Рабочая программа по литературе (Школа 2100) 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Буряченко Елена Васильевна
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_5_klass_shkola_2100.rar39.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по литературе  в 5 классе.

 (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В./ Образовательная система «Школа 2100»)- 102 часа

№ урока

Часы

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

УУД  регуля-

тивные

УУД  познавательные

УУД коммуникативные

УУД личност

ные

КИМЫ

предметные

метапредметные

личностные

знать

уметь

Введение  (2ч)

1 (1ч)

Литература как искусство слова.

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний

Понятия «Литература, искусство», литература как искусство»

Сопоставлять произведения литературы, музыки и живописи;

Совместно с учителем определять цели предстоящей деятельности;

последовательность действий;

Уметь использовать различные виды чтения

Обосновывать свою точку зрения; выделять характерные причинно-следственные связи

Уважительное отношение   к многонациональному Отечеству, русской литературе; культуре и литературе других народов;

Т. с 2-3

2 (1ч)

Новый учебник и его герои.

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Знать основных «сквозных героев» учебника; понятие «Портрет», «портретная характеристика»

Осознанно, творчески читать текст;

находить оценочные детали портрета; через внешний портрет постигать внутренний мир героя; создавать портретную характеристику

Т. с 4-6

Часть 1. От чего захватывает дух (48 часов)

3 (1ч)

Воздействие художественного произведения на эмоции и воображение читателя. Н.С. Гумилев  Из цикла «Капитаны»

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний

Знать  основные приемы художественного изображения: портрет, понятия «пейзаж, речевая характеристика»,

изобразительно-выразительные средства

«Вести беседу с автором» стихотворения, задавать вопросы, прогнозировать развитие действия событий;  выполнять анализ стихотворения;

отвечать на вопросы, помогающие понять   идейный смысл, проблематику  стихотворения;

Понимать образную природу искусства слова

Совместно с учителем определять цели предстоящей деятельности;

последовательность действий;

Уметь бегло читать; использовать различные виды чтения

Понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; формулировать выводы

Уважительное отношение   к многонациональному Отечеству, русской литературе; культуре и литературе других народов        

умение ориентироваться в духовно-нравственных  ценностях;

использовать опыт общения с произведениями худ.литературы в повседневной жизни;

устанавливать связи между целью и результатом деятельности на основе личностных мотивов        

Адекватно формулировать цель деятельности;

определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Выделять и  формулировать  познавательную  цель;

строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства;

определять основную и второстепенную информацию;

Адекватно воспринимать устную и письменную речь;

точно, правильно, логично излагать мысли;

уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

стремиться к речевому самосовершенствованию;

устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; ориентироваться в нравственно-этических принципах и моралях; осуществлять нравственный личностный выбор (оценивание усваиваемого содержания) исходя из социальных и личностных ценностей

Раздел 1. Жизнь по законам чести (12 ч)

4 (1ч)

Мир приключенческой литературы. А.Дюма  «Три мушкетера» (главы)

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний; комплексное применение знаний, умений, навыков

Знать понятия «Честь, достоинство»

Знать автора и героев изучаемого произведения

Знать понятия «приключенческая литература»;

Основные события жизни и творчества А.Дюма, его литературное наследие;

Знать понятие «роман», его жанровые признаки

Знать понятие

«литературно-критическая статья», «эссе»;

Уметь осознанно, творчески читать произведение;  

отвечать на вопросы, помогающие понять идейный  смысл  и проблематику художественного произведения;

Совместно с учителем определять цели предстоящей деятельности;

последовательность действий;

Понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; формулировать выводы;

под руководством учителя извлекать необходимую информацию из текста;

Обосновывать свою точку зрения; выделять характерные причинно-следственные связи;

владеть разными видами чтения: ознакомительным, поисковым, изучающим, выборочным;

пользоваться  словарем;

совместно с учителем оценивать свои достигнутые результаты;

адекватно формулировать их в устной и письменной форме;  

точно выражать свои мысли, аргументировать  и делать выводы

Уважительное отношение   к многонациональному Отечеству, русской литературе; культуре и литературе других народов

        

умение ориентироваться в духовно-нравственных  ценностях;

использовать опыт общения с произведениями худ.литературы в повседневной жизни;

устанавливать связи между целью и результатом деятельности на основе личностных мотивов

Адекватно формулировать цель деятельности;

определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата Осуществлять  контроль своей деятельности  

выбирать наиболее эффективные пути и средства достижения целей

Выделять и  формулировать  познавательную  цель;

строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства;

определять основную и второстепенную информацию;

осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;

перерабатывать информацию, структурировать знания;

владеть различными способами  организации познавательной деятельности: обсуждение; дискуссия; выдвижение гипотез и их доказательство; проблемно-поисковый и т.п.

Адекватно воспринимать устную и письменную речь;

точно, правильно, логично излагать мысли;

уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания;

Стремиться к речевому самосовершенствованию;

устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

ориентироваться в нравственно-этических принципах и моралях; осуществлять нравственный личностный выбор (оценивание усваиваемого содержания) исходя из социальных и личностных ценностей

5-6 (2ч)

Герои, живущие по законам чести. А.Дюма  «Три мушкетера» (главы)

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний; комплексное применение знаний, умений, навыков

Отвечать на вопросы, помогающие понять идейный  смысл  и проблематику художественного произведения;

давать характеристику поступкам литературных героев в соответствии с нравственными нормами;

объяснять значение слов «честь, мужество», «достоинство» на основе поступков героев

Тест

7-8 (2ч)

Герои, живущие по законам чести. Н.Г. Долинина «Честь и достоинство». Эссе как жанр литературы

Урок изучения нового материала

Уметь читать  и  интерпретировать литературно-критическую статью,  определять основные признаки «эссе»; отвечать на вопросы; работать со словарем; находить спорные суждения, доказывать  и аргументировать свою позицию ;

Т. с. 7

9 (1ч)

Мир приключенческой литературы.  Ж. Верн «Дети капитана Гранта»

Урок изучения нового материала

Знать автора и основных героев изучаемого произведения

Знать понятие «роман» и его жанровые признаки;

Знать основные жизненные этапы и литературные шедевры Ж.Верна

Уметь кратко передавать содержание прочитанной книги;

давать первичную оценку поступков героев, формулировать собственное отношение  к ним;

создавать их словесный портрет

10-11 (2ч)

Законы чести, по которым живут герои Ж.Верна. Ж. Верн «Дети капитана Гранта» (главы)

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний

Знать  и понимать понятие «честь»; Знать основных героев романа;

Знать и понимать понятие «приключенческая литература»

Уметь подробно пересказывать текст;

отвечать на вопросы, помогающие понять идейный смысл  и проблематику прочитанного; создавать портретную характеристику героев

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний; комплексное применение знаний, умений, навыков

Знать  и понимать понятие «честь», «мужество», «отвага», Знать основных героев романа

Уметь подробно пересказывать текст; отвечать на вопросы, помогающие понять идейный  смысл  и проблематику прочитанного; создавать портретную характеристику героев;

формулировать  собственное отношение к произведению;

понимать авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней

Тест

12(1)

Кодекс чести героев .Дюма и Ж.Верна

Подготовка  к сочинению по разделу «Жизнь по законам чести»

Урок обобщения

Знать правила написания сочинения по литературному произведению

Т. с7

13 (1ч)

Обобщение изученного по разделу

Урок обобщения

14 (1ч)

Проверочная работа по разделу «Жизнь по законам чести»

Урок  контроля

 

Т. с7

Раздел 2. Шифры и клады (10)

15 (1ч)

Законы приключенческой литературы. Литературный портрет. К. Паустовский  «Эдгар По»

Урок изучения нового материала

Знать   и понимать понятие «литературный портрет»;

Знать основные этапы жизни и творчества Э.По

Различать обычную биографию и «литературный портрет»; определять признаки «литературного портрета»

Совместно с учителем определять цели предстоящей деятельности;

последовательность действий;

Понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; формулировать выводы

под руководством учителя извлекать необходимую информацию из текста;

Обосновывать свою точку зрения; выделять характерные причинно-следственные связи

владеть разными видами чтения: ознакомительным, поисковым, изучающим, выборочным;

пользоваться  словарем;

совместно с учителем оценивать свои достигнутые результаты;

адекватно формулировать их в устной и письменной форме;  

точно выражать свои мысли, аргументировать  и делать выводы

адекватно понимать информацию,

перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.;

взаимодействовать  со сверстниками в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания;

выступать перед аудиторией; участвовать в обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

Уважительное отношение   к многонациональному Отечеству, русской литературе; культуре и литературе других народов

умение ориентироваться в духовно-нравственных  ценностях;

использовать опыт общения с произведениями худ.литературы в повседневной жизни;

устанавливать связи между целью и результатом деятельности на основе личностных мотивов

Адекватно формулировать цель деятельности;

определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата Осуществлять  

контроль своей деятельности  

выбирать наиболее эффективные пути и средства достижения целей

Выделять и  формулировать  познавательную  цель;

строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства

определять основную и второстепенную информацию;

осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;

перерабатывать информацию; структурировать знания;

владеть различными способами  организации познавательной деятельности: обсуждение; дискуссия; выдвижение гипотез и их доказательство; проблемно-поисковый и т.п.

Воспринимать устную и письменную речь;

точно, правильно, логично излагать мысли;

уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания;

трансформировать текст в соответствии с задачей высказывания

стремиться к речевому самосовершенствованию;

устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; ориентироваться в нравственно-этических принципах и моралях; осуществлять нравственный личностный выбор (оценивание усваиваемого содержания) исходя из социальных и личностных ценностей

16-17 (2ч)

Приключенческий рассказ Э.По «Золотой жук». Характер главного  героя рассказа В.Ленграна

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний; комплексное применение знаний, умений, навыков

Знать признаки «приключенческого рассказа»,  Знать и различать понятия «автор» и «рассказчик»

Отвечать на вопросы, помогающие понять  идейный смысл  и проблематику прочитанного;

выделять признаки приключенческого рассказа;

давать характеристику поступков героев на основе моральных принципов;

работать с литературоведческим словарем;

создавать портрет рассказчика

18- 19 (2ч)

Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ» (главы). Стивенсон и неизведанные острова.

Урок изучения нового материала

Знать основные этапы жизни и творчества Р.Стивенсона

Знать  понятие « приключен

ческий роман», его признаки  

Уметь осознанно  и выразительно читать произведения различных стилей;  

подробно пересказывать отрывок литературного произведения;

отвечать на вопросы, помогающие понять идейный  смысл  и проблематику прочитанного

Уметь осознанно  и выразительно читать  художественное произведение; пересказывать отрывок  произведения; отвечать на вопросы, помогающие понять  идейный смысл  и проблематику прочитанного; давать оценку поступков героев; создавать устное монологическое высказывание

20-21 (2ч)

Многообразие человеческих характеров в романе Р.-Л. Стивенсона «Остров сокровищ»

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Знать основных героев романа;

Знать приемы характеристики литературных героев

Уметь осознанно  и выразительно читать  художественное произведение; пересказывать отрывок  произведения; отвечать на вопросы, помогающие понять идейный  смысл  и проблематику прочитанного; давать оценку поступков героев; определять признаки «приключенческого романа»

формулировать  собственное отношение к произведению;

понимать авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней

Т. С10

22-23 (2ч)

А.Н. Рыбаков «Кортик» (главы) Динамика развития событий в приключенческой литературе

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний; комплексное применение знаний, умений, навыков

Знать основные этапы жизни и творчества А.Рыбакова

Отвечать на вопросы, помогающие понять смысл прочитанного; давать оценку поступков героев; прогнозировать развитие событий;

 кратко пересказывать  отдельные главы, выделять признаки приключенческой литературы»

формулировать  собственное отношение к произведению;

понимать авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней

24 (1ч)

Обобщение по разделу. Подготовка к сочинению

Урок обобщения

25 (1ч)

Проверочная работа по разделу «Шифры и клады»

Урок контроля

Т. с10

Раздел 3. Экстремальные ситуации (6ч)

26 (1ч)

Нравственные уроки приключенческой литературы. Человек в единоборстве с судьбой.        

Жд.Лондон «Любовь к жизни» (в сокращении)

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний

Знать основные этапы жизни и творчества Дж. Лондона; Знать и понимать понятие «экстремальные ситуации»

Кратко пересказывать  текст;

 выразительно читать литературное художественное произведение; Отвечать на вопросы, помогающие понять  идейный смысл прочитанного;

Под руководством учителя определять цели предстоящей деятельности;

последовательность действий;

под руководством учителя и самостоятельно извлекать необходимую информацию из текста;

Понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; формулировать выводы

адекватно понимать информацию,

перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.;

владеть  разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

выступать перед аудиторией; участвовать в обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

Уважительное отношение   к многонациональному Отечеству, русской литературе; культуре и литературе других народов

умение ориентироваться в духовно-нравственных  ценностях;

использовать опыт общения с произведениями худ.литературы в повседневной жизни;

устанавливать связи между целью и результатом деятельности на основе личностных мотивов

Адекватно формулировать цель деятельности;

определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата Осуществлять  контроль своей деятельности  

выбирать наиболее эффективные пути и средства достижения целей

Выделять и  формулировать  познавательную  цель;

строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства

определять основную и второстепенную информацию;

осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;

перерабатывать информацию; структурировать знания;

владеть различными способами  организации познавательной деятельности: обсуждение; дискуссия; выдвижение гипотез и их доказательство; проблемно-поисковый и т.п.

Воспринимать устную и письменную речь;

точно, правильно, логично излагать мысли;

уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания;

трансформировать текст в соответствии с задачей высказывания

стремиться к речевому самосовершенствованию;

устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

ориентироваться в нравственно-этических принципах и моралях; осуществлять нравственный личностный выбор (оценивание усваиваемого содержания) исходя из социальных и личностных ценностей

27 (1ч)

Дж. Лондон «Любовь к жизни». Рассказ как литературный жанр

Урок  изучения и закрепления знаний

Знать  понятия «описание», «детали», «рассказ как литературный жанр»

Составлять рассказ от лица героя о любимом эпизоде повествования; кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы, помогающие понять  идейный смысл прочитанного

формулировать  собственное отношение к произведению;

понимать авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней

Т. с12-13

28 (1ч)

Ответственность человека за свои поступки.  Б. Житков «Механик Солерно»

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний

Понятия «монолог», «диалог», «рассказ»

Отвечать на вопросы, помогающие понять идейный  смысл  и проблематику прочитанного

29 (1ч)

Б.Житков «Механик Солерно». Рассказ как литературный жанр.

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Понятия «монолог», «диалог», «рассказ»

Давать оценку поступкам героев литературного произведения;  анализировать особенности языка рассказа; определять признаки «приключенческой литературы»; составлять монолог-рассказ о событиях произведения от лица любого героя

Т. с14-16

30 (1ч)

Обобщение по разделу. Подготовка к сочинению

Урок обобщения.

31 (1ч) (2ч)

Проверочная работа по  разделу «Экстремальные ситуации»

Урок контроля

Т. с 17-19

Раздел 4. Как мы становимся взрослыми (10ч)

.32 (1ч)

Тематическое и жанровое многообразие приключенческой литературы

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний

Знать  темы и жанры приключенческой литературы; Знать основные этапы жизни и творчества М.Твена

Готовить сообщение самостоятельно;  выразительно читать художественный текст, отвечать на вопросы, рассуждать, аргументировать свою позицию

Под руководством учителя определять цели предстоящей деятельности;

последовательность действий;

Понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;

формулировать выводы

под руководством учителя и самостоятельно извлекать необходимую информацию из текста;

адекватно понимать информацию,

перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.;

под руководством учителя   и самостоятельно оценивать свои достигнутые результаты;

адекватно формулировать их в устной и письменной форме;  

правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;

точно выражать свои мысли по проблеме, аргументировать  и делать выводы;

выступать перед аудиторией; участвовать в обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

Уважительное отношение   к многонациональному Отечеству, русской литературе; культуре и литературе других народов        

умение ориентироваться в духовно-нравственных  ценностях;

использовать опыт общения с произведениями худ.литературы в повседневной жизни;

устанавливать связи между целью и результатом деятельности на основе личностных мотивов

Адекватно формулировать цель деятельности;

определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата Осуществлять  контроль своей деятельности  

выбирать наиболее эффективные пути и средства достижения целей

Самостоятельно выделять и  формулировать  познавательную  цель;

строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства

осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;

перерабатывать,  систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.;        

анализировать   и синтезировать объекты;

владеть различными способами  организации познавательной деятельности;

осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников;

осознанно и произвольно

строить  речевое высказывание в устной и письменной форме;

выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных

условий

Воспринимать устную и письменную речь;

точно, правильно, логично излагать мысли;

уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания;

трансформировать текст в соответствии с задачей высказывания

Стремиться к речевому самосовершенствованию;

устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

ориентироваться в нравственно-этических принципах и моралях; осуществлять нравственный личностный выбор (оценивание усваиваемого содержания) исходя из социальных и личностных ценностей

33-34 (2ч)

 Большие события и маленькие герои  в повести М.Твена «Гекльберри Финна»

Урок комплексного применения знаний

Понятия «Рассказчик»«повествование», «характер героя», «Приключения», «игра», «жизнь»; «рассказчик

Отвечать на вопросы, помогающие понять  идейный смысл  и проблематику прочитанного, кратко пересказывать отдельный эпизод;

давать характеристику  поступков героев;

понимать и объяснять нравственный пафос литературного произведения

35 (1ч)

Мастерство М.Твена в построении  сюжета и в создании характеров.  

Урок комплексного применения знаний

Понятие «юмор», «приключения»

Определять особенности сюжета художественного произведения;   определять роль пейзажных зарисовок в создании характера героев;  выделять

признаки приключенческой литературы

формулировать  собственное отношение к произведению;

понимать авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней

Т. с20-22

36-37-38  (3ч)

Взросление героев в повести В.Катаева «Белеет парус одинокий»         

                                                                                

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний

Знать основные этапы жизни и творчества В. Катаева, понятие «повесть», «пейзажная зарисовка»

Выразительно читать художественное произведение;  кратко пересказывать отдельные эпизоды; отвечать на вопросы, помогающие  понять идейный  смысл  и проблематику прочитанного

39 (1ч)

Мотив свободы в стихотворении М.Ю. Лермонтов «Белеет парус одинокий» и в повести В.Катаева «Белеет парус одинокий»

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний

Знать основные этапы жизни и творчества М.Ю. Лермонтова

Сопоставлять героев  и тематику разных литературных произведений; интерпретировать литературные произведения; анализировать стихотворение; выразительно читать стихотворение наизусть

40 (1ч)

Обобщение по разделу. Подготовка к сочинению

Урок обобщения

41 (1ч)

Проверочная работа по разделу «Как мы становимся взрослыми»

Урок контроля

Т.с27-28

Раздел 5. Правда истории и вымысел (6ч)

42-43 (2ч)

Правда истории  и художественный вымысел в приключенческом романе.  В. Каверин «Два капитана»

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний; комплексного применения знаний

Понятия «приключенческая литература», «правда», «вымысел», «роман»

Осознанно читать литературную статью, отвечать на вопросы, помогающие понять смысл прочитанного; выразительно читать художественное произведение; кратко пересказывать эпизоды произведения; давать характеристику героев

формулировать  собственное отношение к произведению;

Самостоятельно  определять цели предстоящей деятельности;

последовательность действий;

самостоятельно извлекать необходимую информацию из текста;  

перерабатывать, систематизировать  и предъявлять ее разными способами

Понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; формулировать выводы

Оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, умение находить недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

выступать перед аудиторией; участвовать в обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

владеть монологической и диалогической речью; участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета

Уважительное отношение   к многонациональному Отечеству, русской литературе; культуре и литературе других народов        

умение ориентироваться в духовно-нравственных  ценностях;

использовать опыт общения с произведениями худ.литературы в повседневной жизни;

устанавливать связи между целью и результатом деятельности на основе личностных мотивов

Адекватно формулировать цель деятельности;

определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата Осуществлять  контроль своей деятельности  

выбирать наиболее эффективные пути и средства достижения целей

Самостоятельно выделять и  формулировать  познавательную  цель;

строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства

осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;

перерабатывать,  систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.;

анализировать   и синтезировать объекты;

владеть различными способами  организации познавательной деятельности;

осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников;

Точно, правильно, логично излагать мысли;

уметь анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы;

соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи;

уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания;

стремиться к речевому самосовершенствованию;

устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; ориентироваться в нравственно-этических принципах и моралях; осуществлять нравственный личностный выбор (оценивание усваиваемого содержания) исходя из социальных и личностных ценностей

44 (1ч)

Характеристика литературного героя (на примере героев В.Каверина)

Урок контроля и развития  речи

Уметь давать характеристику героям произведекния

45 (1ч)

Легенда и ее интерпретация в художественном произведении. А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний;

Понятие «Легенда как фольклорный и литературный жанр»

Читать и интерпретировать художественное произведение; сравнивать фольклорное и литературное произведение; отвечать на вопросы, помогающие понять смысл прочитанного

Т. с29-31

46 -47(2ч)

Переложение исторического факта в художественном повествовании.

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний; комплексного применения знаний

Понятие «рассказчик»«поэма», «вымысел и авторский замысел», «монолог и диалог»

Выразительно читать художественный текст;

отвечать на вопросы, помогающие понять идейный смысл прочитанного;

аргументированно обосновывать свою точку зрения; определять роль изобразительно-выразительных средств в тексте; выразительно читать отрывок наизусть

Т. с 32-33

48 (1ч)

Проверочная работа по разделу «Правда и вымысел»

Урок контроля

Раздел 6. Романтика неизведанного (3ч)

49-50 (2ч)

Стихи о прекрасном и неизведанном. Способы создания художественной выразительности в поэзии

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Понятие «Романтика», «фантазия и реальность»

Выразительно читать стихотворения, отвечать на вопросы, помогающие понять идейный  смысл прочитанного; Делать сравнительный анализ стихотворений, находить общее в замыслах авторов; находить в текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль в создании образов

Самостоятельно  определять цели предстоящей деятельности;

последовательность действий;

Понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;

формулировать выводы

самостоятельно извлекать необходимую информацию из текста;  

перерабатывать, систематизировать  и предъявлять ее разными способами

создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

выступать перед аудиторией; участвовать в обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

владеть монологической и диалогической речью; участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета

Уважительное отношение   к многонациональному Отечеству, русской литературе; культуре и литературе других народ

умение ориентироваться в духовно-нравственных  ценностях;

использовать опыт общения с произведениями худ.литературы в повседневной жизни;

устанавливать связи между целью и результатом деятельности на основе личностных мотивов

Адекватно формулировать цель деятельности;

определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата Осуществлять  контроль своей деятельности  

выбирать наиболее эффективные пути и средства достижения целей

Самостоятельно выделять и  формулировать  познавательную  цель;

строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства

осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;

перерабатывать,  систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.;        

анализировать   и синтезировать объекты;

владеть различными способами  организации познавательной деятельности;

осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников;

Точно, правильно, логично излагать мысли;

уметь анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы;

соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи;

уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания;

Ориентироваться в нравственно-этических принципах и моралях; осуществлять нравственный личностный выбор (оценивание усваиваемого содержания) исходя из социальных и личностных ценностей

устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

Т. с34-37

50 (1ч)

Что мы узнали о приключенческой литературе? Обобщающий урок.

Урок обобщения и  контроля

Знать понятия «приключения», «фантастика и реальность», жанры «роман, поэма, рассказ», «вымысел»,  знать авторов  героев  изученных литературных произведений

Определять основные признаки приключенческой литературы;  находить общее и различное в произведения первой части, помещенные  в разных разделах; определять важные нравственные проблемы изученных произведений; оценивать поступки героев

Часть 2.  Что можно увидеть с закрытыми глазами. (15ч)

Раздел 1. Мир, затерянный в нас (2ч)

52 (1ч)

Наука и фантазия в литературе.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Понятия «фантастика», «фантастика и литература», «научная фантастика»

Читать осознанно и  выразительно  литературную статью; отвечать на вопросы, помогающие понять смысл прочитанного; проводить сравнительный анализ

Понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; формулировать выводы

Самостоятельно  определять цели предстоящей деятельности;

последовательность действий;

самостоятельно извлекать необходимую информацию из текста;  

перерабатывать, систематизировать  и предъявлять ее разными способами

создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения

владеть монологической и диалогической речью; участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета

Уважительное отношение   к многонациональному Отечеству, русской литературе; культуре и литературе других народо        

умение ориентироваться в духовно-нравственных  ценностях;

использовать опыт общения с произведениями худ.литературы в повседневной жизни;

устанавливать связи между целью и результатом деятельности на основе личностных мотивов

Осуществлять контроль своей деятельности  

выделять и осознавать  то, что уже усвоено, и то, что  еще нужно усвоить;

выбирать наиболее эффективные пути и средства достижения целей

осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;

Самостоятельно выделять и  формулировать  познавательную  цель;

строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства

осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;

перерабатывать,  систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.;        

анализировать   и синтезировать объекты;

владеть различными способами  организации познавательной деятельности;

осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников;

уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

уметь анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы;

участвовать в коллективном обсуждении проблем;

отбирать и

и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками  учителем-

определять  цели, функции участников, способов взаимодействия;

ориентироваться в нравственно-этических принципах и моралях; осуществлять нравственный личностный выбор (оценивание усваиваемого содержания) исходя из социальных и личностных ценностей

устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

Т.с 38

53 (1ч)

Артур Конан Дойл «Затерянный мир» как произведение научной фантастики

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Понятие «научная фантастика», «палеонтология», «научно-фантастический  роман»

Отвечать на вопросы, помогающие понять смысл прочитанного; определять основные признаки научно-фантастического романа; оценивать поступки главных героев; объяснять нравственный пафос произведения; понимать авторскую позицию и объяснять ее; аргументировать собственную позицию по данной проблеме

Раздел 2. Научная и ненаучная фантастика (8ч)

54 (1ч)

А.Беляев «Голова профессора Доуэля». Ответственность ученых перед человечеством.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Понятия «научная и ненаучная фантастика»; Основные этапы жизни и творчества А.Беляева

Готовить сообщение  описателе; самостоятельно; пересказывать статью; отвечать на вопросы, помогающие понять  идейный смысл прочитанного

Самостоятельно  определять цели предстоящей деятельности;

последовательность действий;

Понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; формулировать выводы

самостоятельно извлекать необходимую информацию из текста;  

перерабатывать, систематизировать  и предъявлять ее разными способами

создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

владеть монологической и диалогической речью; участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета

выступать перед аудиторией участвовать в обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации

Уважительное отношение   к многонациональному Отечеству, русской литературе; культуре и литературе других н        

Умение ориентироваться в духовно-нравственных  ценностях;

использовать опыт общения с произведениями худ.литературы в повседневной жизни;

устанавливать связи между целью и результатом деятельности на основе личностных мотивов

Осуществлять контроль своей деятельности  

выделять и осознавать  то, что уже усвоено, и то, что  еще нужно усвоить;

выбирать наиболее эффективные пути и средства достижения целей

осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию

Самостоятельно выделять и  формулировать  познавательную  цель;

строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства

осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;

перерабатывать,  систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.;        

анализировать   и синтезировать объекты;

владеть различными способами  организации познавательной деятельности;

осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников;

рефлексировать способы и условия действия, осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности;выбирать основания  и критерии для сравнения,  классификации объектов

Точно, правильно, логично излагать мысли;

уметь анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы;

соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи;

уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания;

Точно, правильно, логично излагать мысли;

уметь анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы;

соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи;

уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания;

трансформировать текст в соответствии с задачей высказывания;

планировать и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками  учителем-

определять  цели, функции участников, способов взаимодействия;

Строить логически правильное и композиционно законченное высказывание;

Ориентироваться в нравственно-этических принципах и моралях; осуществлять нравственный личностный выбор (оценивание усваиваемого содержания) исходя из социальных и личностных ценностей

устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

55 (1ч)

А.Беляев «Голова профессора Доуэля».Фантастика как средство выражения авторского замысла

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Понятия «научная и ненаучная фантастика»; Основные этапы жизни и творчества А.Беляева, «литературные приемы характеристики героя»

 Кратко  пересказывать  эпизод; отвечать на вопросы, помогающие понять  идейный смысл  и проблематику прочитанного; выделять признаки научно-фантастического романа; давать характеристику поступков героев романа; прогнозировать события романа на основе прочитанного

формулировать  собственное отношение к произведению;

понимать авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней

56 (1ч)

Подготовка к домашнему сочинению по произведению А.Беляева «Голова профессора Доуэля»

( «Ответственность ученых перед человечеством» )

Урок развития речи

Знать правила написания сочинения по литературному произведению

Излагать мысли в письменной форме в соответствии с темой и планом

Т. с40-41

57 (1ч)

Тематическое и жанровое разнообразие фантастической литературы. «Законы» фантастической литературы.  Гордость научной фантастики (Р.Бредбери)

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

«Фантастическая литература»; основные этапы жизни и творчества Р.Бредбери

Самостоятельно готовить сообщение о писателе; читать и пересказывать статью учебника;  выразительно читать художественное произведение; отвечать на вопросы

Т. с 42-43

58 (1ч)

Р. Бредбери «И грянул гром». Последствия поступков человека для будущего

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

«Фантастическая литература»

Читать и интерпретировать художественное произведение; отвечать на вопросы, помогающие понять идейный  смысл  и проблематикупрочитанного; анализировать особенности композиции произведения

59-60 (2ч)

Реалистическая фантастика как способ художественного изображения в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний; урок комплексного применения знаний

Основные этапы  жизни и творчества Н.В. Гоголя; понятие «ненаучная фантастика»

Самостоятельно готовить сообщение о  писателе;  выразительно читать произведение; отвечать на вопросы, помогающие понять  идейный смысл прочитанного; анализировать композиционную структуру произведения;  давать характеристику героев; определять роль фантастики в реалистическом произведении

Т. С45-48

61 (1ч)

Обобщение по разделу «Научная и ненаучная фантастика»

Урок обобщения

62 (1ч)

Проверочная работа по разделу «Научная и ненаучная фантастика»

Урок контроля

  Раздел 3. Сказка и фантастика (продолжение разговора)- 5ч

63 (1ч)

А.С. Пушкин  «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».  Фантастическое в  литературной сказке

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Литературная сказка и фольклорная волшебная сказка

Определять общее у литературной сказки и фольклорной волшебной сказки; отвечать на вопросы, помогающие понять смысл прочитанного; находить элементы фантастики в сказке; определять роль изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов

Самостоятельно  определять цели предстоящей деятельности;

последовательность действий;

Понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; формулировать выводы;

самостоятельно извлекать необходимую информацию из текста;  

перерабатывать, систематизировать  и предъявлять ее разными способами

создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров;

выступать перед аудиторией сверстников;  участвовать в обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации

Уважительное отношение   к многонациональному Отечеству, русской литературе; культуре и литературе других народов

умение ориентироваться в духовно-нравственных  ценностях;

использовать опыт общения с произведениями худ.литературы в повседневной жизни;

устанавливать связи между целью и результатом деятельности на основе личностных мотивов

Осуществлять контроль своей деятельности  

выделять и осознавать  то, что уже усвоено, и то, что  еще нужно усвоить;

выбирать наиболее эффективные пути и средства достижения целей

осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию

Формулировать проблему;

Находить способы решения проблем творческого и поискового характера

перерабатывать,  систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.;        

владеть различными способами  организации познавательной деятельности;

применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий

Точно, правильно, логично излагать мысли;

уметь анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы;

соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи;

уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания;

трансформировать текст в соответствии с задачей высказывания;

планировать и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками  учителем-

определять  цели, функции участников, способов взаимодействия;

Ориентироваться в нравственно-этических принципах и моралях; осуществлять нравственный личностный выбор (оценивание усваиваемого содержания) исходя из социальных и личностных ценностей;

устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения

Т. с 49-52

64-65  (2ч)

 

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок) Поэма как литературный жанр  

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Понятие «поэма»,  «сказка и поэма», «сказочное в поэме»

Выразительно читать художественное стихотворное произведение; составлять устно рассказ об одном из героев поэмы; выразительно читать  отрывок из поэмы наизусть; находить элементы фантастики в поэме; определять роль изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов

Т. с 53-54

66(1ч)

Проверочная работа по разделу «Сказка и фантастика»

Урок контроля

Т. с 51-52

Часть 3. В лабиринте событий (7ч)

67 (1ч)

Детективная литература и ее читатель.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Понятие «детектив», «детективный жанр»; композиция детектива, герои детектива, «второй герой»

Выразительно читать и пересказывать статью учебника;  выразительно читать художественное произведение

Самостоятельно  определять цели предстоящей деятельности;

последовательность действий;

Понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; формулировать выводы

самостоятельно извлекать необходимую информацию из текста;  

перерабатывать, систематизировать  и предъявлять ее разными способами

создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров;

выступать перед аудиторией сверстников;  участвовать в обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации

Уважительное отношение   к многонациональному Отечеству, русской литературе; культуре и литературе других народов

умение ориентироваться в духовно-нравственных  ценностях;

использовать опыт общения с произведениями худ.литературы в повседневной жизни;

устанавливать связи между целью и результатом деятельности на основе личностных мотивов

Осуществлять контроль своей деятельности  

выделять и осознавать  то, что уже усвоено, и то, что  еще нужно усвоить;

выбирать наиболее эффективные пути и средства достижения целей

осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию

Формулировать проблему;

Находить способы решения проблем творческого и поискового характера

перерабатывать,  систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.;        

владеть различными способами  организации познавательной деятельности;

применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексировать способы и условия действия, осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности;

выбирать основания  и критерии для сравнения,  классификации объектов

Точно, правильно, логично излагать мысли;

уметь анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы;

соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи;

уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания;

трансформировать текст в соответствии с задачей высказывания;

планировать и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками  учителем-

определять  цели, функции участников, способов взаимодействия;

Строить логически правильное и композиционно законченное высказывание;

ориентироваться в нравственно-этических принципах и моралях; осуществлять нравственный личностный выбор (оценивание усваиваемого содержания) исходя из социальных и личностных ценностей

устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

68-69 (2ч)

Э.По  «Убийство на улице Морг» (в сокращении) как классический детективный рассказ

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Знать признаки детективной литературы; композиционные особенности

Отвечать на вопросы, помогающие понять смысл прочитанного; анализировать композиционную структуру произведения;  давать характеристику героев; находить признаки детектива в рассказе;  анализировать  рассказ как речевой  жанр

70-71 (2ч)

А.К. Дойл «Горбун». Герой и второй герой в детективе.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Знать признаки детективной литературы; композиционные особенности

Отвечать на вопросы, помогающие понять  идейный смысл  и проблематику прочитанного; анализировать композиционную структуру произведения;  давать характеристику героев; находить признаки детектива в рассказе; анализ рассказа как речевого жанра; кратко пересказывать отдельные эпизоды произведения

72 (1ч)

«Законы» детективной литературы. Обобщение. Подготовка к сочинению

Урок обобщения  и контроля

Знать признаки детективной литературы; композиционные особенности; знать основных героев изученных произведений, сюжеты и особенности композиции произведений

Сравнивать  произведения детективного жанра: находить обще в сюжете, композиционном построении, замысле;  определять признаки детективной литературы

формулировать  собственное отношение к произведениям;

понимать авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней

Т. с 55-56

73 (1ч)

Проверочная работа по разделу «В лабиринте событий»

Урок контроля

Т. с 57-58

Часть 4. Я и другие (16ч)

74  (1ч)

Мир детства в литературе. В.Г. Короленко « В дурном обществе»  (в сокращении).

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Знать основные этапы жизни и творчества В.Г. Короленко

Выразительно читать статью, самостоятельно готовить сообщение о писателе; выразительно читать художественное произведение

Самостоятельно  определять цели предстоящей деятельности;

последовательность действий;

самостоятельно извлекать необходимую информацию из текста;

Понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; формулировать выводы

перерабатывать, систематизировать  и предъявлять ее разными способами

создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров;

выступать перед аудиторией сверстников;  участвовать в обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации

Уважительное отношение   к многонациональному Отечеству, русской литературе; культуре и литературе других народов

умение ориентироваться в духовно-нравственных  ценностях;

использовать опыт общения с произведениями худ.литературы в повседневной жизни;

устанавливать связи между целью и результатом деятельности на основе личностных мотивов

Осуществлять контроль своей деятельности  

выделять и осознавать  то, что уже усвоено, и то, что  еще нужно усвоить;

выбирать наиболее эффективные пути и средства достижения целей

осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию

Формулировать проблему;

Находить способы решения проблем творческого и поискового характера

перерабатывать,  систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.;        

владеть различными способами  организации познавательной деятельности;

применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексировать способы и условия действия, осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности;        выбирать основания  и критерии для сравнения,  классификации объектов

Отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания;

трансформировать текст в соответствии с задачей высказывания;

планировать и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками  учителем-

определять  цели, функции участников, способов взаимодействия;

строить логически правильное и композиционно законченное высказывание;

владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с  нормами;

Ориентироваться в нравственно-этических принципах и моралях; осуществлять нравственный личностный выбор (оценивание усваиваемого содержания) исходя из социальных и личностных ценностей

устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

75-76 (2ч)

Судьбы героев в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». Уроки добра и справедливости

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Понятие «портрет», «повесть», «общество», «повествование от первого лица как литературный прием»

Отвечать на вопросы, помогающие понять смысл прочитанного; оценивать поступки героев; через портретную характеристику героев обнаруживать внутренний мир героя,  выполнять сравнительную характеристику героев; кратко пересказывать эпизоды произведения

77 (1ч)

Средства создания характеров героев в повести В.Г. КороленкоПовесть как литературный жанр.

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков; обобщения и контроля

Понятие «сопоставление как литературный прием», «интерьер»

Отвечать на вопросы, помогающие понять  идейный смысл  и проблематику прочитанного; оценивать поступки героев; объяснять роль интерьера в создании художественных образов; выделять признаки повести как литературного жанра

Т. с 61-64

78 (1ч)

М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Сказка-быль. Поэзия природы в творчестве М.М. Пришвина.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Основные этапы жизни и творчества М.М. Пришвина

Понятия «сказка-быль»

Самостоятельно готовить сообщение о писателе;  работать с литературоведческим словарем; выразительно читать художественное произведение

Т. с 59-60

79-80 (2ч)

Образы Насти и Митраши в произведении М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

«Портретная характеристика»

Давать характеристику главных героев; определять роль изобразительно-выразительных средств  в создании художественного образа, определять авторское отношение к своим героям

81 (1ч)

Роль пейзажа в художественном произведении. Смысл названия повести М.М. Пришвина. Жанровое своеобразие.

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков; обобщения и контроля

Понятие «пейзажные зарисовки», жанр «повести»

Определять особенности изображения мира природы в повести;  определять роль пейзажных зарисовок в повествовании; отвечать на вопросы, помогающие понимать смысл прочитанного; определять жанровое своеобразие произведения

Т. с 59-60

82  (1ч)

Л. Кассиль – один из лучших детских писателей. Жизнь и творчество  «Кондуит и Швамбрания» (главы)

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Понятие «повесть»    

Отвечать на вопросы, помогающие понимать смысл прочитанного; давать характеристику героям повести

83-84 (2ч)

Г. Белых, Л.Пантелеев «Респубика ШКИД» (главы)

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний; комплексного применения знаний и развития речи

Понятие «повесть»

Отвечать на вопросы, помогающие понимать  идейный  смысл прочитанного; давать характеристику героям повести; создавать письменное высказывание на заданную тему; объяснять нравственный пафос произведения

85 (1ч)

В. Распутин «Мама куда-то ушла». Тема детского одиночества

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Понятие «рассказ»

Определять тему рассказа; кратко передавать его сюжет; отвечать на вопросы, помогающие понять  идейный смысл прочитанного;

Формулировать  собственное отношение к произведению;

Понимать авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней

86-87 (2ч)

Стихи о детях. (Д. Самойлов, В.Берестов, Н. Заболоцкий)

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Знать основные изобразительно-выразительные средства: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение

Уметь анализировать стихотворение; сопоставлять стихотворения по тематике и  идейному замыслу; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выразительно читать стихотворение наизусть

Т. С 65-66

88 (1ч)

Обобщение по разделу. Подготовка к сочинению.

Урок  обобщения

89 (1ч)

Проверочная работа по разделу «Я и другие»

Т. с 67-68

Часть 5. Мы не можем без них или они не могут без нас  (13ч)

90-91 (2ч)

А.П. Чехов  «Каштанка». Читательская интерпретация художественного произведения

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний; комплексного применения знаний

Основные события жизни и творчества А.П. Чехова

Выразительно читать статью учебника и художественное произведение;  отвечать на вопросы, помогающие понять смысл  и проблематику прочитанного; кратко пересказывать отдельные эпизоды; объяснять нравственный пафос произведения

Понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; формулировать выводы

Самостоятельно  определять цели предстоящей деятельности;

последовательность действий;

самостоятельно извлекать необходимую информацию из текста;  

перерабатывать, систематизировать  и предъявлять ее разными способами

создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров;

выступать перед аудиторией сверстников;  участвовать в обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации

Уважительное отношение   к многонациональному Отечеству, русской литературе; культуре и литературе других народов

умение ориентироваться в духовно-нравственных  ценностях;

использовать опыт общения с произведениями худ.литературы в повседневной жизни;

устанавливать связи между целью и результатом деятельности на основе личностных мотивов

Осуществлять контроль своей деятельности  

выделять и осознавать  то, что уже усвоено, и то, что  еще нужно усвоить;

выбирать наиболее эффективные пути и средства достижения целей

осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию

Формулировать проблему;

Находить способы решения проблем творческого и поискового характера

перерабатывать,  систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.;        

        

владеть различными способами  организации познавательной деятельности;

применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексировать способы и условия действия, осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности;выбирать основания  и критерии для сравнения,  классификации объектов

Соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи;

уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем; аргументировать, доказывать свою точку зрения;

трансформировать текст в соответствии с задачей высказывания;

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками  учителем;

строить логически правильное и композиционно законченное высказывание;

владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с  нормами  языкового нормами родного языка;

добывать самостоятельно знания, работать с учебной литературой, словарями, справочниками

контролировать правильность своей речевой деятельности

Ориентироваться в нравственно-этических принципах и моралях; осуществлять нравственный личностный выбор (оценивание усваиваемого содержания) исходя из социальных и личностных ценностей

устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

Т. с 69-71

92 (1ч)

А.И. Куприн «Ю-ю»

(в сокращении)   Авторские приемы в изображении главного персонажа

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Основные события жизни и творчества  А.И. Куприна

Выразительно читать  художественное произведение;  отвечать на вопросы, помогающие понять смысл прочитанного;  определять роль рассказчика и других героев-людей в произведении

93 (1ч)

Дж. Дарелл «Гончие Бафута» (отрывок). Жизнь – животным.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

«Писатели-анималисты»

Читать и пересказывать статью учебника; Выразительно читать  художественное произведение;  отвечать на вопросы, помогающие понять смысл прочитанного;  определять роль олицетворения в создании художественного образа героя-животного

94 (1ч)

Э. Сетон-Томпсон «Чинк» (Из книги «Рассказы о животных». Друг, который никогда не предаст.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

«Писатели-анималисты»

Пересказывать текст художественного произведения;  сравнивать писательский стиль создания рассказов о животных: находить общее и различное; понимать и объяснять нравственный пафос литературных произведений

95 (1ч)

Обобщение. А.И. Куприн «Ю-ю», Э. Сетон-Томпсон «Чинк». Язык художественного произведения.

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков; обобщения и контроля

Знать авторов и  основных героев изученных произведений; тематику и проблематику произведений

Понимать и объяснять особенности создания художественных образов героев-животных; определять проблематику рассказов

Т. с 72-73

96 -97 (2ч)

Стихи о животных. Писатель-анималист

( К.Чапек, Б. Заходер, С.Есенин, В.Инбер, Н. Глазков, И.Бунин, В. Маяковский, Н. Заболоцкий).

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний; комплексного применения знаний и контроля

«Писатели-анималисты»

Выразительно читать стихотворение, в том числе и наизусть; определять проблематику стихотворений; находить изобразтельно-выразительные средства и определять их роль в создании образов

98 (1ч)

Обобщение по разделу. Подготовка к сочинению

Урок обобщения

99 (1ч)

Проверочная работа по разделу «Мы не можем без них или они не могут без нас»

Урок контроля

100(1ч)

Обобщение изученного в 5 классе

Урок обобщения

101 (1ч)

Подведем итоги.

Я – читатель. (Книги для чтения летом)

Урок обобщения

Уметь  анализировать  свои успехи как читателя.

102 (1ч)

Резерв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе в 5 классе по ОС "Школа 2100"

Рабочая программа по литературе в 5 классе по ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по литературе (Школа -2100) 7 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по литературе "Школа 2100" (5-9 классы)

Рабочая программа по литературе "Школа 2100" (5-9 классы) + календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по литературе "Школа 2100" (10 - 11 классы)

Рабочая программа по литературе "Школа 2100" (10 - 11 классы) + календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по литературе для 6 класса по ОС "Школа 2100" на 102 часа

Рабочая программа по литератуе для 6 класса по ОС "Школа 2100" на 102 часа...

Рабочая программа по технологии. Школа 2100. 3 класс

Рабочая программа по технологии. Школа 2100. 3 класс...

Рабочая программа по технологии. Школа 2100. 4 класс

Рабочая программа по технологии. Школа 2100. 4 класс...