Главные вкладки

    Урок русского языка в 6 классе_Употребление числительных в речи
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

    Олейник Виктория Васильевна

    Цели:

    Образовательная: обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Имя числительное»; повторить изученное об имени числительном, его правописание и склонение в устной и письменной речи; обратить внимание учащихся на роль числительных в речи; обогащать словарный запас.

    Развивающая: развивать навыки связной речи, работать над построением предложений, текстов, включая в них числительные; развитие положительной мотивации учебной деятельности, мышления, памяти.

    Воспитательная: воспитание интереса к родному языку, к родному городу.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 6 классе

    Употребление числительных в речи

    Цель:

    1) уметь употреблять числительные в речи (верно их произносить, склонять, писать), анализировать предложения, тексты, пословицы и поговорки, фразеологизмы с целью определения в них роли числительных;

    2) правильно писать и произносить имена числительные, т.е. соблюдать орфографические и орфоэпические нормы русского языка.

    Задачи

    Образовательная: обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Имя числительное»; повторить изученное об имени числительном, его правописание и склонение в устной и письменной речи; обратить внимание учащихся на роль числительных в речи; обогащать словарный запас.

    Развивающая: развивать навыки связной речи, работать над построением предложений, текстов, включая в них числительные; развитие положительной мотивации учебной деятельности, мышления, памяти.

    Воспитательная: воспитание интереса к родному языку, к родному городу.

    Ход урока

    1. Организационный момент. (Слайд 1)

    Закончено изучение темы «Имя числительное». В жизни мы часто используем числительные: когда платим за покупку в магазине, звоним по телефону родным и близким, пишем число в тетради, называем маршрут автобуса… А вот о числительных как части речи, их признаках и особенностях употребления ничего практически не знали. Много было трудностей, неудач, но мы для себя открыли удивительно интересную часть речи – имя числительное.

    Цели урока

    -Итак, сегодня у нас урок обобщающего повторения уже знакомой нам части речи «Имя числительное». Ребята, скажите, пожалуйста, какие задачи мы должны на этом уроке поставить перед собой, исходя из темы урока?  (Слайд 2)

    -Действительно, мы сегодня повторим всё, что изучили об имени числительном: и правописание, и склонение числительных; подумаем, какую роль они играют в речи; и, конечно, будем развивать устную и письменную речь.

    -Запишем число, тему урока. Дайте характеристику имени числительного (Порядковое, простое). Объясните правописание числительного (одиннадцать), какие еще числительные пишутся с удвоенными согласными? (Слайд 3)

    1. Повторение изученного.
    1. Словарная работа: миллион, миллиард (Слайд 4)
    2. Из истории возникновения слова миллион. Этимологическая минутка. (Слайд 5)
    1. Тема урока.
    1. Склонение числительных. (Слайд 6)

    Арендатор владел 856 790 га земли. На 567 га  он выр….щивал  картофель, а на 289 – овощи

    1. Склонение числительных 40, 90, 100.  Просклоняйте (по выбору) 40 центнеров; 100 килограммов. (Слайд 7)

    - чем схожи числительные 40, 90, 100 с полтора, полторы, полтораста? Какова особенность их употребления?

    - запишите, поставив числительное в нужную форму, определите падеж, род числительного:

    Задание выполнено (полтора) _________________месяцами раньше срока.

    Сроки выполнения строительных работ сократилось до (полторы) _____________________недель.

    Справка:  Це́нтнер, сокращённо ц (нем. Zentner, от лат. centum «сотня») — метрическая единица измерения массы, равная 100 килограммам. Хотя слово «центнер» немецкого происхождения, в Германии под центнером понимают 100 метрических фунтов, то есть 50 кг.

    1. Развитие устной и письменной речи.
    1. Проверка домашнего задания. Упражнение 620. Это интересно!      (Слайды 8, 9)

    Физминутка. Словесный волейбол (кто больше знает пословиц, поговорок, фразеологизмами)

    1. Работа с текстом. О том, что числительные часто употребляются в образной речи, говорит множество пословиц, загадок, фразеологизмов

    Прочитайте выразительно текст.

    Число семь, так же, как и у некоторых других народов, на Руси издавна считалось магическим. Оно вошло во многие пословицы и поговорки. О непостоянном человеке, который часто меняет свои решения, говорят: «У него семь пятниц на неделе»; об умном человеке говорят: «Он семи пядей во лбу»; провинившийся человек, совершая очередной поступок или проступок, говорит: «Семь бед – один ответ». Если несколько человек, ответственных за дело, надеются друг на друга и относятся к своим обязанностям недобросовестно, говорят: «У семи нянек дитя без глазу» [т.е. без надзора, без присмотра]. Часто употребляется выражение «Семеро одного не ждут». О дальних родственниках говорят: «Седьмая вода на киселе». О чем-либо хорошо спрятанном говорят: «За семью замками». Имея опыт, утверждают: «Один добытый опыт важнее семи поучений». О трудолюбивом человеке говорят: «Работает до седьмого пота». Когда не хотят допустить ошибку, советуют: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Число семь встречается и в пословицах других народов. Японцы, например, утверждают: «Белила семь недостатков скроют». Бельгийская пословица иронизирует: «Семью ударами комара убивает». А армянская пословица замечает: «Для лентяя неделя – семь воскресений».

    - какие вы знаете пословицы, поговорки, в которых встречаются числительные? Как вы их понимаете?

    - укажите пословицу с собирательным числительным. В чем особенность употребления собирательных числительных? (Слайд 10) 

    1. Найди и исправь ошибку! (Слайд 11)

    Держаться обоими руками; на обоих деревьях; трое подружек; двое школьниц; четверо суток; семеро козлят; трое ножниц; пятеро шестиклассниц.

    1. Творческая работа.

    Напишите небольшое художественное описание. Вспомните, каким вам виделся город Кронштадт, представьте себе зримые черты нашего города. Используйте опорные слова: Кронштадт; город – морская крепость; колыбель русской морской славы; более 30 скульптурных памятников; около 50 мемориальных дОсок; около 20 садов, парков, скверов; площадь жилой зоны всего 4 на 12 км. (Слайды 12 - 16)

    Рефлексия: чтение творческих работ учащихся.

    1. Подведение итогов урока:

    Цифры окружают нас всюду. И тому, кто не умеет видеть за ними реальные факты, цифры могут показаться пустыми, ненужными знаками. Я надеюсь, что вы не только станете прекрасными моряками, славой русского флота, но и всегда с гордостью будете вспоминать город, в котором учились, а также овладеете искусством склонения и употребления числительных в речи.

    Домашнее задание: проверить, отредактировать сочинение-миниатюру, переписать работу в тетрадь.

    Приложение (раздаточный материал)

    Фамилия______________________Имя________________________Класс________

    1. Запишите, поставив числительные в нужную форму, выделите окончания, определите падеж.

    Арендатор владел 856 790 ___________________________________________

    _________________________________________________________________ га земли. На 567_______________________________________________________________ га

    он выр….щивал  картофель, а на 289 ______________________________________

    ____________________________ – овощи.

    1. Прочитайте выразительно текст.

    ____________________________________________

    Число семь, так же, как и у некоторых других народов, на Руси издавна считалось магическим. Оно вошло во многие пословицы и поговорки. О непостоянном человеке, который часто меняет свои решения, говорят: «У него семь пятниц на неделе»; об умном человеке говорят: «Он семи пядей во лбу»; провинившийся человек, совершая очередной поступок или проступок, говорит: «Семь бед – один ответ». Если несколько человек, ответственных за дело, надеются друг на друга и относятся к своим обязанностям недобросовестно, говорят: «У семи нянек дитя без глазу» [т.е. без надзора, без присмотра]. Часто употребляется выражение «Семеро одного не ждут». О дальних родственниках говорят: «Седьмая вода на киселе». О чем-либо хорошо спрятанном говорят: «За семью замками». Имея опыт, утверждают: «Один добытый опыт важнее семи поучений». О трудолюбивом человеке говорят: «Работает до седьмого пота». Когда не хотят допустить ошибку, советуют: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Число семь встречается и в пословицах других народов. Японцы, например, утверждают: «Белила семь недостатков скроют». Бельгийская пословица иронизирует: «Семью ударами комара убивает». А армянская пословица замечает: «Для лентяя неделя – семь воскресений».

    - озаглавьте текст;

    - укажите пословицу с собирательным числительным.

    1. Найди и исправь ошибку!

    Держаться обоими руками; на обоих деревьях; трое подружек; двое школьниц; четверо суток; семеро козлят; трое ножниц; пятеро шестиклассниц.

    1. Творческая работа.

    Напишите небольшое художественное описание. Вспомните, каким вам виделся город Кронштадт, представьте себе зримые черты нашего города.

    Используйте опорные слова: Кронштадт; город – морская крепость; колыбель русской морской славы; более 30 скульптурных памятников; около 50 мемориальных досок; около 20 садов, парков, скверов; площадь жилой зоны всего 4 на 12 км.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме: "Имя числительное как часть речи"

    Урок на тему:"Имя числительное как часть речи" разработан по технологиии развития критического мышления с использованием различных приёмов этой технологии. В презентации урока дано подробное описание ...

    Урок русского языка по теме «Имя числительное как часть речи» (Технология развития критического мышления через чтение и письмо)

    Цели урока: Образовательные: формирование понятия о числительном как части речи, его грамматических и синтаксических признаках. Выработать умение находить числительные в тексте.Развивающие: умени...

    Технологическая карта по русскому языку 5 класс "Употребление синонимов в речи"

    Технологическая карта урока "Употребление синонимов в речи" 5 класс...

    Конспект урока русского языка на тему "Имя числительное как часть речи"

    Есть презентация. Могу поделиться, пишите в сообщения...

    Технологическая карта урока русского языка по теме""Разряды числительных по составу: простые и составные числительные".

    Технологическая карта урока по русскому языку для учащихся шестого класса по теме" Разряды числительных по составу: простые и составные числительные"...

    Урок русского языка, 6 класс, "Имя числительное как часть речи" по ФГОС

    Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использование краеведческого материала позволяет не только узнать о числительном как о части речи, но знакомит учащихся с уникальным заповедником "Утриш&quo...

    Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."

    Технологическая карта урока  . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....