Новые образовательные технологии на уроке русского языка и литературы
опыты и эксперименты по русскому языку на тему

Шигабутдинова Гелия Ирфановна

 

Тема моей выпускной квалификационной работы – «Новые образовательные технологии на уроке русского языка и литературы». Я считаю, что вопрос по внедрению в практику новых образовательных технологий очень актуален. В условиях научного прогресса современные образовательные технологии внедряются практически во все сферы деятельности человека.  И в стратегии модернизации образования подчёркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Поэтому и возникла новая модель обучения, построенная на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного обучения. На сегодняшний день мы не можем утверждать, что в дидактике и методике обучения сложилась чёткая система научных определений и классификаций педагогических технологий. Дело в том, что  они возникли лишь в XX в. Сейчас многие детали систематизируются и приводятся к единообразию.

В сельской школе наблюдается недостаточность технического и материального оснащения, что снижает эффективность получения знаний учащимися. Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения уроков, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Применение на уроке новых педагогических технологий – это особый способ постановки педагогических целей, заключающийся в том, что эти цели формулируются как предполагаемый результат деятельности учеников в виде конкретных умений. Одна из важнейших задач обучения школьников - активизация познавательного интереса  и повышение качества знаний учащихся. Высокий уровень напряжённости мышления учащихся достигается тогда, когда знания добываются трудом. И учение только тогда станет привлекательным, если ребята сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать. Современные образовательные технологии призваны вывести процесс управления качеством образования на новый уровень, сделать эффективным процесс обучения, снизить энергозатраты как со стороны педагогов, так  и школьников. Опираясь на вышеизложенное, можно утверждать, что данная тема является актуальной в настоящее время. Это и привело к выбору данной темы.  

В процессе исследования я выдвинула гипотезу: при условии использования на уроках русского языка и литературы современных образовательных технологий  можно сделать процесс обучения и воспитания учащихся более эффективным, повысить качество знания.

Цель работы: выявление преимущества проведения современного урока с использованием новых образовательных технологий: информационно-коммуникативной и проектно-исследовательской, как из способов повышения качества знаний и познавательного интереса учащихся.

Задачи: изучить психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, разработать и апробировать уроки с учетом использования новых образовательных технологий, проанализировать результаты.

Объект исследования: процесс внедрения новых образовательных технологий  в урок русского языка и литературы.

Методы исследования, использованные при написании выпускной квалификационной работы: классификация изученного материала, моделирование, наблюдение за работой учащихся, индивидуальные беседы с учащимися, анкетирование, тестирование учащихся, проектный эксперимент.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. Во введении выдвинуты актуальность выбора темы, гипотеза, цель и задачи, объект и методы исследования. Первая глава посвящена научно – теоретическим основам педагогических технологий: понятие педагогической технологии, история развития педагогической технологии, классификация современных образовательных  технологий. Вторая глава об опыте работы по внедрению новых образовательных технологий в учебный процесс, об использовании информационно-коммуникативных технологий на уроке русского языка,  о проектно-исследовательской работе на уроке литературы. Заключение отражает актуальность выбранной  темы, в библиографическом списке даётся информация об используемой литературе, в приложении – конспекты уроков и результаты деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rabota.docx67.63 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки

работников образования

Кафедра филологического образования

Выпускная квалификационная работа

по теме

« Новые образовательные технологии на уроке русского языка и литературы»

Работу выполнила:

Шигабутдинова Гелия Ирфановна

слушатель курсов группы Фил-3

учитель русского языка и литературы

МОУ Новотимерсянской основной

общеобразовательной школы

МО «Цильнинский район»

Научный руководитель:

Артамонов В.Н.

профессор

доктор филологических наук

Ульяновск

2012

Оглавление

Введение

Глава Ι. Научно – теоретические основы педагогических технологий………5

§1. Понятие педагогической технологии………………………………………5

§2. История развития педагогической технологии……………………………7

§3. Классификация новых образовательных  технологий………………………………………………………………………11

Глава ΙΙ. Из опыта работы по внедрению новых образовательных технологий в учебный процесс………………………………………………………………16

§1. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроке русского языка и литературы…………………………………………………...16

 §2. Проектно-исследовательская работа на уроке литературы………………25

Заключение

Библиография

Приложения

Введение

Тема моей выпускной квалификационной работы – «Новые образовательные технологии на уроке русского языка и литературы». Я считаю, что вопрос по внедрению в практику новых образовательных технологий очень актуален. В условиях научного прогресса современные образовательные технологии внедряются практически во все сферы деятельности человека.  И в стратегии модернизации образования подчёркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Поэтому и возникла новая модель обучения, построенная на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного обучения. На сегодняшний день мы не можем утверждать, что в дидактике и методике обучения сложилась чёткая система научных определений и классификаций педагогических технологий. Дело в том, что  они возникли лишь в XX в. Сейчас многие детали систематизируются и приводятся к единообразию.

В сельской школе наблюдается недостаточность технического и материального оснащения, что снижает эффективность получения знаний учащимися. Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения уроков, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Применение на уроке новых педагогических технологий – это особый способ постановки педагогических целей, заключающийся в том, что эти цели формулируются как предполагаемый результат деятельности учеников в виде конкретных умений. Одна из важнейших задач обучения школьников - активизация познавательного интереса  и повышение качества знаний учащихся. Высокий уровень напряжённости мышления учащихся достигается тогда, когда знания добываются трудом. И учение только тогда станет привлекательным, если ребята сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать. Современные образовательные технологии призваны вывести процесс управления качеством образования на новый уровень, сделать эффективным процесс обучения, снизить энергозатраты как со стороны педагогов, так  и школьников. Опираясь на вышеизложенное, можно утверждать, что данная тема является актуальной в настоящее время. Это и привело к выбору данной темы.  

В процессе исследования я выдвинула гипотезу: при условии использования на уроках русского языка и литературы современных образовательных технологий  можно сделать процесс обучения и воспитания учащихся более эффективным, повысить качество знания.

Цель работы: выявление преимущества проведения современного урока с использованием новых образовательных технологий: информационно-коммуникативной и проектно-исследовательской, как из способов повышения качества знаний и познавательного интереса учащихся.

Задачи: изучить психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, разработать и апробировать уроки с учетом использования новых образовательных технологий, проанализировать результаты.

Объект исследования: процесс внедрения новых образовательных технологий  в урок русского языка и литературы.

Методы исследования, использованные при написании выпускной квалификационной работы: классификация изученного материала, моделирование, наблюдение за работой учащихся, индивидуальные беседы с учащимися, анкетирование, тестирование учащихся, проектный эксперимент.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. Во введении выдвинуты актуальность выбора темы, гипотеза, цель и задачи, объект и методы исследования. Первая глава посвящена научно – теоретическим основам педагогических технологий: понятие педагогической технологии, история развития педагогической технологии, классификация современных образовательных  технологий. Вторая глава об опыте работы по внедрению новых образовательных технологий в учебный процесс, об использовании информационно-коммуникативных технологий на уроке русского языка,  о проектно-исследовательской работе на уроке литературы. Заключение отражает актуальность выбранной  темы, в библиографическом списке даётся информация об используемой литературе, в приложении – конспекты уроков и результаты деятельности учащихся.

Глава Ι. Научно – теоретические основы педагогических технологий.

§1. Понятие педагогической технологии.
        Педагогические технологии – качественно новая ступень в развитии «производственного аппарата» педагогики. Понятие технология (от греческого techne – искусство, мастерство, умение, logos - учение) имеет множество трактовок. Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям представляет собой совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов. Остановимся на некоторых из них.

В энциклопедическом словаре дается следующее определение: технология – это «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции» [16, с.1338].

В толковом словаре живого великорусского языка В.Даля под технологией понимается «совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве»[5, c. 404].
В толковом словаре С.И.Ожегова технология рассматривается как совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства, ср.: «Технология – это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких – либо проблем» [11, с.708].

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин) [14, с.256].

Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).

• Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

• Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Содержание понятия «технология» раскрывается и уточняется в зависимости от области человеческой деятельности.
Технология – это не просто совокупность методов, все они направлены на получение  конкретной продукции.

С этой точки зрения С.А.Смирнов останавливается на более точном определении, отражающем суть процесса, которое дается в учебнике «Основы менеджмента» М.Х.Мельсон: «Под технологией подразумевается любое средство преобразования исходных материалов – будь то люди, информация или физические материалы для получения желаемой продукции или услуг» [15, с.247].
        Таким образом, подчеркивает Смирнов, под технологией надо понимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами [15, с.247].
        Научно – технический прогресс к концу XX века обусловил технологизацию не только многочисленных отраслей производства, он неумолимо вторгся в сферу культуры, гуманитарных областей знаний.
С развитием науки и техники значительно расширились возможности человека, появились новые технологии (промышленные, электронные, информационные) с колоссальными обучающими ресурсами.
         Появляются новые технические, аудиовизуальные средства с присущими им новыми методиками, которые становятся неотъемлемым компонентом и образовательного процесса, внося в него определенную специфику.
§2. История развития педагогической технологии.
        Впервые в двадцатые годы термин «педагогическая технология» упомянут в работах по педологии, основанных на трудах по рефлексологии (И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, А.А.Ухтомский).
        В это же время распространилось и другое понятие – «педагогическая техника», которая в Педагогической энциклопедии тридцатых годов была определена как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий.
        К педагогической технологии было отнесено также умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, использовать наглядные пособия.
В сороковые - пятидесятые годы, когда началось внедрение в учебный процесс обучения технических средств, появился термин «технология образования», который в последующие годы под влиянием работ по методике применения различных ТСО модифицировался в «педагогические технологии».
Именно к середине пятидесятых годов XX века исследователи относят массовую разработку и внедрение педагогических технологий и связывают это с возникновением технологического подхода к обучению в американской, а затем и в европейской школе.
        В середине шестидесятых годов возникло два направления: «технические средства в обучении», «технология учебного процесса». Первоначально под педагогической технологией понималась технизация учебного процесса. Первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором выстраивались последующие этажи педагогической технологии, было программированное обучение.
        К концу семидесятых годов – началу восьмидесятых вследствие развития техники и начавшейся затем за рубежом компьютеризации обучения понятия «технология обучения» и «педагогическая технология» все чаще стали осознаваться как система средств, методов организации и управления учебно-воспитательным процессом.
        При этом были выделены две стороны педагогической технологии: применение системного знания для решения практических задач и использование в учебном процессе технических устройств. Под давлением технологического опыта других отраслей педагогические технологии обретают новые возможности воздействовать на традиционный процесс обучения и влиять на его эффективность. В связи с этим педагогическая технология рассматривалась как область знания, включающая методы, средства обучения и теорию их использования для достижения целей обучения.
Технология обучения – понятие близкое, но не тождественное педагогической технологии, поскольку оно отражает путь освоения конкретного учебного материала в рамках определенного предмета, темы, вопроса и в пределах избранной технологии.
        Дальнейшее развитие исследователей в области педагогической технологии расширило ее понимание, что отразилось в многочисленных различных определениях этого понятия.
Так, по мнению, многих отечественных педагогов (Беспалько В.П., Журавлева В.И., Кларина М.В.) технология обучения – это составная часть системы обучения, связанная с дидактическими процессами, средствами и организационными формами обучения.
В психолого-педагогической литературе можно встретить три основных подхода к определению технологии обучения. При первом подходе под технологией часто подразумевают частную методику по достижению отдельно поставленной цели. Приравнивая технологию к частной методике, авторы данного подхода опираются на одну из важнейших характеристик технологии – они подчеркивают, что это способ достижения любой конкретной цели.
Сторонники второго подхода под технологией подразумевают педагогическую систему в целом.
       В русле третьего подхода технологию рассматривают не просто как методику или педагогическую систему, а как оптимальную для достижения заданной цели методику или систему, как некий алгоритм.
        Технология обучения - это определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функций обучения выполняет средство обучения под управлением человека [15, с.247].
        Создание высокоэффективных технологий обучения позволяет, с одной стороны, повысить эффективность освоения учебного материала и, с другой стороны, педагогам уделять больше внимания вопросам индивидуального и личностного роста учащихся, направлять их творческое развитие.
       Таким образом, технология обучения:
· повышает производительность труда учителя;
· способствует тому, что контроль результативности обучения каждого учащегося и система обратной связи позволяют обучать учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и складом характера;
· освобождает время учителя посредством перекладывания основных функций обучения на средства обучения, в результате он больше внимания может уделить вопросам индивидуального и личностного развития учащихся;
· так как для любой технологии цель определяется очень точно, то использование объективных методов контроля дает возможность снизить роль субъективного фактора при проведении контроля;
· создание технологий обучения позволяет снизить зависимость результата обучения от уровня квалификации учителя, что открывает возможности для выравнивания уровней освоения учебной дисциплины учащимися во всех образовательных учреждениях;
· технологизация создает предпосылки для решения проблемы преемственности образовательных программ школьного и профессионального образования.
        С термином «педагогическая технология» связано и понятие «технологический подход к обучению», которое, как подчеркивает М.В.Кларин, ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения).
       В технологическом подходе к обучению выделяют следующие этапы:
· постановка целей и их максимальное уточнение с ориентацией на достижение результатов;
· подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями;
· оценка текущих результатов;
· коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;
· заключительная оценка результатов [8, с.4].
       Источниками развития педагогической технологии, как утверждает О.Епишева, являются:
1. Психология, психологические концепции усвоения и научения – бихевиоризм, теория поэтапного формирования умственных действий, теория учебной деятельности.
2. Производственные процессы и конструкторские дисциплины, связывающие тем или иным способом технику и человека, составляющие систему «человек – техника - цель».
В этом смысле технология определяется как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойства, формы сырья, материала в процессе производства продукции.
3. Педагогика[7, с. 36].
       Понятие «педагогическая технология» в последнее время получает все более широкое распространение в теории обучения. Именно в этом смысле термин «технология» и его вариации «технология обучения», «образовательные технологии», «технологии в обучении», «технологии в образовании» стали использоваться в педагогической литературе и получили множество формулировок в зависимости от того как авторы представляют структуру и составляющие образовательно-технологического процесса.

§3. Классификация новых педагогических технологий.
В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно – воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что – то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской.
Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.
1. По научной концепции усвоения опыта выделяют:
· ассоциативно – рефлекторные технологии;
· бихевиористские технологии;
· развивающие технологии и т.д.
2. По ориентации на личностные структуры:
· информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам);
· операционные технологии (формирование способов умственных действий);
· эмоционально – художественные и эмоционально – нравственные технологии (формирование сферы эстетических и нравственных отношений);
· технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности);
· эвристические технологии (развитие творческих способностей);
· прикладные технологии (формирование действенно – практической сферы).
3. По характеру содержания и структуры выделяют следующие технологии:
· обучающие и воспитывающие;
· светские и религиозные;

· общеобразовательные и профессионально – ориентированные;
· гуманитарные и технократические;
· различные отраслевые;
· частнопредметные;
· монотехнологии (весь учебно-воспитательный процесс строится на какой – либо одной приоритетной доминирующей идее, концепции);
· комплексные (политехнологии) (комбинируются из элементов различных монотехнологий);
· проникающие технологии (технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов).
1.По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П.Беспалько предложена классификация педагогических систем (технологий).
Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся); цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем); рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным); ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств).
2.Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (дидактических систем):
· классическое лекционное обучение (управление разомкнутое, рассеянное, ручное);
· обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);
· система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);
· обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное);
· система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) – групповые, дифференцированные способы обучения.
· компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);
· система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) – индивидуальное обучение;
· «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.
3.В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:
· традиционная классическая классно – урочная система, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);
· современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;
· групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;
· программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.
4.Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяются несколько типов технологий:
· авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно – воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект».
· дидактоцентрические технологии отличаются высокой степенью невнимания к личности ребенка, в них господствуют субъект – объектные отношения педагога и учащихся, приоритет обучения над воспитанием, самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.
· личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка приоритетна, она является целью образовательной системы. Они характеризуются антропоценричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
· гуманно – личностные технологии отличаются своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности.
· технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект – субъектных отношениях педагога и ребенка.
· технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности.
· эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс – это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине.
5. Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий:
· догматические;
· репродуктивные;
· объяснительно – иллюстративные;
· технологии программированного обучения;
· технологии проблемного обучения;
· технологии развивающего обучения;
· технологии саморазвивающего обучения;
· диалогические;
· коммуникативные;
· игровые;
· творческие.
6.По категории учащихся наиболее важными являются:
· массовая (традиционная) школьная технология;
· технология продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования);
· технология компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания);
· различные виктимологические технологии (сурдо, орто, тифло, олигофренопедагогика);
· работа с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.
7.По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий:
· педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии, приоритетом которых являются личностные отношения, индивидуальный подход. Они характеризуются нежестким демократическим управлением и яркой гуманитарной направленностью содержания (к ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно – личностная технология Ш.А.Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н.Ильина);
· педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова, коммуникативное обучение Е.И.Пассова);
· педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала (технология «диалог культур» В.С.Библера и С.Ю.Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В.Тарасова);
· природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка (обучение по Л.Н.Тостому, воспитание грамотности по А.Кушниру и др.);
· альтернативные методы: вальдорфская педагогика Р.Штейнера, технология свободного труда С.Френе и др.);
· многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского, «Русская школа» И.Ф.Гончарова, «Школа – парк» М.Балабана и др.).

Глава ΙΙ. Из опыта работы по внедрению новых образовательных технологий в учебный процесс.

§1. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроке русского языка и литературы.

Новые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы помогают учителю в достижении образовательных и воспитательных целей.

Они призваны:

- сделать эффективным педагогический процесс обучения и воспитания школьников,

- вывести процесс управления качеством образования на новый уровень.

Я работаю в сельской основной школе, где на преподавание русского языка и литературы, я считаю, отводится мало часов. При этом предмет «русский язык» является обязательным экзаменом на государственной итоговой аттестации. Использую  учебно-методический  комплекс  «Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев» (составители: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.)»  и  «Программу общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В.Я.Коровиной. 5-11 классы». Поурочные и тематические планы составлены в соответствии с Государственным стандартом образования.

Новые образовательные технологии в своей работе я применяю при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков, во внеклассной работе по русскому языку, в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты (правда, этот вид общения осуществляется мной через домашний компьютер), а компьютер помогает мне  разработать и реализовать новые формы проведения занятий по русскому языку и литературе: провести виртуальные экскурсии по творчеству писателей, по картинам для сочинений; на уроках развития речи познакомиться с творчеством художников, проводить дистанционно тестовые работы. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.

В своей работе я применяю один из видов новой образовательной технологии – информационно-коммуникативную.  В моем кабинете русского языка  используется только один личный ноутбук, с  возможностью использования Интернет (WiFi), но я очень надеюсь, что в ближайшем будущем количество увеличится.

С какой целью я применяю компьютер на уроках?

Во-первых, для того, чтобы решать практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- обогащение словарного запаса;

- овладение нормами литературного языка;

- знание лингвистических и литературоведческих терминов;

- формирование общеучебных умений и навыков.

Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность  быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает или не знает предмета обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы и учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе. Их в настоящее время создано достаточно много.

При подготовке к урокам я использую такие Интернет – ресурсы, как:

а) Справочно-информационный портал «Русский язык» – http://www.gramota.ru. Портал создан в 2000 г. и содержит много полезной информации, касающейся русского языка: рубрики «Язык и закон», «Наука о языке», «Язык и образование», «Язык и творчество» и др. Есть программы лингвокультурологических курсов («Риторика», «Русский язык и культура речи» и др.), научные и методические статьи, электронная версия выпусков журнала «Мир русского слова», бесплатная справочная служба русского языка.

б) Издательский дом «Первое сентября», Русский язык – http://rus.1september.ru. Издательский дом «Первое сентября» поддерживает в Интернете два ресурса: электронную версию одноименной газеты и сайт для учителей «Я иду на урок русского языка» – http://www.rus.1september.ru/urok. Газета издается с 1995 г.

в) «Информационно-коммуникативные технологии в образовании» – http://www.ict.edu.ru.

г) Культура письменной речи по адресу http://www.gramma.ru. Ресурс «Культура письменной речи» в составе портала «Русское слово» содержит разделы Колокол, Русский язык, Стиль документа, Литература, Учителю, Библиотека, Экзамены, Справка, Комната отдыха. В помощь учителю предлагаются «Обязательный минимум содержания образования», «Критерии оценки сочинения», требования к рефератам, а также подраздел «Методика: русский язык».

д) Методические материалы, касающиеся профильного обучения, находим по адресу http://prof.ioso.ru – на сайте Институт содержания и методов обучения РАО.

е) Русский язык в мире: культура речи, проблемы языка, возможности изучения на сайте http://www.about-russian-language.com/index.html.

ж) 1C: Репетитор http://repetitor.1c.ru– сайт отдела обучающих программ фирмы 1C.

з) Опорный орфографический компакт по русскому языку – http://www.yamal.org/ook. Автор сайта Владимир Григорьевич Шелест – учитель Тростенецкой средней школы. На сайте представлено интересное интерактивное пособие по обучению навыкам грамотного письма, разработанное на основе методики использования мнемонических опор В.Ф. Шаталова – Ю.С. Меженко. Его суть заключается в том, что правила записываются в краткой форме в виде легко запоминающихся опорных конспектов. Ясно, что пособие создавалось без участия профессиональных дизайнеров, но зато его содержание говорит о высоком профессиональном уровне автора.

и) Грамотей-клуб http://www.gramotey.ur.ru– клуб пользователей обучающей программы «Грамотей». Программа имеет версии: «Грамотей-Проф» – репетитор для педагогов и родителей; «Грамотей-класс» – сетевая версия для школьного компьютерного класса; «Грамотей-Эверест» – состязательная версия для школьников. Программа использует оригинальную авторскую методику обучения грамотному письму, разработанную группой учителей-энтузиастов из г. Екатеринбурга во главе с С.Г. Никитиной.

к) Словесник – http://www.slovesnik-oka.narod.ru.Сайт адресован всем, кто преподает русский язык. Знакомит с Интернет-ресурсами в области преподавания русского языка: есть ссылки на образовательные сайты, адреса издательств, выпускающих учебную литературу, библиотеки. Специальный раздел посвящен проблеме дистанционного тестирования.

л) http://www.roprial.ru – Российское общество преподавателей русского языка и литературы. На сайте представлены исследования общих и частных проблем русского языка, литературы и культуры.

Особенно важно научить детей-татар читать выразительно, следуя орфоэпическим нормам. Яркое, сопровождаемое музыкой чтение, эмоционально воздействует на ребят, поэтому на уроках  литературы по теме «Выразительное чтение » использую  аудио – книги онлайн ( http: //slushai-knigi.ru). Слушая актерское чтение произведений, ученики стараются читать, подражая чтецу, «с толком, с чувством, с расстановкой».  

А вот, например, аудио записи изложений я использую на факультативных занятиях по подготовке к ГИА. Это я считаю очень эффективный метод, так как на экзамене для ребят будут аудио – тексты. Нужно заранее подготовить учащихся к прослушиванию текстов.

 Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Например, свои некоторые творческие работы учащиеся печатают для школьных публикаций.

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников. И вот мы с учащимися зарегистрировались на образовательном сайте учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны (http://www.saharina.ru). Учащиеся получают домашнее задание – решить тест в режиме онлайн. На  сайте у меня есть кабинет, где я могу проследить за работой каждого учащегося (могут и родители). Ребятам это очень нравится, потому что ребёнок может заниматься в удобное для себя время, выбрать индивидуальный темп задания, может ежедневно проверять себя, сразу же получить результаты, выясняя, как он усваивает курс.

Методически обоснованное сочетание коллективного и одновременно индивидуального обучения, возможность самоконтроля успеваемости со стороны не только преподавателя, но и родителей, которые могут интересоваться успехами своего ребёнка, выходя в режиме онлайн на преподавателя, занятия в любое удобное для ученика время и в любом удобном месте, - всё это способствует более успешной подготовке к поступлению в высшие учебные заведения и повышает результативность самообразования современного школьника[4, с.110].

Но надо всегда помнить, что используя компьютерные средства эпизодически, бессистемно, можно нанести вред обучению, которое повлияет на его результаты . Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку не должно заменять традиционные методы и приемы обучения, а работать в комплексе.

Формируются и такие виды познавательной деятельности учащихся, как работа со статьями лингвистических словарей, с материалами энциклопедий и справочной литературы (http://slovar.lib.ru, http://www.gramota.ru и т.д.).

Мне очень нравятся уроки с использованием программ MS Office (Word, Power Point). Я научилась пользоваться готовыми презентациями и создавать свои. Эта необычайно интересная программа обогащает урок эмоциями, психологически облегчает процесс усвоения, прививает интерес к уроку, расширяет кругозор и повышает эффективность урока. При этом компьютер становится помощником преподавателя. Роль учителя здесь особенно важна. Он подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает учащимся в процессе работы, оценивает их знания и развитие. Учитывая, что информация должна быть учебной, специальным образом обработанной, помещённой в некую программную среду и только затем представленной, становится очевидным, что работа учителя в условиях компьютерного обучения усложняется: требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.

При использовании новых технологий знания усваиваются лучше. На сегодняшний день множество тестовых программ. В своей работе я использую как свои, так и тесты из коллекции образовательных ресурсов (приложение). Повысить уровень грамотности письма, изучить и повторить правила орфографии и пунктуации, тщательно проверить знания и моментально восполнить пробелы помогает программа «1С: Репетитор». Уроки  с использованием этой программы всегда интересны и, самое главное, предоставляют широкие возможности для расширения культурного кругозора.

Компьютерные обучающие программы по русскому языку

а) Продукты серии «Уроки Кирилла и Мефодия» разработаны в соответствии с государственным стандартом образования РФ. Программы включают уроки по разным темам школьного курса русского языка. Разработки содержат основополагающие знания по изучаемому курсу, интерактивные тренажеры, материалы к контрольным занятиям, экзамену.

б) Программные продукты от фирмы «1C»адресованы абитуриентам, однако вполне могут быть использованы на уроках русского языка в средней школе.

• Мультимедиа-комплекс «1C. Репетитор. Русский язык» включает учебник, практикум, словари, интерактивные таблицы и другие материалы, объединенные на основе гипертекстов.

• Контрольно-диагностическая система «1C. Репетитор. Тесты по орфографии». Программа адресована учащимся старших классов, студентам, учителям-русистам.

• Программа «1C. Репетитор. Тесты по пунктуации» содержит 330 тестовых заданий на различные правила русского языка, а также справочники по пунктуационным правилам, обширный словарь лингвистических терминов (более 600 статей) и список учебной литературы.

в) Компьютерный учебник по русскому языку от фирмы «Зареалье» предназначен для школьников и абитуриентов и состоит из двух частей: «Русский язык. Тетрадь по синтаксису» и «Русский язык. Тетрадь по орфографии».

г) Электронный репетитор «Фраза: обучающая программа-тренажер по русскому языку» разработан опытными преподавателями русского языка, методистами и психологами и содержит около 4000 заданий по всем темам курса русского языка средней школы, в том числе около 1000 заданий для подготовки к выпускным и вступительным экзаменам.

д) Орфографический тренажер по русскому языку «Грамотей» (разработчик НПП «Эрикос») предлагает обучающую систему «Грамотей-Класс», состоящую из двух частей: орфографического тренажера «Грамотей» и программы для учителя «Класс». «Грамотей» предназначен для развития орфографической грамотности детей и тестирования их знаний по русскому языку. Тренажер построен по аналогии с известной компьютерной игрой «Тетрис», что обеспечивает предельную простоту действий школьника: во время падения слова успеть вставить правильную букву. «Класс» предназначен для формирования учителем словарной базы и классного журнала, анализа и хранения статистики, формирования и печати отчетных документов.

е) Программы серии «Школьный наставник. Компьютерное обучение» включает комплексы: «Русский язык. Начальная школа» и «Русский язык. Средняя школа».

ж) Обучающий комплекс «Русская словарная лексика» предназначен для освоения одной из самых трудных тем русского языка – правописания словарных слов. В комплекс включены практически все слова, правописание которых нужно запомнить за годы учебы со 2-го по 11-й класс. Его основу составляют 1200 озвученных тестовых заданий. Для каждого слова предлагается набор родственных слов и опорная графическая картинка, на которой зашифровано его правописание. Слова объединены в тесты по частотному принципу. В курс входит также 60 звуковых диктантов.

з) Игровой комплекс «Тайна 6-и сундуков» представляет собой учебный курс, посвященный падежам русского языка. В поисках сокровищ дети должны будут пройти 6 дорог – каждая носит имя одного из падежей. На своем пути они будут преодолевать многочисленные препятствия, решая языковые загадки, накапливая знания и набирая очки.

и) Обучающая программа по русскому языку «Марафон» составлена учителями русского языка, соединившими методику преподавания русского языка, предложенную психологами, с возможностями информационных технологий. Эта обучающая компьютерная программа по русскому языку учитывает психологическую закономерность обучения.

В «Марафоне» все орфографические и пунктуационные правила классифицированы и собраны в одну структурную схему в форме многоуровневого меню. Суть программы состоит в следующем. На экране выводится набор заданий. Ученик должен быстро обнаружить, классифицировать и исправить ошибки. Если все верно, компьютер выдает следующий набор заданий. Если какое-то упражнение было выполнено неверно, то компьютер на каждую ошибку выдает дополнительное задание.

Думаю, что в современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся информационными технологиями, нужно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента для овладения культурой речи, ведь чем лучше человек знает язык, чем свободнее владеет его богатствами, тем выше культура речи этого человека.

§2. Проектно-исследовательская работа на уроке литературы.

Также одним из важных видов новых образовательных технологий, на мой взгляд, является проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы. Она всё чаще становится объектом интереса широкой педагогической общественности. Вызвано это прежде всего «заинтересованностью общества в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацелённых на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения» [1,с.127].

Исследовательская работа имеет огромное значение, так как:

- способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам,

- вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы обучающихся,

-формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач,

-развивает личностные качества ученика,

- влияет на выбор будущей профессии учеников.

Эта работа включает следующие этапы:

-выбор темы,

-выявление проблемы исследования,

- постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования.

1. Сбор информации по проблеме.

2. Отбор и структурирование материала в соответствии с темой и целями.

3. Оформление проекта.

4. Защита проекта.

Я хочу привести пример урока - проектно-исследовательской работы, посвящённой теме Великой Отечественной войны.

Урок  «Стихи о Великой Отечественной войне » («Час мужества») (7 класс).

Во-первых, выбирается тема. Тема  должна быть актуальной. Я сама подсказываю или дети сами выбирают (учитель выступает лишь в роли консультанта, оказывается им помощь). Во-вторых, ребята делятся на группы. Затем следует основной этап работы: изучение литературных источников. В сельской местности библиотека, к сожалению, очень скудная. И тут большая роль проектно-исследовательской деятельности принадлежит компьютерным технологиям и Интернету, который обладает колоссальными информационными возможностями для поиска интересных и актуальных сведений. Использование этого метода изменяет позицию школьника. Ученик становится творческим участником учебного процесса.

Цель урока: формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся; сохранение преемственности поколений; развитие навыков проектно-исследовательской деятельности.

Задачи урока: расширить знания о Великой Отечественной войне; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями; взять интервью у участников Великой Отечественной войны; воспитывать чувство патриотизма и гражданственности, любви к Родине; оформить страницы «Книги памяти» об участниках войны.

Этапы работы над уроком – проектом:

  1. Подготовительный этап.

Ученики выбрали тему «На дорогах войны». Класс разделился на группы по интересам: «литераторы», «исследователи», «корреспонденты». Домашние задания давались заранее. «Литераторы» изучили поэзию военного времени, готовили сообщения и стихотворения наизусть; «исследователи» собирали материал из  сельского «Музея Боевой и трудовой славы»; «корреспонденты» встречались с ветеранами-участниками и вдовами Великой Отечественной войны (брали интервью).

  1. Основной этап.

Звучит песня на слова В.Лебедева-Кумача «Священная война». После припева умолкает. Учитель рассказывает о событиях военной поры. Затем задаёт вопросы: сколько же писателей и поэтов было на фронте? Назовите их имена. Выступают «литераторы». Выразительно читают стихи о Великой Отечественной войне. Дальше идёт анализ - беседа по тексту стихотворений: «Мужество» А.Ахматовой,  «Бьётся в тесной печурке огонь…» А.А.Суркова, «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины….» К.М. Симонова, «Жди меня» К.М.Симонова, «В тот день, когда закончилась война» А.Т.Твардовского. Затем учитель задаёт следующий проблемный вопрос: Какую роль играла в те суровые военные годы поэзия? Как отразилась война в судьбе ваших односельчан? Выступают «исследователи» и «корреспонденты» с музейными материалами и рассказами - впечатлениями ветеранов Великой Отечественной войны. Вопрос:  почему же трудно писать о войне? (отвечают дети).

Вывод учителя: Стихи А.Твардовского, А. Суркова, К.Симонова, А.Ахматовой и др. были рождены войной, потрясшей до основания жизнь народа, заставившей каждого задуматься о себе, о Родине, о прошлом, настоящем и будущем её.

  1. Заключительный этап. Домашнее сочинение: «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи», презентация сочинения (с помощью учителя, по желанию). Лучшие сочинения о ветеранах села мы включили в школьную «Книгу памяти».

В чём-то получились удачные проекты, в чём-то неудачные, но интерес и поиск информации заставили ребят  включиться в процесс познания.

Практическое применение и полезность выполненной работы:

  1. Созданную «Книгу памяти» можно использовать на уроках истории, во внеклассных мероприятиях. Учащиеся должны помнить, как тяжело досталась Победа, и кому мы обязаны сегодня мирным небом над головой.
  2. Появился интерес к изучению истории на примерах участия родственников в войне.
  3. Усилилось чувство уважения к ветеранам войны и труда.
  4. Приобрели навыки поисково-исследовательской работы.
  5. Научились делать презентации.

В завершении работ я провела анкетирование.

Анкета для учеников

1.Ваше фамилия, имя.

2.Чему вы научились, занимаясь исследовательской работой?

3. Что вам больше понравилось?

4. Что было трудно?

5. Как изменила исследовательская работа ваше отношение к изучению русского языка (литературы)?

Поскольку цель проектно-исследовательской работы по русскому языку и литературе – развитие личности (в том числе языковой), то достижение этой цели и есть главный критерий оценки эффективности проведённой работы. Самым заметным результатом для ребят стало открытие в себе исследователей. Ответы были самые эмоциональные: «понравилось», «было интересно», «появилась уверенность в себе», «оказывается, я могу написать работу», «интересно было работать в музее», «интересно было создавать текст», «интересно было делать презентацию», «интересно было вслушиваться в живую речь ветеранов», «трудно было работать с большим материалом», «стало интереснее заниматься русским языком, т.е. сочинением», «для меня русский - трудный предмет, но стало интереснее писать сочинение».

У участвовавших ребят усилилась положительная мотивация в изучении русского языка и литературы.

Лучшие презентации отправили на областной конкурс Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества имени С.Т. Аксакова, за что ребята получили Благодарственные письма за активное участие в Областном конкурсе творческих работ, посвящённых 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, в номинации «Литературная работа» (приложение).

Такие творческие работы, конечно, радуют и ученика, и учителя. Пусть наши уроки помогут школьнику войти в жизнь образованным, умелым и уверенным в себе человеком, ведь важнейшие индикаторы личности – это хорошо поставленная речь, яркое и отточенное слово.

В образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося) [2,с.110].

Системная и целенаправленная работа по применению различных современных образовательных технологий позволила достичь положительных результатов. Мои ученики активно участвуют:

- в международной игре-конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех»,

- районных и областных конкурсах сочинений, исследовательских работах,

- олимпиадах по русскому языку и литературе,

- пробных онлайн тестированиях «Дикобраз»,

- пробных ГИА.

 Добиваются хороших результатов.

Подытоживая свою опытно-экспериментальную работу, хотелось бы сделать вывод, что при  условии использования на уроках русского языка и литературы современных образовательных технологий  можно сделать процесс обучения и воспитания учащихся более эффективным, повысить качество знания. Следовательно, гипотеза, выдвинутая мною во введении к выпускной квалификационной работе, верна. Этого я и старалась добиться в ходе своей педагогической практики.

Заключение

Проблема «Новые образовательные технологии на уроке русского языка и литературы» – это новое в методике преподавания. Она еще сравнительно мало изучена. В своем исследовании я постаралась осветить вопрос о том новом, что появилось по внедрению современных образовательных технологий в процесс обучения. Без этого невозможно  правильно организовать современный урок. Применение новых технологий повышает заинтересованность детей в уроке. Я пришла к выводу, что успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности.  

Работа над темой моей выпускной квалификационной работы обогатила меня. Я много узнала о современных образовательных технологиях, нового о методике работы. В результате убедилась, что учитель по своему культурно-образовательному уровню и психологическому настрою должен быть готов к принятию любой из представленных образовательных технологий. Только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена её главным автором – Учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы

Данная презентация ознакомит преподавателей  с технологией, основанной на создании учебной ситуации на уроках русского языка и литературы, а также пояснит, чем отличается технология от методики....

Применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы по ФГОС ООО.

Описание современных педагогических технологий, описание работы по ним, примеры по работе различных технологий....

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...

Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла "Применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях школы-интерната"

Доклад "Применение новых  образовательных технологий в  преподавании русского языка и литературы с целью повышения познавательной активности обучающихся с ОВЗ"....

План работы по теме самообразования "Изучение и применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы."

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важн...

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «Изучение и применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы.»

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важн...