения нормами русского языка.

    СЛАЙД 3. Орфоэпические нормы.

    А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

    I  вариант                                   II вариант

    1) катАлог;                             1) клалА

    2) нАверх;                              2) бАнты

    3) красИвее;                          3) щАвель

    4) вклЮчит.                           4) врУчит

    СЛАЙД 4.  Грамматические нормы

    А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    I  вариант                                   II вариант

    1) килограмм апельсинов;          1) в шестьюстах метрах;

    2) после заморозков;                    2) много яблок;

    3) политические лагери;              3) стакан сока;

    4) в полторастах километрах.     4) согласно договору.

    СЛАЙД 5. Орфографические нормы.

    А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

    I  вариант                                                             II вариант

    1) нагр_вать, стр_мление;                  1) зам…рла, соч_тающий;

    2) под_рить, хв_тать;                           2) д…летант, гр_фический;

    3) переб_решь, к_варный;                3) ст_рона, усм…рённый;

    4) об_яние, прик_снуться;                 4)заг…рать,  л_скающий.

     

    СЛАЙД 6. Словообразовательные нормы.

    В1. Укажите, каким способом образовано слово

    I  вариант                                                              II вариант

    ЗАПЛЫВ                                                               СИНЬ

    СЛАЙД 7. Пунктуационные нормы.

    А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

            В этих краях (1) нам непременно понадобится проводник (2) с помощью (3) которого (4) мы смогли бы хорошо узнать все потаенные лесные тропы.

    1) 1, 3;            2) 2;            3) 3;            4) 2, 4.

    СЛАЙД 8. Проверка и оценивание.

    I  вариант                                          II вариант

     А1.     3)                                               А1.      2)

     А3.     4)                                               А3.      1)

     А 13.  2)                                               А 13.   3)

     В1. бессуффиксный                   В1.бессуффиксный

                                        А 20.  2)

    1. Сообщение подготовленного ученика о правописании О - Ё после шипящих и Ц.

    СЛАЙД 9.      1). В корнях слов после шипящих под ударением пишется ё, если в родственных словах бывает чередование ё с е (например: шёпот — шептать, дешёвый – дешевизна). Если подобного чередования нет, то в слове пишется о. В некоторых иноязычных словах буква о после шипящих пишется и в безударном положении.

             Чтобы лучше запомнить слова-исключения, в корне которых после шипящих пишется о, послушайте юмористический рассказ, в котором собрано 24 таких слова.

    По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.

    Вопрос классу:  Значения каких слов вы не знаете?

    Мажордом - управитель дома (в богатом барском доме); домоправитель, дворецкий

    Крюшон - холодные напитки

    Чопорный - чрезмерно строгий и принуждённый в поведении, в соблюдении приличий.

    Шорник - тот, кто изготавливает шорные изделия.

    Шоры (наглазники, щитки) — специальные пластины, надеваемые на морду лошади, закрывающие ей обзор по бокам.


          СЛАЙД 10.    2). Обратите внимание! Одинаково звучащие слова, образованные от глагола жечь, пишутся по-разному: в существительных пишется О,  в глаголах – Ё (примеры на слайде)
          СЛАЙД 11.  3). После шипящих под ударением пишется
    о в суффиксах существительных, отымённых прилагательных и наречий (балычок, речонка, галчонок, княжон, чащоба;  холщовый, смешон, горячо, общо (но: ещё).

          СЛАЙД 12.   4) В суффиксах глаголов, отглагольных существительных и прилагательных, суффиксах причастий пишется Ё
    (размежёвывать, вооружённый, ночёвка, печёный)

    СЛАЙД 13.    5) Исключение в слове учёба, а также в заимствованных словах с ударным суффиксом -ёр (стажёр, по аналогии в русском языке - ухажёр).

    СЛАЙД 14.    6) В окончаниях  существительных и прилагательных под ударением пишется О(свечой, чужой), без ударения – Е, в окончаниях глаголов - Ё (печёшь, печёт, печём).

    СЛАЙД 15.  7) После ц в любой части слова под ударением – о, без ударения – е (в русских словах), ë после ц не пишется никогда.

    цóколь,

    пальтецó – зéркальце

    отцóв – колóдцев

    облицóвывать – облицевáть.

    Исключения: цокотýха, палаццо, скéрцо, гéрцог и др.

    Вопрос классу: какие два действия вы должны сделать, чтобы определить правильное написание?

    СЛАЙД 16. Вывод: осознанный выбор написания должен сводиться к двум действиям – определению морфемы и принадлежности слова к части речи.

    1. СЛАЙД 17. Задание по группам.

    Достаточный уровень – первые 5 групп.  Заполните таблицу, воспользовавшись словами, перечисленными ниже.

    1 группа

    2 группа

    3 группа

    4 группа

    5 группа

    о

    ё

    ё

    о

    ё

    В суффиксах и окончаниях под ударением

    В корне под ударением

    В глаголах и отглагольных формах

    Слова-исключения

    Суффикс -ёр

    медвежонок

    чёрный

    точёный

    шоколад

    тренажёр

    должок

    бечёвка

    корчёвка

    ожог руки

    дирижёр

    княжон

    печёнка

    орошённый

    обжора

    ретушёр

    чащоба

    дешёвый

    ожёг руку

    мажорный

    стажёр

    книжонка

    шёпот

    выкорчёвывать

    крыжовник

    ухажёр

    холщовый

    тушёнка

    чопорный

    смешон

    кипячёное

    горячо

    сражён

    ножовка

     

    Корч_вка, орош_нный, дириж_р, долж_к, ож_г руки, ож_г руку, нож..вка,  княж..н, беч_вка, чащ..ба, выкорч_вывать, книж_нка,  печ_нка, ретуш_р, туш_нка, холщ_вый, деш_вый, стаж_р, смеш..н, горяч_, ухаж…р, кипяч_ное, ш_пот, обж_ра, маж_рный, крыж_вник, сраж_н, ч_порный


     Средний уровень- 6-ая группа. Вставьте пропущенные буквы О или Ё.

    В раннее весеннее утро, когда солнце ещ.. не горяч.. и в воздухе свеж., ребята во главе со стаж..ром провели в старом саду борьбу с листож..ром на груш..вых и алыч..вых деревьях. В камыш..вом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапч..нка, из-под пиджака выглядывает холщ..вая рубаш..нка, на шее кумач..вый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щ..тки и трещ..тки, затем угощает всех спелым крыж..вником. А ребята предлагают ему ш..коладки.

    Высокий уровень – 7 группа. Найдите и исправьте ошибки. 

    Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.

    1. СЛАЙДЫ 18, 19, 20.  Проверка.

    1. Выступление с проектом  «Происхождение буквы Ё в русском языке».

    1. Работа с текстом. Послушайте текст, сформулируйте тему и основную мысль текста.

    Береза милое русское дерево. Это  (по) истине крестьянское дерево;  в  нём есть все  и  бабий деш_вый ситц_вый платок  и  побеле(н,нн)ая  хата и  русская печ_ и  холщ_вая рубаха и даже молоко которое пьют на всей земле.

     

    Всматр_ваясь в березовый лес, вслуш_ваясь в его ш_пот вспоминаеш_ мозолистые крестьянские руки сноровисто делающие любую тяж_лую работу ...

     

    А молодые березки тоненькие пряменькие с ш_лковыми косами как бы на ц_почках пр_поднявшиеся к весеннему куполу неба  напоминают  девичью  красоту .

    Задания к тексту

    - Записать по вариантам (1-й абзац, 2-й, 3-й). В каждом предложении подчеркнуть грамматические основы.
    - Какой знак препинания нужно поставить в первом предложении? Почему?

    - Какое по структуре второе предложение? (СП с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из 3-х частей). Прочитайте со знаками препинания.

    - Дайте характеристику каждой части в этом СП? (1-- односоставное, назывное, 2-  двусоставное, осложнённое однородными членами, 3 – односоставное, неопределённо-личное). Задание В4.

    - Прочитайте со знаками препинания третье предложение, дайте его характеристику. (Односоставное, определённо-личное, осложнено деепричастными и причастным оборотом)

    - Прочитайте со знаками препинания четвёртое предложение, дайте его характеристику. (Двусоставное, осложнено обособленными определениями .)

    В1. Из предложения 2 выпишите все частицы. (Это, даже)

    В3.  Из предложения 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

    - Укажите  изобразительно-выразительные средства в четвёртом предложении.

    1. Обобщение и итоги урока. Сегодня мы повторили правило О-Ё после шипящих, отработали типичные задания из КИМов ЕГЭ.

    Домашнее задание: §§ 23, 32, упр.145 (п), 143, 144, 186 (у).

    РЕФЛЕКСИЯ:

    - Сможете ли вы выполнить на ЕГЭ рассмотренные на уроке задания части А и В? (написать на листочках)

    +         -  смогу

    ?           - сомневаюсь

    -              не смогу

    Задание: Заполните таблицу, воспользовавшись словами:

     корч_вка, орош_нный, дириж_р,  долж_к, ож_г руки, ож_г руку, нож..вка,  княж..н,

    беч_вка, чащ..ба, выкорч_вывать, книж_нка,  печ_нка, ретуш_р, туш_нка, холщ_вый, деш_вый, стаж_р, смеш..н,  горяч_, ухаж…р, кипяч_ное, ш_пот, обж_ра,   маж_рный,   крыж_вник,   сраж_н,   ч_порный

    __________________________________________________________

     6-ая группа. Вставьте пропущенные буквы О или Ё.

    В раннее весеннее утро, когда солнце ещ.. не горяч.. и в воздухе свеж., ребята во главе со стаж..ром провели в старом саду борьбу с листож..ром на груш..вых и алыч..вых деревьях. В камыш..вом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапч..нка, из-под пиджака выглядывает холщ..вая рубаш..нка, на шее кумач..вый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щ..тки и трещ..тки, затем угощает всех спелым крыж..вником. А ребята предлагают ему ш..коладки.

    ____________________________________________________________________________________

    7-ая группа. Найдите и исправьте ошибки. 

    Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.

    Задание 4. Чтобы лучше запомнить слова-исключения, в корне которых после шипящих пишется о, послушайте юмористический рассказ, в котором собрано 24 таких слова. Нарисуйте иллюстрацию к этому рассказу.

    По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.

    К рассказу следует добавить такие слова, как трущобы и чащоба. (С ними дети сами охотно придумают последнее предложение.)

    • Предыдущие задания готовят учеников к отработке данной орфограммы. Рисунок выполняется учениками на доске попутно с чтением рассказа учителем. Заранее рассказ не читается. После того как рисунок выполнен, учитель еще раз читает рассказ, рисунок стирается с доски, а ученики пишут по памяти слова-исключения. Затем определяем, кто больше запомнил слов, какие слова не запомнились. Все это дает возможность еще раз их повторить. Прием рисования позволяет «включить» еще и эмоциональную память ученика. Это вообще очень хороший прием, я использую его и при работе над ошибками.

    Теперь приступаем непосредственно к отработке написания о–е–ё после шипящих. Повторяем данную орфограмму. Обращаем внимание учащихся на то, что для данного правила нужно уметь видеть состав слова и отличать отглагольные формы и глаголы от других частей речи.
    (Под термином «отглагольные формы» подразумеваются слова, которые образованы от глагола. Это и причастия, и отглагольные существительные, и прилагательные. Снимается необходимость определять часть речи, что упрощает выполнение действий.)

    Данное упражнение помогает сформировать сознательный подход к работе с правилом правописания (орф. № 14), вычленяет этапы умственной деятельности учащихся при выборе гласной.

    Если ученик допустил много ошибок, ему можно предложить выполнить любое упражнение из учебника или пособия, а затем заполнить такую же таблицу словами из упражнения. Таблица наглядно покажет типичные ошибки каждого ученика: если в какой-то колонке больше ошибок, чем в другой, это значит, что данный этап правила ученик по какой-либо причине не усвоил. Например, многие слова неверно внесены в первый столбик или глаголы оказались не в первой колонке – значит, ученик забывает или не умеет выделять суффиксы, не видит глаголов.

    Задание 6 (для самопроверки). Вставьте пропущенные буквы, укажите номер и букву орфограммы.

    14б

    14а

    Образец.

    Грачонок,

    жёлтый и т.д.

    Щ_голь, беч_вка, ж_ваный, реш_тка, ж_лоб, бесш_вный, ж_рдочка, туш_нка, верблюж_нок, приш_л, испеч_нный, зач_т, прож_рливый, ч_рточка, девч_нка, наш_птывать, корч_вка, ш_ковый, ч_порный, печ_нка, галч_нок, переж_вывать, сгущ_нка, сокращ_н, ж_сткий, горяч_, дириж_р, шалаш_м, нож_м, лягуш_нок, ж_нглер, защ_лка, уч_ба, ш_рох, крыж_вник, сч_т, ж_рдочка, реч_нка, ноч_вка, жж_т, расч_ска, щ_лочь, ч_ткий, ш_ссе, кош_лка, пощ_чина, трущ_бы, ш_лковый, копч_ный, ч_рствый.

    Посчитайте коэффициент усвоения данной орфограммы: каждое правильно написанное слово = 2%.

    КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

    Достаточный уровень. Вставьте пропущенные буквы.

    Быч_к, боч_нок, ноч_вка, бумаж_нка, плющ_м, копч_ности, нож_вка, напряж_нный, внуч_к, гараж_м, раскрепощ_нный, печ_нка, сгущ_нка, девч_нка, протяж_нный, свеч_й, ж_нглер, ж_луди, переш_л, ж_рдочка.

    Средний уровень. Напишите текст под диктовку. Обозначьте орфограмму № 14.

    В раннее весеннее утро, когда солнце еще не горячо и в воздухе свежо, ребята во главе со стажером провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапчонка, из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щетки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.

    (Из кн.: Д.Розенталь, И.Голуб. Русский язык. М.: Айрис, 1999.)

    Высокий уровень. Найдите и исправьте ошибки. Объясните правописание слов с орф. № 14, указав рядом букву (14а, 14б...). См. таблицу в начале раздела.

    Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ГРАМОТНОСТИ

    1. Выпишите слова, в которых допущены ошибки на данное правило.
      2. Разберитесь, почему именно так нужно было написать слово.
      3. Еще раз поработайте с таблицей, заполняя ее, используя слова любого упражнения по данной теме.
      4. Сами составьте аналогичное задание для одноклассника.
      5. Выпишите из литературного произведения слова с орф. № 14, объясните графически их правописание (выделите часть слова, поставьте ударение или обозначьте: искл.).

    1. Задание по группам. Заполните таблицу, воспользовавшись словами, перечисленными ниже. Какие слова вы не включили в таблицу? Почему?

    о

    ё

    ё

    о

    ё

    В суффиксах и окончаниях под ударением

    В корне под ударением

    В глаголах и отглагольных формах

    Слова-исключения

    Суффикс -ёр

    1 группа

    2 группа

    3 группа

    4 группа

    5 группа

    Медвежонок

    Чёрный

    Точёный

    Шоколад,

    Тренажёр

     

     

     

     

     

     


    1. Корч_вка
    2. Орош_нный
    3. Дириж_р
    4. Долж_к
    5. Ож_г руки
    6. Ож_г руку
    7. Волч_нок

    8. Грош_вый
    9. Беч_вка
    10. Камыш_вый
    11. Выкорч_вывать

    12. Книж_нка
    13. Ноч_вка
    14. Печ_нка
    15. Ретуш_р
    16. Туш_нка
    17. Холщ_вый


    18. Деш_вый
    19. Стаж_р
    20. Кумач_вый
    21. Горяч_
    22. Ухаж…р
    23. Кипяч_ное

    24. Нож_вка
    25. Ш_пот
    26. Обж_ра
    27. Маж_рный
    28. Крыж_вник
    29. Сраж_н
    30. Ч_порный

    Проверь себя:

    1-й столбик: 4, 7, 8, 10, 12, 17, 20, 21, 24.
    2-й столбик: 9, 14, 18, 27.
    3-й столбик: 1, 2, 6, 11, 13, 16, 23, 29.
    4-й столбик: 5, 26, 27,28, 30.
    5-й столбик: 3, 15,19, 22.
    Никуда не вошли слова с написанием
    е (а не ё) после шипящих, слова с безударным суффиксом и наречие ещё (искл.).

    Слова – исключения легче запомнить предлагаю в стихотворение:

    Шоколад, шофёр, крыжовник,

    шов, шоссе, обжора,  шорник,

    капюшон,  жокей,  пижон

    шорох,  чокаться, рожон,

    чопорный, жонглёр, чащоба,

    шорты, шомпол  и  трущоба

    трещотка , ранчо и боржом

    анчоус , шоу, мажордом

    Вопрос классу:  В каких словах о после шипящих находится не в корне, а в суффиксе? (Чащоба, трещотка)

    http://www.brave-on-ege.ru/images/oi.jpg

    Буквы А, И, У после шипящих; буквы Ы, И после Ц

          1. После шипящих пишутся буквы а, и, у (и не пишутся я, ы, ю), например: чай, площадка, жить, шить, чудо, щука. Исключение: жюри, брошюра, парашют.
          2. После
    ц буква ы пишется в следующих случаях:
          а) в окончаниях слов
    (щипцы, улицы, смуглолицый) и в суффиксе -ын (сестрицын);
          б) в словах
    цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц и в образованных от них словах (цыганский, цыкнуть).
          В остальных случаях после буквы
    ц пишется и (например, традиция, панцирь, цитата, цирюльник).

    Упр. 8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

          Щ...риться от солнца, ч...шка кофе, ч...десное утро, радостное ч...вство, ш...рь полей, моя ж...знь, дощ...тый забор, освещ...ть спорт-площ...дку, мостовая из брусч...тки, поч...ять недоброе, клавиш... рояля; прыжок с параш...том, полезная брош...ра, беспристрастное ж...ри.

    Упр. 9. Перепишите, вставляя пропущенные буквы ы или и.

          Крепкие мышц..., длинные ресниц..., ваши сверстниц..., строительство гостиниц..., артисты ц...рка, надвигающийся ц...клон, мощная ц...тадель, нефтяная ц...стерна, участвовать в демонстрац...и, получить компенсац...ю, опасная провокац...я, постоянная дезинформац...я; идти на ц...почках, ц...ганский танец, ц...кнуть на шалунов.

    Упр. 10. Прочитайте, укажите, какие буквы пропущены. Объясните правописание слов. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, указывая в скобках родственное слово (или форму слова), обозначая корни и ставя ударение.

          Гладкая ш...рстка, узкий ж...лоб, упавшие ж...луди, раствор щ...лочи, мельничный ж...рнов, держаться ч...порно, прочный ш...в, дать пощ...чину, принести беч...вку, совершить подж...г, приобрести по деш...вке.

    Упр. 11. Перепишите, вставляя пропущенные буквы о или ё. Обозначьте части слова, в которых пропущены буквы, и поставьте ударение.

          1. Флаг над каланч...й, огорчиться неудач...й, машина с кирпич...м, угостить калач...м, следить за матч...м, редкий пуш...к, крепкий ореш...к, тесная лавч...нка, увидеть зайч...нка, напряжение перед финиш...м.
          2. Зеленый горош...к, боч...нок с водой, жужжание пч...л, неоперившийся галч...нок, камыш...вые заросли, борьба с саранч...й, пилить нож...вкой, зажж...нный факел, удруч...нный вид, ноч...вка в лесу, горяч... спорить, на улице свеж..., главный дириж...р.
          3. Покрыться румянц...м, изящное зеркальц..., глянц...вая бумага, юная танц...вщица, гарц...вать на скакуне, маж...рный тон, купить ш...рты, прож...рливая рыба, утлый ч...лн, ж...лтый крыж...вник, верный расч...т, толч...т сухари, жж...т лицо, паштет из печ...нки.
    Игра «Угадай слово».

    Выдолбленная из дерева лодка (чёлн).  

    Цирковой артист, искусно подбрасывающий и ловящий одновременно несколько предметов (ж…нглёр)

    Тонкая верёвка (бечёвка)  

    Стержень для чистки и смазки канала ствола в ручном огнестрельном оружии(шомпол)

    Профессиональный наездник на скачках и на бегах(жокей)

    Плод дуба (жёлудь).  

    Мельничный каменный круг для размола зерна (жёрнов)  

       Желтый свет.

        Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

       Я был, конечно, не прав. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

    Как-то поздним вечером я вышел в сад, к колодцу. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь «летучая мышь» и достал воды. В ведре плавали листья. Они были всюду. От них нигде нельзя было избавиться. Чёрный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Ветер бросал горсти листьев на стол, на койку, на пол, на книги, а по дорожкам сада было трудно ходить: приходилось идти по листьям, как по глубокому снегу. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах – всюду. Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом.

       Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.

      Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клён под забором и растрёпанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.

       Я посмотрел на клён и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шёпот.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 5 классе по теме: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

    В процессе работы на уроке ребята  узнают основное правило правописания О-Ё после шипящих и Ц, побудут в роли исследователей законов языка, сделаю открытия, поиграют в игры, выполнят тренировочны...

    "Гласные О-Ё после шипящих в корне слова"

    Урок в технологии «Дидактический цикл»...

    Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных

    Урок в технологии "Дидактический цикл"...

    Буквы о,ё после шипящих в корне слова

    презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...

    Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"

    Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....

    Буквы о,ё после шипящих в корне слова

    презентация к уроку русского языка (5 класс) по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой...