ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ INTERWRITE SCHOOL BOARD НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
статья по русскому языку на тему

Григорьева Наталья Андреевна

В данной статье раскрываются различные функциональные возможности использования интерактивной доски на уроках русского языка, рассматриваются вопросы целесообразности применения интерактивной презентационной системы для активизации познавательного интереса учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no2_grigoreva.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ  INTERWRITE  SCHOOL BOARD НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Григорьева Наталья Андреевна, учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12  с углубленным изучением

отдельных предметов  «Центр образования» города Серпухова

В данной статье раскрываются различные функциональные возможности использования интерактивной доски на уроках русского языка, рассматриваются вопросы целесообразности применения интерактивной презентационной системы для активизации познавательного интереса учащихся.

     В последнее время  я  все чаще стала обращать внимание на то обстоятельство, что происходит резкое понижение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижение грамотности, культуры,  проявление косноязычия, неумения логично выразить свою мысль, наблюдается снижение мотивации учебной деятельности.  Что же я, как учитель, могу сделать, чтобы заинтересовать ребят работой на уроке, чтобы процесс обучения стал более доступным и интересным? Здесь на помощь приходят интерактивные презентационные системы или интерактивные доски, позволяющие ярко и наглядно представлять информацию на любом этапе урока.

          По мнению психологов, интерактивная доска воздействует не только на визуальную и аудиальную сенсорные системы человека, но и кинестетическую (телесную) систему, так как именно с ней связано такое явление, как моторная память, и возможность довести навыки до автоматизма. И в этом случае такие устройства, как интерактивные презентационные системы, просто незаменимы.

     Функции интерактивной доски дополняют возможности компьютера и позволяют разнообразить учебную работу, увеличить эффективность и мотивацию обучения, повысить производительность умственного труда, рационально использовать учебное время, то есть позволяет педагогу строить процесс обучения на современном уровне.

    На своих уроках я использую различные функциональные возможности доски:

1. Графическая визуализация и корректировка объектов. Уникальный  набор инструментов позволяет делать пометки, наносить заметки и добавлять информацию не только поверх графического, статичного  изображения, но и поверх видео. Чаще всего эту функцию доски я применяю на этапе первичного закрепления знаний, где ученики выполняют простые задания:  вставить букву, расставить знаки препинания. Такую работу можно разнообразить выбором различных цветов пера или маркера, затенением экрана для яркой визуализации материала.

2. Мобильность объектов. Интересно и продуктивно проходит работа с использованием функции  «перемещение объектов». Например, можно распределять слова по столбикам, из отдельных слов конструировать предложения, меняя порядок слов, разбивать текст, предложение, слово на отдельные составляющие, добиваясь максимальной наглядности.

3. Видеозапись материала урока.  При объяснении нового материала целесообразно использовать видеозапись в режиме реального времени с последующим воспроизведением материала урока, например, с целью повторения. Очень важно, что всю нужную информацию можно сохранить в памяти компьютера, отредактировать, при необходимости распечатать или передать по электронной почте. Так учащиеся могут самостоятельно создавать различные ресурсы и использовать их на последующих уроках.

4. Интерактивная галерея. Данная система представляет собой  структурированные по темам объекты: картинки, шаблоны, иллюстрации. Имеется возможность пополнять галерею своим содержанием.

5. Распознавание рукописного текста. Текст, написанный на доске от руки, преобразуется в печатный, где можно изменять шрифт, размер, цвет и т.д. Поэтому запись, сделанная от руки, всегда будет аккуратно оформлена.

6. «Разлинованное поле». Для уроков русского языка имеется возможность использовать фоном  разлинованный тетрадный лист для  эстетического оформления записей.

7. Сохранение информации (выполненных заданий) с последующим анализом  и редактированием.

Кроме того, имеются интересные функции (режим прожектора, «шторка», «таймер» и  другие), которые позволяют разнообразить работу на уроках русского языка и активизировать познавательную деятельность учащихся.

        Использование доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся. Один из классиков сказал: «Лучший отдых – это смена деятельности». Использование интерактивной доски позволяет разнообразить работу на уроке, применять научную организацию труда учащихся, а также использовать такой немаловажный элемент обучения, как игра. Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам средних классов в форме игры легко усвоить учебный материал. Зная возможности интерактивной доски, учитывая индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, я готовлю весь необходимый текстовый и графический материал заранее и в нужном темпе использую его на уроке. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании. То, что ученик видит на большом экране подчас с музыкальным сопровождением и визуальными эффектами надолго остаётся у него в памяти. Учащиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале. По  моему мнению, использование ИД целесообразно на уроках изучения нового материала, первичного закрепления, обобщения и систематизации изученного.

      Таким образом, интерактивная презентационная система - современный электронный образовательный ресурс, который  интенсифицирует учебный процесс, помогает излагать учебный  материал по-новому, живо и увлекательно, делает учебную работу  творческой, повышает мотивацию обучения и производительность умственного труда, позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность работать с учеником дифференцированно и индивидуально, а также  оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Кроме того, позволяет повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.

       Конечно,  нельзя забывать, что целью работы учителя – филолога являются души детей, проблемы нравственности, развития творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности. Но интерактивная доска становится хорошим  помощником учителю- словеснику на пути формирования у учащихся устойчивого интереса к учению.

Литература

1. Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков. – М. Просвещение. – 1998. – 126 с.

2. Богоявленский Д. Н. Психология  усвоения орфографии. – М., 1986.

3. Хахалева Н.Н. Роль компьютера в процессе овладения орфографией.// Русский язык в школе. 2001. №1. С. 13-18.

4. Шафрин Ю.А.Информационные технологии: В 2 ч. – М.: БИНОМ, 2004.

5. Интернет в гуманитарном образовании. Под ред. Полат Е. С. М., Владос, 2001 г. с. 169


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования интерактивной доски SMART Board на уроке музыки

Работать с интерактивной доской SMART Board удивительно просто! Школьники  быстро освоили навыки работы со SMART Board: пишут и рисуют маркерами, передвигают объекты, выполняя задания на уроке. И...

Использование интерактивной доски Interwrite Board на уроках географии

Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые, кинестетические, обеспечивая живое взаимодействие учителя и ученика и постоянный обмен информацией между ними....

Мастер-класс "Эффективность использования интерактивной доски SMART Board на уроках математики "

В ходе данного мастер-класса учитель демонстрирует основные возможности использования интерактивной доски на уроках....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ SMART Board НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ ГЛУХИХ

В статье представлены возможности использования интерактивной доски SMART Board на урока русского языка в процессе обучения детей с нарушениями слуха, имеющих особенности развития психических про...

Использование интерактивных методов и приемов на уроках иностранных языков

Использование интерактивных методов и приемов на уроках иностранных языков...

Статья "Использование интерактивных возможностей доски SMART на уроках русского языка в 5-6 классах"

Статья "Использование интерактивных возможностей доски SMART на уроках русского языка в 5-6 классах"...

Использование интерактивной рабочей тетради "Skysmart" на уроках русского языка

Использование интерактивной рабочей тетради "Skysmart" на уроках русского языка...