Открытый урок по русскому языку "Склонение имен числительных"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Рылова Кристина Юрьевна

Работа представляет собой конспект открытого урока по теме "Склонение имен числительных". Урок разработан для обучающихся НПО по специальности Повар, кондитер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx42.25 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Группа: Пк-13, 2 курс

Тема урока: Склонение имен числительных

Цель урока: Создание условий для развития умений правильно употреблять числительные в устной речи, склонять числительные, а также для совершенствования навыков правописания имен числительных

Задачи:

1) Образовательные: 

- повторить изученные сведения об имени числительном (разряды, структура числительных);

- отрабатывать  умения оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм числительных, правильно употреблять числительные в устной речи;

- продолжить работу по формированию навыков правильного написания числительных, развитию орфографической зоркости через практическую деятельность;

2) Воспитательные:

- воспитывать  внимание к слову;

- содействовать воспитанию культуры общения через работу в группе;

- развивать познавательные интересы и познавательную активность обучающихся.

3) Развивающие:

-развивать логическое мышление обучающихся;

- развивать умение  анализировать результаты, делать выводы;

- способствовать развитию устной речи, совершенствовать культуру речи обучающихся.

Тип урока: комбинированный

Методы: наблюдение над языковым материалом, лингвистическая разминка, самостоятельная исследовательская работа в группах, выполнение практических заданий,  работа с текстом, тестирование.

Педагогические технологии: проблемного обучения, информационно-коммуникационные, исследовательская, дифференцированного обучения, здоровьесберегающая.

Формы организации учебной работы: групповая, парная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, экран, компьютерная презентация по теме урока, раздаточный материал с заданиями, оценочные листы, опорные схемы, учебник (Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2011).

Ход занятия

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1.

Организационный момент 

 проверка готовности к занятию (наличие тетрадей, учебников, индивидуальных оценочных листов, пакетов с заданиями);  

‒ эмоциональный настрой обучающихся на серьезную работу, концентрация внимания на учебных задачах и цели  урока.

 

- Сегодня на занятии нам предстоит разобраться со сложным материалом, вы будете работать в группах, поэтому я призываю быть вас предельно внимательными, собранными, активными, терпимыми по отношении друг к другу.

      Проверьте, пожалуйста, готовность рабочих мест: наличие тетрадей, учебников и   оценочных листов, в которых вы будете отмечать баллы, набранные на уроке за каждое задание.

- обучающиеся демонстрируют готовность к уроку, осознают необходимость доброжелательного отношения в ходе групповой, парной работы для эффективного сотрудничества и результативности выполнения задания.

2.

Актуализация знаний для изучения нового учебного материала

- проверить  качество и полноту усвоенного материала по пройденной теме, наличие пробелов в знаниях;

- дать возможность познакомиться с материалом обучающимся, пропустившим данную тему, с целью усвоения нового материала.

- актуализировать знания для изучения нового учебного материала.

1) Вступительное слово преподавателя, работа с эпиграфом:

- Прочитайте эпиграф к уроку: «Числа - и есть тот бог, который правит миром». (Пифагор). (Слайд 1)

- Как вы понимаете это высказывание Пифагора? Согласны ли вы с ним?

- Действительно, цифры окружают нас всюду. Мы привыкли видеть их  в  газетах  и журналах, слышать о них по телевидению.

         

2) Постановка проблемы:

‒          Как вы думаете, а какую роль играют числительные в профессии повара

- А теперь прочитайте, пожалуйста, текст на слайде, который имеет прямое отношение к вашей профессии (Слайд 2): 

Для приготовления овощного супа с копченой грудинкой вам понадобится около 358 г копченой грудинки, не менее 500 г белокочанной капусты, чуть более 258 г консервированной фасоли. Необходимо также запастись 355 г зеленого горошка, 12 картофелинами и 5-6 морковинами. При подаче супа на стол не забудьте о 200-250 г сыра.

 

-Легко ли было прочитать данный текст? Почему?

- Итак, употребление имен числительных в устной речи вызывает большие трудности. Это касается и склонения, и сочетаемости собирательных числительных с существительными.  Говорят, что “хочешь понравиться – умей владеть родным языком”. Сейчас, например, мы  убедились в том, что профессия повара требует умения правильно  склонять числительные.

 

- Попытайтесь сформулировать тему и цель нашего занятия.

- Сегодня на уроке вы будете, опираясь на изученные сведения об имени числительном, учиться грамотно употреблять имена числительные в устной и письменной речи. Тема нашего урока – «Склонение имен числительных». Откройте, пожалуйста, тетради, запишите дату и тему урока. Как видите, при записи даты мы снова сталкиваемся с числительными, что лишь еще раз подтверждает, что «числа - и есть тот бог, который правит миром» (Слайд 3)

3) Лингвистическая разминка, блиц-опрос

- Прежде чем перейти к заявленной теме, повторим материал предыдущего занятия. Итак, лингвистическая разминка.  Вам необходимо разгадать кроссворд и по истечении времени работы над заданием  назвать зашифрованное по вертикали слово. Вы можете пользоваться опорной схемой, находящейся на ваших столах.

 Готовы? Какие слова у вас получились?

  Итак, небольшой блиц-опрос по кроссворду. От каждой группы отвечает по одному человеку.

Вопрос  группе № 1: Как называются числительные, которые обозначают отвлеченное число, количество предметов? Например, два, десять, сто.

Вопрос  группе № 2: Как называются числительные, которые обозначают порядок предметов при счете? Например, первый, второй, сотый

Вопрос  группе № 3: Как называются числительные, которые обозначают несколько предметов как единое целое? Например, двое, трое, семеро

Вопрос  группе № 1: Какие числительные называют простыми?

Вопрос группе № 2: Какие числительные называют сложными?

Вопрос группе № 3: Какие числительные называют составными?

Вопрос группе № 4: Приведите по два  примера сложных и составных числительных

- Молодцы! С заданием справились. Заполните оценочные листы, оценив работу группы.  Если кроссворд был разгадан верно – 5 баллов, допущена 1 ошибка – 4 балла, 2 ошибки – 2 балла.

Блиц-опрос – 2 балла, если оба ответа были правильными.

- продемонстрировать качество и полноту усвоенного учебного материала, изученного по данной теме, умения грамотно строить речевое высказывание в устной форме;

- закрепить и систематизировать полученные знания.

Читают эпиграф на слайде

Обучающиеся высказывают свою точку зрения

Обучающиеся высказывают свои предположения

Один из обучающихся читает текст вслух (ошибки пока не исправляются преподавателем)

Обучающиеся указывают на трудность при склонении числительных

Формулируют тему и цель

Записывают дату и тему в тетрадь

Разгадывают кроссворд, совещаются

Группы по очереди называют ключевые слова. Группа № 1 (отлично), группа № 2 (молодец), группа № 3 (пятёрка), группа № 4 (победа). (Слайд 4)

Количественные числительные

Порядковые числительные

Собирательные числительные

Состоят из одного корня

Состоят из одного слова, но имеют два корня

Состоят из двух и более слов

Оценивают работу, заполняют оценочные листы

3.

4.

5.

6.

Изучение нового учебного материала

Закрепление изученного материала

Рефлексия, подведение итогов, выставление оценок

Домашнее задание

- формировать навыки склонения числительных в устной речи и правильного написания числительных;

- создать условия для совершенствования умений учащихся извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять анализ, синтез, делать выводы

1) исследовательская работа:

- Мы вспомнили разряды и структуру числительных. Эти знания пригодятся нам при их  склонении.  

Чтобы охарактеризовать особенности склонения числительных  и употребления числительных в речи, мы проведем с вами небольшую групповую исследовательскую работу. Каждой группе будет предложен текст, в котором употребляются числительные определенного разряда. Все числительные записаны цифрами, поэтому просклонять их вам предстоит самостоятельно.

Для того чтобы охарактеризовать особенности склонения доставшегося вам разряда числительного,  вам понадобится заполнить таблицу, где должны быть указаны вами разряд числительного, особенности склонения (при склонении изменяются обе части, каждое слово  или  только последнее), приведены примеры склонения числительного из текста.   При этом можно использовать не только языковой материал (текст с числительными), но и материал учебника (стр. 145-147), а также опорную схему № 2.

После этого каждая из групп поделится с остальными результатами своих наблюдений.

Карточка для 1 группы (склонение количественных числительных)

         Прочитайте текст, определите разряд числительных и их падеж. Проанализируйте и сделайте вывод об особенностях склонения количественных числительных (как склоняются части сложных и составных числительных), заполнив таблицу.

   ПЕЛЬМЕНИ - блюдо, имевшее ритуальное значение у древних уральцев.       В нем символически воплощалось принесение в жертву всех видов скота, которыми владел человек.         
        Потому и традиционная уральская начинка состоит из трех видов мяса - говядины, баранины и свинины, которые соединяются в строго определенной пропорции. Так,  на каждый килограмм мясного фарша приходится  около четырёхсот пятидесяти  граммов   говядины,   чуть более трехсот пятидесяти  граммов  баранины. Наконец, для полнейшей гармонии вкуса необходимо дополнить мясной фарш двумястами   граммами  свинины. Этот состав создает определенный вкус, характерный именно для настоящих уральских пельменей.

Карточка для 2  группы (склонение порядковых числительных)

 Прочитайте текст, определите разряд числительных и их  падеж. Проанализируйте и сделайте вывод об особенностях склонения порядковых числительных (как склоняются части сложных и составных числительных), заполнив таблицу.

Первое упоминание о блинах относится к восьмому  веку. История их создания покрыта тайной. Существует много версий возникновения этого кулинарного изделия. Вот одна из версий появления блинов. Однажды, разогревая овсяный кисель, наш предок зазевался, и кисель поджарился и подрумянился, так получился первый блин. По мнению историка В. Похлебкина, блины появились на Руси до девятого века, и само слово    «блин» - это искаженное слово «млин», берущее начало от слова «молоть».

До крещения Руси блины являлись жертвенным хлебом. Блины пеклись на Руси в течение всего года, а с девятнадцатого века они стали основным угощением во время Масленицы. Возможно потому, что круглый блин олицетворял солнце. Великий русский князь Владимир в девятьсот восемьдесят восьмом  году крестил Русь. Он отменил языческие праздники. Однако Масленица сохранилась до наших дней. Именно в этот праздник в большом количестве пекут блины.

Карточка для 3  группы (склонение дробных числительных)

Прочитайте текст, определите разряд числительных и их  падеж. Проанализируйте и сделайте вывод об особенностях склонения дробных числительных (как склоняются части сложных и составных числительных), заполнив таблицу.

Окрошка  (от глагола крошить — мелко нарезать) - традиционное блюдо национальной русской кухни. Современным вариантом окрошки мы обязаны бурлакам. Именно они в свое время придумали интересное блюдо, которое очень напоминает нашу рыбную окрошку: "Утром бурлаков кормили кашей, а в обед, в самый разгар судоходства, давали сушеную воблу и квас. Поскольку зубы у многих работников оставляли желать лучшего, они размачивали воблу в квасе. А позже, для большей сытности, стали добавлять и    овощи – печеную картошку, редис, огурцы".

 Для приготовления классической окрошки понадобится: картофель, редис, огурец, яйца, зелень. Следует  также запастись одной второй килограмма мяса, использовать ноль целых пять десятых стакана сметаны или майонеза. Окрошка достаточно простое блюдо. Её приготовление займет не более одной четвертой часа.

Карточка для 4  группы (Сочетаемость собирательных числительных)

Составьте таблицу несочетаемости собирательных числительных с именами числительными. Для этого проанализируйте языковой материал, следуя инструкции: 1) определите род существительных (сделайте вывод о том, с существительными какого рода не употребляются собирательные числительные); 2) отметьте существительные, обозначающие взрослых животных и их детенышей  (сделайте выводы о сочетаемости таких существительных с собирательными числительными).

Трое студентов, три студентки, пятеро сыновей, пять дочерей, семеро котят, семь котов, четверо парней, четыре девушки, двое суток, две дамы, двое рукавиц, две юбки, четыре ножа, четверо щипцов.  

2) презентация результатов

На экране – пустая таблица, которая во время выступления обучающегося «заполняется» (Слайды 5-8) 

- Давайте оценим работу каждой группы. Удалось ли справиться с заданием? Все получилось, материал был преподнесен группой доходчиво, без ошибок - 10 баллов. Были небольшие недочеты – 7 баллов.

- систематизация и закрепление нового учебного материала, проверка полноты усвоения материала обучающимися, выявление пробелов в знаниях.

1) работа в тетрадях

- В последнее время стали популярны различные кулинарные программы, шоу. Представьте, что нас пригласили на одно из них, где вам, профессиональным поварам, предстоит рассказать о приготовлении определенного блюда. Но перед этим вам необходимо поработать в качестве редактора, корректора.  Внимание! Задание: записать рецепт, правильно склоняя числительные, вставляя пропущенные буквы.

Карточка № 1

Рыбное филе, запеченное в смета(н,нн)ом соусе

Для пригот…вления блюда вам понадоби…ся около 460-500 г рыбного филе, а также около 100-150 г сыра. Рыба панируе…ся в муке (35-40 граммами), сверху зал…вае…ся ½ стакана сметаны. 45-55 г сливочного масла будет вполне достаточно для предварительной обжарки рыбы. Молотый ч…рный перец, соль – по вкусу.

Карточка № 2

Суп из шпината и яиц

Для пригот…вления блюда вам понадоби…ся около 450-550 г шпината, а также около 29-35 г. щавеля. Шпинат и щавель, предварительно отваренные в кипящей воде в течение 1/8  часа, обжариваю…ся 37 г муки в 46 г р…стительного масла, затем разводя…ся (не)большим количеством воды и  добавляю…ся  в суп.  Блюдо подае…ся на стол с нарубленными вареными вкрутую яйцами. Приготовление этого простого и полезного супа займет у вас (не)более ¼ часа.

Карточка № 3

Кури(н,нн)ая печень в томатном соусе

 Для приготовления блюда вам понадоби…ся около 555-650 г кури(н,нн)ой печени, а также около 1 ½ стакана томатного соуса. Печень обжаривае…ся на ск…вороде  в 35-40 г масла и заправляе…ся томатным соусом.   Отваривае…ся рис (можно ограничи…ся 150 г), далее смешивае…ся с 200-250 г натертого на крупной терке сыра. Рис выкладывае…ся горкой и заправляе…ся печенью с соусом, сверху посыпается зеленью п…трушки.

Карточка № 4

Биточки в сметане

Для пригот…вления блюда вам понадоби…ся около 650-700 г т…лятины. Мясо пропускается через мяс…рубку и перемешивае…ся с ¼ литра молока. Затем в фарш добавляе…ся около 150-200 г намоченного в воде белого хлеба. Формирую…ся (не)большие биточки, обваливаю…ся в 40-45 г панировочных сухарей и обжариваю…ся в 30 г масла. Далее биточки заливаются 200 г сметаны и туша…ся под крышкой.

2) взаимопроверка

- Давайте, проверим, что у вас получилось.

По одному представителю от каждой группы зачитывают текст. При этом мы внимательно слушаем друг друга, исправляем при необходимости. Группа № 1 исправляет (если это необходимо) группу № 2. Вторая группа – первую. Группа №3 – корректирует ответы четвертой группы. Четвертая группа следит за ответами третьей.

- Пришло время оценить работу дикторов и корректоров. Текст был прочитан без ошибок, была допущена 1 ошибка- 10 баллов. Было допущено 2 ошибки – 7 баллов, 3- 5 баллов.

За каждую ошибку, которую  «оппоненты» не отметили,  снимается  1 балл (а также при неверном исправлении)

3) «интерактивный» тест

- Мы немного устали, поэтому предлагаю размяться. Проведем «живой», интерактивный тест. Условия просты: я зачитываю словосочетания и предложения, содержащие числительные. При отступлении от нормы, ошибке вы молча встаете и объясняете её.

Двое мужчин и две женщины, университет имеет договоры более чем со ста пятидесятями предприятиями, трое щенят, двое ножниц, пятеро одноклассниц, пятеро одноклассников, о четырехстах выпускниках, не хватает восемьдесят рублей, библиотека пополнилась четырьмястами  шестьюдесятью двумя книгами, пятеро кошек, пятеро котят, пятеро добровольцев, двое брюк.

4) индивидуальное задание 

Просклонять числительное

5) Взаимопроверка в парах, выставление баллов

Итак, занятие  подходит к концу, подведём итоги. Какое количество баллов удалось набрать каждой группе? Кто справился с индивидуальным заданием без ошибок?

Выставление оценок.

-Что сегодня повторили?

-Чему учились, выполняя задания?

- Для чего вам необходимы эти умения? Где  эти знания можете применить?

Давайте «разложим все по полочкам»: чемодан – это то, что, на ваш взгляд, пригодится вам в дальнейшем,      мясорубка – полученная информация требует переработки, пригодится не все, корзина – вряд ли что-то из изученного пригодится мне в дальнейшем. (Слайд 13)

Составить текст профессиональной направленности (история профессии, блюда, технология приготовления блюда и т.д.), содержащий числительные разных падежей (Слайд 14). 

Спасибо за работу и внимание! (Слайд 15). 

-учиться правильно склонять числительные в устной речи в зависимости от разряда числительных;

-отрабатывать навыки правильного написания имен числительных;

-умение извлекать нужную информацию из текста, анализировать ее.

Работа обучающихся в группе с языковым материалом, материалом учебника

В ходе работы обучающиеся заполнили таблицу. Один из обучающихся рассказывает о результатах. Остальные работают в тетрадях.

Выставляют баллы, оценивают работу групп

- отработать умения правильно употреблять числительные в устной речи, правильно склонять числительные разных разрядов, оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм числительных;

-развивать навыки правильного написания числительных.

Работают в тетрадях

Зачитывают свой текст, исправляют друг друга.     Текст – на экране (Слайды 9-12)

Выставляю баллы

Выполняют задание, называют правильный вариант

Выполняют индивидуальное задание в тетрадях

Обучающиеся прикрепляют стикеры к соответствующему изображению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 6 классе «Заочная экскурсия по Москве» (Обобщающий урок по теме «Имя числительное»)

          Представляется методическая разработка урока русского языка по теме:«Заочная экскурсия по Москве» (Обобщающий урок по теме «Имя числительное»). Эт...

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе зачёт по теме «Имя числительное»

План – конспект открытого урока по русскому языку в 6 а классе (зачёт по теме «Имя числительное»), проведенного учителем русского языка Попцовой Л.Г.Форма урока: дидактическая игра (интегрированный ур...

Урок письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»

Конспект урока письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»Тем...

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе «Имя числительное как часть речи».

Урок по русскому языку - знакомство с именем числительным. Адаптирован для учащихся шестого класса (I отделение) коррекционной школы II вида....

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание."

Урок соответствует требованиям ФГОС. Его актуальность в применении разноуровнего подхода и ИКТ....

8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок  должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...