Урок развития речи в 7 классе. Подготовка к изложению с изменения формы действующего лица
план-конспект урока по русскому языку на тему

Вандакурова Нина Васильевна

Цель:

  • совершенствование навыков анализа текста;
  • совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;
  • совершенствование навыков переконструирования  предложений с целью изменения формы действующего лица;
  • развитие творческих способностей;
  • подготовить к написанию изложения с изменением формы действующего лица;
  • воспитание чувства благодарности родным и близким.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izlozh_s_izm_formy_litsa.docx23.81 КБ
Файл izl_s_izm_litsa.pptx2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы  учителя русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 401 Колпинского района Санкт-Петербурга Вандакуровой Н.В.

Урок развития речи в 7 классе.

Подготовка к изложению с изменением формы действующего лица.

Цель: 

  • совершенствование навыков анализа текста;
  • совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;
  • совершенствование навыков переконструирования  предложений с целью                

                               изменения формы действующего лица;

  • развитие творческих способностей;
  • подготовить к написанию изложения с изменением формы действующего лица;
  • воспитание чувства благодарности родным и близким.

Технологии:

  • гуманно-личностная технология;
  • технология всестороннего гармонического развития личности обучающегося;
  • технология  перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем;
  • технология речевого развития;
  • технология обучения анализу  текста;
  • информационная технология.

Ход урока.

1.Вступительная  беседа.

– Какие местоимения относятся к личными?

– От какого лица может вестись повествование в художественном произведении?

– Когда используется форма первого лица?

– Когда – форма третьего лица?

– В каких жизненных обстоятельствах мы изменяем форму действующего лица?

– При выполнении каких творчески работ на урока русского языка необходимо  производить изменение формы лица?  (Эссе.  Комментарий к проблеме.)

2.Проверка домашнего творческого задания.

– Какие ассоциации возникают у вас со словом «детство»? (Предметные, цветовые, музыкальные, поэтические и т.д.)  

3.Анализ предложений.

– С возрастом восприятие жизни изменяется. Прочитайте высказывания великих людей.

Какие ассоциации возникали со словом «детство» у известных писателей? Какая мысль объединяет высказывания?  Слайды № 1 - 5

«Мне представляется матушкины карие глаза, выражающие доброту и любовь, родинка на шее, нежная  рука, так часто меня ласкавшая». (Л.Н.Толстой)

 «Я написал рассказ «Уроки французского» в надежде, что преподанные мне уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя». (В.Г.Распутин)

«Эта повесть о моей юности и о моей маме, которая не просто была со мной, а определяла все мои стремления, взгляды, поступки». (А.Алексин)

 «Я помню деревенского учителя, вежливого, застенчивого, всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников». (В.П.Астафьев)

Слайд № 6. Эти воспоминания объединяет чувство благодарности, любви к тем людям, которые в детстве многое дали будущим писателям. Для выражения своих мыслей мы всегда используем форму 1 лица. Составьте предложение с прямой речью, используя слова А Алексина. Подумайте, какой глагол уместно употребить в словах автора?

– Объясните орфограммы и постановку знаков препинания, постройте схему предложения. Слайд № 7-8.

– Выполните аналогичное задание (1ряд – слова В.Г.Распутина, 2ряд – слова  Л.Н.Толстого,  3ряд – слова  В.П.Астафьева).

– Домашнее задание. Кому из ваших родных и за что вы благодарны?

– Составьте на основе одного из словосочетаний и запишите предложение с причастным оборотом. От какого лица вы выразили мысль?

4. Изменение формы лица.

– Какие изменения необходимо внести в предложение, чтобы мысль в нем выражалась не от 1 лица, а от 3 лица? (Заменить местоимения: я – он, мне – ему, наш – их, своей – его, мой – его. Окончания глаголов:  вспоминаю – вспоминает.) Слайд № 9.

– Можно ли в предложении с прямой речью изменить лицо? Почему?

– Какие слова необходимо заменить в  предложении? Какими словами? 

– Чтобы изменить форму лица, предложение  какой конструкции нужно использовать?

– Какие знаки препинания ставятся в сложноподчиненном предложении? Слайд № 10.

– Перестройте 1первое предложение так, чтобы мысль излагалась от 3 лица.

( Л.Н.Толстой  представлял себе матушкины карие глаза, выражающие доброту и любовь, родинку на шее, нежную  рука, так часто его ласкавшую».)

– Самостоятельно перестройте высказывание В.П.Астафьева, изменив форму действующего лица. Слайд № 11-12.

5.Беседа о Л.Н.Толстом.

– Что вы знаете о Л.Н.Толстом?

– Какие произведения писателя вам известны?  Слайды № 13 – 14.

– В повести «Детство» есть глава с одноименным  названием. Послушайте фрагмент. Каковы тема и основная мысль данного фрагмента: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

– Несмотря на горести и утраты, Толстой считал детство самой счастливой порой жизни, потому что рядом с ним всегда были любящие и заботливые люди. Своим детям он тоже подарил счастливое детство. Одна из дочерей, Татьяна, оставила воспоминания о своем семье и о своей жизни. Познакомимся с отрывком из ее книги. Упр. № 100.

6. Анализ текста. Послушайте текст.

– Выпишите ключевые слова текста. (Детство, благодарность, любящих людей.)

– Какова тема текста? Сформулируйте тему полным предложением. (В предложенном тексте Т.Л.Сухотина вспоминает о людях, подаривших ей счастливое детство.)  Объясните постановку знаков препинания.

– От какого лица ведется повествование?

– На сколько микротем можно разделить текст? Как составляется сложный план?

– Какую часть можно разделить на подпункты? Слайд № 15.

– Заполните таблицу. Составьте вопросный план фрагмента. Слайд №16.

– Из каждой микротемы выпишите опорные слова. Заполните таблицу. Слайд № 17.

План

Опорные слова

I.С каким чувством вспоминает Т.Л.Сухотина свое детство?

II. Кому она благодарна за счастливую пору?

   1.Почему дочь так тепло вспоминает своего отца?

   2.Чем запомнилась ей мать?

   3.Что дала детям Ханна?

III. Память.

с большой любовью, благодарность

о тех, кто окружал  

людей, любящих…

руководившему жизнью, поставившему в условия

украсившей жизнь

давшая любовь, заботу

главное место в памяти

В чем особенность построения предложений в 4–6абзацах? (Отсутствие  основ)

 К какому предложению можно было бы присоединить данные предложения?

– Какой вариант кажется вам более выразительным? Слайд № 18. Почему? (Логическое ударение на существительные, называющие родных, которым благодарна Т.Л.Сухотина.)

– Средство художественной выразительности парцелляция – выделение части единого предложения как самостоятельного предложения. Слайд № 19

– Работу над подготовкой к изложению продолжим на следующем уроке.

Домашнее задание. Слайд № 20. Расспросите своих родных о людях, которым они благодарны за счастливое детство. Запишите  5 предложений с прямой речью и предложения с изменением формы лица.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к изложению с изменением лица Презентация учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 401 Колпинского района Санкт-Петербурга Вандакуровой Н.В.

Слайд 2

« Мне представляются матушкины карие глаза, выражающие доброту и любовь, родинка на шее, нежная рука, так часто меня ласкавшая » . (Л.Н.Толстой)

Слайд 3

« Я написал рассказ « Уроки французского » в надежде, что преподанные мне уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя » . (В.Г.Распутин)

Слайд 4

« Эта повесть о моей юности и о моей маме, которая не просто была со мной, а определяла все мои стремления, взгляды, поступки » . (А.Алексин)

Слайд 5

« Я помню деревенского учителя, вежливого, застенчивого, всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников » . (В.П.Астафьев)

Слайд 6

« Эта повесть о моей юност .. и о моей маме, которая не просто была со мной а опр.. деляла все мои стр..мления взгляды поступки » . (А.Алексин) « Я написал ра .. каз « Уроки францу ..кого » в надежд.., что пр..поданные мне уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя » . (В.Г.Распутин) « Мне предст .. вляются матушкины карие глаза выр .. жающие доброту и любовь родинка на ше .. нежная рука так часто меня л.. скавшая » . (Л.Н.Толстой) « Я помню дер..венского учителя, вежл .. вого застенч .. вого всегда гот.. вого броси .. ся вперед и оборонить своих учеников » . (В.П.Астафьев)

Слайд 7

« Эта повесть о моей юности о моей маме, которая не просто была со мной, а определяла все мои стремления, взгляды, поступки » . (А.Алексин) Во вступлении к книге А.Алексин писал. А: «П».

Слайд 8

Во вступлении к книге А.Алексин писал: «Эта повесть о моей юности о моей маме, которая не просто была со мной, а определяла все мои стремления, взгляды, поступки » .

Слайд 9

я – он мне – ему наш – их своей – его мой – его вспоминаю – вспоминает помню – помнит

Слайд 10

Во вступлении к книге А.Алексин писал, что эта повесть о его юности, о его маме, которая не просто была с ним, а определяла все его стремления, взгляды, поступки.

Слайд 11

« Я помню деревенского учителя, вежливого застенчивого всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников » . (В.П.Астафьев)

Слайд 12

В.П.Астафьев помнит деревенского учителя, вежливого застенчивого всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников.

Слайд 13

Лев Толстой за работой.

Слайд 14

Толстой с семьей Толстой с дочерью Татьяной

Слайд 15

План Опорные слова I. II. 1. 2. 3. III.

Слайд 16

План Опорные слова I .С каким чувством вспоминает Т.Л.Сухотина свое детство? II . Кому она благодарна за счастливую пору? 1.Почему дочь так тепло вспоминает своего отца? 2.Чем запомнилась ей мать? 3.Что дала детям Ханна ? III. Какую роль сыграли эти люди в жизни Т.Л.Сухотиной? .

Слайд 17

План Опорные слова I .С каким чувством вспоминает Т.Л.Сухотина свое детство? II . Кому она благодарна за счастливую пору? 1.Почему дочь так тепло вспоминает своего отца? 2.Чем запомнилась ей мать? 3.Что дала детям Ханна ? III. Какую роль сыграли эти люди в жизни Т.Л.Сухотиной? .. с б ольшой любовью Благодарность о тех, кто окружал людей, любящих… руководившему поставившему украсившая жизнь любовь, заботу главное место в памяти

Слайд 18

Трем людям я особенно благодарна за свое детство: о тцу, руководившему нашей жизнью и поставившему нас в те условия, в которых мы выросли; матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны; и Ханне , нашей английской воспитательнице, прожившей в нашей семье шесть лет и давшей нам столько любви, заботы и твердых нравственных основ. Трем людям я особенно благодарна за свое детство. Отцу, руководившему нашей жизнью и поставившему нас в те условия, в которых мы выросли. Матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны. И Ханне , нашей английской воспитательнице, прожившей в нашей семье шесть лет и давшей нам столько любви, заботы и твердых нравственных основ.

Слайд 19

Парцелляция (от франц. parcelle – частица) выделение части единого предложения как самостоятельного предложения. Дед Нечай опять заплакал. Громко. Много ли, мало ли лет прошло – зашелестела у всех на виду сильная Березовая Роща. Густая. Ровная. Зеленая. Разговорчивая. Дружная.

Слайд 20

Домашнее задание. Расспросите своих родных о людях, которым они благодарны за счастливое детство. Запишите 5 предложений с прямой речью и предложения с изменением формы лица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. 6 класс. Подготовка к изложению.

Данный урок является одним из многих в системе развития речи учащихся.  При помощи таких уроков формируются навыки написания изложения, отрабатываются основные умения по грамматике, орфографии; в...

Развитие речи. 8 класс. Подготовка к написанию сжатого изложения (ГИА)

 Как подготовить выпускников 9 класса к написанию сжатого изложения? Есть определённая система такой подготовки. Не торопитесь давать учащимся прослушивать текст и писать по нему изложение...

Урок развития речи 8 класс. Подготовка к сочинению - рассуждению по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»

Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине....

Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.

Цели урока :·        Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.·        Развивать монологическую  речь учащихся...

Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.

В данной методической разработке представлен урок развития речи " Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя".Цели:  развитие умений определять реч...

Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОСс использованием современных образовательных технологий(технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие...