РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ 5 КЛАССА
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Долганина Мария Михайловна

Настоящая Программа составлена на основе Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В.Воронкова) 5 – 9 классы (сборник 1), допущенные Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «ВЛАДОС», 2011 г. 

     Программа по предмету «Письмо и развитие речи» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_rus.yaz_5_kl.doc646 КБ

Предварительный просмотр:

            ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная  школа-интернат № 10  VIII вида»

   СОГЛАСОВАНО:      

Заместитель директора

по учебной работе

_____________ Т.В. Колтунова

_____________ 2014г.

РАССМОТРЕНО  И ОДОБРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов и гуманитарных наук

Протокол № _________________ 2014г.

Руководитель МО

_______________ Т.Б. Сидельникова

   

УТВЕРЖДАЮ:    

Директор образовательной организации

______________ В.И. Часнык

_______________  2014г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ДЛЯ    5 КЛАССА

НА  2014 -2015  УЧЕБНЫЙ ГОД

Настоящая программа разработана на основе

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В.Воронкова) 5 – 9 классы (сборник 1), допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «ВЛАДОС», 2011 г. 

Разработчик программы:

Долганина Мария Михайловна,

учитель русского языка и чтения.

Педстаж - 27 лет,

высшая  квалификационная категория

с. Александровское

2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………………………………………….

   1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы

          по письму и развитию речи…………………………………………………………

   1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по письму и развитию речи ………………………………………………………………...

2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по письму и развитию речи …………………………………...

3.Учебно-тематическое планирование уроков по письму и развитию речи ……………

4. Планируемые результаты освоения обучающими с ограниченными возможностями здоровья предмета «Письмо и развитие речи»…………………………………………….

5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения…………

 

           

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету  «Письмо и развитие речи» в 5 классе составлена в соответствии с   нормативно – правовыми  документами:

1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по учебному предмету  «Письмо и развитие речи» в 5 классе:

1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).

2. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).

2. Конституция Российской Федерации (1993 года).

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.

4. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с изменениями от 22.12.2008 г.).

5. Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р).

6.  ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897).

7.  ФГОС  общего образования обучающихся с умственной отсталостью (проект).

8. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов»  от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).

9. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».

10. Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. от 10.05.2010г.

11. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

12. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», которые введены в действия 29 декабря 2010 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года.

13. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

14. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.

15. Устав ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10 VIII вида».

16.  Учебный  план для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (1-9 классы) ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10 VIII вида»  на  2014-2015 учебный  год.

  17.  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В.Воронкова) 5 – 9 классы (сборник 1), допущенные Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «ВЛАДОС», 2011 г.

18. Методическое письмо «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся вспомогательных школ» от 13 августа 1981 года №241-М//Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. – 1982. - №4. – с.17 – 23.

19. Методическое письмо «Об оценке знаний, умений и навыков учащихся I – VIII (IX) классов вспомогательных школ по русскому языку и математике» от 14 октября 1983 года №263-М//Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. – 1983. - №31. – с.14 – 31.

 

1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по письму и развитию речи.  

        Настоящая Программа составлена на основе Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В.Воронкова) 5 – 9 классы (сборник 1), допущенные Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «ВЛАДОС», 2011 г.  

     Программа по предмету «Письмо и развитие речи» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.

Уроки письма и развития речи в 5 классе проводятся 5 раз в неделю.

Русский язык является одним из основных предметов в коррекционной школе, поэтому на овладение навыками письма, чтения, устной речи учебным планом отводится примерно 20-50% учебного времени.

Программа ориентирована на то, чтобы дать обучающимся, воспитанникам хотя элементарный, но законченный объём знаний и умений в области грамматики и правописания.

Обучение письму и развитию речи носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.

Коррекционная направленность программного материала в первую очередь проявляется в области речевого развития детей.

Структурно и содержательно программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков развития устной речи в 1 - 4 классах и рассчитана на 170  часа в год,  5 ч в неделю.

1.3. Адресат: рабочая учебная программа предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья   5  класса   специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  VIII вида.

       1.4. Срок реализации настоящей программы по предмету «Письмо и развитие речи» - 1 учебный год.

      1.5.  Соответствие Государственному образовательному стандарту: рабочая программа по предмету «Письмо и развитие речи» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 5    класса   детализирует и раскрывает содержание ФГОС основного общего образования в образовательной области «Язык и речевая практика», проекта ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант С) в образовательной области «Язык и речевая практика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Письмо и развитие речи».

1.6. Цель уроков письма и развития речи:

 формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности обучающихся, воспитанников и облегчения их адаптации после окончания школы. Практическая направленность программного материала – нацеленность на формирование у обучающихся, воспитанников речевых навыков.

1.7. Задачи уроков письма и развития речи:

1. Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;

2.  Повысить уровень общего развития обучающихся, воспитанников;

3. Научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

4. Развивать нравственные качества школьников.

Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.

1.8. Основополагающие принципы. 

В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении письму и развитию речи используются следующие принципы:

- принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. 

- коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья по письму и развитию речи.

Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений.  

2.1. Методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения, карточки, тесты.

2.2. Форма работы -урок. Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся, воспитанников 5 класса, включает 170 часов в год.  Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). Возможно  уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться)  в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися, воспитанниками. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

2.3. Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода.

2.4. Типы уроков:

- изучение нового материала и первичного закрепления;

- комплексное применение знаний и умений;

- выработка практических умений;

- обобщение и систематизация знаний и умений;

- контроль и коррекция умений и навыков;

-комбинированный урок;

-нестандартные уроки (урок-путешествие, урок-викторина,  урок-игра и др.)

2.5. Межпредметные связи:

  • русский язык- СБО (закрепление навыков письма при выполнении письменных работ);
  • русский язык — ИЗО (закрепление навыка описания картин);
  • русский язык — чтение (письменные ответы на вопросы по тексту, связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам, закрепление навыка составления характеристики); 
  • русский язык – математика (написание названий чисел в пределах 300, поиск нужной страницы в учебнике;
  • русский язык – природоведение (самостоятельное описание картин природы, явлений природы).

2.6. Примерная тематика.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

В 5 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др. Части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающимся, воспитанникам для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни, общению. В процессе упражнений необходимо формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности детей с ограниченными возможностями здоровья излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию, позволяющую обучающимся, воспитанникам 5 класса овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

Прививаются навыки делового письма в написании адреса.

Особое внимание уделяется графическим навыкам - четкому и аккуратному письму.

3.Учебно-тематическое планирование уроков по письму и развитию речи в 5 классе.


Дата

Тема урока

Кол. час.

Тип урока

Коррекционные задачи

Словарь

Виды работы по развитию речи

Повторение

Оборудование

Домашнее задание

ПОВТОРЕНИЕ 13 часов

1

Предложение.

1

Актуализация знаний и умений

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в воспроизведении

Родина

природа

Составление  рассказа по сюжетной картине «Осень»

Простое предложение

Таблица №5 «Простое предложение»

Упр.2, повторить прав. на с. 4

2

 Связь слов в предложении

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления на основе анализа , синтеза

жаворонок

Составление рассказа по картине «Уборка урожая»

Простое предложение

Сюжетная картина «Уборка урожая» ММО

Упр. 6 повторить прав. на с. 6

3

Практические упражнения. Предложение.  

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении

совет

Подборка проверочных слов

Правописание парных звонких и глухих согласных

ММО

Упр. 10, повт. правило на с.6,9

4

Практические упражнения. Составление рассказа по опорным словам  

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении

совет

Подборка проверочных слов

Правописание парных звонких и глухих согласных

ММО

Упр. 13, повт. правило на с.6,9

5

Главные и второстепенные  члены предложения.

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей

Считалки, потешки, болото

Составление предложений по схеме

Подлежащее и сказуемое

Таблица№1«Простое предложение»

Упр. 14, выуч. правило на с. 10,

6

Диагностическая контрольная работа

1

Контроль и коррекция знаний и умений

Коррекция вербальной памяти на основе запоминания слов

Диктант

Текст

Повторить члены предложения

7

Работа над ошибками.

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации

Работа с деформированным текстом

Главные и второстепенные члены предложения

Таблица памятка «Работа над ошибками» ММО

Составить предложения со словами

8

Сказуемое

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей

Считалки, потешки, болото

Составление предложений по схеме

Подлежащее и сказуемое

Таблица№1«Простое предложение»

Упр. 16, выуч. правило на с. 12,13

9

Подлежащее

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей

Считалки, потешки, болото

Составление предложений по схеме

Подлежащее и сказуемое

Таблица№1«Простое предложение» ММО

Упр. 19, выуч. правило на с. 12,13

10

Второстепенные члены предложения

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей

Считалки, потешки, болото

Составление предложений по схеме

Подлежащее и сказуемое

Таблица№1«Простое предложение» ММО

Упр. 21, выуч. правило на с. 12,13

11

Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция слухового и зрительного восприятия

здравствуй до свидания благодарю

Распространение текста с помощью картины

Главные и второстепенные члены предложения

Таблица «Предложения по цели высказывания». ММО

Упр.24, выучить правило на с 15

12

Практические упражнения. Виды предложений.  

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении

болото

Подборка проверочных однокоренных слов

Повторение знаков препинания

Таблица «Предложения по цели высказывания». ММО

Упр. 27, выуч. правило на с. 17

13

Составление рассказа по картинке

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении

болото

Подборка проверочных однокоренных слов

Повторение знаков препинания

Таблица «Предложения по цели высказывания». ММО

Упр. 31, выуч. правило на с. 17

Звуки и буквы 12 часов

14

Звуки и буквы.

1

Комбинированный

Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в различении

пассажир

Составление предложений

Гласные и согласные звуки

Таблица по теме «Гласные и согласные» ММО

Упр. 34, выуч. правило на с. 22,23

15

Алфавит. Знакомство с орфографическим словарём

1

Комбинированный

Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении

расстояние

Фонетический разбор

Гласные и согласные звуки

Таблица по теме «Гласные и согласные» ММО

Упр. 38, выуч. правило на с. 22,23

16

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Объяснительный диктант

1

Комбинированный

Коррекция познавательной деятельности

область

Дописать предложения

Гласные и согласные

Таблица по теме «Твёрдые и мягкие согласные» ММО

Упр.42, выуч. правило на с. 26

17

Разделительный мягкий знак

1

Комбинированный

Коррекция вербальной памяти

забота

Составление предложений со словами

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Таблица Р3-16 «Разделительный Ь»

Упр. 45, выуч. правило на с. 27

18

Парные звонкие и глухие согласные.

1

Комбинированный

Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении

юннат

Распространение предложений

Разделительный мягкий знак

Таблица по теме «Звонкие и глухие согласные» ММО

Упр. 48, выуч. правило на с. 29

19

Правописание ударных и безударных гласных. Объяснительный диктант

1

Комбинированный

Коррекция познавательной деятельности

канал компас

Составление предложений

Безударные гласные.

Таблица по теме №4 «Ударные и безударные гласные»

Упр. 51, выуч. правило на с. 31,32

20

Практические упражнения. Ударные и безударные гласные.  

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении

творог

Подборка проверочных однокоренных слов

Правописание парных звонких и глухих согласных

ММО

Упр. 53, выуч. правило на с. 17

21

Практические упражнения. Парные звонкие и глухие согласные. Предупредительный диктант

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении

каникулы

Подборка проверочных однокоренных слов

Правописание парных звонких и глухих согласных

ММО

Упр. 55, выуч. правило на с. 17

22

Практические упражнения. Безударные гласные.  

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении

диалог

Подборка проверочных однокоренных слов

Правописание парных звонких и глухих согласных

ММО

Упр. 57, выуч. правило на с. 17

23

Практические упражнения.  Алфавит

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении

космос

Подборка проверочных однокоренных слов

Правописание гласных и согласных

ММО

Отвечать на вопросы на с.31,32

24

Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы»

1

Контроль и коррекция знаний и умений

Коррекция вербальной памяти на основе запоминания слов

Диктант

Текст контрольной работы

Повторить

Звуки и буквы

25

Работа над ошибками

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция аналитико-синтетической деятельности,  мышления

 Исправление ошибок

Составление предложений со словами

Звуки и буквы

Таблица памятка «Работа над ошибками»

Составить предложения со словами

Слово 34 часа

26

Состав слова. Корень.  Однокоренные слова

1

Комбинированный

Коррекция логического мышления

Анализ ,синтез

 граница

Составление группы однокоренных слов

Родственные слова

Таблица по теме №8 «Корень слова» ММО

Упр. 62, выуч. правило на с. 39,40

27

Практические упражнения. Корень

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция умений ориентироваться в плане, схеме.

охрана

Составление группы однокоренных слов

Корень слова

Таблица по теме  Р2-3 «Корень слова» ММО

Упр. 64, повт. правило на с. З9,40

28

Сочинение «Ежиное семейство» (устная работа) (по упр. 65)

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления

Анализ ,синтез

опушка лесник лосиха вырастил

Составление предложений по плану

Как писать сочинение

Рисунки в учебнике на с. 42

Записать сочинение в тетрадь

29

Сочинение «Ежиное семейство» (письменная работа)(по упр. 65)

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления

Анализ ,синтез

опушка лесник лосиха вырастил

Составление предложений по плану

Как писать сочинение

Рисунки в учебнике на с. 42

Повторить состав слова

30

Окончание.

1

Комбинированный

Коррекция логического мышления

Анализ ,синтез

инструмент

Работа над деформированным текстом

Состав слова

Таблица №7 «Состав слова», «Окончание» ММО

Упр. 68, выуч. правило на с. 44

31

Практические упражнения. Окончание.

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления

Анализ ,синтез

верстак

Работа над деформированным текстом

Состав слова

Таблица №7 «Состав слова», «Окончание»

Упр. 70, повт. правило на с. 44

32

Составление рассказа по рисункам

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления

Анализ ,синтез

наконец

Работа над деформированным текстом

Состав слова

Таблица №7 «Состав слова», «Окончание»

Упр. 71, повт. правило на с. 44

33

Приставка

1

Комбинированный

Коррекция зрительного восприятия, внимания

варево

Образование слов  с помощью приставок

Состав слова

Таблица Р2-7 «Приставка»

ММО

Упр. 74, выуч. правило на с. 48,49

34

Практические упражнения. Приставка. Предупредительный диктант

1

Коррекция умений ориентироваться в схеме.

металл

Составление предложений

Корень Окончание слова Суффикс

Таблица Р2-4 «Состав слова»

Схема разбора ММО

Упр. 77, повт. правило на с. 48,49

35

Суффикс. Смысловая и словообразовательная роль суффиксов.

1

Комбинированный

Коррекция логического мышления

Анализ, синтез

железо

Образование слов  с помощью суффиксов

Корень Окончание слова

Таблица Р2-9 «Суффиксы», «Состав слова»

Схема разбора ММО

Упр. 82, выуч. правило на с. 53

36

Практические упражнения. Суффикс. Предупредительный диктант

1

Коррекция умений ориентироваться в схеме.

металл

Составление предложений

Корень Окончание слова Суффикс

Таблица Р2-4 «Состав слова»

Схема разбора ММО

Упр. 85, повт. правило на с. 53

37

Практические упражнения. Приставка. Суффикс. Образование слов

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления

Анализ, синтез

петушок

Составление предложений с использованием слов с приставками

Состав слова

Таблица Р2-21, Р2-2 «Состав слова»

Схема разбора ММО

Упр. 87, повт. Правило на с.48,49,53

38

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

1

Контроль и коррекция знаний и умений

Коррекция вербальной памяти на основе запоминания слов

Диктант

Текст

Повт. «Состав слова»

39

Работа над ошибками

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция аналитико-синтетической деятельности

 Исправление ошибок

Составление предложений

Звуки и буквы

Таблица памятка «Работа над ошибками»

Составить предложения со словами

40

Правописание безударных гласных в корне слова

1

Изучение нового  материала  и первичного закрепления

Коррекция логического мышления

беготня

Подбор  однокоренных проверочных слов

Состав слова

Таблица №4 , 9 по теме

«Безударные гласные»

Упр. 90, выуч. правило на с. 58

41

Практические упражнения. Правописание безударных гласных в корне слова.

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция умений ориентироваться в схеме.

север

Подбор  однокоренных проверочных слов

Однокоренные слова

Таблица по теме №9,

«Безударные гласные» ММО

Упр. 94, повт. правило на с. 56

42

Практические упражнения. Правописание безударных гласных в корне слова.

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция умений ориентироваться в схеме.

победа

Дописать окончания

Однокоренные слова

Таблица по теме №9,

«Безударные гласные» ММО

Упр. 97, повт. правило на с. 58

43

Практические упражнения. Правописание безударных гласных в корне слова. Объяснительный диктант

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция умений ориентироваться в схеме.

север

Подбор  однокоренных проверочных слов

Однокоренные слова

Таблица по теме №9,

«Безударные гласные» ММО

Упр. 100, повт. правило на с. 62

44

Составление рассказа по иллюстрации

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция и развитие связной речи

невод

Подбор  однокоренных проверочных слов

Однокоренные слова

Таблица по теме №9,

«Безударные гласные» ММО

Упр. 103, повт. правило на с. 62

45

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

1

Комбинированный

Коррекция внимания,  мышления

Анализ, синтез

физкультура

Составление предложений со словами с безударной гласной

Корень

Таблица №9, 4, Р2-21 по теме

«Состав слова»

Упр. 107, выуч. правило на с. 66

46

Звонкие и глухие согласные в корне слова

1

Комбинированный

Коррекция познавательной деятельности

беседа

Составление словосочетаний

Состав слова

Таблица по теме №4,9 ММО

Упр. 110, выуч. правило на с. 68

47

Практические упражнения. Звонкие и глухие согласные в корне. Объяснительный диктант

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция умений ориентироваться в схеме.

берёза

Подбор  однокоренных проверочных слов

Однокоренные слова

Таблица по теме №4,9 ММО

Упр. 113, повт. правило на с. 62

48

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова

1

Комбинированный

Коррекция логического мышления

Анализ ,синтез

библиотека

Работа с деформированным текстом

Звонкие и глухие согласные в корне слова

Таблица «Согласные и гласные» ММО

Упр. 118, выуч. правило на с. 74

49

Практические упражнения. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления

Анализ, синтез

верблюд

Вставить пропущенные слова в предложения

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова

Таблица по теме №4,9 ММО

Упр. 123, повт. правило на с. 74

50

Практические упражнения. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Словарный диктант

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления

Анализ, синтез

аптека

Вставить пропущенные слова в предложения

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова

Таблица по теме №4,9 ММО

Упр. 127, повт. правило на с. 74

51

Приставка и предлог

1

Комбинированный

Коррекция логического мышления

Анализ ,синтез

кочан

Работа с деформированным текстом

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова

Таблица «Согласные и гласные» ММО

Упр. 130, выуч. правило на с. 79

52

Разделительный Ъ после приставок

1

Комбинированный

Коррекция восприятия и мышления;

благодарю до свидания

Составление предложений

Правописание безударных гласных в корне слова

Таблица по теме

«Ъ после приставок»

Упр. 135, выуч. правило на с. 81

53

Практические упражнения. Правописание гласных и согласных в корне слова

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления

Анализ, синтез

здравствуй

Вставить пропущенные слова в предложения

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова

Таблица по теме №4,9 ММО

Упр. 139, повт. правило на с. 74, 79

54

Сочинение –описание по иллюстрациям «Осень»(устная работа)

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления

Анализ, синтез

Составление рассказа по картинке

Правила написания сочинения

Репродукция картины Левитана «Осень» ММО

Записать сочинение в черновик

55

Сочинение –описание по иллюстрациям «Осень»(письменная работа)

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления

Анализ, синтез

Составление рассказа по картинке

Правила написания сочинения

Репродукция картины Левитана «Осень» ММО

повт. правило на с. 74, 79

56

Практические упражнения. Правописание гласных и согласных в корне слова

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления

Анализ, синтез

Составление рассказа по картинке

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова

Таблица по теме №4,9 ММО

Отвечать на вопросы на с. 87,88

57

Практические упражнения. Деловое письмо: записка

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления

Анализ, синтез

здравствуй

Уметь составлять записки

Деловое письмо

Образец записки ММО

Упр 143,

58

Контрольный диктант по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова»»

1

Контроль и коррекция знаний и умений

Коррекция вербальной памяти на основе запоминания слов

Диктант

Текст

Повт. правило на с. 74,79

59

Работа над ошибками

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления

 Исправление ошибок

Составление предложений

Непроверяемые согласные. Двойные согласные

Таблица памятка «Работа над ошибками»

Составить предложения со словами

Части речи 8 часов

60

Части речи. Умение различать части речи по вопросам и значению.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

Коррекция логического мышления. Узнавание, различение

Анализ, синтез

грамматика

Образование новых слов

Предложение

Таблица Р2-22 по теме «Части речи»

Упр. 146, выуч. правило на с. 91

61

Определение частей речи

Комбинированный

Коррекция логического мышления. Узнавание, различение

Анализ, синтез

салют

Закончить предложения

Имя существительное

Таблица №6 по теме

«Части речи»

Упр. 150, повт. правило на с. 91

62

Практические упражнения. Части речи.

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления.

Анализ, синтез

долото

Составить предложения, определение в них частей речи

Глагол

Таблица Р2-22, 6 по теме «Части речи» ММО

Упр. 154, повт. правило на с. 91

63

Практические упражнения. Предупредительный диктант.

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления.

Анализ, синтез

забота

Составить предложения, определение в них частей речи

Глагол

Таблица Р2-22, 6 по теме «Части речи» ММО

Упр. 157, повт. правило на с. 91

64

Практические упражнения. Определение частей речи

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления.

Анализ, синтез

инструмент

Составить предложения, определение в них частей речи

прилагительное

Таблица Р2-22, 6 по теме «Части речи» ММО

Отвечать на вопросы на с .99

65

Контрольный диктант по теме «Части речи»

1

Контроль и коррекция знаний и умений

Коррекция вербальной памяти на основе запоминания слов

Диктант

Текст

Повт. правило на с. 74,79

66

Работа над ошибками

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления

 Исправление ошибок

Составление предложений

Существительное, глагол, прилагательное

Таблица памятка «Работа над ошибками»

Составить предложения со словами

Имя существительное 83 часа

67

Понятие об имени существительном, его роли в речи

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в узнавании и различении

профессия

Составление связного рассказа

Части речи

Таблица по теме «Имя существительное»

Упр. 163, выуч. правило на с.102

68

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

Коррекция  слухового и зрительного восприятия на основе упражнений в                  узнавании и воспроизведении

Зоопарк картон

Работа с деформированным текстом

Собственные и нарицательные существительные

Таблица по теме «Категории существительных» ММО

Упр. 167, выуч.. правило на с.104

69

Собственные и нарицательные имена существительные Предупредительный диктант

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

Коррекция логического мышления.

Анализ, синтез

столица

Образовать фамилии от слов Петр, Иван, Яков и т.д.

Имя существительное

Таблица по теме «Собственные, нарицательные» ММО

Упр. 171, выуч. правило на с. 107

70

Практические упражнения. Понятие об имени существительном Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция внимания, мышления.

Анализ, синтез

космос

Дописать предложения

Имя существительное

Таблица по теме «Имя существительное» ММО

Упр. 172, повт. правило на с. 104,107

71

Изложение «Зима в лесу» (устная работа)

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция восприятия и мышления;

Анализ, синтез

снежинки

кустарники

Составление плана, устное изложение текста

Правила написания сочинения

Сюжетная картина «Зимой в лесу» ММО

Дописать сочинение

72

Изложение «Зима в лесу» (письменная работа)

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления.

Анализ, синтез

запорошила

Письменное изложение текста

Сюжетная картина «Зимой в лесу»

Повтор. части речи.

73

Изменение имён существительных по числам.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

Коррекция восприятия и мышления;

Анализ, синтез

ботинки

Составление предложений с изменением числа

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Таблица Р3-13 по теме «Число существительного» компьютер

Упр. 176, выуч.. правило на с.111

74

Практические упражнения. Изменение имён существительных по числам.

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления.

Анализ, синтез

Верёвка салат

Составить предложения с названиями мультфильмов

Собственные и нарицательные существительные

Таблица по теме «Собственные, нарицательные» компьютер

Упр. 182, повт. правило на с. 111

75

Промежуточная контрольная работа

1

Контроль и коррекция знаний и умений

Коррекция вербальной памяти на основе запоминания слов

Диктант

Текст

Повт. правило на с.101

76

Работа над ошибками

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления

 Исправление ошибок

Составление предложений

Категории существительных

Таблица памятка «Работа над ошибками»

Составить предложения со словами

77

Категории имён существительных. Род имён существительных

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

Коррекция логического мышления.

Анализ, синтез

герой

Грамматический разбор существительных

Собственные и нарицательные существительные

Таблица Р2-12 по теме «Род существительных» ММО

Упр. 185, выуч.. правило на с.116

78

Практические упражнения. Мужской род имён существительных

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция памяти,  мышления.

Анализ, синтез

чертёж

Составление предложений со словами с ь

Число  имён существительных

Таблица Р2-14 по теме «Ь в существительных» ММО

Упр. 188, повт.. правило на с.116

79

Практические упражнения. Женский род имён существительных

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция памяти,  мышления.

Анализ, синтез

чертёж

Составление предложений со словами с ь

Число  имён существительных

Таблица Р2-14 по теме «Ь в существительных» ММО

Упр. 191, повт.. правило на с.116

80

Практические упражнения. Ср.р. имен существительных

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция памяти,  мышления.

Анализ, синтез

чертёж

Составление предложений со словами с ь

Число  имён существительных

Таблица Р2-14 по теме «Ь в существительных» ММО

Упр. 195, повт.. правило на с.116

81

Правописание имён существительных женского и мужского рода с шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце

1

Изучение нового материала  и первичное закрепление

Коррекция слухового и зрительного восприятия

филин

Дописать предложения

Род имён существительных

Таблица Р2-14 по теме «Ь в существительных» ММО

Упр. 201, выуч.. правило на с.125

82

Практические упражнения. Мягкий знак в именах существительных

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция памяти,  мышления.

Анализ, синтез

чертёж

Составление предложений со словами с ь

Число  имён существительных

Таблица Р2-14 по теме «Ь в существительных» ММО

Упр. 203, повт.. правило на с.125

83

Практические упражнения. Мягкий знак в именах существительных

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция памяти,  мышления.

Анализ, синтез

адрес

Составление предложений со словами с ь

Число  имён существительных

Таблица Р2-14 по теме «Ь в существительных» ММО

Упр. 207, повт.. правило на с.125

84

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

Контроль и коррекция знаний и умений

Коррекция вербальной памяти на основе запоминания слов

Диктант

Текст

повт.. правило на с.125

85

Работа над ошибками

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления

Анализ, синтез

 Исправление ошибок

Составление предложений

Род имён существительных

Таблица памятка «Работа над ошибками»

Составить предложения со словами

86

Практические упражнения. Деловое письмо: адрес

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция памяти,  мышления.

Анализ, синтез

конверт

Составление предложений

Имена собственные

Таблица Р2-14 по теме «Ь в существительных» ММО

Упр. 208, отвечать на вопросы на с 130-131

87

Изменение имён существительных по падежам

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

Коррекция логического мышления

Анализ, синтез

овраг

Составление словосочетаний, изменение их по падежам

Категории существительного

Таблица №7, Р3-3 по теме «Падежи» ММО

Упр. 212, выуч.. правило на с.133

88

Склонение имён существительных.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

Коррекция слухового и зрительного восприятия

канал

Составление повествовательных предложений

Падежи имён существительных

Таблица по теме №7, Р3-3 «Падежи»

Упр. 212, выуч.. правило на с.135

89

Изменение имён существительных по падежам.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

Коррекция слухового и зрительного восприятия

сторожка

Составление повествовательных предложений

Падежи имён существительных

Таблица по теме №7, Р3-3 «Падежи»

Упр. 214, выуч.. правило на с.135

90

Именительный падеж имён существительных

Изучение нового материала и первичное закрепление

Коррекция слухового и зрительного восприятия

хлев

Составление повествовательных предложений

Падежи имён существительных

Таблица по теме №7, Р3-3 «Падежи»

Упр. 217, выуч.. правило на с.136

91

Родительный падеж имён существительных

1

Комбинированный

Коррекция восприятия и мышления;

Анализ, синтез

опушка

Дописать окончания в предложениях

Падежи имён существительных

Таблица по теме «Р.п. существительных» ММО

Упр. 220, выуч.. правило на с.137

92

Дательный падеж имён существительных

1

Комбинированный

Коррекция логического мышления

Анализ, синтез

пассажир

Составление словосочетаний

Падежи имён существительных

Таблица по теме «Д.п. существительных»

Упр. 223, выуч.. правило на с.139

93

Изложение «Купание в открытом море» (устная работа)

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция восприятия и мышления;

Анализ, синтез

Африка матрос парус

Составление плана, устное изложение текста

Правила написания изложения

рисунок, план ММО

Дописать изложение в черновиках

94

Изложение «Купание в открытом море» (письменная  работа)

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления.

Анализ, синтез

корабль акула

Письменное изложение текста

рисунок ММО

повт.. правило на с.139

95

Винительный падеж имён существительных

1

Комбинированный

Коррекция восприятия и мышления;

Анализ, синтез

верёвка

Работа с деформированным текстом

Падежи имён существительных

Таблица по теме «В.п. существительных» ММО

Упр. 226, выуч.. правило на с.142

96

Творительный падеж имён существительных

1

Комбинированный

Коррекция зрительной памяти, мышления на основе упражнений по узнаванию и различению;

Анализ, синтез

решето

Составление словосочетаний, изменение их по падежам

Падежи имён существительных

Таблица по теме «Т.п. существительных» ММО

Упр. 229, выуч.. правило на с.143

97

Предложный падеж имён существительных

1

Комбинированный

Коррекция логического мышления

Анализ, синтез

природа

Составление предложений о школе

Падежи имён существительных

Таблица по теме «П.п. существительных»

Упр. 233, выуч.. правило на с.145

98

Практические упражнения. Падежи имён существительных

1

Обобщение и систематизация знаний и умений

Коррекция логического мышления и внимания на основе упражнений в                          анализе и синтезе;

охота

Дописать окончания в предложениях

Падежи имён существительных

Таблица Р3-10 , №14 по теме «Склонение» ММО

Упр.235, повт. падежи

99

Контрольный диктант по теме «Падежи имени существительного»

1

Контроль и коррекция знаний и умений

Коррекция вербальной памяти на основе запоминания слов

Диктант

Текст

повт.. падежи

100

Работа над ошибками

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления

Анализ, синтез

 Исправление ошибок

Составление предложений

Падежи имён существительных

Таблица памятка «Работа над ошибками»

Составить предложения со словами

101

Три склонения имён существительных. Первое склонение существительных

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

Коррекция слухового и зрительного восприятия

рябина

Составление связных высказываний

Категории имён существительных

Таблица Р3-10, 14 «Склонение»

ММО

Упр. 241, выуч.. правило на с.150

102

Второе склонение имён существительных

1

Комбинированный

Коррекция логического мышления

Анализ, синтез

естествознание

Дописать предложения

Склонение имён существительных

Таблица Р3-6 по теме «2 склонение»

Упр. 247, выуч.. правило на с.152

103

Понятие о третьем склонении имён существительных

1

Комбинированный

Коррекция слухового восприятия  Анализ, синтез

Узнавание, различение

овраг

грамота

Работа с деформированным текстом

Склонение имён существительных

Таблица по теме Р3-7 «3 склонение»

Упр. 249, выуч.. правило на с.154

104

Практические упражнения. Определение склонений имён существительных. Предупредительный диктант

1

Обобщение и систематизация знаний и умений

Коррекция логического мышления.

Анализ, синтез

Узнавание, различение

прогноз

Дописать окончания существительных в предложениях

Склонение имён существительных

Таблица № 14по теме «Склонение» ММО

Упр. 252, повторить склонение сущ.

105

Контрольный диктант по теме « Три склонения имён существительных»

1

Контроль и коррекция знаний и умений

Коррекция вербальной памяти на основе запоминания слов

Диктант

Текст

Повторить склонение

106

Работа над ошибками

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления

Анализ, синтез

 Исправление ошибок

Составление предложений

Падежи имён существительных

Таблица памятка «Работа над ошибками»

Составить предложения со словами

107

Первое склонение имён существительных в единственном числе.

1

Комбинированный

Коррекция внимания,  мышления.

Анализ, синтез

Узнавание, различение

хозяйство

Составление связного высказывания о Родине

Склонение имён существительных

Таблица Р3-6, Р3-5 по теме «Первое склонение»

Упр. 257, выуч. правило на с. 163

108

Именительный падеж имён существительных первого склонения

1

Комбинированный

Коррекция внимания,  мышления.

Анализ, синтез

Узнавание, различение

хозяйство

Составление связного высказывания о Родине

Склонение имён существительных

Таблица Р3-6, Р3-5 по теме «Первое склонение»

Упр. 260, выуч. правило на с. 163

109

Родительный падеж имён существительных первого склонения

1

Комбинированный

Коррекция внимания,  мышления.

Анализ, синтез

Узнавание, различение

творог

Составление связного высказывания о Родине

Склонение имён существительных

Таблица Р3-6, Р3-5 по теме «Первое склонение»

Упр. 263, выуч. правило на с. 163

110

Практические упражнения Родительный падеж имён существительных первого склонения.. Предупредительный диктант

1

Обобщение и систематизация знаний и умений

Коррекция логического мышления.

Анализ, синтез

Узнавание, различение

прогноз

Дописать окончания существительных в предложениях

Склонение имён существительных

Таблица № 14по теме «Склонение» ММО

Упр. 266, повторить склонение сущ.

111

Дательный падеж имён существительных первого склонения Объяснительный диктант

1

Комбинированный

Коррекция логического мышления.

Анализ, синтез

Узнавание, различение

отряд

Дописать 2 часть предложений

 Первое склонение имён существительных

Таблица Р3-8 по теме «Падежные окончания» ММО

Упр. 271, выуч. правило на с. 168

112

Винительный падеж имён существительных первого склонения

1

Комбинированный

Коррекция слухового восприятия

стихотворение

Работа с деформированным текстом

Падежные окончания существительных первого склонения

Таблица Р3-8 по теме «Падежные окончания» ММО

Упр. 275, выуч. правило на с. 171

113

Творительный падеж имён существительных первого склонения

1

Комбинированный

Коррекция зрительного и слухового восприятия

защита грамота

Составить словосочетания

Падежные окончания существительных первого склонения

Таблица по теме «Т.п. существительных»

Упр. 281, выуч. правило на с. 138, 173

114

Предложный падеж имён существительных первого склонения

1

Комбинированный

Коррекция логического мышления.

Анализ, синтез

Узнавание, различение

свобода стамеска

Дописать 1 часть предложений

 Первое склонение имён существительных

Таблица Р3-8 по теме «Падежные окончания» ММО

Упр. 286, выуч. правило на с. 176

115

Практические упражнения. Объяснительный диктант

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция внимания,  мышления.

Анализ, синтез

ракета

Составить предложения о выборе профессии

Падежные окончания существительных первого склонения

Таблица по теме  Р3-10 «Склонение» ММО

Упр. 289, выуч. правило на с. 163

116

Практические упражнения. Деловое письмо: поздравительная открытка

1

Актуализация знаний и умений

Коррекция внимания на основе упражнений в узнавании и различении

поздравление

Составить текст поздравления

Падежные окончания существительных первого склонения

Образец открытки ММО

Подписать поздравительную открытку

117

Практические упражнения. Падежные окончания существительных первого склонения

1

Обобщение и систематизация знаний и умений

Коррекция внимания на основе упражнений в узнавании и различении

почки

Работа с деформированным текстом

Падежные окончания существительных первого склонения

Таблица Р3-8 по теме «Падежные окончания» ММО

Отвечать на вопросы на с. 184, 185

118

Контрольный диктант по теме « Первое  склонение имён существительных»

1

Контроль и коррекция знаний и умений

Коррекция вербальной памяти на основе запоминания слов

Диктант

Текст

Повт. падежи

119

Работа над ошибками

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления

Анализ, синтез

 Исправление ошибок

Составление предложений

Падежи имён существительных

Таблица памятка «Работа над ошибками»

Составить предложения со словами

120

Второе склонение имён существительных

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

Коррекция логического мышления

Анализ, синтез

пассажир

металл

Подобрать синонимы

Склонение имён существительных

Таблица Р3-6 по теме «2 склонение существительных»

Упр. 295, выуч. правило на с. 186

121

Именительный падеж существительных 2 склонения

1

Комбинированный

Коррекция внимания на основе упражнений в узнавании и различении

ураган

Дописать 2 часть предложения

Второе склонение имён существительных

Таблица  по теме «Склонение»

Упр. 298, выуч. правило на с. 187

122

Родительный падеж существительных второго склонения

1

Комбинированный

Коррекция внимания  и слухового восприятия на основе упражнений в узнавании и различении

стадион

Дописать предложения

Второе склонение имён существительных

Таблица Р3-6 по теме «2 склонение»

Упр. 301, выуч. правило на с. 189

123

Изложение «Вечером в лесу» (упр. 403) (устная работа)

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция внимания, мышления, памяти

Анализ, синтез

станица птенцы

Устное изложение текста по составленному плану

Текст по упр. 403

Записать изложение

124

Изложение «Вечером в лесу» (упр. 403) (письменная работа)

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция внимания, мышления, памяти

Анализ, синтез

станица птенцы

Устное изложение текста по составленному плану

Текст по упр. 403

Повторить правила на с.39

125

Дательный падеж существительных второго склонения. Предупредительный диктант

1

Комбинированный

Коррекция зрительной памяти, логического мышления на основе упражнений по узнаванию и различению;

петух урожай

Составить предложения по данному концу

Падежные окончания существительных второго склонения

Таблица по теме «Д.п. существительных»

Упр.310, выуч. правило на с. 193

126

Винительный падеж существительных второго склонения

1

Комбинированный

Коррекция зрительной памяти, логического мышления на основе упражнений по узнаванию и различению;

ястреб

Составить предложения по данному концу

Падежные окончания существительных второго склонения

Таблица по теме «В.п. существительных»

Упр. 313, выуч. правило на с. 197

127

Творительный падеж существительных второго склонения

1

Комбинированный

Коррекция внимания  и слухового восприятия на основе упражнений в узнавании и различении

остров матрос

Дописать окончания в словосочетаниях

Дательный падеж существительных второго склонения

Таблица по теме «Т.п. существительных»

Упр. 317, выуч. правило на с. 200

128

Практические упражнения. Творительный падеж существительных второго склонения Объяснительный диктант

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция внимания  на основе упражнений в узнавании и различении

салат

Закончить предложения

Предложный падеж существительных второго склонения

Таблица по теме «Т.п. существительных» ММО

Упр. 320, повт. правило на с. 203

129

Предложный падеж существительных второго склонения

1

Комбинированный

Коррекция внимания  и слухового восприятия на основе упражнений в узнавании и различении

компас отряд

Составить предложения на тему «Где я уже был»

Творительный падеж существительных второго склонения

Таблица по теме «П.п.существительных» ММО

Упр. 324, выуч. правило на с. 203

130

Практические упражнения. Дифференциация падежных окончаний существительных второго склонения. Объяснительный диктант

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция внимания  на основе упражнений в узнавании и различении

победа

Закончить предложения

Предложный падеж существительных второго склонения

Таблица №14  по теме «Склонение» ММО

Упр. 330, повт. правило на с. 203

131

Практические упражнения. Существительные второго склонения.

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция внимания  на основе упражнений в узнавании и различении

ястреб

Закончить предложения

Предложный падеж существительных второго склонения

Таблица №14  по теме «Склонение» ММО

Упр. 333, Отвечать на вопросы на с.211-212

132

Контрольный диктант по теме « Правописание падежных окончаний  имён существительных второго склонения»

1

Контроль и коррекция знаний

Коррекция вербальной памяти на основе запоминания слов

Диктант

Текст

Повторить 1, 2 склонение существительных

133

Работа над ошибками

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления

Анализ, синтез

 Исправление ошибок

Составление предложений

Падежные окончания существительных второго склонения

Таблица памятка «Работа над ошибками»

Составить предложения со словами

134

Практические упражнения. Деловое письмо: письмо

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция внимания  на основе упражнений в узнавании и различении

Составить предложения

Падежи существительных второго склонения

Образец письма, ММО

Отвечать на вопросы на с.211-212

135

Третье склонение имён существительных в единственном числе

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

Коррекция логического мышления и внимания на основе узнавания

колонна

Составление предложений с антонимами

Падежные окончания существительных второго склонения

Таблица Р3-7 по теме «3 склонение» ММО

Упр. 337, выуч. правило на с. 213

136

Именительный падеж имён существительных 3 склонения

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

Коррекция логического мышления и внимания на основе узнавания

колонна

Составление предложений с антонимами

Падежные окончания существительных второго склонения

Таблица Р3-7 по теме «3 склонение» ММО

Упр. 340, выуч. правило на с. 214

137

Родительный, дательный, предложный падежи существительных третьего склонения

1

Комбинированный

Коррекция внимания  на основе упражнений в узнавании и различении

каникулы

Исправление ошибок в предложениях

Третье склонение имён существительных

Таблица Р3-7 по теме «3 склонение» ММО

Упр. 344, выуч. правило на с. 217

138

Практические упражнения. Дифференциация  падежных окончаний существительных третьего склонения.

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления и внимания на основе узнавания

картон

Составление предложений по данному началу

Третье склонение имён существительных

Таблица Р3-8 по теме «Падежные окончания»

ММО

Упр. 346, повт. правило на с. 216

139

Винительный падеж существительных третьего склонения

1

Комбинированный

Коррекция логического мышления

Анализ, синтез

запад

Определить границы предложений

Падежи существительных третьего склонения

Таблица Р3-7 по теме «3 склонение»

Упр.349, выуч. правило на с. 219

140

Практические упражнения. Предупредительный диктант

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления и внимания на основе узнавания

горизонт

Составление предложений по данному началу

Третье склонение имён существительных

Таблица Р3-8 по теме «Падежные окончания»

Упр. 351, повт. правило на с. 216

141

Творительный падеж существительных третьего склонения

1

Комбинированный

Коррекция познавательной деятельности

Сравнение

орден

Дописать предложения

Падежи существительных третьего склонения

Таблица Р3-8 по теме «Падежи»

Упр. 356, выуч. правило на с. 222

142

Падежи и падежные окончания существительных третьего склонения

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления

Анализ, синтез

колонна коллекция

Составление предложений по данному концу

Падежи существительных третьего склонения

Таблица Р3-8 по теме «Падежные окончания» ММО

Упр. 361, повт. падежи

143

Сочинение рассказа по картине В.Васнецова «Иван Царевич и Серый Волк» (устная работа)

1

Выработка практических умений

Коррекция восприятия и мышления

Анализ, синтез

футбол пустырь отразить гол

Составление рассказа по картине

Упр. 420, вопросы ММО

Записать сочинение

144

Сочинение рассказа по картине В.Васнецова «Иван Царевич и Серый Волк»

(письменная работа)

1

Выработка практических умений

Коррекция логического мышления Анализ, синтез

верность внимание

Составление письменного рассказа

Упр. 420, вопросы

повт. правило на с. 222

145

Практические упражнения. Падежные окончания существительных третьего склонения

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция внимания, логического мышления на основе упражнений в узнавании и различении

Анализ, синтез

салют

Дописать окончания, определение падежей

Падежные окончания существительных третьего склонения

Таблица Р3-8 по теме «Падежные окончания» ММО

Упр. 363, повторить Падежные окончания существительных

146

Практические упражнения. Падежные окончания существительных третьего склонения

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция внимания, логического мышления на основе упражнений в узнавании и различении

Анализ, синтез

салют

Дописать окончания, определение падежей

Падежные окончания существительных третьего склонения

Таблица Р3-8 по теме «Падежные окончания» ММО

Упр. 367, повторить Падежные окончания существительных

147

Правописание падежных окончаний существительных третьего склонения.

1

Обобщение и систематизация знаний и умений

Коррекция познавательной деятельности Сравнение

храбрость

Дописать предложения

Падежи существительных третьего склонения

Таблица Р3-8 по теме «Падежные окончания» ММО

Отвечать на вопросы на с. 231-232

148

Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний  имён существительных третьего склонения»

1

Контроль и коррекция знаний и умений

Коррекция вербальной памяти на основе запоминания слов

Диктант

Текст

Повторить склонение существительных

149

Работа над ошибками

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления

Анализ, синтез

 Исправление ошибок

Составление предложений

Падежные окончания существительных третьего склонения

Таблица памятка «Работа над ошибками»

Составить предложения со словами

Предложение 9 часов

150

Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое

1

Актуализация знаний и умений

Коррекция внимания

Узнавание различение

бензин

Ответы на вопросы

Предложение

Таблица № 1,2.3 по теме «Члены предложения» ММО

Упр. 371, повт. правило на с. 234, 235

151

Второстепенные члены предложения

1

Актуализация знаний и умений

Коррекция внимания

Узнавание различение

яблоня солнце

Распространение предложений

Предложение

Таблица №4 по теме «второстепенные члены предложения»

Упр.374, повт. правило на с. 236

152

Предложения нераспространённые и распространённые

1

Комбинированный

Коррекция внимания

Узнавание различение

орошение

Составление предложений по схеме

Главные члены предложений

Таблица по теме «Виды предложений»

ММО

Упр. 378, повт. правило на с. 238

153

Однородные члены предложения

1

Комбинированный

Коррекция логического мышления и внимания на основе узнавания и различения

верстак

Составление предложений по схемам

Члены предложений

Таблица Р3-2 по теме «Однородные члены предложения»

Упр. 384, повт. правило на с. 241

154

Практические упражнения. Однородные члены предложения

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция внимания, логического мышления на основе упражнений в узнавании и различении

Анализ, синтез

станок

Дописать окончания,

Главные члены предложений

Таблица № 1,2.3 по теме «Члены предложения» ММО

Упр. 387, повторить члены предложения

155

Знаки препинания при однородных членах.  

1

Комбинированный

Коррекция логического мышления и внимания на основе узнавания и различения

физкультура

Составление предложений по опорным словам

Члены предложений

Таблица по теме «Союзы в предложениях с однородными членами ММО

Упр. 391, повт. правило на с. 244

156

Перечисление без союзов и с одиночным союзом –и Творческий диктант

1

Комбинированный

Коррекция логического мышления Анализ, синтез

каникулы

Дополнить предложения

Однородные члены предложения

Таблица по теме Р3-2 «Однородные члены предложения» ММО

Упр. 393, повт. правило на с. 245

157

Практические упражнения. Однородные члены предложения.

1

Актуализация знаний и умений

Коррекция логического мышления и внимания на основе узнавания и различения

овраг

Работа над деформированным текстом

Однородные члены предложения

Таблица по теме «Однородные члены предложения» ММО

Отвечать на вопросы на с. 249-250

158

Итоговая контрольная работа

1

Контроль и коррекция знаний и умений

Коррекция вербальной памяти на основе запоминания слов

Диктант

Текст

Повторить правила

159

Работа над ошибками

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления

Анализ, синтез

 Исправление ошибок

Составление предложений

Однородные члены предложения

Таблица памятка «Работа над ошибками»

Составить предложения со словами

Повторение 11 часов

160

Однокоренные слова. Состав слова

1

Актуализация знаний и умений

Коррекция логического мышления

Анализ, синтез

рубанок

Составление предложений

Корень

Таблица Р2-3  по теме «Корень слова» ММО

Упр. 402, повт. правило на с. 39

161

Практические упражнения. Состав слова

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция внимания, логического мышления на основе упражнений в узнавании и различении

Анализ, синтез

станок

Дописать окончания,

Приставка и предлог

Таблица № 1,2.3 по теме «Члены предложения» ММО

Упр. 406, повторить члены предложения

162

Приставка и предлог

1

Актуализация знаний и умений

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей, обобщения Анализ, синтез

зоомагазин

Составление предложений

Части речи

Таблица  по теме «Приставка и предлог» ММО

Упр. 408, повт правило на с 47

163

Основные категории имён существительных

1

Актуализация знаний и умений

Коррекция логического мышления

Анализ, синтез

колено

Грамматический разбор  имени существительного

Имя существительное

Таблица Р3-17 по теме «Грамматический разбор имени существительного» ММО

Упр. 411, повт. правило на с.101, 103, 106

164

Склонение имён существительных

1

Актуализация знаний и умений

Коррекция логического мышления

Анализ, синтез

колено

Грамматический разбор  имени существительного

Имя существительное

Таблица Р3-17 по теме «Грамматический разбор имени существительного» ММО

Упр. 414, повт. правило на с. 95, 98, 102

165

Простое предложение. Члены предложения

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция внимания, мышления

Анализ, синтез

метель

Составление простых предложений

Предложение

Таблица №5 по теме «Предложение» ММО

Упр. 416, повт. правило на с 234

166

Члены предложения

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция внимания, мышления

Анализ, синтез

метель

Составление простых предложений

Предложение

Таблица №5 по теме «Предложение» ММО

Упр. 416, повт. правило на с 234

167

Однородные члены предложения

1

Актуализация знаний и умений

Коррекция логического мышления

Анализ, синтез

равнина

Составление предложений с однородными членами

Предложение

Таблица Р3-2 по теме «Однородные члены предложения

Упр.419, повт. правило на с. 240

168

Составление рассказа по картине

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция внимания, мышления

Анализ, синтез

Составление устного высказывания

Картина о природе ММО

Составить рассказ

169

Виды предложений

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция внимания, мышления

Анализ, синтез

метель

Составление простых предложений

Предложение

Таблица №5 по теме «Предложение» ММО

Упр. 416, повт. правило на с 234

170

Повторение за год

1

Комплексное применение знаний и умений

Коррекция логического мышления

Анализ, синтез

медведь

Составление связного высказывания

Однородные члены предложения


4. Планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предмета «Письмо и развитие речи» в 5 классе.

В 5 классе 10 обучающихся, один из которых обучается по индивидуальной программе на дому. Около 40% обучающихся способны освоить базовый уровень знаний, 50% - минимальный необходимый (сниженный уровень 2), а 10% учащихся могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений.

При оценивании сформированных знаний у детей с ограниченными возможностями здоровья  5 класса учитываются три группы обучающихся:

I

II

III

У этих обучающихся правильное каллиграфическое письмо, развито умение различать гласные и согласные, ударные и безударные. Они умеют анализировать слова по звуковому составу. Они могут писать под диктовку, делить слова на слоги, переносить слова по слогам, составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении. Все задания они могут выполнить самостоятельно, только изредка им необходима незначительная активизирующая помощь в виде побуждений («Подумай»). Эти школьники не испытывают больших затруднений при изменении заданий, они используют прошлый опыт для приобретения новых знаний.

Ученики пишут под диктовку, допуская орфографические ошибки. Эти дети затрудняются составлять предложения по сюжетным картинкам, выполнять грамматические задания. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие обучающиеся определяют с помощью учителя. Они имеют навык работы с алфавитом, умеют списывать рукописный и печатный текст. В стадии формирования умения распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам,   ставить различные знаки  препинания в конце предложения.

Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи взрослого. Без учителя дети не в состоянии сделать элементарные выводы и обобщения. У них снижен темп работы, они допускают ошибки, которые могут быть исправлены только с помощью. С простыми заданиями учащиеся справляются успешно, в основном безошибочно. В более трудных случаях допускают ошибки и самостоятельно найти их не могут, исправляют их только с помощью учителя.

У этих учеников наблюдается полное отсутствие внимания к написанию. Они пишут так, как слышат и произносят. Требуются многократные упражнения для развития у них умения видеть разницу в произношении и написании слов. Самостоятельно сделать какие-либо выводы эти ученики не могут. Они не овладевают учебным материалом в процессе фронтального объяснения, требуют значительного времени для подготовки к овладению новыми сведениями. Все обучение этих школьников должно происходить путем подробного объяснения учителя с использованием разнообразных приемов и подкрепляться большим количеством примеров.

Кузьменко Р., Павленко Р., Коновалов М., Терехова Н. 

Казарин А., Сумин В., Андриянов Е., Рыжков В., Марченко И

Наумов А.,

На основе этих характеристик оценку «удовлетворительно» можно поставить, если верно выполнено от 35% до 50% заданий, оценку «хорошо» - от 50% до 65%, а оценку «очень хорошо» - свыше 65%.

Основными видами контроля достижений обучающихся являются: тренировочные упражнения,

словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты,

письмо по памяти,

грамматический разбор,

подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения,

в конце каждой темы проводится контрольная работа.

    В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

    Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных  повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.

Критерии оценки достижения обучающихся, воспитанников

Объём письменных работ в 5 классе:

диктант – в начале года 45 слов, в конце года – 50 слов;

сочинение и изложение – 30 слов.

Оценка письменных работ:  «5» - без ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-5 ошибок, «2» - 6-8 ошибок,   «1» - более 8 ошибок                                                                                            

За одну ошибку считается:

А) - повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;

- два исправления;

- две пунктуационные ошибки;

- 3 однотипные ошибки, каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

-Б) две негрубые ошибки:

- повторение в слове одной и той же буквы;

- недописанное слово;

- пропуск одной части слова при переносе;

- повторное написание одного и того же слова в предложении;

- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

- все однотипные  специфические ошибки: замена гласных, пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, грубое искажение структуры слова.

- При наличии 3 исправлений оценка снижается на 1 балл.

Исправляются, но не учитываются: 

-ошибки на  ещё не изученные разделы орфографии и пунктуации;

-единичный случай пропуска точки в предложении, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

-единичный  случай замены одного слова без искажения смысла;

-дисграфические (специфические) ошибки: смешение и замена букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, по способу и месту образования; ошибки по графическому сходству; нарушение структуры слова (пропуски, добавления или перестановка отдельных слогов или частей слова).

Оценка за грамматический разбор:

«5» -разбор выполнен осознанно, без ошибок или допущены исправления;

«4» - материал усвоен, допущены 2-3 ошибки;

«3» - материал усвоен недостаточно, 4-5 ошибок или не справился с 1 из заданий; «2» - плохо усвоен материал, не выполнено большинство заданий;

«1» - ни одно задание не выполнено.

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов обучающихся.

К концу года обучающиеся, воспитанники 5 класса должны:

знать:

  • алфавит;
  • способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).

уметь:

  • различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
  • подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
  • проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;
  • обозначать мягкость согласных буквой ь;
  • разбирать слово по составу;
  • выделять имя существительное как часть речи;
  • строить простое распространенное предложение;
  • связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
  • пользоваться школьным орфографическим словарем.

5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по предмету «Письмо и развитие речи» в 5 классе.

5.1. Технические средства (мультимедийное оборудование).

  1. Ноутбук  «hp».
  2. Интерактивная доска SereerMedia.
  3. Проектор  Digital Proyector Proyecteur digital .
  1. Печатные пособия, таблицы:

1. Комплект наглядных пособий. 4 класс. Русский язык. Часть 1 Издательство «БАЛАСС».

2. Комплект плакатов. Русский язык 2-3 классы из 3 частей по (12 плакатов) часть 1

3. Таблицы по грамматике для начальных классов (14 частей)

4. Таблицы.  Грамматика русского языка и математика в таблицах. 2 класс. Русский язык.

  1. Таблицы. Русский язык. Начальная школа. Издательство «Дрофа», Тульская типография, 2003.

5.3. Литература

  1. Учебник «Русский язык» для 5 класса,  авторы Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская , учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,  рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, 7-е издание, Москва «Просвещение» 2014г.
  2. А.К.Аксёнова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» ВЛАДОС, Москва, 1999г.
  3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В.Воронкова) 5 – 9 классы (сборник 1), допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «ВЛАДОС», 2011 г.   «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-классы в двух сборниках», ВЛАДОС, Москва,  2011г.

4. Интернет-сайты:

www.school-collection.edu.ru

http://zavuch.info/forums.html

http://www.gramma.ru

http://www.openclass.ru

http://www.gramota.ru

http://korped.rkc-74.ru

http://www.mgn.ru/~gmc/work.html

Разработчик программы:

Долганина Мария Михайловна,    

учитель русского языка и чтения.                                            ________________

                                                                                                            Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование «Письмо и развитие речи» 6 класс

Календарно-тематическое планирование  «Письмо  и развитие речи»  6 класс № п.Тема урокаКоличество часовДатаОборудованиеСловарьЦели и задачиКоррекционные цели1Повторение Прост...

Тематическое планирование по письму и развитию речи, 4 класс

Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы. Под ред. В.В.Воронковой 2009 г. Автором  учебного...

Урок письма и развития речи 6 класс. Тема: «Приставка и предлог».

Цель: закрепление знаний, умений и навыков грамотного написания приставок и предлогов.Задачи: Совершенствование умений и навыков дифференциации приставки и предлога;Коррекция логического мышления на о...

Презентация к уроку письма и развития речи, 6 класс. Имя Существительное (обобщение).

Данный урок проведен в рамках повторения учебного материала за год....

Конспект урока по письму и развитию речи (3 класс)

Тема: "Правописание слов со слогами жи-ши"...

Рабочая программа по письму и развитию речи 4 класс школа VIII вида

Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник авторов  Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательн...

Рабочая учебная программа по предмету «Письмо и развитие речи» 5 класс по учебнику Н.Г.Галунчикова. Э.Я.Якубовская

Программа рассчитана на 5часов в неделю, 170 часов в год.Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и  последовательность его прохождения по годам, учитывает особе...