Главные вкладки

    Контрольный тест по русскому языку для 10 класса по теме: "Лексикология. Фразеология"
    тест по русскому языку (10 класс) на тему

    Кабычкина Ирина Евгеньевна

    Контрольный тест по русскому языку для 10 класса по теме: "Лексикология. Фразеология"  состоит из двух вариантов по 17 заданий, в конце работы есть ответы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Контрольный тест по теме  «Лексикология и фразеология» 10класс    Вариант 1

    1. В каком предложении нарушены лексические нормы?
    1. В зимнем лесу есть своя неповторимая красота.
    2. Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы в ближайшем посёлке пополнить запасы продукции.
    3. Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе.
    4. Живописный лес тянется вдоль реки.

    1. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?
    1. Испуганный котёнок сжался в клубок и жалобно запищал.
    2. Высокие тёмные ели росли по обеим сторонам изгороди.
    3. У охотников самым осторожным зверем считается шакал.
    4. Сильный ветер внезапно загудел в вышине.

    1. Отметьте предложение,  в котором допущена речевая избыточность?
    1. Тропинка шла вдоль прибрежного обрыва.
    2. Речь главного героя имеет большое значение в раскрытии характера героя.
    3. Взошло солнце и осветило всё вокруг.

    1. В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?
    1. Радуясь солнышку, воробей что-то весело напевал себе под нос.
    2. Многие птицы способны запоминать и воспроизводить посторонние звуки.
    3. Три года учёбы пролетели незаметно.
    4. Не бойтесь погрустить немного вместе с музыкой.
    1. В каком предложении ошибка  вызвана смешением  паронимов?
    1. Пока не найдено эффектное средство против яда этой змеи.
    2. Лучший способ передвижения по глубокому снегу – передвижение на нартах.
    3. Утомлённые долгой дорогой, дети спали, не чувствуя задних ног.
    4. Русская литература имела существенную роль в развитии мировой культуры.

    1. В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?
    1. В ясные зимние дни лучи солнца прорываются сквозь заснеженные ветви.
    2. Окна моей комнаты выходят в сад.
    3. Снежная лавина – это лишь одна опасность, предостерегающая альпинистов в горах.
    4. Незнакомец показался ему человеком добрым.

    1. В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?
    1. Он был бойцом не робкого десятка.
    2. Сам заварил кашу, сам теперь и расхлёбывай.
    3. Сергея все без меры хвалили, возносили его до небес.
    4. По этой дороге он ходил с детства, любил её, знал как свои пальцы.
    1. Какой фразеологизм имеет значение «кое-как», «халатно»?
    1. По щучьему велению
    2. Не всё коту масленица
    3. Спустя рукава
    4. Сматывать удочки

    1. В каком ряду слова не являются антонимами?
    1. Громкий - тихий
    2. Лидер – аутсайдер
    3. Дерзкий – безрассудный
    4. Активный – пассивный
    1. Укажите, чем являются слова горевать – печалиться?
    1. Синонимами
    2. Антонимами
    3. Паронимами
    4. Омонимами
    1.  В предложении «Захлёбываясь от тоски, иду одна, без всякой мысли…» (М. Цветаева) подчёркнутое слово является
    1. Эпитетом
    2. Сравнением
    3. Метафорой
    4. Олицетворением
    1.  В каком словаре можно уточнить значение непонятного слова?
    1. Словообразовательном
    2. Толковом
    3. Орфографическом
    4. Энциклопедическом
    1.  Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?
    1. Отец узнал об этом по происшествии двух лет.
    2. Набеги кочевником привели к опустению этих земель.
    3. Крещение Руси – поворотный момент в её истории.
    4. Язык – средоточие и выражение народного духа.
    1.  Значение какого из приведённых фразеологизмов приведено неправильно?
    1. Верста коломенская – человек очень высокого роста
    2. Прикусить язык – испугаться
    3. Без царя в голове – не иметь ума
    4. Поставить с ног на голову – исказить факты.

    1. Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?

    Чем ближе к морю, тем всё шире, спокойнее Волга. Степной левый берег (1) тает в лунном  (2) тумане, то от глинистых обрывов правого на реку легли густые тени, и красные, белые огоньки бакенов особенно ярко горят на (3) масляно - чёрных (4) полотнищах теней. Поперёк реки зыблется, сверкает (5) широкая тропа, (6) точно стая серебряных рыб преградила путь теплоходу. За кормою теплохода туманнее, темнее, чем впереди, и этим создаётся фантастическое впечатление: река течёт в гору. (7) Расстилая по воде (8) парчовые отблески своих огней, пароход скользит почти бесшумно, шумок за кормою (9) мягко – ласков, и воздух тоже (10) ласковый – (11) гладит лицо, (12) точно рука ребёнка.

    1.  Найдите словосочетания, в которых слова являются омонимами?
    1. Коренной житель – коренной вопрос
    2. Человек худой – худой мир
    3. Больной заснул – больной ребёнок
    4. Спутник Марса – спутник по дороге
    5. Пачка газет – пачка балерины
    6. Звезда эстрады – звезда на небе
    1. Найдите предложения, в которых используется оксюморон?
    1. И царствует в душе какой – то холод тайный, когда огонь кипит в  крови. (М. Лермонтов)
    2. Будь счастлива  несчастием моим. (М. Лермонтов)
    3.  Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти.
    4. Мы сёла – в пепел;  грады  - в прах;  в мечи – серпы и плуги. (Жуковский)

    Контрольный тест по теме  «Лексикология и фразеология» 10класс                                        Вариант 2

    1. В каком предложении нарушены лексические нормы?
    1. Багровое зарево над горизонтом похоже на разгоревшееся пожарище.
    2. Алёне стало грустно, и она, накинув на плечи шаль, вышла в сад.
    3. Ему вспомнились стихи, прочитанные  недавно в одном журнале.
    4. Мост, по которому переправлялся взвод, был построен недавно.
    1. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?
    1. Всё, что делал сын, всегда имело для неё огромное значение.
    2. Во время жизни в Париже поэт тосковал по родине.
    3. Жизнь убеждала её: хочешь знать правду, выясни всё собственноручно.
    4. И. Бунин высоко ценил роман А. Толстого «Пётр Первый».
    1. Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?
    1. Разлука с родиной ослабила творческие возможности художника.
    2. Я, однако, не терял ни бодрости, ни надежды.
    3. Много сил понадобилось выпускникам, чтобы справиться с этим трудным и сложным заданием.
    1. В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?
    1. Бесшумные капли дождя барабанили по крышам и скамейкам.
    2. Смелые побеждают – трусливые погибают.
    3. Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен.
    4. В окнах сверкала молния, и  стёкла дрожали от грома.
    1. В каком предложении ошибка вызвана смешение паронимов?  
    1. Важно не только написать отчёт о работе, но и представить его в срок.
    2. Обед как всегда был сытным и вкусным.
    3. Царственная красота зимнего леса поразила его.
    4. Около соседского дома стояла девочка лет пяти.
    1. В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?
    1. Волны моря бились о гранитные камни набережной.
    2. Я остановился в густой тени старой сосны.
    3. Отвечать за безопасность людей – это ответственная и многоликая работа.
    4. Во время войны вся тяжесть крестьянского труда легла на женские плечи.
    1. В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?
    1. Так и ушли друзья несолоно хлебавши.
    2. Правды не скроешь, все знают: на воре шапка горит.
    3. Так и сидела ленивица у окна весь день, ворон считала.
    4. Жил он припеваючи, как у Христа за пазухой в масле катался.
    1. Какой фразеологизм имеет значение «очень быстро»?
    1. Душа в душу
    2. Задать перцу
    3. Во весь опор
    4. Нога за ногу
    1. В каком ряду слова не являются антонимами?
    1. Сытый – голодный
    2. Альянс – союз
    3. Типичный – уникальный
    4. Хитрый – простодушный
    1. Укажите, чем являются  слова планировка – планирование?
    1. Синонимами
    2. Антонимами
    3. Паронимами
    4. Омонимами
    1. В отрывке «Ветер хрустальную крошку метёт, Вьюга унылую песню поёт…» подчёркнутое слово является
    1. Эпитетом
    2. Сравнением
    3. Метафорой
    4. Олицетворением
    1. В каком словаре можно уточнить написание слова?
    1. Словообразовательном
    2. Толковом
    3. Орфографическом
    4. Энциклопедическом
    1. Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?
    1. Ей нравилась его прямота и непринуждённость.
    2. Это был человек представительской внешности.
    3. Марья была искусственная мастерица
    4. В магазине продавались изделия из искусственного шёлка.
    1.  Значение какого фразеологизма определено неправильно?
    1. Стоять как вкопанный – не двигаясь
    2. Бежать сломя голову – очень быстро
    3. Белая ворона – человек в белом
    4. Как снег на голову – неожиданно.
    1. Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?

    Мещёра – остаток (1) лесного океана. Мещёрские леса (2) величественны, (3) как кафедральные соборы.  Даже  старый профессор, ничуть не склонный к поэзии, написал исследование о Мещёрском крае такие слова: « Здесь в (4) могучих сосновых борах так светло, что на сотни шагов вглубь видно пролетающую птицу». По сухим сосновым борам идёшь, (5) как по глубокому дорогому ковру, - на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами (6) косыми срезами лежит солнечный свет. Простым глазом видны мощные воздушные потоки. Облака (7) тают, стоя на месте. Сухое (8) дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолётов.

    (9) В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет.(10) Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит.   (11) Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно,(12) как комья белого пуха.

    1.  Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами?
    1. Здравый, мощь, добродетель, чуждый
    2. Здоровый, мощь, зима, чужой
    3. Здравый, мочь, добродетель, чужой
    4. Здоровый, мочь, зима, чуждый
    1. Найдите строку, в которой все слова являются исконно русскими?
    1. Свеча, солнце, утюг, тулуп
    2. Корзина, кружево, зодчий, невод
    3. Ребёнок, сказка, шуба, зонтик

    Ответы:

    1 вариант

    1. 2
    2. 1
    3. 2
    4. 1
    5. 1
    6. 3
    7. 4
    8. 3
    9. 3
    10. 1
    11. 3
    12. 2
    13. 1, 2
    14. 2
    15.  1) метафора, 2) метафора, 3) эпитет, 4) метафора, 5) метафора, 6) сравнение, 7) метафора, 8) эпитет, 9) эпитет, 10) эпитет, 11) метафора, 12) сравнение.
    16. 2, 5

    1. 2

    2 вариант

    1. 1
    2. 3
    3. 3
    4. 1
    5. 1
    6. 3
    7. 4
    8. 3
    9. 2
    10. 3
    11. 4
    12. 3
    13. 2, 3
    14. 3
    15.  1) метафора, 2) эпитет, 3) сравнение, 4) эпитет,

     5) сравнение, 6) сравнение, 7) метафора,

    8) метафора,   9) гипербола, 10) сравнение,

     11) олицетворение,  12) сравнение

                             16)  1

                             17)  2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Контрольный тест по русскому языку, 9 класс

    В контрольном тесте даны задания для подготовки к ГИА на проверку знаний по орфографии, пунктуации, нарушений речевых норм....

    Контрольный тест по русскому языку. 8 класс

    В тесте представлен материал, изученный в течение 8 класса и позволяющий учителю проверить уровень знаний учащихся....

    Контрольные тесты по русскому языку, 7 класс

    Контрольные тесты по русскому языку составлены для обучащихся 7 класса, занимающихся по учебнику Русский язык. 7 класс: учеб. для спец.(коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида /Н.Г.Галунчикова, Э.В....

    Контрольный тест по русскому языку, 10 класс

    Контрольный тест на проверку остаточных знаний в 10 классе...

    Контрольные тесты по русскому языку 5 класс

    Контрольные тесты по русскому языку 5 класс...

    Контрольный тест по русскому языку, 7 класс

    Цель: проверить  знания  учащихся по теме «Повторение изученного», «Причастие». Тест рассчитан на  один урок (45 минут). Состоит из двух частей  .Перв...