Рабочая программа пр русскому языку 10 класса
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Муравьева Марина Валериевна

расширенный курс  2 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_rasshirennyy_kurs.docx72.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Волченковская средняя общеобразовательная школа

                                                                                                                                                   Утверждаю

                                                                          Директор МБОУ Волченковской СОШ

                                                                  ________________А.И. Устинова

                                                                «____»________________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку  для 10  класса

 (расширенный курс)

Составитель   Муравьева М.В.  – учитель русского языка и литературы


2014 год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по русскому языку  составлена и разработана  на основании  «Закона об образовании РФ», примерной Программы основного общего образования по русскому языку   для общеобразовательных школ  2008 года и авторской программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 10-11 классов, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации ( авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А. Николина. М.: Просвещение 2010)  и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования, Базисного учебного плана школы на  2014/2015 учебный  год, Федерального перечня учебников на 2014/2015 учебный год (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 г., № 1067), Федерального образовательного стандарта 2004 года. Используется  учебно-методический комплект А А.И.Власенков, Л.М,Рыбченкова. «Русский язык. Учебник для 10-11 классов. М: Просвещение, 2013

Структура документа

Рабочая программа включает разделы:

- пояснительную записку

- общую характеристику учебного предмета

- описание места учебного предмета, курса в учебном плане

- описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

- предметные результаты освоения учебного предмета

- содержание учебного предмета

- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

- календарно-тематическое планирование

- описания материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Цели обучения преподавания русского языка:

воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;

обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 года в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;

формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;

освоение компетенций - коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

 Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой МБОУ Волченковской СОШ и   миссией школы: 

создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического и творческого развития личности обучающегося.

Важнейшими актуальными  условиями реализации разработанной программы и целесообразности использования авторской программы  являются цели и задачи, указанные в основной образовательной программе МБОУ Волченковской СОШ:

Цели:

- обеспечение условий  для становления и развития отношений ученика и учителя, развития личности школьника, удовлетворения его творческих способностей;

-обеспечение доступности получения качественного образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего и среднего (полного) общего  образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

 Задачи:

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

- повышение качества обучения и воспитания, развитие индивидуального подхода к обучащимся, внедрение системы учета их индивидуальных достижений

-духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

     Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве); для хранения и передачи информации; для связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.

Русский язык – один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.

Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.

Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности.

Учебный предмет "Русский язык" в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем русский язык выполняет и общепредметные задачи.  В 10  классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Для возбуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 7 классе в разделе "Повторение пройденного в 5-6 классах" определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

Разделы учебника "Русский язык. 10-11 класс" содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

Межпредметные связи

Русский язык  тесно связан с другими учебными предметами и, в первую очередь, с литературой. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Русский язык  взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках русского языка формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием русский язык  обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Описание места  учебного предмета  «Русский язык» в учебном плане

Программа рассчитана на 34  часа (1  час в неделю), по учебному плану школы на изучение русского языка в 10  классе отводится 68 часов в год  (2 часа в неделю), что является расширенным курсом. 34 часа расширенного курса направлено на подготовку к ЕГЭ по русскому языку.

Описание  ценностных  ориентиров  содержания учебного предмета «Русский язык»

     Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения русскому языку:

1)      формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2)      понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3)      сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4)      овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5)      овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Планируемые предметные результаты  освоения учебного предмета «Русский язык»

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

Связь языка и истории, культуры русского и других народов;

Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Уметь:

Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

Адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

Использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) В зависимости от коммуникативной задачи;

Осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;

Осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

Свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

Передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов).

Создание устного и письменного речевого высказывания:

Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

Формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

Выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

Высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

Владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

создавать устное высказывание на лингвистические темы;

владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;

Оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:

Проводить разные виды языкового разбора;

Опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

Анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка.

Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

Соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

Эффективно использовать языковые единицы в речи;

Соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;

фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

Формы контроля: устное сообщение на лингвистическую тему, практическая работа, самостоятельная работа, тест, сочинение, осложненное и творческое списывание и др.

Критерии оценки знаний учащихся.

При проверке знаний, умений и навыков школьников большое значение имеет их объективная оценка, при этом во всех школах должен быть единый подход к определению качества успеваемости. Проблема эта не простая, особенно если учесть, что оценка знаний выступает в качестве тонкого и весьма острого инструмента воздействия на учащихся. Высокая оценка знаний может и воодушевлять школьника к учению, но может и расхолаживать его. Еще сильнее воздействует неудовлетворительная оценка: она может и побуждать школьника к усилению своей учебной работы, и отбивать охоту к учению. Вот почему время от времени возникают дискуссии, которые то облекаются в форму борьбы с так называемой процентоманией, т.е. с намеренным завышением оценок знаний учащихся, то принимает форму предложений о переводе учащихся из класса в класс независимо от качества их знаний, как это делается в некоторых зарубежных странах.
Было время, когда вообще отрицалась необходимость оценки знаний учащихся, потом были введены две оценки – удовлетворительно и неудовлетворительно. С 1935 г. в школе начала использоваться пятиступенчатая система словесных оценок (отлично, хорошо, посредственно, плохо и очень плохо), которая в 1944 г. была заменена пятибалльными цифровыми оценками: 5, 4, 3, 2, 1.
Исторический опыт, однако, показывает, что борьба с субъективизмом и процентоманией при оценке знаний учащихся должна идти не в направлении игнорирования успеваемости при переводе их в следующие классы и выпуска из школы, а только путем повышения качества обучения и совершенствования методики проверки и оценки знаний. В этом смысле важно, чтобы учителя придерживались тех общих критериев, которые должны лежать в основе оценки знаний учащихся. В чем же суть этих критериев?
Балл «5» выставляется за такие знания, когда: а) ученик обнаруживает усвоение всего объема программного материала, б) выделяет в нем главные положения, в) осмысленно применяет полученные знания на практике, г) не допускает ошибок при воспроизведении знаний, а также в письменных работах и выполняет последние уве-ренно и аккуратно, д) легко отвечает на видоизмененные вопросы, на которые нет прямых ответов в учебнике.
Балл «4» выставляется тогда, когда: а) ученик выявляет знание материала, б) отвечает без особых затруднений на вопросы учителя, в) умеет применять полученные знания на практике, г) в устных ответах не допускает серьезных ошибок и легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, д) в письменных работах делает незначительные ошибки.
Знания, оцениваемые баллами «5» и «4», как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов, примеров и вытекающих из них обобщений.
Балл «3» выставляется за знания, когда: а) ученик обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов учителя, б) предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и путается при ответах на видоизмененные вопросы, в) допускает ошибки в письменных работах. Знания, оцениваемые баллом «3», зачастую находятся на уровне представлений, их понятийный аспект является недостаточным.
Балл «2» выставляется тогда, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть
его не усвоена, а в письменных работах ученик допускает грубые ошибки.
Балл «1» выставляется за полное незнание учеником пройденного материала.

                                                                   СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Общие сведения о языке (1 ч + 1 р.к.)

Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Текст. Его типы. Анализ текста. (1 ч + 5 р.к.)

Понятие о тексте. Признаки текста. Типы текста. Описание, повествование, рассуждение. Особенности текста. Анализ текста. Рецензирование текста.

Фонетика, орфоэпия, орфография (4 ч + 3 р.к.)

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

Фонетический разбор.

Лексика и фразеология (2 ч + 7 р.к. )

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Лексические и фразеологические словари.

Лексико-фразеологический разбор.

Морфемика (состав слова) и словообразование (3 ч + 3 р.к.)

Обобщающее повторение ранее изученного.

Выразительные словообразовательные средства.

Словообразовательный разбор.

Морфология и орфография (9 ч+ 6  р.к.)

Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

Морфологический разбор частей речи.

Синтаксис и пунктуация. (7 ч + 6 р.к.)

Словосочетание. Особенности употребления словосочетаний. Простое предложение. Главные члены предложения. Осложненное простое предложение. Уточнение, пояснение, присоединение. Сложное предложение. ССП, СПП, БСП. Сложные предложения с разными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.

Способы передачи чужой речи (6 ч+3  р.к.)

Прямая речь. Диалог. Способы передачи прямой речи косвенной. Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их употребление.                                                                    

                                                     

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Общее количество часов: 68

Количество часов в неделю: 2

№ п/п

Тема

Часы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Общие сведения о языке

Текст. Его типы. Анализ текста.

Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

Лексика и фразеология.

Морфемика и словообразование.

Морфология и орфография.

Синтаксис и пунктуация

Способы передачи чужой  речи.

2

6

7

9

6

15

13

10

Итого: 68

        

Пояснительная записка  расширенного курса

 к рабочей программе  «Русский язык  для 10 класса общеобразовательных учреждений».

На изучение русского языка в 10  классе отводится 34 часа. По базисному плану школы -68 часов, 2 часа в неделю. Это является расширенным курсом.  Цели и задачи расширенного курса: подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку, углубить теоретическую  подготовку, понять, что текст  - это «язык в действии», развивать свою речь, углублять знания о русском языке, о культуре речи.

34 часа отводится на изучение следующего материала:

  1. Язык как система
  2. Понятие о тексте. Признаки текста.
  3. Типы текста.
  4. Описание повествование, рассуждение.
  5. Особенности текста.
  6. Рецензирование текста.
  7. Орфоэпические нормы литературного языка.
  8. Принципы русской орфографии.
  9. Принципы орфографического написания.

10-12.  Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.

13. Лексика с точки зрения происхождения.

14.Основные понятия лексикологии.

15. лексико-фразеологический анализ языковых единиц.

16. Словари русского языка.

17. Морфемный состав слова.

18. Способы образования слов.

19. Морфемика и словообразование.

20. Правописание имен существительных.

21. Правописание имен прилагательных.

22. Причастие и деепричастие.

23. Наречие.

24. Частицы.

25. Морфология и орфография.

26.Особенности употребления словосочетаний.

27. Главные члены предложения.

28.Уточнение, присоединение, пояснение.

29.Бессоюзное сложное предложение.

30. Сложное предложение с разными видами связи.

31-32. Прямая речь. Диалог.

33-34. Знаки препинания и их употребление.

Календарно – тематическое планирование 10 класс

2 часа в неделю, 68 часов в год.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов.

Тип урока.

Элементы содержания Требования к уровню подготовки

Требования к уроку подготовки

Вид контроля,  самостоятельной работы

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

РАЗДЕЛ 1. Текст. Его типы. Анализ текста.

1.

Русский язык в современном мире.

1

Урок усвоения новых знаний

Русский язык – государственный язык РФ. Русский язык в кругу языков России. Взаимообогащение языков.

Понимать социальную роль русского языка в обществе, политико-нравственный статус русского языка как государственного языка РФ, связь языка и истории.

Упр. 268, прочитать отрывок из речи академика И.И. Срезневского «Мысли об истории русского языка», сформулировать основную мысль.

Упр. 267, составить план и тезисы отрывков из статьи В.В. Лопатина и И.С.

Улуханова «Русский язык»

2.

Язык как система

1

Урок усвоения новых знаний                

Русский язык – государственный язык РФ. Русский язык в кругу языков России. Взаимообогащение языков.

.

3

Понятие о тексте. Признаки текста.

1

Повторительно-обобщающий урок.

Литературный язык. Просторечия. Народные говоры. Профессиональные разновидности. Жаргон. Арго.

Знать основные формы существования национального русского языка: русский литературный  язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргонизмы), просторечия.

Учебник  В.В. Бабайцевой, составить план  «Состав современного русского языка».

Подготовить

Связное аргументированное высказывание на одну из тем: «русский язык – национальное достояние,  переданное нам предшественниками», «Русский язык – живая связь времен».

4.

Типы текста.

1

Повторительно-обобщающий урок

Актуализировать знания учащихся о типах текста.

Обобщить знания о тексте и его типах.

5

Описание, повествование, рассуждение

1

Повторение и систематизация учебного материала.

Актуализировать знания учащихся о типах текста.

Обобщить знания о тексте и его типах.

6.

Особенности текста.

1

Повторение и систематизация учебного материала.

Актуализировать знания учащихся о типах текста.

Обобщить знания о тексте и его типах.

Повторение и систематизация учебного материала.

7

Анализ текста. Изложение

1

Повторительно-обобщающий урок

Понятие о тексте.

Текст – самая крупная единица синтаксической системы, сложный результат мыслительной деятельности. Признаки текста, абзац.

Знать смысл понятий:  языковая система, основные единицы языка (звук, слог,  морфема,  слово, словосочетание, предложение, текст), основные уровни языка (фонемный, морфемный, лексический, синтаксический), уметь аргументировать взаимосвязь и отношения языковых единиц разного уровня.

Записать высказывания о языке знаменитых лингвистов, определить стиль текста.

Упр. 270. Записать  основной тезис текста «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи» и те аргументы, которые развивают основную мысль автора. Подготовить устное сообщение, отвечая на вопросы

8

Рецензирование текста.

1

Повторительно-обобщающий урок

Текст – самая крупная единица синтаксической системы, сложный результат мыслительной деятельности. Признаки текста, абзац.

 Владеть основными нормами построения текста, уметь определять тему, основную мысль текста, способы их выражения.

Прочитать теоретический материал  на стр. 155-157, 159, 161-162 и на его основе подготовить устное сообщение «Текст как речевое произведение».

Упр. 291, ответить на вопрос: как вы относитесь к высказыванию академика  В. Щербы, который считает, что абзац «углубляет предшествующую точку и открывает совершенно новый ход мысли?». Составить небольшой текст, соблюдая правила построения абзаца.

РАЗДЕЛ 2.  Фонетика и орфоэпия. Орфография.

9.

Звуковой состав языка.

1

Повторительно-обобщающий урок.

Роль орфоэпии в устном общении. Произносительные нормы: произношение безударных гласных, некоторых согласных, сочетания согласных, некоторых грамматических форм, особенности произношения иноязычных слов, русских имен и отчеств. Акцентологические нормы: нормы ударения  в СРЯ, , допустимые нормы ударения и произношения.

Владеть основными правилами произношения ударных и безударных гласных, некоторых согласных и сочетаний согласных, некоторых грамматических форм, особенности произношения иноязычных слов, русских имен и отчеств, уметь работать с орфоэпическим словарем, оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

Тест. Прослушивание записей речи русских актеров и дикторов. Анализ речи с точки зрения соблюдения орфоэпических норм СРЯ.

Упр. 10, произнести слова, проверить себя по орфоэпическому словарю. Упр. 17. Обозначить ударный слог.

10

Орфоэпические  нормы литературного языка.

1

Комбинированный урок

Актуализировать з0нани я учащихся об орфоэпических нормах произношения гласных и согласных звуков

Отработать фонетические и орфоэпические умения учащихся

11

Фонетический анализ речи.

1

Повторительно-обобщающий урок.

Роль фонетики в общении. Произносительные нормы: произношение безударных гласных, некоторых согласных, сочетания согласных, некоторых грамматических форм, особенности произношения иноязычных слов, русских имен и отчеств. Акцентологические нормы: нормы ударения  в СРЯ, , допустимые нормы ударения и произношения.

Владеть основными правилами произношения ударных и безударных гласных, некоторых согласных и сочетаний согласных, некоторых грамматических форм, особенности произношения иноязычных слов, русских имен и отчеств, уметь работать с орфоэпическим словарем, оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

Тест. Прослушивание записей речи русских актеров и дикторов. Анализ речи с точки зрения соблюдения орфоэпических норм СРЯ.

Упр. 10, произнести слова, проверить себя по орфоэпическому словарю. Упр. 17. Обозначить ударный слог.

12

Принципы русской орфографии.

2

Повторительно-обобщающий урок.

Раздел русской орфографии  и основные принципы написания. Правописание морфем: гласных и согласных в корне, приставок.

Знать основные принципы  написания морфем: гласных  и согласных в корне, приставок, уметь производить сопоставительный анализ слов,  имеющих корни – омонимы, опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа  и определении грамматических свойств слова.

Осложненное списывание с творческим заданием. Упр. 26, сгруппировать  слова по наиболее  важным орфограммам, сформулировать  орфографические правила на каждую группу слов.

Упр. 7, прочитать текст. Выписать непонятные слова, найти их значение в словаре. Обозначить орфограммы в первых трех предложениях, определить принцип их написания. Упр. 15, изменить слово или подобрать родственное ему таким образом, чтобы ударение перешло сначала на один, потом на другой звук корня. Ответить на вопрос: какое орфографическое правило вы применили для безошибочного написания слов?

13

Принципы орфографического написания.

1

Повторение и обобщение изученного материала.

Оценить правописные навыки, актуализировать текстовые умения делать речеведческий анализ речевого произведения.

Обобщить теоретические сведения.

14

Контрольная работа.

1

Урок контроля.

Проверка знания учащихся по фонетике и орфоэпии; определение уровня орфографической грамотности учащихся.

15

Анализ результатов контрольной работы

1

РАЗДЕЛ 3. Лексика и фразеология.

16-18

Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Лексические нормы

3

Повторительно-обобщающий урок

Употребление слова в строгом соответствии  с его лексическим значением  и стилистическими свойствами. Употребление паронимов. Ограниченное употребление диалектизмов, жаргонизмов. Взаимосвязь языка и культуры.

Уметь использовать толковые словари  русского языка для определения. Уточнения лексического значения слова, подбирать синонимы и антонимы к слову, выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное  слово с учетом  конкретной речевой ситуации.

Краткий пересказ  содержания понравившегося фильма  с использованием  слов разного типа.  Упр. 47, прочитать и записать синонимичные пары и ряды слов, сравнить их.

Стр. 20-35,  используя теоретический материал, подготовить устное сообщение  о лексическом богатстве русского языка.  Упр. 75, написать сочинение – миниатюру о значении слов: в чем их сходство и различие(использовать один из вариантов).

19.

Лексика с точки зрения происхождения

1

Комбинированный

Актуализировать знания учащихся о лексике.

Уметь разграничивать лексику с точки зрения  происхождения.

20

Активный и пассивный запасы лексики русского языка, сферы употребления слов.

1

Повторительно-обобщающий урок.

Употребление слова в строгом соответствии  с его лексическим значением  и стилистическими свойствами. Употребление паронимов. Ограниченное употребление диалектизмов, жаргонизмов. Взаимосвязь языка и культуры.

Уметь использовать толковые словари  русского языка для определения. Уточнения лексического значения слова, подбирать синонимы и антонимы к слову, выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное  слово с учетом  конкретной речевой ситуации.

Краткий пересказ  содержания понравившегося фильма  с использованием  слов разного типа.  Упр. 47, прочитать и записать синонимичные пары и ряды слов, сравнить их.

Стр. 20-35,  используя теоретический материал, подготовить устное сообщение  о лексическом богатстве русского языка.  Упр. 65-68, написать сочинение – миниатюру о значении слов: в чем их сходство и различие(использовать один из вариантов).

21

Основные понятия лексикологии

1

Повторение и обобщение изученного материала

Отработать правописные  навыки, умения характеризовать лексику с точки зрения употребления в речевом произведении

Проверить знания учащихся о лексике с точки зрения сферы употребления

22

Фразеологизмы, их особенности употребления.

1

Повторительно-обобщающий урок.

Формулировка понятия о фразеологии, определение роли фразеологизмов речи.

Уметь употреблять в речи фразеологизмы

Редактирование предложений текста.

Упр. 79, 82.

23

Лексико-фразеологический анализ языковых единиц

1

Повторительно-обобщающий урок

Отработать умения учащихся делать лексико-фразеологический анализ

24

Словари русского языка

1

Комбинированный

Познакомить учащихся с научной классификацией  словарей, с видами словарей, проанализировать назначение каждого словаря.

РАЗДЕЛ 4. Морфемика и словообразование. Орфография.

25

Морфемный состав слова.

1

Комбинированный

Отработать правописания и навыки, актуализировать знания учащихся о морфемике как единице  морфологического яруса.

26

Морфемный анализ слова.

1

Повторительно-обобщающий урок

Обобщение знаний учащихся о морфемной структуре слова. Рассматривание стилистических особенностей морфем.

Уметь обобщить знания учащихся о морфемной структуре слова.

Развитие языковой компетенции учащихся

Упр. 104 по заданию, упр. 115. Повторить правописание сложных существительных и прилагательных.

27.

Способы образования слов.

1

Повторительно-обобщающий урок

Активизация знаний учащихся о способах образования новых слов.

Уметь сравнивать мофремный и словообразовательный анализ

Совершенствование правописных навыков

 Подготовить связный ответ о способах словообразования с использованием собственных примеров.

28

Морфемика и словообразование

1

Комбинированный

Отработать правописания и навыки, актуализировать знания учащихся о морфемике как единице  морфологического яруса.

29

Контрольная работа.

1

Урок контроля.

Культура речи. Основные виды языковых норм.

Уметь анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

Тест в формате ЕГЭ (1 часть  - задания типа А).

30

Анализ результатов контрольной работы

1

Повторение и систематизация изученного материала

Систематизировать знания учащихся о видах морфем и их роли в образовании новых слов.

Развивать языковую и коммуникативную компетенции учащихся.

Совершенствование правописных навыков.

Написать рецензию по тексту В. Сухомлинского «Преподавание языка».

РАЗДЕЛ 5. Морфология. Орфография.

Самостоятельные части речи.

31

Имя существительное.

1

Повторительно-обобщающий урок

Активизировать знания учащихся о частях речи. Рассмотреть отличительные особенности знаменательных и служебных частей речи.

Обобщить знания об основных грамматических категориях имен.

Совершенствовать умение определять разряд имен .

Подготовить связный рассказ об именах сущ.

32.

Правописание имен существительных

1

Повторительно-обобщающий урок

Активизировать знания учащихся о частях речи. Рассмотреть отличительные особенности знаменательных и служебных частей речи.

Обобщить знания об основных грамматических категориях имен.

Совершенствовать умение определять разряд имен .

33

Имя прилагательное

1

Повторительно-обобщающий урок

Активизировать знания учащихся о частях речи. Рассмотреть отличительные особенности знаменательных и служебных частей речи.

Обобщить знания об основных грамматических категориях имен.

Совершенствовать умение определять разряд имен  прилагательных

34

Правописание имен прилагательных

1

Повторительно-обобщающий урок

Активизировать знания учащихся о частях речи. Рассмотреть отличительные особенности знаменательных и служебных частей речи.

Обобщить знания об основных грамматических категориях имен.

Совершенствовать умение определять разряд имен  прилагательных

35.

Имя числительное, местоимение

1

Повторительно-обобщающий урок

Активизировать знания учащихся об имени числительном и местоимении.

Совершенствовать речевые умения правильно употреблять имена числительные.

Развивать языковую компетенцию учащихся

Подготовить связный отсеет по темам «Имя числительное» и «Разряды местоимений», выполнить упр. 164, 166.

36

Глагол, его формы.

1

Повторительно-обобщающий урок

Обобщить знания о глаголе и его формах.

Систематизировать знания учащихся о правописании суффиксов причастий.

Развивать языковую компетенцию учащихся

Упр. Ь181, 184, выписать 5 примеров на правописание суффиксов причастий и деепричастий.  

37

Причастие и деепричастие

1

Комбинированный

Актуализировать знания учащихся о причастиях и деепричастиях.

38

Наречие

1

Комбинированный

Актуализировать знания учащихся о наречиях.

39

Контрольная работа

1

Урок контроля

Проверить морфологические знания учащихся о знаменательных частях речи.

40

Анализ контрольной работы

Служебные части речи.

41.

Предлоги, союзы..

1

Повторительно-обобщающий урок

Актуализировать знания учащихся о служебных частях речи. Рассмотрение видов союзов и предлогов.

Совершенствовать умения разграничивать союзы и предлоги в тексте.

Развитие языковой  компетенции учащихся

 Упр. 202. Охарактеризовать предлоги, союзы в первом абзаце.

42

Частицы. Разграничение  частиц НЕ и НИ

1

Комбинированный

Рассмотрение частиц.

43

Морфология и орфография (обобщение)

1

Повторительно-обобщающий урок

Обобщить знания о частях речи и их правописании.

Совершенствовать умения делать морфологический разбор слов разных частей речи.

Развивать языковую компетенцию учащихся

Выполнить упр. 159, упр. 199, упр. 200 (с предложения № 11 по № 21).

44

Контрольный диктант «После боя».

1

Урок контроля.

Проверить знания учащихся по морфологии. Оценить уровень грамотности учащихся.

45

Анализ  результатов контрольного диктанта.

1

РАЗДЕЛ 6.  Синтаксис и пунктуация.

46

Словосочетание.

1

Повторительно-обобщающий урок

Обобщить знания учащихся о словосочетании. Совершенствовать умение выделять словосочетания и давать  им синтаксическую характеристику.

Совершенствовать правописные навыки

Развивать лингвистическую и коммуникативную компетенции учащихся.

Выучить основные синтаксические нормы употребления словосочетаний.

47

Особенности употребления словосочетаний.

1

Повторительно-обобщающий урок

Обобщить знания учащихся о словосочетании. Совершенствовать умение выделять словосочетания и давать  им синтаксическую характеристику.

Совершенствовать правописные навыки

Развивать лингвистическую и коммуникативную компетенции учащихся.

48

Простое предложение.

1

Повторительно-обобщающий урок

Активизировать знания учащихся о простом предложении как синтаксической единицы.

Совершенствовать умения учащихся  определять вид односоставных предложений.

Совершенствовать правописные навыки.

 Подготовить связные ответы по темам: «Простое предложение», «Виды односоставных предложений».

49

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Повторительно-обобщающий урок

Активизировать знания учащихся о грамматической (предикативной) основе предложения.

50

Осложненное простое предложение.

1

Повторительно-обобщающий урок.

 Активизировать знания учащихся о второстепенных членах предложения

Рассмотреть отличительные особенности однородных, обособленных членов предложения.

Совершенствовать правописные навыки.

 Подготовьте связные ответы на темы: «Обособленные определения».

51.

Уточнение, пояснение, присоединение

1

Повторительно-обобщающий урок.

 Активизировать знания учащихся о второстепенных членах предложения

Рассмотреть отличительные особенности однородных, обособленных членов предложения.

Совершенствовать правописные навыки.

52

Контрольная работа

1

Урок контроля

Проверить знания учащихся о таких синтаксических единицах, как словосочетание и простое предложение.

53

Анализ контрольной работы

Сложное предложение.

54

Сложное предложение, его виды. Сложносочиненное предложение.

1

Повторительно-обобщающий урок.

Активизировать знания учащихся о сложном предложении, о его видах.

Проанализировать пунктуацию в ССП.

Развивать лингвистическую компетенцию учащихся.

Подготовить устные сообщения – презентации на темы: «Сложное предложение», «Сочинительная связь в сложном предложении».

55

Сложносочиненное предложение.

1

Повторительно-обобщающий урок.

 Активизировать знания учащихся о СПП.

Проанализировать пунктуацию в СПП.

Развивать лингвистическую компетенцию учащихся

 Подготовить связный ответ на тему «Виды придаточных и средства связи в СПП». Упр. 251-257.

56

Бессоюзное сложное предложение.

1

Повторительно-обобщающий урок.

 Активизировать знания учащихся о БСП.

Проанализировать пунктуацию в БСП

Развивать лингвистическую компетенцию учащихся

57-58

Сложное предложение  с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения .

1

Повторительно-обобщающий урок.

 Обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении с сочинительной и подчинительной связью

Совершенствовать правописные навыки

Развивать лингвистическую компетенцию учащихся

 Упр. 250. Сделать полный синтаксический анализ предложений.

Способы передачи чужой речи.

59-60

 Прямая речь. Диалог. Способы передачи прямой речи косвенной. Цитаты и знаки препинания при них.

1

Повторительно-обобщающий урок

Активизировать знания учащихся о способах передачи чужой речи.

Рассмотреть особенности предложений с прямой речью, диалогом.

Развивать лингвистическую компетенцию учащихся.

Упр. 262, 263.

61

Принципы русской пунктуации.

1

Повторительно-обобщающий урок

 Рассмотреть основные  принципы пунктуации.

Систематизировать знания учащихся о способах употребления знаков препинания.

Развивать лингвистическую компетенцию учащихся.

Написать творческое изложение: кратко передайте содержание диалога в форме монолога.

62

Знаки препинания и их употребления

1

Повторительно-обобщающий урок

 Рассмотреть основные  принципы пунктуации.

Систематизировать знания учащихся о способах употребления знаков препинания.

Развивать лингвистическую компетенцию учащихся.

63

Итоговый контрольный  диктант «В дороге».

1

Урок контроля

Оценить орфографические и пунктуационные навыки.

64

Анализ контрольного диктанта.

1

Повторительно-обобщающий урок

65-67

Повторение изученного материала.

Повторительно-обобщающий урок

68

Итоговый урок.

Материально-техническое  и учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Оборудование: плакаты, таблицы, портреты писателей,  поэтов, мультимедийная установка и ПК, магнитофон, экран на штативе, телевизор, видеомагнитофон, комплекты методической и дидактической литературы, карточки  с заданиями, индивидуальные разрезные карточки.

На уроках предполагается использовать компьютерные презентации при изучении биографий известных лингвистов, при анализе текстов, выполнении тестов, написании сочинений. Также предлагается просмотр видеосюжетов из экранизаций произведений.

Словари: О.С.Ахманова        Словарь омонимов русского языка.      С.И.Ожегов        Словарь русского языка. З.Е.Александрова        Словарь синонимов русского языка.     М.Р.Львов        Школьный словарь антонимов русского языка.   В.В.Иванов        Школьный словарь иностранных слов.  М.Т.Барано Школьный словарь образования слов русского языка.       В.П.Жуков, А.В.Жуков        Школьный фразеологический словарь русского языка.          В.И.Даль        Толковый словарь живого великорусского языка (в 4-х томах).     А.Н.Тихонов        Словарь русских личных имен.    А.Н.Тихонов        Школьный словообразовательный словарь русского языка.    В.В.Лопатин        Орфографический словарь русского языка: Прописная или строчная?       М.С.Лапатухин и др.        Школьный толковый словарь русского языка.   Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков        Орфографический словарь.     Н.М.Шанский, В.В.Иванов, Т.В.Шанская        Краткий этимологический словарь русского языка.   П.А.Лекант, В.В.Леденева        Школьный орфоэпический словарь русского языка. Культура речи   учителя        

Методические пособия: А.А.Мурашов  Филологический анализ художественного текста        Н.М.Шанский,  Ш.А.Махмудов  Уроки словесности. Пособие для подготовки к сочинению и выполнению творческих заданий.        Е.А.Владавская  Русский язык в таблицах:  5-9 класс  С.Е.Крючков. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы        С.С.Петровская. Упражнения по стилистике русского языка И.Б.Голуб.  Виды разборов на уроке русского языка        Е.А.Еремина. Русский язык и культура речи. Учебное пособие        О.Я.Гойхман. Создание системы дифференцированного обучения и воспитания учащихся        . Дифференцированное обучение на уроках русского яз. Занимательно о русском языке.        В.А.Иванова и др. Опрос на уроках русского языка.        Г.А.Богданова. Сборник текстов для проведения устного  экзамена по русскому языку за курс основной школы. Т.М.Пахнова. Методика развития речи на уроках русского языка Н.Е.Богуславская

Дидактический материал: Разрезные карточки с заданиями для индивидуальной работы         Н.О. Крамаренко.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

– электронный репетитор “Русский язык” (система обучающих тестов);

– репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);

– репетитор “Русский язык” (весь школьный курс);

– обучающая программа “Фраза”;

– программа “Домашний репетитор”;

– орфотренажер “Грамотей

                                         

Используемая литература

1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы, М.: Просвещение, 1989, 1992.  

2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень, М.: Просвещение, 2009.  

3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы», книга для учителя, издание 5-е, М.: Просвещение, 2002.  

4. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы», изд. 2-е, М.: Просвещение, 2004.  

5. Влодавская Е.А. ЕГЭ 2005. Русский язык. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену, М.: Экзамен, 2005.

6. Головин Б.Н. Основы культуры речи, М.: Просвещение, 1988.  

7. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по  русскому языку в старших классах, издание 44-е, М.: Просвещение, 2004.  

8. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3 (С). Учебно-методическое пособие, М.: Экзамен

9. Капинос В.И. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2004-2005, М.: Просвещение, 2005.  

10. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы, М.: Оникс, Мир и образование, 2006.  

11. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи, М.: Махаон, 2005.  

12. Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2009-2010, М.: Просвещение, 2010.

13. Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2006-2007, М.: Просвещение, 2007.  

 Согласовано

Заместитель директора по УВР

______________В.Н. Ососкова

«___» __________2014  г.

Согласовано   на заседании Т/О

«Освоение новыми педагогическими технологиями»

Протокол №     от «___» ____________ 2014  г.

Руководитель Т/О   __________ Т.П. Анохина

 

 

 

 

 

 

 

 

 ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ

№ п/п

Наименование урока

Дата проведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 10класс Рудзитис Г.Е.

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание дисциплины,календарно-тематическое планирование, требования к знаниям и умениям...

рабочая программа по алгебре 10класс по учебнику С.М. Никольского 3ч/н

Данная рабочая программа предназначена для учителей работающих в 10 классе по учебнику С.М. Никольского по трехчасовой программе, базовый уровень....

Рабочая программа курса ОБЖ 10класс

Общая характеристика учебного предмета.Предмет основы безопасности жизнедеятельности обеспечивает формирование у обучаемых  правила поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвыча...

Рабочая программа по ОБЖ 10класс

В рабочей программе отражается учебный материал по основам безопасности жизнедеятельности....

Рабочая программа по математике 10класс (базовый уровень)

Рабочая программа по математике 10 класс (базовый уровень) составлена на основе учебника алгебра 10 класс С.М. Никольский и геометрия10-11 Л.С. Атанасян...

Пояснительная записка к рабочей программе по химии 10класс профильный уровень

Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования школьников потому, что отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школ...

Календарно тематическое планирование к рабочей программе по химии 10класс профильный уровень.

календарно тематическое планирование по химии 10 класс профильный уровень...