Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе зачёт по теме «Имя числительное»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Попцова Людмила Геннадьевна

План – конспект открытого урока по русскому языку в 6 а классе (зачёт по теме «Имя числительное»), проведенного учителем русского языка Попцовой Л.Г.

Форма урока: дидактическая игра (интегрированный урок русского языка, истории, географии)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-_kopiya.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе зачёт по теме «Имя числительное»

Дата :        11.02.2013

Тип        Урок - путешествие

План – конспект открытого урока по русскому языку в 6 а классе (зачёт по теме «Имя числительное»), проведенного учителем русского языка Попцовой Л.Г.

Форма урока: дидактическая игра (интегрированный урок русского языка, истории, географии)

Тема урока: «История города Тольятти в фактах и цифрах» ( зачёт по теме «Имя числительное»)

Цели урока:

1) итоговый контроль знаний об имени числительном как части речи;

закрепление умения отличать имя числительное от других частей речи с числовым значением;

 2) развитие устной и письменной связной речи учащихся, закрепление умения пользоваться различными видами справочной литературы;

3) воспитание чувства любви к своей малой родине, чувства гордости за историю своего края, народа, страны в целом.

Оборудование: карта Самарской  области, карта- схема города Тольятти, видео  о Тольятти, выставка книг о городе Тольятти.,

Ход урока.

Организационный момент.

Запись в тетрадях: число, зачёт по теме «Имя числительное»

Вступительное слово учителя.

 Не зная прошлого, нам трудно познать настоящее. Лишь изучив историю, полюбив родной город, свой край, можно говорить о любви к своей Родине. Не зря эпиграфом нашего сегодняшнего урока я выбрала слова :

        Родина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями.

(Н. Карамзин)                                                                                                                                                

Сегодня мы с вами совершим  необычную экскурсию.

- А что такое экскурсия?

- Ответы учащихся и ответ подготовленного ученика:

Экскурсия – 1.Посещение (обычно коллективное) какого-либо достопримечательного места, поездка куда-либо с целью ознакомления.

 2. Организованный, сопровождаемый объяснением показ чего-либо, проводимый по определённому плану с образовательной или ознакомительной целью.

- Итак, экскурсия – это поездка, посещение чего-либо с образовательной или увеселительной целью. Задачи нашей заочной экскурсии – образовательные. Пытаясь их решить, мы вспомним всё, что узнали об имени числительном как части речи, послушаем, как мы умеем красиво и связно выражать наши мысли, испытаем чувство гордости за то, что мы живём в таком прекрасном городе Тольятти.

4. Повторение (фронтальный опрос).

А) Текст № 1 (читает подготовленный ученик).

Тольятти расположен в среднем течении реки Волги на её левом берегу в 70 км вверх по течению от Самары.  Город основан  Василием Татищевым как город-крепость Ставрополь для защиты русских земель от набегов кочевников и переселения крещёных калмыков. 20 июня 1737 года императрица Анна Иоанновна жаловала грамоту крещёной калмыцкой княгине Анне Тайшиной, в которой было записано об основании города.  В городе проживало немногим более 6 тысяч человек. Работала одна земская больница, 6 учебных заведений, 2 гостиницы, 6 фабрик и заводов, 1 водяная и 4 ветряных мельницы. По причине экономической незначительности в 1924 году Ставрополь был преобразован в сельский населённый пункт. Только в 1946 году Ставрополю был возвращён статус  города.

Б) - Пожалуй, не всё, с чего начал свой рассказ экскурсовод, мы знали. Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в данном тексте. Давайте вспомним и расскажем всё об имени числительном как части речи:

 - какие бывают числительные по значению и составу?

 - чем отличаются количественные числительные от порядковых?

- Запишите встречающиеся в тексте словосочетания « числит. + сущ.»  прописью.

 -Какие числительные склоняются как существительные 3 склонения?

Продолжение работы с текстами.

 - Почему город так называется? С этим вопросом мы обратились к экскурсоводу. И вот что мы услышали.

    Текст № 2 ( читает подготовленный ученик).

            Тольятти называют «трижды рожденным»: впервые — при основании города В. Е. Татищевым, затем — при строительстве Куйбышевской ГЭС и вынужденном переносе Ставрополя на новое место, и, наконец, третье — при решении о строительстве Волжского автозавода.

         21 августа 1950 года было опубликовано постановление Совета Министров СССР о строительстве гидроузла на реке Волге.           В 1953—1955 годах практически полностью был перенесён на новое место (в настоящее время Центральный район).

          28 августа 1964 года Президиум Верховного Совета РСФСР постановил: «Переименовать город Ставрополь Куйбышевской области в город Тольятти в честь генсека Итальянской коммунистической партии Пальмиро Тольятти».

- Сделайте  запись  словосочетания « числит.+ сущ.» из текста.

- В каком числительном пишется в середине и на конце мягкий знак? Почему?

Текст № 3 ( читает подготовленный ученик)

         В 10 километрах к востоку был основан рабочий посёлок Комсомольск, а в 4,5 км вниз по Волге построен посёлок Шлюзовой. В 1957 году было закончено строительство Жигулёвской ГЭС имени Ленина, оба посёлка включили в состав города Ставрополь.

- Как склоняются дробные числительные? Устно просклоняйте числительное 4,5 км.

- В чём особенность сочетания собирательных числительных с существительными?

 - Что вы можете рассказать о собирательном числительном ОБА ( ОБЕ )? Приведите пример из наших путевых листов.

Текст № 4

       Начавшаяся Великая Отечественная война не обошла ни один город страны. В первые дни войны 50 выпускников Ставропольской средней школы  ушло на войну. Вернулись только двенадцать. Девятнадцать ставропольчан стали Героями Советского Союза. Только трое из них вернулись домой . И. Бузыцков в первый день войны защищал мост через р. Прут, получил 7 ранений и стал первым Героем Советского союза в Куйбышевской области.

 

 - Какие числительные называются собирательными? Приведите пример из текста.

- Сделайте очередную запись в путевые листы: все словосочетания «числит. + сущ.» занесите в соответствующие графы.

Текст № 5

       9 Мая - значимый и волнующий для каждого жителя нашей страны праздник, который мы отмечаем как дань памяти и глубокого уважения славным защитникам Отечества, всем тем, кто самоотверженно, героически на фронте и в тылу приближал долгожданный день Великой Победы.

-  объясните правописание числительных ,обозначающий праздник?

Текст 6

 Памятник Татищеву 

Монумент был создан скульптором Рукавишниковым и архитектором Кочековским, его открытие состоялось в 1998 году. Бронзовая статуя всадника на коне возвышается на более, чем 20 метров над землей, притягивая взоры людей. Только высота постамента составляет 14 метров, а самой скульптуры — 7,5 метров. Стилобат одновременно является смотровой площадкой. На пилоне, в створе капителей, завершающих символические колонны-контрфорсы, установлен рельефный знак. Знак представляет собой стилизованный план крепости с крестом в центре.

-нарисовать алгоритм

З) Учитель.

 Заканчивается наше путешествие в современном Тольятти

Видео

 Сейчас мы должны вспомнить, как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение. Для этого мы внимательно прочитаем предложенный текст и распределим имеющиеся в тексте примеры следующим образом:

Существительные:

Прилагательные:

Числительные:

Глагол:

 Текст № 7.

 Общая площадь городской территории Тольятти составляет сегодня 314,8 квадратных километров

Границы города по сравнению с довоенным уровнем удвоились.

Население составляет 5800 человек.

В городе есть одноэтажные, двухэтажные и девятиэтажные  дома.

В нашей школе четыре этажа.

В школе обучается 780 человек.

В этом году девятиклассники и  одиннадцатиклассники сдадут выпускные экзамены.

 Текст 8  

 - Спишите с доски предложения, записывая числительные словами:

1 вариант. Развитие школьного образования в Тольятти началось в середине 20 века.

2 вариант. Первая школа была построена в 1950 году.

 - Подчеркните числительные как члены предложения.

 - Произведите морфологический разбор числительного.  

 - Наша экскурсия подошла к концу.

– словарный диктант.

Двести центнеров, четыреста гектаров, с девяноста секундами, триста километров, миллион экземпляров книг, миллиард пудов зерна, двести общественных гаражей, одиннадцать плавательных бассейнов.

6. Подведение итогов урока, выставление оценок, рекомендации ученикам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"

Конспект открытого урока  по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"1. Конспект2. Раздаточный материал3. Физминутка...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс. Тема урока: "Личные местоимения"...

План - конспект открытого урока по русскому языку 9 класс

Тема: "Подготовка к ГИА по русскому языку. Изобразительно - выразительные средства языка"...

Конспект открытого урока по русскому языку, 5 класс. "Падеж имен существительных".

Данный конспект урока предоставлен для проведения открытого урока....