Рабочая программа электива "Развивайте дар слова"
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Куликова Светлана Викторовна

Данная программа рассчитана на учащихся 10 (11) классов общеобразовательных школ, готовящихся к новой форме аттестации – ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayte_dar_slova.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЙТЕ ДАР СЛОВА

                                            Пояснительная записка.

Данная программа рассчитана на учащихся 10 (11) классов общеобразовательных школ, готовящихся к новой форме аттестации – ЕГЭ.

Работа с текстом на уроках русского языка позволяет развивать дар слова. В современной жизни важна речевая грамотность – умение связно и адекватно выражать свои мысли, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной или письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.

Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности языка учеников – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.

Термин текст пришел в русский язык в XVIII в. из немецкого, но восходит он к латинскому textus, что значит «ткань; связь, соединение, слог, стиль».

Текст – это интегративная единица, глубокое понимание которой лежит на стыке многих наук: лингвистики, языкознания, культурологии, философии, психологии, литературоведения, истории и др.

Изучая текст, ученики невольно обогащают свой культурный багаж, формируют представление о разных сторонах жизни, совершенствуют нравственные чувства.

Основные направления курса.

Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования речевых и правописных умений и навыков.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при работе над развитием речи, которые способствуют выработке навыков самоконтроля.

Важнейшими направлениями является овладение речевой грамотностью.

Цели курса: основная цель обучения родному языку в общеобразовательном учебном заведении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке:

  • сформировать умение и навыки грамотного письма,
  • научить их свободно говорить и писать на родном языке,
  • пользоваться им в жизни как основным средством общения;
  • пробудить интерес и внимание к языковым средствам, более точно выражающим мысль, используя методы и приемы анализа живого и сложного речевого целого – текста,
  • помочь учащимся в постижении существа анализа текста как системы овладения родным языком.

Задачи курса – дать учащимся понять, что в современной жизни очень важна речевая грамотность – умение связно и адекватно выражать свои мысли; научить строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной или письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения; научить вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учеников – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств; более углубленно изучить материал по данной теме.

Учебно-тематический план.

п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

1.

Введение

1 ч

Проблемная беседа

Работа с текстом

Творческая лаборатория

Работа со справочниками

Исследовательская работа

2.

Стили речи

11 ч

3.

Типы речи

3 ч

4.

Типы речи

3 ч

5.

Анализ текста

6 ч

6.

Речевой этикет в письменном общении

2 ч

7.

Абзац

1 ч

8.

Древнерусский текст на уроках русского языка

2 ч

9.

Конспект

1 ч

10.

Реферат

1 ч

11.

Аннотация

1 ч

12.

Рецензия

1 ч

13.

Устное выступление.

Доклад

1 ч

Программа курса.

1. Введение (1 час). Знакомство с задачами курса. Формирование речевой деятельности учащихся – основа овладения родным языком. Работа с текстом, анализ результатов, осознание важности умения читать и анализировать тексты разных стилей и жанров. Составление и представление своих работ.

2. Функциональные стили речи (1 час). Работа с текстом, определение стиля речи по ведущей его функции. Развитие монологической речи учащихся. Развитие речевой культуры учащихся. Закрепление навыков правописания.

3. Научный стиль речи (3 часа). Работа над текстом, анализ текста научного стиля. Научно-популярный подстиль. Развитие речевой культуры учащихся. Закрепление навыков правописания.

4. Особенности публицистического стиля (4 часа). Работа над текстом, анализ текста публицистического стиля. Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк. Развитие речевой культуры учащихся. Закрепление навыков правописания.

5. Художественный стиль (2 часа). Работа над текстом, анализ текста художественного стиля. Развитие речевой культуры учащихся. Закрепление навыков правописания.

6. Типы речи. Повествование (2 часа). Работа с текстом. Особенности разных типов речи, выявление особенностей текста-повествования. Выразительная и изобразительная сила повествования. Жанры повествования: воспоминания, письма. Композиция повествования. Составление собственного текста-повествования. Развитие письменной речи учащихся.

7. Типы речи. Описание (2 часа). Особенности разных типов речи. Работа с текстом, выявление особенностей текста-описания. Композиция описания. Составление учащимися собственного текста-описания. Развитие письменной речи учащихся.

8. Типы речи. Рассуждение (2 часа). Особенности разных типов речи. Работа над текстом, выявление особенностей текста-рассуждения. Композиция рассуждения. Развитие монологической речи учащихся. Составление собственного текста-рассуждения. Развитие речевой культуры учащихся.

9. Речеведческий анализ текста (1 час). Работа над текстом, анализ текста-указания, признаков текста. Определение темы, основной мысли, озаглавление текста. Выделение микротем, составление плана. Определение типа речи, стиля, жанра. Композиция текста. Развитие монологической речи учащихся. Развитие речевой культуры. Закрепление навыков правописания.

10. Основные виды переработки текста (1 час). Строение текста, виды его преобразования и основные признаки текста. Закрепление навыков правописания. Составление и представление своих работ.

11. Знаки препинания в связанном тексте (3 часа). Работа с текстом. Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и эмоциональным единым настроением. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. Авторские знаки.

12. Речевой этикет в письменном общении (2 часа). Работа с текстом. Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения в письменной и устной речи. Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия. Составление своих работ. Закрепление навыков правописания.

13. Способы и средства связи между частями текста (2 часа). Работа над анализом текста, определение темы, основной мысли. Выделение микротем, составление плана. Определение типа речи, стиля и жанра. Композиция текста. Закрепление навыков правописания.

14. Абзац (1 час). Выделение микротем и ключевых слов в тексте. Составление сжатого текста. Развитие монологической речи учащихся. Совершенствование навыков правописания. Развитие речевой культуры учащихся. Работа над текстом.

15. Древнерусский текст на уроках русского языка (2 часа). Работа над текстом, анализ древнерусского текста. Развитие монологической речи учащихся, имеющей представление о целостной, интегративной картине мира, определяющей образ жизни, уровень культуры, интеллектуальное развитие личности. Через язык древних летописей глубже узнать об интересных моментах истории.

16. Конспект. Тематический конспект (1 час). Работа над текстом, сокращение текста – составление конспекта. Составление и представление собственных работ. Закрепление навыков правописания.

17. Реферат (1 час). Составление реферата, ошибки и недочеты при составлении реферата, структура реферата. Развитие письменной речи учащихся при составлении реферата. Закрепление навыков правописания.

18. Аннотация (1 час). Составление аннотации. Работа с текстом, сокращение текста – составление аннотации. Развитие речевой культуры учащихся. Закрепление навыков правописания.

19. Рецензия (1 час). Работа над текстом, оценка текста – рецензия. Развитие письменной речи учащихся. Составление рецензии, представление собственных работ. Развитие речевой культуры учащихся. Закрепление навыков правописания.

20. Устное выступление. Доклад. Дискуссия (1 час). Работа над текстом, отбор материала для устного выступления. Развитие речевой культуры учащихся.

Материал для проведения элективного курса.

Тема: «Древнерусский текст на уроках русского языка».

Цели занятия.

1. Научить учащихся читать древнерусские тексты, рассматривая их как «вместилище» самой разнообразной информации, как средство самовыражения автора.

2. Расширить лингвистическую компетенцию учащихся старших классов, вооружив их знаниями, которые помогут им осознанно объяснить многие явления современного русского языка, обусловленные историческими процессами.

3. Ввести их в культурный контекст Древней Руси, чтобы воспитать в них людей духовных, почитающих предков своих, понимающих свою историческую миссию, чтобы ценности усваивались ими через культуру русского народа, через его духовное богатство.

4. Активизировать речевую деятельность учащихся; помочь учащимся полнее воспринимать богатство древнего текста.

5. Отрабатывать в процессе работы с древнерусским текстом явление исторической грамматики.

Оборудование. Личная тетрадь на каждого ученика, древнерусские тексты, схема анализа текста.

Структура занятия:

1 фаза – вызов интереса;

2 фаза – погружение в тему;

3 фаза – осмысление темы;

4 фаза – рефлексия.

Ход занятия.

Речь, теперь нами употребляемая, есть плод тысячелетнего исторического движения и множества переворотов. Определить ее можно не иначе как путем генетическим, отсюда необходимость исторического исследования.

Ф.И. Буслаев.

1 фаза. Вызов интереса. Вступительное слово учителя.

Период древнерусской литературы составляет семьсот лет из тысячелетней истории русской литературы.

Литература Древней Руси трактует события древней истории, раскрывает богатство русского языка, является средоточием русской духовности и патриотизма. Она формирует любовь к Отечеству и своему народу через знание его истории и культуры, показывает красоту земли русской, неисчерпаемые источники мудрости ее людей.

Древнерусская литература удивляет, поражает, завораживает своей красотой – красотою слога, величественностью мысли, глубиною слова, увлекает и чарует.

2 фаза. Погружение в тему.

Со мъногимъ прилежаниемъ прочитай словеса а не тщися листы токмо обращати. Аще ли ти требе, не ленися но дъва краты прочитай словеса да разум ееши силу.

Иоанн Златоуст.

- Какую трудность испытываем при чтении древнерусского текста?

Чтение древнерусского текста вызывает трудность при его чтении. Древнерусский текст нужно читать неторопливо, вдумчиво, вчитываясь в каждую строку художника слова. Лишь тогда она раскроет свои секреты, и перед читателем предстанет удивительный мир языка, писательского словотворчества, живописания словом.

- Каким должно быть чтение древнерусского текста?

Чтение должно быть вдумчивым, внимательным отношение к слову, вобравшему в себя всю широту и глубину человеческого бытия.

Обратимся к «Слову о полку Игореве» - памятнику древнерусской литературы XII века.

- Что собою представляла историко-культурная ситуация Руси XII века?

Великим злом для Руси XII века являлись княжеские междоусобицы, в которых больше всего страдал русский народ. Мысль о необходимости единства в борьбе с врагами, о подчинении всех князей великому князю киевскому, была для того времени прогрессивной и носила злободневный характер.

- Чем «Слово о полку Игореве» отличается от всех других древнерусских литературных памятников?

«Слово о полку Игореве» отличается своим литературным совершенством: богатством и разнообразием языка, творческим переосмыслением народно-эпического искусства слова. Это произведение XII века стало неотъемлемой частью русской и мировой культуры нового времени: вплоть до наших дней этот памятник переводят поэты.

3 фаза. Осмысление темы.

- Какое слово является ключевым понятием, вынесенным в название?

Ключевым понятием в названии является «слово». В древнерусской письменности словом могли называться произведения разного жанра, ведь сам автор жанровую принадлежность произведения определяет по-разному: как «повесть», как «песнь», как «слово».

И автор не вступал в противоречие с литературной традицией своего времени, так как известно, что в Древней Руси ни один из этих терминов точного значения не имел.

- Является ли слово полк в памятнике однозначным или многозначным?

Слово полк многозначно в сравнении с современным его потреблением; здесь оно используется как в значении «войско», так и «поход», «сражение», «война».

- Что собою представляет звуковая форма речи «Слова о полку Игореве»?

В тексте «Слово о полку Игореве» отражаются северные диалектные черты, как неразличение шипящих и свистящих звуков (типа шизымъ орломъ, вместо сизым орлом), или неразличение [ц] и [ч] (типа луце жъ бы потянуты быти им русици), что было характерно для Новгород-северской земли. Это говорит о месте появления памятника или о северном происхождении автора.

- Какое еще фонетическое явление вызывает интерес при изучении памятника?

Функционирование полногласных и неполногласных типа дрво, полонену быти, Владимеръ, главу приложити и т.п., можно сделать вывод, что это не случайно: в одних случаях автор просто стремится избежать тавтологии (например: О Бояне, соловiю стараго времни! Абы ты сiа плыкы ущекоталь, скача славiю по мыслену дрву…); в других – варьируются формы в определенных целях: древнерусские используются в стилистически нейтральном употреблении, старославянские же придают повествованию торжественность и приподнятость.

- Какую роль играют грамматические категории языка, нейтральные по своей сути?

Грамматические категории языка, нейтральные по своей сути, играют первостепенную роль в построении логического смысла высказывания.

- Что делает повествование эмоционально насыщенным?

Эмоционально насыщенным текст делает употребление звательного падежа « не лпо ли ны бяшешь, братiе.… О русская земля!» Анализ других звательных форм на материале «Слова…» дает возможность провести параллели с использованием звательного падежа в языке художественных произведении, например, у Н.В.Гоголя в повести «Тарас Бульба» (Повернись-ка, сынку!), частое употребление в разговорной речи формы боже! и господи!, которые являются остатками утратившейся формы звательного падежа.

- С помощью каких грамматических форм, используемых в «Слове…», передается динамизм повествования, характерный для изучаемого произведения?

Динамизм повествования передается с помощью разнообразия глагольных форм. В древнерусском языке, как и современных изучаемых иностранных языках, существовали такие глагольные формы, как имперфект, перфект, аорист. Это позволяет вспомнить еще раз об индоевропейском родстве языка.

- Что собою представляет синтаксический строй речи «Слова…»?

Синтаксический строй «Слова…» связан с выражением мысли, чувства и логики повествования. Анализируя текст, можно убедиться в том, что памятник отличается высокой эмоциональной напряженностью, созданной с помощью коротких двусоставных предложений, соединенных по принципу «цепного нанизывания» (Например: земля тут неть, ркы мутно текутъ); использование риторических фигур, придающих взволнованную торжественность и динамичность повествованию о трагическом походе Игоря (комони рисуть за Сулою, звенить слава въ Кыев).

- Что собою представляет лексико-семантический и фразеологический уровень «Слова…»?

Лексико-семантический уровень «Слова…» представляет собой как бы фон художественного произведения, на котором все его элементы рассматриваются как части языковой системы. В «Слове…» много «темных слов», которые не нашли однозначного толкования (мыслiю по дрву, уже за Шеломянемъ еси! и т.п.) Это нужно учитывать при подстрочном переводе.

4 фаза. Рефлексия.

Написание синквейна.

Алгоритм написания синквейна.

1-я строка                        Кто? Что?                        1 существительное.

2-я строка                        Какой?                                2 прилагательных.

3-я строка                        Что делает?                        3 глагола.

4-я строка                        Что автор думает о теме?        Фраза из 4 слов.

5-я строка                        Кто? Что?                        1 существительное.

Например,

1. Древнерусский язык;

2. Красивый, многообразный;

3. Рассказывает, объясняет, завораживает;

4. Язык – история народа;

5. Праязык.

Приложение

Текст №1

Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.

Ранней весною когда сойдет снег и подсохнет полегшая за зиму трава в степи начинаются весенние палы. Потоками струится подг…няемый ветром огонь жадно пожира…т он сухой аржанец взлетает по высоким будыльям татарника скользит по бурым верхушкам чернобыла стел…тся по низинам. И после долго пахнет в степи горькой гарью от выжже(н,нн)ой и потрескавшейся земли. Кругом весело зеленеет молодая травка тр…пещут над нею в голубом небе бе…числе(н,нн)ые жаворонки пасутся на кормовитой зеленке пролетные гуси и вьют гнезда осевшие на лето стрепета. А там где прошлись палы зловеще чернеет мертвая обуглившаяся земля. Не гнездует на ней птица стороной обходит ее зверь только ветер крылатый и быстрый пролетает над нею и далеко разносит сизую золу и едкую темную пыль.

М. Шолохов.

1. Определите тип речи, докажите свою точку зрения.

2. Дайте толкование слова палы. В какую тематическую группу входит это слово?

3. Почему глаголы в тексте употреблены в форме настоящего времени?

4. Определите способ и средства связи предложений в тексте.

5. Объясните знаки препинания в первом предложении.

6. Как образовано слово кормовитый? Приведите примеры слов с аналогичным суффиксом.

7. Выполните различные виды разборов.

Текст №2

Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.

Однажды осенью я ехал на лодке по Прорве. Был полдень. Низкое солнце висело на юге. Его косой свет падал на темную воду и отр…жался от нее. Полосы солнечных отблесков от волн поднятых веслами мерно бежали по берегам поднимаясь от воды и потухая в вершинах деревьев. Полосы света проникали в гущу трав и кустарников и на одно мгновенье берега вспыхивали сотнями красок будто солнечный луч ударял а ро(с,сс)ыпи разноцветной руды. Свет открывал то черные бл…стящие стебли травы с оранжевыми засохшими ягодами то огненные шапки мухоморов как(будто) забрызга(н,нн)ые мелом то слитки слежавшихся дубовых листьев и красные спинки божьих коровок.

(К. Паустовский).

1. Определите тип речи, докажите свою точку зрения.

2. Выпишите слова тематической группы свет. Какова роль ее в тексте?

3. Какие признаки художественного стиля присутствуют в тексте?

4. Объясните знаки препинания в последнем предложении.

5. Выпишите причастия, объясните, как они образованы.

6. Выполните различные виды разборов.

Текст №3

Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.

Русский пейзаж в основном созд…вался усилиями двух великих культур: культуры человека см…гчавшего резкости природы и культуры природы в свою очередь см…гчавшей все нарушения р…вновесия которые невольно пр…вносил в нее человек. Ландшафт создавался, с одной стороны, природой, готовой и пр…крыть все, что так или иначе нарушил человек, и с другой – человеком см…гчившим землю своим трудом см…гчившим пейзаж.

Поэтому отношения природы и человека это отношения двух культур каждая из которых (по)своему «социальна» общежительна обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях.... Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может.

Д. Лихачев.

1. Определите тип речи, докажите свою точку зрения.

2. Какие признаки публицистического стиля присутствуют в тексте?

3. Выпишите ключевые слова, определите тему текста?

4. В чем особенность слова общежительна? Как оно образовано?

5. Выполните различные виды разбора.

Литература

1. Боровикова Л. В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалифицированную работу. М., 2000.

2. Богуславская Н.В., Капинос В.И., Купалова А.Ю. Речевая деятельность на уроках русского языка. Под ред. Ладыженской Т.А. – 2-е изд., испр. и доп. М., 1991.

3. Будагов Р.А. Культура речи – наша общая забота. Русская речь. 1982. №3.

4. Золотова Г.А., Дручинина Г.П., Онипенко Н.К. От системы к тексту. М., Дрофа, 2002.

5. Кусков В.В. История древней русской литературы. М., 1982.

6. Мурашов А.А. Культура речи. М., 1982.

7. Мучник Б.С. Культура письменной речи: формирование стилистического мышления. М., 1994.

8. Розенталь Д.Э. Секрет стилистики. М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа электива по экономике.

Электив по экономике преподается в 10 или 11 классе 1 час в неделю....

Рабочая программа электива по литературе для 10 класса

Элективный курс "Учимся понимать поэзию"....

Рабочая программа электива "Психология и выбор профессии" для 9 класса

Материал для психологов, преподавателей элективных курсов по профессиональному самоопределению старшеклассников....

рабочая программа электива по математике в 9 классе

рабочая программа элективного учебного роедмета по математике "Решение математических задач повышенной сложности"...

Рабочая программа электива в 11 классе

Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит систематизировать и расширить знания учащихся в решении задач по математике и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче экзаме...

Рабочая программа электива "Деловой русский язык" 9 класс

Рабочая программа элективного курса "Деловой русский язык" 9 класс...

Рабочая программа электива "Добро пожаловать в Великобританию"

Данная рабочая программа поможет учителю познакомить учащихся с культурой и историей изучаемого языка...