правописание н-нн в суффиксах прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Моисеева Ольга Валериевна

Урок русского языка в 6 классе по УМК Львовой С.И. Урок содержит упражнения для развития логического мышления учащихсчя, формирование коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока:

  1. Знакомство со случаями правописания –н- и –нн- в суффиксах прилагательных;
  2. Развитие орфографической зоркости; аналитического и логического мышления;
  3. Воспитание навыков самостоятельной работы;

Оборудование:

Карточки для самостоятельной и индивидуальной работы,

Карточки для постановки цели урока

Схема правила,

Карточки со словами- исключениями

Магнитофон

Изделия с хохломской росписью

Ребусы

Карточки для работы в группах

Конверты с ответами

  1. Оргмомент.

 

-  Здравствуйте, садитесь. Открываем тетради, записываем дату, классная работа, тема «Правописание –н- и –нн- в суффиксах прилагательных».

Исходя из темы нашего урока, сформулируйте цели урока. В этом вам помогут глаголы – карточки:

Познакомиться с…. (правилами написания одной и двух н в суффиксах прилагательных»

Выяснить, при каких  условиях   … (пишется одна  -н-, а когда две н в суффиксах прилагательных)

Учиться … (правильно писать слова с данными суффиксами)

  1. Словарная работа.

- Но сначала мы проведем словарную работу, чтобы  закрепить правописание слов с изученными нами орфограммами .

1 группа

2 группа

  1. Коснуться дерева;
  2. Протирать стекло;
  3. Забираться по скале;
  4. Зеленые водоросли
  5. Слагать сказку;
  6. Удирать от врагов
  7. Обжигать в печи
  8. Постелить ковёр
  9. Положить в траву
  10. Прикасаться к стене
  11. Соберите  зерно

- На какие правила записаны нами слова? (безударные гласные в корне, чередующиеся гласные в корне)

- Найдите лишнее слов (сказка) . почему лишнее? (парная согласная в корне)

- Найдите слово-омоним  (стекло)

В…кцина, молн…я, н…града, н…тариус,   б…хрома, п…циент, тр…умф, пл…кат, кр..хмал,   ф…сташка, рац…он, л…п…сток, в…льможа, л…ловый, код…кс, ж…лет, ж…ндарм, г…оргин.

Вставить пропущенные буквы в словах, в случае затруднения обращаться к орфографическому словарю.

После написания проверить себя (взять конверт №2)

 Геацинт, иллюменация,  клишня, ножнецы, провалока, пудриница, ритмека, томожня, казырёк, диспатизм, бойдарка,  лажбина

чичивица, рацея, ривиранс, лигушачий, канвульсия, зрочёк.

В каждом из данных слов допущены ошибки, записать эти слова правильно, в случае затруднения пользоваться орфографическим словарем. Проверить себя, оценить

( взять конверт с ответами №2)

  1. Работа над темой
  1. Объяснение нового материала

- Какие способы словообразования вы знаете? ( приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение двух основ с соединительной гласной, сложение с одновременным присоединением суффикса)

- Сегодня мы познакомимся с суффиксальным  способом образования  прилагательных от существительных, когда в суффиксе пишется одна или две буквы н.

На доске.

  1. Сокол – соколиный ( принадлежность живому существу)
  2. Голубь - голубиный
  3. Глина – глиняный  (материал, из которого сделан предмет)
  4. Смола – смоляной
  5. Дивизия – дивизионный
  6. Авиация – авиационный
  7.  Обед  – обеденный
  8. Бритва  – бритвенный
  9. Картина – картинный
  10.  Лимон - лимонный

Записаны только существительные. Задача детей образовать от них прилагательные.

- Какие гласные написаны перед одной н? ( и, я)

- Какие гласные написаны перед  удвоенной н (о, е)

- Почему в словах картинный, лимонный написаны две н? ( корень данных слов  оканчивается  на н )

- Но, как и в некоторых других случаях в данном правиле есть исключения:

Стеклянный

Оловянный

Деревянный

Ветреный, но

Безветренный


               - Чем отличаются по словообразованию слова
ветреный и безветренный?  ( в слове безветренный есть приставка без-)

 - Прочитайте правило на странице 177-178.

- А теперь давайте в справочники запишем данное правило в виде схемы:

         -Н-                                   -НН-  

        

                                                   И               Я                      О                Е

                                                  (ветреный)                       (стеклянный

                                                                                              оловянный

                                                                                              деревянный

                                                                                             безветренный)

( если есть время,  то таблица после правила)

физминутка

  1. Упражнение 417

- Прочитайте упражнение.  При чтении текста обведите карандашом слова с изученной нами орфограммой. Найдите  и запишите предложение, в котором выражена главная мысль. ( И сотворили это чудо золотые руки мастеров.)

-  Как  понять фразу «золотые руки»? (умелые)

Выступление подготовленного ученика.

Существует легенда о происхождении хохломской росписи.

Жил на свете мастер-иконописец Андрей Лоскут. Расписывал он церкви, писал иконы, имел славу непревзойденного мастера. Но когда к церковной власти пришел патриарх Никон, не нашел с ним взаимопонимания Андрей   и вынужден был бежать в глушь на берега Волги. Там приютили его старообрядцы-раскольники, помогли ему дом поставить. И занялся Андрей снова любимым делом – стал  деревянные изделия расписывать. Далеко прогремела о нем слава.

Услышали об этом в Москве и послали солдат привезти в столицу мастера. На подходе к деревне солдат заметили жители и сумели предупредить Андрея. Поджег он тогда свою избу и скрылся. Когда солдаты подошли к его дому, то увидели лишь пепелище с черными  углями, в котором переливались и искрились желтые да красные огоньки.

С тех пор и сияют краски Хохломы черным, желтым да красным пламенем.

- Какие слова с изученной нами орфограммой вам встретились в упражнении?

 (драгоценными, осенний, деревянная, старинном, глиняную, льняным, оловянным, серебряная)

  1. Запись в тетради:

      Драгоценными,  осенний, деревянная, старинном, глиняную, льняным, оловянным, серебряная)

  1. Самостоятельная работа

1 группа

2 группа

Упражнение 414.

Выписать    по одному из прилагательных каждой группы, графически выделить изученную орфограмму

Работа  в группах

Выписать предложения, в которых выделенные фразы являются фразеологическими оборотами. Объяснить значение данных фразеологизмов. (устно)

Вставить пропущенные орфограммы, графически выделить

  1. Ему досталась льви…ая доля наследства. Льви…ой долей стала часть туши убитой антилопы.
  2. В подполье слышалась мыши…ая возня. Мыши…ая  возня вокруг маленького государства окончилась ничем.
  3.  Орли…ый взгляд из-под бровей всегда наводил ужас на его подчиненных. Бедный зайчонок с ужасом почувствовал орли…ый взгляд и забился в кусты.

  1. Взаимопроверка. Проверка 2 группы (объяснение)

  1. Разгадать ребусы. Образовать от полученных существительных прилагательные, записать их. Графически выделить орфограмму.

Солома- соломенный

 Пустыня - пустынный

Береста- берестяной

 Олово- оловянный

 Лекарство – лекарственный

- Какое из данных слов является словом – исключением? Какие ещё слова вы узнали?

- С какой темой вы познакомились сегодня на уроке?

- Чему вы научились?

-  При каких же условиях пишется одна Н в суффиксе прилагательных, а при каких две?

- А теперь последнее задание:

В сказуемом взять первый слог. Слушаем предложение: Сергея мобилизовали на фронт.

В дополнении взять 1 слог: Волны качали лодку

В подлежащем взять последний слог: Концы веревки были связаны. Какое слово получилось?  (Молодцы)

Домашнее задание: 1 группа упр. 421 (2), 2 группа упр.415.

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правописание -н-нн- в суффиксах прилагательных, причастий и наречий"

Презентация к уроку по теме "Правописание -н-нн- в суффиксах прилагательных, причастий и наречий". Эту презентацию можно использовать как на уроках в 7 классе, так и в более старших классах на уроках ...

Презентация урока "Правописание н, нн в суффиксах прилагательных"

Класс: 6Тема: Правописание н, нн в суффиксах прилагательных.Цель: 1. Повторение изученного о прилагательном.2. Знакомство с правописанием двумя и одной Н в суффиксах прилагательных.3. Приме...

Конспект урока "Правописание н, нн в суффиксах прилагательных".

Класс: 6Тема: Правописание н, нн в суффиксах прилагательных.Цель: 1. Повторение изученного о прилагательном.2. Знакомство с правописанием двумя и одной Н в суффиксах прилагательных.3. Приме...

ЭОР Тест "Правописание Н/НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречиях", 7 класс

Данный ресурс содержит тестовые задания в EXCEL: тренировочное задание с теоретическими подсказками о правописании проверяемой орфограммы и контрольное задание с выводом оценки по окончании выполнения...

Карточки "Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных"

Данная методическая разработка (конспект урока) знакомит учащихся 6 классов с правописанием Н- в суффиксах прилагательных....

"Правописание О-Е в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц"

Презентация к уроку русского языка на тему "Правописание О-Е в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц"...