9 класс программа элективного курса
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

Харина Тамара Федоровна

Элективный курс в 9 классе "Подготовка к ГИА по русскому языку" рассчитан на 17 часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Верхобыстрица

Куменского района

Кировской области

«Утверждаю»

Директор МКОУ ООШ с.Верхобыстрица

Смирнова Н.А.

Приказ № ___ от «__»______________2014 г.

ПРОГРАММА

элективного курса

по русскому языку в 9 классе

по теме «Подготовка к ГИА по русскому языку»

Автор-составитель Харина Т. Ф.,

учитель I квалификационной категории

                                                   с. Верхобыстрица

2014 г

 Пояснительная записка

      Рабочая программа элективного курса  «Подготовка к ГИА по русскому языку» для 9 класса является авторской.  Программа  составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку.   В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся более глубоко усвоить  трудные случаи правописания,  трудные случаи постановки знаков препинания и подготовиться к государственному экзамену.

      Элективный курс рассчитан на учащихся  9 класса, получивших базовые умения  владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное  внимание уделяется формированию комплексной работы с текстом.

Программа рассчитана на  17 часов. Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем, необходимых  для успешного  прохождения ГИА,  на формирование  базовых знаний  и базовых компетентностей. Рабочая программа «Подготовка к ГИА по русскому языку» включает темы, необходимые для успешного  прохождения ГИА.

При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе.  Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии.   Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие,  так как это к этому времени будет изучена значительная  часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».

Цели и задачи курса

Цель курса:

  • подготовить учащихся к ГИА;
  •  обобщить и углубить знания по разделам  «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Фонетика»

обобщить и углубить знания по разделам,  создать условия для  овладения обучающимися   умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил. 

Задачи курса:

  • развитие  умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать тесты ГИА.
  • Совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях  русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей.
  • Развитие  умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных в предыдущих классах.
  • Совершенствовать навыки анализа структуры предложения.
  • Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
  • Развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.
  • Создание условий для   учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ГИА.

Требования к уровню подготовки

(Планируемые результаты)

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению

Метапредметные:  самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Предметные:  знать/ понимать/ уметь

  • Знать трудные случаи правописания
  • Понимать их роль в общекультурном развитии человека
  • Объяснять языковое явление
  • Уметь применять  знания при тестировании
  • Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
  • Формирование научного типа мышления,   владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
  • активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
  • определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
  • работать над расширением словарного запаса;
  • опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
  • работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания  и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
  • четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
  • выполнять различные  типы тестовых заданий;
  • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
  • четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
  • хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
  • правильно отмечать в бланке вариант ответа;
  • вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
  • сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;
  • определять  синтаксические конструкции.

Содержание программы

I. Введение.

Содержание экзаменационной работы.

Элементы содержания экзаменационного теста:

1. Язык: фонетика, лексика, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис.

2. Речь: текст, его тема и основная мысль, средства художественной выразительности. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный.

3. Орфография.

4. Пунктуация.

5. Культура речи. Нормы литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.

Структура экзаменационной работы.

Часть I. Написание сжатого изложения по прослушанному тексту (С1).

Части II, III выполняются на основе одного прочитанного текста.

Часть II. Задания с выбором ответа и с кратким ответом.

Часть III.. Творческое задание. Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему (С2).

II. Теоретический минимум для подготовки к экзамену. Тематическая диагностика по разделам курса.

  1. Фонетика и графика.
  2. Лексика и фразеология.
  3. Морфемика и словообразование.
  4. Грамматика. Морфология.
  5. Грамматика. Синтаксис.
  6. Орфография.
  7. Пунктуация.
  8. Речь.
  9. Языковые нормы.
  10. Выразительность русской речи.

IIIСоздание сочинения-рассуждения.

Основные приёмы создания сочинения-рассуждения. Комментированное чтение предложенного текста. Способы моделирования вступления, основной части и заключения. Способы выражения личностной позиции. Умение аргументировать собственные высказывания.

IV. Практикум по образцам экзаменационных тестов. Диагностика, коррекция по результатам диагностики.

Итоговый контроль.

   

ПРОГРАММА  ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Подготовка   к ГИА по русскому языку».  9 класс

(17 часов)

Тема занятия

Форма занятий

Виды деятель-ности

Дата проведе-ния

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2014. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

Мини-лекция с презентацией «Подготовка учащихся 9 класса  к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме»,             практикум

Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.

    Часть 1

Задание С1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Мини-лекция с презентацией «Современные подходы к написанию сжатого изложения на ГИА в 9-м классе», практикум

Работа с текстом, создание текста.

Задание С1. Выбор приемов сжатия.

Практикум,

изложение

Создание текста, оценивание

Часть 3

Задание С2.  Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания.

Мини-лекция с презентацией «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» (С 2. 1),

практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

Задание С2. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.

Практикум

Самостоя-тельная работа

Задание С2.2. Учимся аргументировать.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

Задание С2. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

Практикум

Самостоя-тельная работа

Часть 2

Понимание смысла текста. Задание А1.

Лексическое значение слова или его лексический анализ. Задание А2.

 Выразительно-изобразительные языковые средства.  Задание А3.

Презентация

«Выразительно-изобразительные языковые средства» Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

Фонетика. Навыки звуко-буквенного анализа и знание фонетических процессов. Задание А 4.

Основные орфографические правила правописания корней. Задание А5.

Основные орфографические правила правописания приставок. Задание А6.

Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Задание А7.

Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Задание А7.

Презентация «Фонетика».

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

Лексика и фразеология.

Стилистическая принадлежность слов. Задание В1.

Необщеупотребительная  лексика (диалектные, жаргонные, слова, профессионализмы, термины). Исконно-русская лексика и заимствованная. Задание В1.

Презентация «Лексика и фразеология».

 Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании. Задание В2.

Презентация «Словосочетание» Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения. Задание В3.

Презентация «Грамматическая основа предложения».  Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

13

Простое осложненное предложение. Задание В4.

Пунктуационный анализ простого осложненного  предложения. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения, междометия. Задание В5.

Презентация «Простое осложненное предложение» Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

14

Типы сложных предложений. Задание В6.

Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Задание В7.

Презентация «Типы сложных предложений» Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

15

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Задание В8

Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. Задание В9.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

16-17

Тренировочное выполнение заданий ГИА.

Практикум

Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/

Работа с тестом, заполнение бланков

Ресурсное обеспечение программы

Литература                 I. Для учителя:

  1. Русский язык. Подготовка к ГИА-2013. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год.
  2. Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2012  9 класс. Москва, «Экзамен», 2012 год.
  3. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год
  4. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.
  5. Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2012: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
  6. Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
  7. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
  8. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2012: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
  9. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»
  10. Цыбулько И.П., Е.Н.Зверева. ГИА 2014.Русский язык: тренировочные задания 9 класс – М., Эксмо, 2013
  11.  Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
  12. Презентация «Подготовка учащихся 9 класса  к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме»            
  13. Презентация «Современные подходы к написанию сжатого изложения и сочинения-размышления на ГИА в 9-м классе»
  14. Презентация «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» (С 2. 1)
  15. Презентации по всем основным разделам русского языка

II. Для учащихся:

  1. Учебник: Русский язык . 9 класс.  Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др.), Москва, Просвещение, 2010 год.
  2. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский  язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.
  3. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения  / Г. К.  Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2006.
  4. Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.
  5. Русский язык. Подготовка к ГИА-2013. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год.
  6. Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2012  9 класс. Москва, «Экзамен», 2012 год.
  7. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год
  8. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.
  9. Цыбулько И.П., Е.Н.Зверева. ГИА 2014.Русский язык: тренировочные задания 9 класс – М., Эксмо, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

9 класс. Программа элективного курса "Математика и экономика"

Программа эллективного курса по математике для обучающихся 9 класса "Математика и экономика"...

Подготовка к ЕГЭ в10-11 классах (Программа элективного курса)

В данной программе подобран материал для подготовки к написанию сочинения в ЕГЭ...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...