язык в сферах общения
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

программа элективного курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rya_v_sferakh_obshcheniya.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Концепция модернизации российского образования, определяя цели образования на современном этапе, подчеркивает необходимость ориентации учащихся средней школы на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности, обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Содержание курса предполагает развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей; поможет обогатить речь учащихся, сделать ее богаче, выразительнее, развить их творческие способности. Данный элективный курс направлен на формирование, кроме коммуникативных, важных учебных компетенций учащихся, организационных, социальных.

      В курсе «Язык в сферах общения» приводятся в систему и дополняются знания учащихся, полученные при изучении речеведческих тем в предыдущих классах, что способствует постижению языка на основе анализа его функционирования в речи, получению дополнительных знаний, умений и навыков по русскому языку. Вопросы, рассматриваемые в курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой. Курс направлен на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения предметными умениями и навыками, которые позволят учащимся лучше адаптироваться в дальнейшей жизни.

 

Цели:

- обобщить речеведческие знания учащихся;

-закрепить навыки грамотной ситуативной речи;

-активизировать внимание учащихся к собственной устной и письменной речи;

- преодолеть психологические трудности по отношению к языку в различных сферах

  общения.

Формы работы, расширяющие традиционную классно-урочную систему:

- лекция;

- практикум;

- семинар;

- самостоятельная работа по теме;

- поиск информации из разных источников;

- занятие с использованием ИКТ;

- дискуссия;

- написание проектных и исследовательских работ.

Содержание обучения

Введение (1 час)

Зависимость выбора языковых средств от сферы общения и речевой ситуации. Функциональные стили речи. Типы речи. Эмоционально-экспрессивная окраска слов: стилистически-нейтральная, сниженная, высокая лексика. Общеупотребительная, книжная, разговорная, просторечная лексика.

Язык в различных сферах общения и речевых ситуациях (15 часов)

1.Этикетные формулы общения (1 час).

«Вежливые» слова. Русский речевой этикет – приветствия

2. Способы организации бесконфликтной сферы общения (1 час).

Толерантное общение. Учимся вести переговоры, переговоры без поражения. Теория и практика спора.

3. Язык общения с аудиторией (1 час).

Приемы ораторского искусства. Правила публичного выступления. Энергетика речи.

4. Сфера эпистолярного общения (1 час).

Структура письма. Выделение видов письма по стилистике: деловые, частные, письма в газету; по цели высказывания: дружеские, любовные, письма-поздравления, письма-пожелания, письма - информация. Жанр публицистики – письмо. Д.С.Лихачев «Письма о добром и вечном».

5. Язык СМИ (1 час).

Язык рекламы.

6. Сфера молодежного общения (1 час).

Жаргонизмы в молодежной среде. Школьный сленг. Недопустимость использования жаргонизмов в литературном языке.

7. Культура общения по телефону (1 час).

Культура SMS – сообщений. Мобильный этикет.

8. Коммуникация в компьютерных сетях (1 час).

Компьютерный жаргон.

9. Решение речевых задач (1 час).

10. Сфера делового общения: совещание, пресс-конференция, договор, приказ (1 час).

11. Сфера делового общения: автобиография, резюме (1 час)

12. Сфера делового общения: деловая переписка, заявление, объявление (1 час).

13. Язык профессиональной сферы общения (1 час).

14. Употребление диалектизмов. Преодоление диалектных ошибок в речи (1 час).

15. Этикетные формулы и правила выбора речевых средств в православной среде (1 час).

Заключение (1 час).

Смешение речевых средств различных сфер общения как недостаток речи.

 

 

 

Тематическое планирование курса (17 часов)

№ п/п

Название тем курса

Количество часов всего

Количество часов по теме

Форма занятий

 

Введение

1 ч

 

 

1

Зависимость выбора языковых средств от сферы общения и речевой ситуации.

Функциональные стили речи. Типы речи. Эмоционально-экспрессивная окраска слов: стилистически-нейтральная, сниженная, высокая лексика. Общеупотребительная, книжная, разговорная, просторечная лексика.

Общенародная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу распространения.

 

1 ч

Лекция, доклады

 

Язык в различных сферах общения и речевых ситуациях

15 ч

 

 

2

Тема 1. Этикетные формулы общения. «Вежливые» слова. Русский речевой этикет – приветствия.

 

1 ч

Лекция, ролевая и ситуационная игра

3

Тема 2. Способы организации бесконфликтной сферы общения.

Толерантное общение. Учимся вести переговоры, переговоры без поражения. Теория и практика спора.

 

1 ч

Лекция, дискуссия, ролевая и ситуационная игра

4

Тема 3. Язык общения с аудиторией.

Приемы ораторского искусства. Правила публичного выступления. Энергетика речи.

 

1 ч

Лекция, доклады, ролевая и ситуационная игра

5

Тема 4. Сфера эпистолярного общения. Структура письма.

Выделение видов писем по стилистике: деловые, частные, письма в газету; по цели высказывания: дружеские, любовные, письма – поздравления, письма – пожелания, письма – информация.

Жанр публицистики - письмо. Д.Лихачёв «Письма о добром и вечном».

 

1 ч

Лекция, практикум

6

Тема 5. Язык СМИ. Язык рекламы.

 

1 ч

Лекция, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников, доклады

7

Тема 6. Сфера молодежного общения.

Жаргонизмы в молодежной среде. Школьный сленг. Недопустимость использования жаргонизмов в литературном языке.

 

1 ч

Лекция, дискуссия, написание проектных и исследовательских работ, рефераты

 

8

Тема 7. Культура общения по телефону. Культура SMS-сообщений. Мобильный этикет.

 

1 ч

Лекция, поиск информации из разных источников, занятие с использованием ИКТ, доклады

9

Тема 8. Коммуникация в компьютерных сетях. Маскарадная коммуникация в сети. Компьютерный жаргон.

 

1 ч

Лекция, поиск информации из разных источников, занятие с использованием ИКТ, доклады

10

Тема 9. Решение речевых задач.

 

1 ч

Практикум, ролевая и ситуационная игра

11

Тема 10. Сфера делового общения: совещание, пресс-конференция, договор, приказ.

 

1 ч

Лекция

12

Тема 11. Сфера делового общения: автобиография, резюме.

 

1 ч

Практикум

13

Тема 12. Сфера делового общения: деловая переписка, заявление, объявление

 

1 ч

Практикум

14

Тема 13. Язык профессиональной сферы общения.

 

1 ч

Лекция, поиск информации из разных источников, доклады

15

Тема 14. Употребление диалектизмов. Преодоление диалектных ошибок в речи.

 

1 ч

Лекция, самостоятельная работа по теме

16

 Тема 15. Этикетные формулы и правила выбора речевых средств в православной среде.

 

1 ч

Лекция

 

 

Заключение

1 ч

 

 

17

Смешение речевых средств различных сфер общения как недостаток речи.

 

1 ч

Семинар, написание проектных и исследовательских работ, докладов, рефератов

 


Методическая литература

Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. Пособие для учителя. М., «Просвещение». 2007.

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 3-е изд., испр. – М., Рольф, 2010.

Горбачевич К.С. Нормы современного литературного языка: Пособие для учителей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2008.

Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М., «Педагогика», 2007.

Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. – 2-е изд. – М.: ИЗД-во МГУ, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.

Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении....

Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников: содержательный компонент

Привожу полный текст моего выступления на методическом объединении воспитателей школы-интерната. Тема достаточно интересная: что должен знать педагог, чтобы общение с родителями воспитанников было усп...

Курс по выбору «Английский язык в деловой и международной сфере общения» 9 класс.

Предложенная современной школе модель предпрофильной подготовки включает курсы по выбору. Применительно к филологическому профилю и предмету “Иностранный язык” предоставляется возможность введения кра...

Сферы общения. Урок в 6 классе

Урок "Сферы общения" построен с использованием системно-деятельностного подхода. На уроке предусматривается групповая работа учащихся. Конспект содержит подробное описание всех этапов деятел...

Рабочая программа по социализации в сфере общения.

Материал подготовлен для воспитательной работы с детьми ОВЗ....

Учебно-исследовательская работа на тему: «Сленговые выражения на английском языке в сфере прозвищ и их перевод на русский язык»

Люди могут раздражать нас или удивлять своим внешним видом, привычками или поведением, и мы всегда придумываем им прозвища, чтобы подразнить их. Точно так же поступают и англичане. Читая литературные ...