"Есть в осени первонанчальной..."
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок развития речи в 6 классе. Сочинение-описание по личным наблюдениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 6 классе. Сочинение-описание «Есть в осени первоначальной…»

Цель: формировать умение писать сочинения – описания по личным наблюдениям.  

Задачи:

Обучающие:

- формирование умения мыслить самостоятельно, развивать наблюдательность, зрительную активность

- развитие ключевых компетентностей учащихся: информационной и коммуникативной

-  формирование умения самостоятельно применять знания, умения и навыки при работе над сочинением – описанием

- формирование умения использовать средства выразительности для описания своих наблюдений

- обеспечение установления учащимися межпредметных связей

Развивающие:

- обогащение речевого запаса учащихся на основе ассоциативного мышления, повышение их культуры

- развитие личности ученика на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи

- ориентирование учащихся на самостоятельный поиск

- обучение «рисовать» словами увиденное

Воспитательные:

- развитие интересов и способностей учащихся

- воспитание у школьников любви к слову, чувства прекрасного и интереса к творчеству

- воспитание любви к родной природе

-стимулирование потребности учащихся на умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее.

Этапы урока:

  1. Оргмомент. Мотивационное начало урока
  2. Подготовка к сознательному усвоению материала
  3. Усвоение новых знаний. Задания по группам:

1-ая группа: наблюдатели по теме «Падают листья»

2-ая группа: наблюдатели «Какой я увидел осень вчера на экскурсии?»

3-я группа: Наблюдатели «Осенние зарисовки»

     4.Включение новых знаний в систему знаний и повторение. Коллективная работа.

     5. Творческие задания

     6. Итоги урока

     7. Домашнее задание

     8. Рефлексия деятельности

   

Используемые технологии: информационно – коммуникационная, проблемное обучение.

Форма организации познавательной деятельности:  коллективная, самостоятельная, групповая.

Методы: проблемный, эвристический, аналитический, сравнительный, обобщающий.

Подготовка к уроку:

     Класс делится на три творческие группы:

1-ая группа: наблюдатели по теме «Падают листья»

2-ая группа: наблюдатели «Какой я увидел осень вчера на экскурсии?»

3-я группа: Наблюдатели «Осенние зарисовки»

      Накануне проведения урока учитель организовывает экскурсию в осенний парк. Учащиеся должны:

 провести наблюдения по заданной теме и записать первое впечатление в тетради

- найти стихотворения об осени, понравившееся выучить наизусть

- нарисовать и вырезать три осенних листочка разных цветов: зеленого, коричневого, желтого.

     На столах: карточки со стихами русских поэтов об осени, таблица «Изобразительно-выразительные средства языка», подготовленные учащимися осенние листочки.

     Учитель составляет презентацию, подбирает соответствующую теме музыку.

Оборудование:

Высказывания о природе, рисунки учеников на тему «Осень», классическая музыка П.И.Чайковского «Октябрь», А.Вивальди «Времена года», репродукции картин И.Левитана «Золотая осень», А,Саврасова «Проселок», И. Грабаря «Золотые листья», «Рябинка». На столах: карточки со стихами русских поэтов об осени, таблица «Изобразительно-выразительные средства языка», подготовленные учащимися осенние листочки.

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация Microsoft Power Point.

Эпиграф: Осень краски взяла,

Начала рисовать.

В старый лес забралась,

И его не узнать…

В. Жубинский

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Мотивационное начало урока.

     Учащиеся заходят в класс под музыку Вивальди «Времена года». Класс украшен осенними листьями, пейзажами, рисунками детей.

     Учитель ставит проблемный вопрос: предлагает ученикам самим определить, о чем они будут говорить сегодня на уроке.

     Учащиеся определяют, что героиней этого урока будет Осень.

   Чувствуете, ребята, что вы попали в царство природы – царство Осени? Здесь надо всмотреться, прислушаться, и вы откроете для себя неповторимую прелесть осеннего царства. И помогут вам это сделать наши поэты, писатели, художники, композиторы и ваши наблюдения от экскурсии в осенний парк.

     На столах учеников три разноцветных листика. Ученики выбирают и демонстрируют тот листок, который отражает их настроение, с которым они пришли на урок: зеленый – хорошее, коричневый – не очень хорошее, желтый – плохое.

     Учитель предлагает отложить листики и сравнить свое настроение в конце урока.

     Проблемная ситуация Давайте постараемся самостоятельно определить цель и задачи нашего урока. В этом вам помогут следующие вопросы:

- У нас урок развития речи. Что мы делаем на таких уроках? (пишем сочинения, изложения, этюды, очерки)

- Что значит развивать речь? (обогащать свой лексикон, уметь правильно составлять предложения, связно выражать свои мысли)

- Что нужно знать и уметь при написании творческих работ? (уметь наблюдать, выбирать главное, находить интересную тему и раскрывать ее, собирать и систематизировать материал для своего сочинения, использовать художественно-изобразительные средства)

     Учитель: Молодцы, ребята, вы сами определили цель и задачи нашего урока.  Давайте на практике реализуем их.

2. Подготовка к сознательному усвоению материала

      Учитель: У каждого из нас есть любимое время года. Чаще всего осень не любит никто. Скучно, уныло, тускло. У многих осень ассоциируется с расставанием. Облетает листва, покидают родной край птицы, прячутся насекомые. Природа как бы замирает и прощается с нами до весны. Все меньше детворы на улице, все чаще льют дожди… А ведь если присмотреться внимательно, то можно обнаружить, что осень по-своему красива, разнообразна.

     Прочитайте эпиграф. Как вы понимаете эти слова?

Именно о красоте осени мы будем говорить, о ее неповторимости.

3. Усвоение новых знаний. Слово предоставляется  творческим группам

Наблюденние 1 «Падают листья»

  1. У каких деревьев листьев еще много, у каких – мало? Где именно (на верхушке или на нижних ветках) их можно еще увидеть?
  2. Какого цвета осенние листья у разных деревьев?
  3. Как они выглядят  в солнечную и как в дождливую погоду?
  4. Как падают листья на землю в тихую и как в ветреную погоду?
  5. Как пахнут осенние листья?
  6. Какой лист тебе кажется особенно красивым? Почему?

Ученики фиксирую результаты своих наблюдений, т.е. материал для устных и письменных высказываний, в форме рабочих записей.

     Собранный материал обсуждается на уроке. Ученики становятся внимательнее к слову и вносят в свои материалы только то, что соответствует их собственным впечатлениям.

Как разные поэты и писатели описывают падающие листья?

- Сыплются с дерева листья поблекшие (А.Плещеев)

- Листья тихо улетают с засыпающих ветвей (С.Городецкий)

- Листья, словно птицы, стаей закружились над землей (В.Степанов)

- Морозцем схваченная поутру, листва осин гремит, как жестяная…(О.Колычев)

- Клен, вязы, дикая груша освещали поляну красным и желтым светом. Разворошенные листья источали запах вина. (В.Песков)

- Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой (В.Луговской)

- Анализ предложений: как передается движение падающих листьев? Какие слова использованы для обозначения цветовой гаммы?

Движение: листья сыплются, улетают, закружились стаей, гремят, облетают, шепчутся.

Цвет: поблекшие, красный и желтый свет (от клена, вяза…)

- Подберите собственные слова, передающие движение.

Падают бесшумно

Скользят, словно маленькие лодочки плывут по луже.

Медленно и плавно падают.

Танцуют под музыку ветра.

Падают в такт капелькам дождя.

- Устное описание: используя личные наблюдения нужно говорить, но говорить свободно, а не читать. Важно продумать начало, которое поможет объединить материал в единое целое. Вначале целесообразно сообщить о том, где и когда проводились наблюдения.

- Ученики записывают начальные фразы сочинения:

  1. Кто не знает, что осенью падают листья? Но как? Когда? Все это происходит незаметно. Трудно уследить. Вот на березе, например, нет ни одного листочка, а дуб еще весь зеленый.
  2. Я стою на балконе и смотрю на деревья в нашем парке…
  3. Вот и наступила осень. В природе все изменилось.
  4. В лесу осень устанавливает свои порядки. Одни деревья она уже украсила в разноцветные наряды.

- Главная задача: ввести учащихся в процесс собирания материала к сочинению по наблюдениям. Основное внимание уделяется анализу собранных материалов.

   Наблюдение 2. «Какой я увидел(а) осень вчера на экскурсии?»

Возможные объекты наблюдений: воздух, земля, небо, деревья, люди. Чтобы было понятно, о чем пишем, вначале следует сказать, когда и где проходила экскурсия.

      Оказывается, ребята на одной и той же экскурсии увидели разное, и каждый по-своему рассказывает об этом.

Земля

Желто-коричневая

Травинки застыли на месте

Холодная. Сырая.

Деревья, листья

Листья багрово-красные, похожие на язык пламени.

Опавших листьев почти нет, их унес ветер.

Качаются, как маятник

Трепещут, как будто борются с ветром.

Небо

Как будто покрыто сероватой пеленой.

Светло-серое, серо-молочные облака

Мышиного цвета

Ветер, воздух

Хозяйничает ветер.

Пахнет свежестью.

Ветер пронизывает до костей

Люди

Люди проходят и не сидят на лавочках

Малыши, как мохнатые шарики, бегают.

   Наблюдение 3. «Осенние зарисовки»

«Кленовый лист», «Чудеса природы», «Березка», «В парке», «Рябина», «Ноябрь уж у двора», «Облако», «Осенний день».

Ученики должны отразить только то, что действительно видели, наблюдали, слышали, ощущали.

     Учитель: Сравним ваши личные наблюдения с пейзажами, изображенными на рисунках. (Работа с  электронным приложением (CD-диском) «Русский язык. Уроки развития речи. 5-7 классы)

 

    Рекреационное занятие (физкультминутка).

- Задумчив и тих осенний лес.  Представьте, что вы – кустики  (встаньте, пожалуйста). Тянетесь к солнцу, теплу (потянулись). Ветер качает вас (наклоны в стороны). Подул холодный ветер, кустики нагнулись. Наступает царство осени -   листья плавно летят вниз (садитесь на место).  

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Коллективная работа. (Работа выполняется под музыку П.И. Чайковского «Октябрь»)

«Мозговой штурм»

Учитель: Для того чтобы использовать изобразительно-выразительные средства  в своем сочинении, нужно уметь в них ориентироваться. Повторим основные тропы, которые необходимы нам в текстах-описаниях.

Дайте определение следующим терминам: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение.

     Самостоятельная работа. Задание поискового характера. У каждого на столе карточки со стихотворениями русских поэтов. Определите, какие изобразительно-выразительные средства используют художники слова и запиши их в накопительный лист.

(Карточки со стихами и таблица для записи изобразительно-выразительных средств находятся в приложении)

     Коллективная проверка задания. Что же увидел Пушкин в осени?

Какие подобрал для этого слова?

Вы почувствовали бунинскую осень? Каков осенний лес?

Какие художественные образы остаются в памяти?

Откуда пришли эти образы? ( из сказок)

Жить бы да жить осени в разноцветном лесу, но вокруг слишком тоскливо, пусто. Птицы улетели, хозяйке леса одиноко. И она тоже отправляется вслед за птицами – на юг.

- Перечислите бунинские «последние мгновения счастья» (лес расписной, светлая поляна, желтые резные березы, лазурь голубая, елочки темнеют, клены синеют, просветы в небе, лес пахнет дубом и сосной, играет последний мотылек, мертвое молчанье, рассыпанная стая скворцов)

Очень близки Бунину стихи Сергея Крылова. Какая же у него осень?

     Коллективная работа. Из всего, что увидели и услышали, можно сделать вывод, что осень – это..

(На доске и тетради  запись: 1.прекрасное время года, 2. время грусти и увядания)

Прекрасное время года

Время грусти и  увядания

Радостная, пышно убранная листвою; золотая; желтые косы берез; ветер, словно чародей; пестрый ковер сорванных листьев; лес, точно терем расписной

Последние листы с нагих дерев; тоскливая пора; осень - тихая вдова; лес погрустнел, обеднел; низкие тучи; ветер листья метет, как дворник

     5. Творческое задание

Приступаем к работе. Ваша задача: на основе собранного материала создать оригинальную работу.  В нашем распоряжении 5 минут. Вы должны написать синквейн на тему осень.

    Послушаем некоторые работы

Осень

Красивая, яркая

Радует, вдохновляет, грустит

Осень – очень красивое время года

Любимое время года

Дождь

Неприветливый, холодный

Идет, моросит, плачет

Дождь льет уже два дня.

Нехорошая погода

Осень

Волшебная, золотая

Поражает, разукрашивает, дарит

Я люблю нашу осень.

Волшебница  

     6. Итоги урока

Учитель: Итак, мы пришли к выводу, что Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем. Вернемся к нашим разноцветным листиками определим, какое у нас настроение в конце урока. Отрадно видеть, что места для коричневых и желтых листиков не нашлось. Значит, урок прошел не зря.


 Создание ситуации успеха. Выставление оценок 
Поощрение наиболее активных учащихся 

  7. Домашнее задание (творческого характера)

     Учитель: Чтобы реализовать полученные на уроке знания, дома нужно написать сочинение об осени и оформить его. Вы должны нарисовать осенние листья. Сочинение напишете на обратной стороне листика. Помните: листья должны быть красочными, яркими и большими, чтобы поместился текст вашего сочинения.

  8. Рефлексия деятельности. «Обратная связь»:

3 – три новых понятия, с которыми я познакомился сегодня на уроке

2 – два элемента урока, которые мне понравились больше всего

1 – один вопрос, который я могу задать учителю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

Урок по творчеству Ф.И.Тютчева. Анализ стихотворения "Есть в осени первоначальной..."...

Ф.И.Тютчев. "Есть в осени первоначальной..." Музыка стиха.

Проект урока по литературе в 5 классе....

Литературная гостиная «Есть в осени первоначальной»

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся основной школы...

Литературная гостиная "Есть в осени первоначальной..."

размещение всего  материала с презентацией:  http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98669097...

Шаблон презентации по литературе "Есть в осени первоначальной..."

Шаблон предназначен для создания презентаций к урокам по литературе, внеклассным мероприятиям, посвященным жизни и творчеству Ф.И. Тютчева. Для обучающихся 1-11 классов....