«Лексика. Лексические средства выразительности» Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Рыжова Светлана Станиславовна

v Цели урока: закрепить понятие «лексика»

v совершенствовать навыки использования полученных знаний, формирование метапредметных, регулятивных и коммуникативных УУД

v научить подбирать к словам синонимы и антонимы с учетом их лексического значения

v показать роль синонимов, антонимов и слов в переносном значении  в создании художественно-изобразительных средств языка (эпитетов, олицетворений, метафор и т.д.)

v закрепить навыки анализа текста

v обогатить речь учащихся, научить строить устное и письменное высказывание

v воспитывать у школьников интерес к изучению русского языка и литературы

 

Оборудование: учебник русского языка (Русский язык: Практика. 5 класс. Под редакцией Купаловой А.Ю.), опорный конспект, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksika_.pptx490.47 КБ
Файл urok._rus.yaz_._v_5_kl._leksika._leksicheskie_sredstva_yazyka.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Лицей №24 им. Героя Советского Союза А.В.Корявина» г. Сергиев Посад Урок русского языка « Лексика. Лексические средства выразительности» Выполнила: Рыжова Светлана Станиславовна , учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Лексика. Лексические средства выразительности.

Слайд 3

Цели урока: 1) повторить изученное в разделе «Лексика»; 2) определить способы создания лексических средств выразительности: эпитета, олицетворения, метафоры; 3) научиться находить и классифицировать художественные средства в тексте.

Слайд 4

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом… К.Г.Паустовский Любовь к родному языку немыслима без любви к родине. К.Г.Паустовский

Слайд 5

Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. Ночь стоит над ним и смотрит в его темную воду – ночь, полная звезд. Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

Слайд 6

Художественные средства Эпитеты Олицетворение Метафоры Сравнения торжественный свет ночь стоит и смотрит дрожь осиновых листьев озеро, как черное, косо поставленное зеркало бесшумно летают бормочут журавли в траве горят светляки догоревший день зарождается рассвет закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой совы летают, как комья белого пуха темная вода спит вода звучание вечера ночь, полная звёзд спят кувшинки тлеет заря необыкновенная, никогда не слыханная тишина спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы небо зеленеет летают медленно и бесшумно голубым хрусталем загорается Венера

Слайд 7

Найдите «третье лишнее»: 1) огонь, осень, пламя 2) алфавит, азбука, чистописание 3) прыгать, бросать, кидать 4) отважный, смелость, храбрый 5) вьюга, холод, стужа

Слайд 8

Доскажи пословицу Ученье - свет, а неученье - … Корень учения горек, а плод … Знай больше, говори …

Слайд 10

В уставшем зимнем лесу неожиданно донесся запах подснежника! Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья. Но для каждого - и счастливого, и несчастного - он сейчас - украшение жизни. Вот так и среди нас есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя все лучшее, что есть в человечестве: доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле. Г.Троепольский

Слайд 11

В лесу донесся запах подснежника! Стоит на земле цветок. Для каждого он сейчас - украшение жизни. Вот так и среди нас есть люди, «незаметные» и «маленькие». Они вмещают в себя все лучшее, что есть в человечестве.

Слайд 12

В уставшем зимнем лесу неожиданно донесся запах подснежника! Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба , такой простой и откровенный первовестник радости и счастья . Но для каждого - и счастливого , и несчастного - он сейчас - украшение жизни . Вот так и среди нас есть скромные люди с чистым сердцем , но с огромной душой . Они-то и украшают жизнь , «незаметные» и «маленькие» , вмещая в себя все лучшее, что есть в человечестве: доброту, простоту, доверие . Так и подснежник кажется капелькой неба на земле . Г.Троепольский

Слайд 13

Подведём итоги Для чего автор использует лексические средства выразительности? Лексические средства позволяют автору не только наиболее четко, ярко выразить свои мысли, образно описать предмет, явление, событие, но и выразить к нему своё отношение. Какой раздел науки о языке изучает словарный состав языка? Лексика – словарный состав языка

Слайд 14

Продолжите предложения Сегодня на уроке мне было (легко, трудно), потому что… Материал урока был для меня (трудным, нетрудным), потому что… Я научился… Теперь мне легко будет справиться с домашним заданием, потому что…

Слайд 15

Классифицировать - распределять по группам, разрядам. (С.И.Ожегов «Словарь русского языка»)



Предварительный просмотр:

 «Лексика. Лексические средства выразительности»

Урок  русского языка в 5 классе

(2 часа)

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей № 24 имени Героя Советского Союза А.В.Корявина»

г. Сергиева Посада

Рыжова Светлана Станиславовна

  • Цели урока: закрепить понятие «лексика»
  • совершенствовать навыки использования полученных знаний, формирование метапредметных, регулятивных и коммуникативных УУД
  • научить подбирать к словам синонимы и антонимы с учетом их лексического значения
  • показать роль синонимов, антонимов и слов в переносном значении  в создании художественно-изобразительных средств языка (эпитетов, олицетворений, метафор и т.д.)
  • закрепить навыки анализа текста
  • обогатить речь учащихся, научить строить устное и письменное высказывание
  • воспитывать у школьников интерес к изучению русского языка и литературы

Оборудование: учебник русского языка (Русский язык: Практика. 5 класс. Под редакцией Купаловой А.Ю.), опорный конспект, презентация

Методические приемы: беседа по вопросам, письмо, наблюдение над ролью лексических средств в тексте, классификация художественных средств, оперирование терминами, устное высказывание.

Используемые технологии: технология моделирования, компьютерные, игровые, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии.

Ход урока

  1. Орг. момент (подготовка тетрадей, учебников, конспектов, дневников).
  2. Объявление темы урока.                                                                  Слайд 1 
  3. Постановка целей: 1) повторить изученного в разделе «Лексика»;

2) определить роль слов в переносном значении в создании художественно-выразительных средств языка: эпитетов, олицетворений, метафор;

3) научиться находить и классифицировать художественные средства в тексте.                                                                                           Слайд 2

*Наблюдение над лексическим значением слова классифицировать.

Классифицировать распределять по группам, разрядам. (С.И.Ожегов «Словарь русского языка»)                              Гиперссылка

  1. Фронтальный опрос (работа с конспектами)

- Что такое лексика? (Лексика – словарный состав языка).

- Что мы знаем о словах? (Слова имеют лексическое и грамматическое значение, бывают однозначными и многозначными, употребляются в прямом и переносном значении. В переносном значении слова образуют художественные средства: эпитеты, олицетворения, метафоры).

- Какие слова составляют лексику русского языка? (Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы).

- На какие группы делятся слова по сфере употребления? (Общеупотребительные и ограниченные в употреблении: диалектизмы и профессионализмы)

- На какие группы делятся слова по происхождению? (исконно русские, заимствованные, устаревшие и неологизмы)

       5.   Выбор эпитета к теме урока.

Давайте внимательно прочитаем высказывания известного русского писателя К.Г.Паустовского о родном языке.                                                    Слайд 3

 «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.»

К.Г.Паустовский

«Любовь к родному языку немыслима без любви к родине».

К.Г.Паустовский

Какой, по вашему мнению, больше подходит для сегоднящней темы урока? Почему?

  1. Запись эпиграфа в тетради. Наблюдение над орфограммами в тексте эпиграфа.

  1. Орфографическая разминка – словарный диктант (проверка домашнего задания - составить словарный диктант на основе отрывка из очерка К.Г.Паустовского «Леса»)

*Один ученик диктует, другой – пишет, выделяет орфограммы. Тому, кто диктовал, задают дополнительные вопросы ученики (Какие слова называются синонимами? и т.д.)                                                 Слайд 4                                                                                                    

  1. Проверка домашнего задания. Анализ отрывка очерка К.Г.Паустовского «Леса» с точки зрения использования в нём художественных средств. Составление таблицы «Художественные средства»: эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры.

*Работа с конспектами: отработка навыков определения художественных средств.                                                             Слайд 5

  1. Наблюдение над лексическим значением слова «старинный» в словосочетании «золотит их старинной позолотой». Как вы думаете, чем отличаются слова «старинный» и «старый».

Работа со словарём: Старинный – (в первом значении) древний, сохранившийся от давних времён.

Старый – 1)достигший старости (человек); 3) бывший в употреблении, уже испортившийся от времени, ветхий. (Всего 5 значений.)

- Как называются слова старинный и старый?   (Паронимы)

- Если у слова «старый» 5 значений, как оно называется? (Многозначное)

  1. Полминутки на шутки. Мы вспомнили паронимы, многозначные слова. Давайте угадаем, о каких словах идет речь в загадке:

Я – все то, что есть на свете,

Все народы на планете,

Мой омоним – враг войны,

Друг труда и тишины.  (Мир)

Я от солнца, от огня,

Яркий луч несёт меня,

Но бывает смысл иной:

Весь огромный шар земной. (Свет)    

*Эти слова-близнецы – омонимы.

А какие слова помогли составить игру «Третье лишнее»?           Слайд 6

1) огонь, осень, пламя

2) алфавит, азбука, чистописание

3) прыгать, бросать, кидать

4) отважный, смелость, храбрый

5) вьюга, холод, стужа                    (синонимы)

Чтобы вспомнить другие слова, составляющие лексику русского языка, нам надо продолжить пословицы.                                                        Слайд 7

1) Ученье – свет, а неученье…

2) Корень учения горек, а плод…

3) Знай больше, говори…               (антонимы)

 

  1. Творческий диктант. К диктуемым словам подобрать антонимы, записать их (слова из текста К.Г. Паустовского).

Внизу – вверху, темно – светло, ночь - день, черное – белое, кричит – молчит, разгорается – гаснет, далеко – близко, старый – новый, хрипло – звонко, медленно – быстро.

  1. Физкультминутка. Зарядка для глаз.                                               Слайд 8

  1. Анализ текста (упр. 753)                                                                   Слайд 9

  1. Выразительное чтение текста

   В уставшем зимнем лесу неожиданно донесся запах подснежника!

Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья. Но для каждого, и счастливого, и несчастного, он сейчас - украшение жизни.

   Вот так и среди нас есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя все лучшее, что есть в человечестве: доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле.

                                                                  Г.Троепольский

         2) Беседа по содержанию текста. Анализ художественных средств.

  • Объясните, как вы понимаете смысл 3 абзаца. О каких людях говорит автор?

Какие слова употреблены в переносном значении?

  • Являются ли слова «скромные», «незаметные», «маленькие» синонимами? – понятие о контекстных синонимах.
  • Найдите в тексте синонимы и антонимы. Какую роль они играют в тексте?
  • Приведите примеры художественных средств, используемых автором (эпитеты «чистое сердце», «огромная душа» и др.;  олицетворение «стоит цветок», метафоры «цветок – крохотная капля голубого неба», «цветок – первовестник радости и счастья», «подснежник – капелька неба на земле».

             - С какой целью эти средства используются? Что они придают тексту?

3) сравнение двух текстов: без художественных средств и с ними; в одном передано содержание, в другом – нарисована картина пробуждающегося после зимы леса, высказаны философские мысли о внимании к людям.                                              (Слайды 10-11)

Вывод о роли лексических средств в тексте. Как художники рисуют картину красками, так писатели и поэты «рисуют» словами. (Перечислить художественные средства).

  1.  Домашнее задание. Сегодня мы работали с текстами великих мастеров слова. Учиться надо на лучших образцах. Третий текст вам предстоит создать самостоятельно – написать сочинение-миниатюру (5 – 7 предложений) на тему «Весна» с использованием художественных средств.

  1.  Итоги урока.                                                                                    Слайд 12
  • Для чего автор использует лексические средства выразительности?

    Лексические средства позволяют автору не только наиболее четко, ярко выразить свои мысли, образно описать предмет, явление, событие, но и выразить к нему своё отношение.

  • Какой раздел науки о языке изучает словарный состав языка?

    Лексика – словарный состав языка

*Ребята! Обратили ли вы внимание, что на слайдах презентации присутствовал маленький голубой цветок? Как вы думаете, что он символизировал? (Подснежник, о котором шла речь в тексте Г.Троепольского, и людей, «маленьких» , но красивых душой.)

Будьте внимательны друг к другу и окружающим вас людям!

  1.  Рефлексия.                                                                                       Слайд 13

Продолжите предложение

Сегодня на уроке мне было легко, потому что …

Материал урока был для меня (трудным, нетрудным), потому что…

Теперь мне легко будет справиться с домашним заданием, потому что…

Примечание.

Подготовка к ОГЭ: понимание темы «Лексика» как раздела науки о языке и как словарного состава языка, отработка терминологии, умение находить в тексте лексические средства выразительности, объяснять, для чего их использует автор, готовит учащихся  к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Лексические средства выразительности" 7 класс

Диагностическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Лексические средства выразительности" (тропы: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения), урок разработан к учебнику С.И.Львовой. К уро...

Презентация к уроку русского языка "Лексические средства выразительности" 7 класс

В презентации пошагово представлены все этапы урока, все виды деятельности учащихся на уроке русского языка в 7 классе по теме "Лексические средства выразительности"....

Синтаксические и лексические средства выразительности речи (в помощь выпускникам)

Таблицы по синтаксическим и лексическим средствам выразительности речи для учащихся 9-11 классов....

Конспект занятия элективного курса «Использование лексических средств выразительности речи»

      Конспект занятия элективного курса «Использование лексических средств выразительности речи»...

Лексические средства выразительности

Лексические средства выразительности для подготовки к ОГЭ...

Лексические средства выразительности и основные виды тропов

В данном материале дается объяснение лексических средств выразительности(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение)...