Различение частиц не и ни и приставок не и ни
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Савушинская Эльвира Алексеевна

Различение частиц не и ни и приставок не и ни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razlichenie_chastits_ne_i_ni_i_pristavok_ne_i_ni.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок решения познавательных задач

Технология : элементы технологии проблемного обучения

Цель: сформировать навык различения частиц не и ни

Знать: условия выбора частиц не и ни

Уметь: различать и правильно писать частицы не и ни

Попутное повторение пунктуации: запятые в сложном предложении

Оборудование: карточки, иллюстрации, таблица устойчивых сочетаний

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Цель: объяснить учащимся цель урока

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучение темы « Различение частиц не и ни», вспомним пунктуацию сложного предложения. Но сначала давайте познакомимся с таблицей устойчивых  сочетаний

        Ни стать ни сесть                ни много ни мало

                Ни там ни сям                   ни то ни другое

                Ни так ни сяк                    ни то ни сё

                Ни к селу ни к городу      ни пава ни ворона

  Ни два ни полтора                 ни за что ни про что

  Ни слуху ни духу                 ни бе ни ме

  Ни конному ни пешему   ни тпру ни ну

  Ни тот ни другой                 ни дна ни покрышки

  Ни с того ни сего             ни брат ни сват

  Ни дать ни взять              ни свет ни заря

  Ни рыба ни мясо              ни жив ни мёртв

  Ни больше ни меньше     ни пуха ни пера

  Ни шатко ни валко           не без причины

  Не без успеха                         не впрок

  Не в духе                               не к лицу

  Не в пору                                 не сегодня завтра

  Не в зечёт                                 не сводя глаз

  Не в шутку                                 во что бы то ни стало

  Не на жизнь, а на смерть как бы то ни было

         Не к спеху                                 какой ни есть

  Не по дням                                 откуда ни возьмись

  Не по зубам                                 ни под каким видом

 Не под стать                                  кто бы то ни был

 Не под силу                                  ему всё нипочём

 Не по себе                                  ни в коем случае

 Не с руки                                  никоим образом

 Не ровен час                       остался ни с чем

 Не по адресу                          я ни при чём

2. Устная  работа с таблицей ( игра « Аукцион» )

Цель: показать сферу применения содержания таблицы

Учитель. Давайте устроим соревнование: кто сможет придумать как можно больше предложений с этими устойчивыми сочетаниями. Победит тот, кто последним произнесёт предложение.

3. Работа с текстом на основе разноуровневых заданий

Цель: формирование речеведческих и правописных навыков

Учитель. Давайте подумаем , в какой ситуации, в каком стиле употребляется большинство созданных нами предложений? Конечно, в разговорном. Ведь они в основном пришли из устного народного творчества. Народ придумывает традиции, обряды и слова, которыми можно их обозначить. А сейчас обратимся к тексту и познакомимся с одной удивительной традицией.

Прочтём текст.

Ответим на вопросы по тексту:

Докажите , что перед вами текст.

 Определите тему текста, придумайте заголовок.

Какое устойчивое выражение вы встретили? Что оно означает?

Выполните предложенные задания.

( раздаются карточки)

4.Работа по составлению текста на определённую тему

Цель: формирование умения самостоятельно строить письменное высказывание

Учитель. Создавать маски – увлекательное занятие. А теперь представьте, какую маску хотели бы создать вы и опишите её с помощью предложенных конструкций.

Составьте текст

 Кто не слышал о -----------------------? Кто ни оказывался---------------------------, всякий-----------------

------------------------------------------------------------ни жив ни мёртв. Требовался не один день, чтобы------------------------------------, против которой не устоит ни одно--------------------------------.

5. Работа по развитию речи

Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным образованием и употреблением причастий

Учитель. Мне ещё предстоит познакомиться с вашими текстами, а сейчас мы попробуем обнаружить и исправить речевые и грамматические ошибки в предложениях на ту же тему.

Исправьте речевые и грамматические ошибки в предложениях

1. Он попытался делать маску, но выходило ни тпру ни ну.

2. Мы не раз обращались к этому мастеру по выдумкам.

3. Не один из нас хотел бы одеть такую маску.

6. Подведение итогов урока. Домашнее задание

Учитель. Итак, подведём итоги нашего урока. Сегодня мы не только потренировались в различении и правописании частиц НЕ и НИ. Мы словно побывали в мастерской, где создаются маски. Кто может вспомнить этимологию слова «маска»? Действительно, прежде всего это «шутка». Дома я предлагаю вам выполнить упражнение, которое сможет поддержать ваше весёлое настроение.

Задание. Вставьте пропущенные буквы

1)  (Н -) соревновании, (н-) состязания (н-) привлекают моего внимания.2) (Н-) котлета , (н-) конфета (н-) нравятся атлету. 3. (Н-) принёс ученик (н-) тетрадей,  (н-) книг. 4.(Н-) найти быстро (н-) кавалериста, (н-) артиллериста.5. У президента нет(-) одного аргумента.6. Сколько (н-) пытались, а в поход так и (н-) собрались7. (Н-) свет (н-) заря проснулся зря.8.Когда я дома (н-) один, то(н-) хожу я в магазин. 9. (Н-) раз гитару в руки брал, (н-)разу звука (н-) издал.

                      

                                    

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку в 7классе "Различение частицы не и приставки не"

Урок-обобщение по русскому языку « Различение на письме частицы не и приставки не-»  в 7 классе построен  с учётом личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Целью урока является обоб...

Урок русского языка "Различение частиц не и ни"

Цели урока:Образовательные:Создать условия для формирования у учащихся умения различать частицы не и ни; отрабатывать орфографические навыки; совершенствовать навыки построения устного высказывания....

"Различение частиц не и ни" Презентация к уроку

Презентация к уроку русского языка "Различение частиц не и ни"...

Презентация "Различение частиц НЕ и НИ"

Данная презентация разработана к уроку в 7 классе по теме "Различение частиц НЕ и НИ" к учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А. Цель: сформулировать правило разграничения на письме частиц НЕ и Н...

Различение частицы НЕ и приставки НЕ

Урок предназначен для учащихся 7-го класса. На данном занятии  используется модульная технология, которая соответствует требованиям ФГОС. Данная технология позволяет создать педагогические условя...

Различение частицы не- и приставки не

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):знать условия раздельного и слитного написания не с разными частями речи;уметь правильно писать слова разных частей речи с не; графически о...