Коллективные средства обучения на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку на тему

Головина Галина Николаевна

Работа в парах является основой для организации самостоятельной работы на уроках. В отличие от работы в малых группах, где учащиеся отвечают по очереди командиру (ассистенту), в парах в каждый момент половина учащихся говорит, а вторая половина контролирует. Затем они меняются ролями. Не стоит доказывать, что даже работа в малых группах значительно повышает активность учащихся. Степень повышения активности учащихся при работе в парах значительно выше. Кроме того, создаются условия для их естественного общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коллективные средства обучения на уроках русского языка

(Методическая работа Головиной Г.Н.)

        Работа в парах является основой для организации самостоятельной работы на уроках. В отличие от работы в малых группах, где учащиеся отвечают по очереди командиру (ассистенту), в парах в каждый момент половина учащихся говорит, а вторая половина контролирует. Затем они меняются ролями. Не стоит доказывать, что даже работа в малых группах значительно повышает активность учащихся. Степень повышения активности учащихся при работе в парах значительно выше. Кроме того, создаются условия для их естественного общения.

        Пара является одним из наиболее эффективных механизмов, обеспечивающих регулярное общение учащихся друг с другом на уроке и соответственно значительное повышение речевой и мыслительной активности обучающегося. Каждый ученик получает возможность на каждом уроке говорить, отвечать, объяснять, доказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки в момент их возникновения, воспринимать содержание речи партнера, отвечать на вопросы и задавать их. Половина учащихся говорят одновременно. Взаимоконтроль способствует воспитанию нравственных качеств личности. Взаимопомощь становится типичным видом взаимоотношений в паре независимо от уровня подготовленности и общей обученности партнеров. Успешно работают вместе и два сильных, и два слабых учащихся, и сильный со слабым при условии взаимного расположения друг к другу. Пара является также школой перехода к использованию технических средств к индивидуальной работе с учителем. После совместной работы в течение некоторого времени по желанию учащихся может происходить смена партнеров.

        Новые организационные формы целесообразно осваивать постепенно. Если в каком-то классе не получается – отступить на время. Провести заново подготовку, уменьшить дозы материалов, обратить внимание на овладение технологией самостоятельной работы в парах. Пусть зададут друг другу по одному вопросу. Потом добавить еще два вопроса, каждый спрашивает каждого по своему вопросу, каждый отвечает каждому на их вопросы. Можно подготовить карточки с вопросами и ответами на них на обороте карточек. Можно попросить подготовить такие карточки учащихся, а учителю останется только проверить, сделав обход по рядам.

        Каждая новая тема предполагает творческое применение названной методики, и это дает учителю возможность в сотрудничестве с учащимися, не повторяясь, каждый раз по-новому осваивать учебный материал. И результативность такой работы заключается не просто в усвоении какой-то суммы знаний и умений, но и в овладении умением самостоятельно работать, в развитии навыков самоконтроля, повышении ответственности за результаты учебного труда (своего и своих товарищей). Изменяется стиль и уровень общения не только во время учебной работы, но и в других ситуациях. Данная методика также способствует интеллектуальному, творческому развитию школьников.

        На любом этапе урока можно использовать работу в парах.

Изучение нового материала

  • Работа над правилом
  1. Прочитать правило;

рассказать друг другу.

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины присоединяются союзами ПОТОМУ ЧТО, ОТТОГО ЧТО, БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ИБО, ВСЛЕДСТВИЕ ТОГО ЧТО и др. ко всему главному предложению, отвечают на вопросы ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ?

Союзы ВСЛЕДСТВИЕ ТОГО ЧТО, ИБО, БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО имеют книжную окраску

  1. Прочитать параграф;

составить совместно вопросы к параграфу;

ответить друг другу на составленные вопросы.

  • Работа с материалом упражнения, формулирование вывода

Изучение темы «Подлежащее». Подлежащее можно выражать не только существительным и местоимением, но и другими частями речи. А какими именно, вы выясните во время работы в парах. Спишите предложения, выделите грамматическую основу. Укажите, какой частью речи они выражены. Сделайте вывод.

Печальное нам смешно, смешное грустно.

Не трудиться – хлеба не добиться.

Танцующие теснились и толкали друг друга.

Два – четное число.

Ему было уже щестнадцать лет.

Надоели мне твои бесконечные завтра.

Далече грянуло ура.

Дед с матерью шли впереди нас.

А – первая буква в алфавите.

При – может быть приставкой и предлогом.

Обобщение, закрепление материала

  • Взаимные диктанты
  1. Словарный диктант из учебника.

Ученики 1 варианта диктуют, ученики 2 варианта записывают. Затем наоборот. Совместно проверяют работы.

Результат: ученики читают, правильно проговаривая, слышат, пишут, ищут ошибки и исправляют их.

  1. Словарный диктант по карточкам (см. приложения).

Ученики диктуют друг другу предложения, написанные на карточке.

Совместно проверяют. Объясняют друг другу постановку знаков препинания.

  1. Словарный диктант, составленный учениками по заданной теме.

Дома ученики составляют диктанты (например: 16 причастий: 4 действительных, 4 страдательных настоящего и 4 прошедшего времени).

В классе диктуют друг другу, проверяют.

Получают за эту работу 2 отметки: за оставленный диктант (видно, усвоена ли тема данным учеником) и за грамотность.

  • Составление предложений к данным схемам

(Например: С – С

                     С словно С

  • Распределение слов на группы

Даны наречия. Их надо распределить на 3 группы:

  • 1 группа – 1 орфограмма,
  • 2 группа – 2 орфограммы,
  • 3 группа – 3 орфограммы.

(В) начале, н.чуть, (из)дали, н.мало, н.сколько, (не)подалеку, (в)перемешку, взволнова.о, (на)глухо, (на)верху, (в)черне, изредк., присталь.о, (в)рукопашную, (в)пятых, свеж., (в)миг, горяч., точь(в)точь, затемн., умоляющ., (в)насмешку, (на)ходу, (во)первых, бок(о)бок.

  • Найдите в тексте слово с данной орфограммой

Назовите слова с орфограммами, которые встречаются в этих предложениях один раз.

Ученый готов годами искать истину.

Звезды этой нескончаемой ночи начали блекнуть, исчезать.

От горячих лучей солнца стал плавиться снег.

Всякое учение должно начинаться с любви к изучаемому предмету.

Однажды встретившись, мы не можем расстаться с произведениями искусства до конца жизни.

  • Сформулировать задание к упражнению, учитывая тему урока
  • Сгруппировать предложения

        Сгруппировать предложения в зависимости от слов, которые использованы в составном глагольном глагольном сказуемом (см. предложения выше).

        Сгруппировать предложения, ориентируясь на схемы и на особенности выражения подлежащего и сказуемого. Выделить грамматическую основу. Поставить недостающие знаки препинания.

Шутки шутить людей мутить.

Плохой товарищ не подмога.

Слепая ненависть плохой советчик.

Жизнь человека чудо чудес.

Точность и краткость вот первые достоинства прозы.

Грамота второй язык.

Сердце не камень

Жить народу служить.

Повторение мать ученья.

Читать значит вырабатывать вкус постигая прекрасное.

Художественная литература это искусство слова.

Чтение это всегда диалог, безмолвный, внутренний диалог наедине.

  • Вспомнить и рассказать правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым (к данному заданию)
  • Из исходного текста нужно исключить все предложения, кроме неопределенно-личных. Из неопределенно-личных предложений составить сжатый текст.

        В известное время на лапти был огромный спрос. Но это была невыгодная продукция, потому что ее производство требовало большого количества времени, но не принесло хорошего дохода. Занимались лаптеплетением из-за того, что с малых лет занимались этой работой.

        Орудий производства для плетения было немного: острый нож, железный крючок для подкидки, подсовывания лыка и колодка. Лапти делали разные: пятилычные, шестилычные, семилычные, восьмерки, девятки, десятки, одиннадцатки и дюжинные, то есть в двенадцать концов, или лык.

        Делили еще лапти на сорта: широколычные и узколычные. Широколычные лапти плели из широкого лыка. Этим уменьшали временные затраты…

        Лыко снимаем в июне. В это время оно легко отходило от дерева. Липняк рубили, делали на нем продольный разрез и лопатообразным крючком снимали молодую кору. Привезенный в дом материал размачивали в течение семи дней.

        Время основного плетения тянулось с Покрова до Пасхи. Смешна была цифра среднегодового заработка мастера, ежедневно работающего от проблесков зари до одиннадцати часов вечера. За весть товар получали около десяти рублей. Трудились много и за небольшую плату, но от дела все-таки не уходили!

  • Тест. Выполнить задание. Взаимопроверка

Тест № 1. Указать номер придаточного условия

  1. Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком.
  2. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
  3. Лес стоял тихий, молчаливый, потому что главные певцы улетели.
  4. Это я придумал соловья, чтоб вздохнула милая моя.
  5. Любое живое дело можно погубить, если делать его равнодушными руками.
  6. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  7. Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.
  8. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
  9. Когда труд удовольствие, жизнь хороша.
  10. Раз мы начали говорить, то лучше договорить все до конца.
  11. Все возы, потому что на них лежали тюки с шерстью, казались очень высокими и пухлыми.

Тесть № 2. Указать номер придаточных причины

  1. Вследствие того что приливы повышают уровень воды, морские суда смогут заходить вверх по реке на десятки километров.
  2. Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.
  3. И грянул птичий хор, как будто он поджидал лишь только нас.
  4. Однажды зимой я остался ночевать у них, потому что поднялась сильная метель.
  5. Пока горел костер, было светло и тепло.
  6. Где нет любви к искусству, там нет и критики.
  7. Я накинул на плечи шинель, потому что озяб от холода и усталости.
  8. Ночь была тиха и светла, хотя луны не было.
  9. Часов в пять, когда спала жара, все оживилось.
  10. Не мил и свет, если друга нет.
  11. Густая трава росла по берегам озера, потому что здесь достаточно было влаги.

  • Расположить предложения в определенном порядке

Расположить предложения в соответствии со схемами, ориентируясь на наличие дополнений и их видов. Расставить знаки препинания.

Языком болтай рукам волю не давай.

Язык наш враг наш.

Язык голову кормит.

Язык до Киева доведет.

Язык мал, да всем телом владеет.

1. - - - .          2. - - .          3. 4. - - .          5. - - - - .

  • Восстановить пропущенные предложения

Пользуясь справкой, нужно восстановить пропущенные предложения в тексте.

        Лучи солнца пробиваются сквозь густую зелень листвы, обжигают лицо и руки. Можно передохнуть, полежать в сочной траве. Но и тут нужно быть начеку. В кустах мелькнул полосатый бок страшного зверя. Хватаюсь за ружье. Стрелять или нет? Зверь не заметил человека, прошел мимо.

Справка: Вот и поляна. Тигр. Жаркий день.

  • Построить схемы предложений

Построить полную схему, отражающую все известные вам типы односоставных предложений.

  • Сгруппировать слова

При изучении, повторении и закреплении тем «Правописание приставок при- и пре-», «Правописание О-Е в корне слова», «Правописание О-Е в суффиксах и окончаниях», «Правописание корней с чередующимися гласными», «Написание слитное и через дефис прилагательных, существительных, наречий» и др.

  • Составить предложения с данным словом

Составить 4 предложения со словом «сезон».

  • 1 группа – вводное слово,
  • 2 группа – однородные члены предложения,
  • 3 группа – обращение,
  • 4 группа – деепричастный оборот.

  • Составить ряд слов

Составить ряд слов, в которых звуков больше, чем букв по принципу их постепенного (на 1) увеличения.

Начните со слова «чаю».

  • Работа с деформированным текстом

Восстановить текст, ориентируясь на подлежащие в предложениях.

        Антони Ван Левенгук из голландского города Дельфта, занимавшийся торговлей, заинтересовался шлифованием стекол и научился делать линзы, которые давали увеличение в 300 раз. Множество людей приезжало к торговцу мануфактурой, чтобы увидеть таинственный мир микроскопических организмов. Приезжал к нему и царь Петр Первый.

        Еще пять тысяч лет назад в Египте (не)ведомый художник изобразил на фреске труд виноделов. В каждом доме Древней Греции подавался к столу сыр.

С (не)запамятных времен хозяйки квасили капусту. Все знали, как это делается. Но (ни)кто не знал, почему киснет капуста и створаживается молоко. Для людей существовал только тот мир, который они видели, а совсем рядом был иной, (не)ведомый мир.

  • Составить диалог на заданную тему
  • Составить инструкцию, памятку на заданную тему

        Чаще всего на уроках русского языка при работе в парах учителя используют такой вид работы, как взаимные диктанты. Подобные диктанты дают возможность ученикам почувствовать уверенность в своих силах, особенно тем, кто часто получают за данную работу неудовлетворительные оценки. Специфика выполнения данных заданий в том, что за взаимные диктанты ученики очень редко получают плохие отметки, чаще всего работа выполнена на «хорошо» или «отлично». Этот вид работы дает возможность запомнить написание трудных слов и развивает речь школьников. Текст словарного диктанта, к которому надо подготовиться дома (часто это не делается), проговаривается несколько раз вслух, слова произносятся правильно (трудно для плохо читающих, осуществляется практика в чтении), четко, чтобы ученик их понял. Учащийся записывает текст. Затем роли меняются. Ученики, работающие в паре, совместно проверяют обе работы. В результате школьники совершают разные виды работ с данными словами, обучаются самоконтролю и взаимоконтролю. В процессе работы задействованы разные центры (слуховой, зрительный), развивается внимание. Так как слова диктанта учащийся видит во время работы несколько раз, происходит развитие слуховой и зрительной памяти.

        Если учитель диктует текст с карточки, то в работе можно использовать следующие задания, к примеру, по теме «Причастие»: Выделить причастные оборот, найти определяемое слово, определить разряд причастия. Взаимопроверка. В сложных предложениях выделить грамматическую основу, дать характеристику предложения. Взаимопроверка. При возникновении разногласий ученики обращаются к учителю. Школьники любят подобный вид работы, т.к. такая работа создает ситуацию успеха.

        Преимущества работы в парах заключается в том, что такая деятельность дает возможность увидеть свои ошибки, исправить их, поспорить, доказать свою правоту или согласиться со своей ошибкой.

Приложение

Фрагмент урока по теме «Правописание Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных»

        Работе в паре. Диктуем друг другу, проверяем сами, маркируем слова, в написании которых сомневаемся, обмениваемся, проверяем.

        Фаршированные помидоры. Жаренная в сухарях рубленая котлета. Сваренный борщ. Соленые огурцы. Засахаренная вишня. Запеченное мясо. Печеные пирожки.

        Слоеный пирог. Концентрированный сок. Некипяченое молоко, Выпеченный без муки торт. Печенный в духовке картофель. Квашеная капуста. Маринованная капуста.

        Один из работающих в паре учеников читает словосочетание, другой пишет его. После этого учащиеся меняются местами. Затем каждый берет тетрадь соседа и проверяет диктант без карточки. Второй раз проводится проверка по карточке, оценивают работу. Затем дети переходят на новое место, и образуется новая пара.???

        Задание для группы в 4 человека: Вставьте пропущенные буквы.

        Салат из кваше…ой капусты, соле…ые баклажаны, моро…ное мясо, туше…ый картофель с копче…ой грудинкой, компот из суше…ых фруктов, быстрозамороже…ая фасоль, утка, фарширова…ая яблоками, с лимо…ым соусом, пече…ые яблоки.

        Рыба, жаре…ая в тесте, рубле…ая сельдь, голубцы с варе…ым мясом и морковью, пше…ая каша из поджаре…ой крупы, газирова…ый напиток, поджаре…ые кури…ые окорочка, яйца, варе…ые вкрутую, слое…ый торт, хорошо промасле…ый.

        Проверка у доски.

        

Список литературы

  1. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М., 1977
  2. Дьяченко В.В. В парах сменного состава//Народное образование. 1989. № 5. С. 74-79
  3. Дьяченко В.В. Вместе и отдельно//Народное образование. 1989. С. 93-97
  4. Дьяченко В.В. Как это делается//Народное образование. 1989. № 6. С. 46-52
  5. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Диалоги об обучении. М.: Народное образование, 2004
  6. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1992. С. 192
  7. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников/Под ред. И.Б. Первина. М.: Педагогика, 1985. С. 144-148
  8. Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся. Рязань, 1977
  9. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников/Под. ред. Н.И. Чуприковой. Воронеж, 1998
  10. Литвинская И.Г. К вопросу об обеспечении успешности учения учащихся//Коллективный способ обучения. 2001. № 6. С. 22-26
  11. Малкова Н.Г., Пичурина Г.Б. О развитии доминантных подструктур мышления пространственного мышления учащихся в процессе обучения//Педагогическое обозрение, научно-методический и информационный журнал. 2005. № 4
  12. Педагогика/Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 2002, С. 604
  13. Педагогика/Под ред. Ю.К. Кабанского. М.: Российское педагогическое агентство, 2002. С. 191
  14. Петровский В.А., Виноградова А.М. Учимся общаться с ребенком. М.: Просвещение, 1993. С. 191
  15. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности//Психологическая наука и образование, 1996
  16. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования/Под ред. Е.Д. Божович. М.: ПЕР СЭ, 2005
  17. Танцоров С. Групповая работа в развивающем образовании. Педагогический  центр «Эксперимент». Рига, 1997
  18. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. С. 160
  19. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности. Избранные труды. М., 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель современного урока. Применение технологии "Коллективный способ обучения" на уроках русского языка

Вашему вниманию предлагается описание технологии "Коллективный способ обучения" и её практического применения на уроках русского языка в 7 и 8 классах по темам: "Правописание гласных в корне слова" , ...

Индивидуальный план самообразования Монгуш М.А.: Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

Актуальность данной  технологии  обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего  обучения , она позволяет заменить  урок  объяснения нового материала ...

Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

В современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, менеджмента...

Интерактивный плакат как средство обучения на уроках русского языка

Данная разработка интересна будет учителям русского языка, работающим в 8 классе....

Методическая разработка "Использование инновационных средств обучения на уроках русского языка"

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уро...