Обособленные члены предложения. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему

Якушева Наталья Михайловна

Предлагаемая презентация предназначена для использования при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и соответствует заданию 16 по демоверсии ФИПИ 2015 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obosoblennye_chleny_predlozheniya.pptx229.18 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обособленные члены предложения Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание 16 (по демоверсии ФИПИ 2015). Презентация выполнена ЯКУШЕВОЙ НАТАЛЬЕЙ МИХАЙЛОВНОЙ, учителем МБОУ Городской лицей при УлГТУ г. Ульяновска

Слайд 2

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ Найди определяемое слово . Определение стоит ДО или ПОСЛЕ него?

Слайд 3

Определения НЕ обособляются, если ‗|~~~~|‗  стоят ПЕРЕД определяемым словом, при этом у них НЕТ дополнительного обстоятельственного значения, невозможен вопрос к определению от сказуемого.

Слайд 4

Эту длившуюся примерно до середины 90-х годов полосу русской истории называли сумеречной и хмурой.     ?

Слайд 5

Определения перед определяемым словом обособляются, если У определения ЕСТЬ дополнительное обстоятельственное значение, то есть возможен вопрос от сказуемого: Почему? Несмотря на что? ИЛИ между определяемым словом и определением есть другие слова ,|~~~~|, 

Слайд 6

Артиллерийский налет не прекращался , и, оглушенные грохотом, люди не могли поднять голову. Раскаленная солнцем, горела позолоченная медь пуговиц на мундирах офицеров   Почему?  

Слайд 7

Обособляются распространенные и однородные определения ПОСЛЕ определяемого слова. Сентябрьское солнце , ярко пронизывающее прозрачный воздух, уже низко. Незнакомый юноша , длинный, нескладный, явно был застенчив .      

Слайд 8

Всегда обособляются определения, относящиеся к личному местоимению. , |~| , Л.М. , |~| , Молодой, красивый, изящный , он держал себя гордо и неприступно. Меня , мокрого до последней нитки , сняли с лошади почти без памяти.     

Слайд 9

ОБОСОБЛЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ Найди основу предложения. Найди определяемое слово и приложение. Не путай приложение со сказуемым!

Слайд 10

Приложения – определения, выраженные существительными. Приложения могут обособляться как запятыми, так и тире, нельзя в одном обособлении применять разные знаки.

Слайд 11

Приложения НЕ обособляются ТОЛЬКО ПЕРЕД ЗАГЛАВНОЙ  ‗|~~~|‗Х Химик Бородин был еще и знаменитым композитором . 

Слайд 12

Во всех остальных случаях приложения обособляются.  , |~| , Дубов, лесовод и селекционер, по пал в писательский дом отдыха случайно. Бородин , х имик, был еще и знаменитым композитором.   

Слайд 13

Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями, ИХ МОЖНО ЗАМЕНИТЬ ОДНОРОДНЫМ СКАЗУЕМЫМ ИЛИ ПРИДАТОЧНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ .

Слайд 14

Не обособляются деепричастия:

Слайд 15

Входящие во ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ: сломя голову, спустя рукава Входящие в СКАЗУЕМОЕ: читать лежа, вошел улыбаясь, упражнение делать стоя у стены, высунув язык Однородные с наречиями и другими необособляемыми обстоятельствами: шел быстро и не уступая дорогу; слезал молча и не торопясь, говорил шепотом и ни на кого не глядя.

Слайд 16

Входящие в придаточное с союзным словом «КОТОРЫЙ»: [Вот книга ], ( прочтя которую вы многое себе уясните ). Ставшие ПРОИЗВОДНЫМИ ПРЕДЛОГАМИ: ( исходя из обстановки = по обстановке; спустя неделю = через неделю; начиная с … и т.п.) Спустя несколько секунд она приходит в себя и уже вопросительно заглядывает мне в глаза. Начиная с воскресенья зарядили тоскливые осенние дожди. В таких ситуациях следует поступать исходя из здравого смысла

Слайд 17

Обороты с « НЕСМ ОТРЯ НА…», «НЕВЗИРАЯ НА..» обособляются всегда Несмотря на тяжелые погодные условия , спасатели уже к вечеру были на месте

Слайд 18

Обособленное (- ые ) обстоятельство (-а) есть в предложении? (Знаки в предложениях не расставлены.) Я ожидая Вадима не ел показывая хорошее воспитание. Второе блюдо Марьи жареные котлеты ел совершенно чужой парень. В руке у парня блеснула безопасная бритва как-то хитро зажатая между пальцев. Разрезанное наискосок Вадькино пальто уже невозможно было продать на рынке.

Слайд 19

Задаем вопрос от сказуемого: Я ожидая Вадима не ел показывая хорошее воспитание. Что делая? Что сделав? Что делая? Что делая?

Слайд 20

Обособленные обстоятельства есть в предложении. Я , ожидая Вадима , не ел , показывая хорошее воспитание . Что делая? Что делая?

Слайд 21

Обособленные второстепенные члены есть в предложении? (Знаки не расставлены.) 2. Второе блюдо Марьи жареные котлеты ел совершенно чужой парень.

Слайд 22

Задаем вопросы: от сказуемого – Что делая? Что сделав? от имён: - Какой? 2. Второе блюдо Марьи жареные котлеты ел совершенно чужой парень . Что делая? Что сделав? Какое?

Слайд 23

Обособленные второстепенные члены есть в предложении? (Знаки не расставлены.) 2. Второе блюдо Марьи жареные котлеты ел совершенно чужой парень . Какое? существительное

Слайд 24

Обособленные второстепенные члены есть в предложении? (Знаки не расставлены.) 2. Второе блюдо Марьи , жареные котлеты , ел совершенно чужой парень . Какое? Приложение – определение, выраженное существительным. Какой?

Слайд 25

Обособленные второстепенные члены есть в предложении? (Знаки не расставлены.) 2. Второе блюдо Марьи , жареные котлеты , ел совершенно чужой парень . Какое? Приложение – определение, выраженное существительным. Какой?

Слайд 26

Обособленные второстепенные члены есть в предложении? (Знаки не расставлены.) 2. Второе блюдо Марьи , жареные котлеты , ел __ совершенно чужой __ парень . Какое? Приложение – определение, выраженное существительным. Какой? Определение перед определяемым словом НЕ обособляется

Слайд 27

Обособленные второстепенные члены есть в предложении? (Знаки не расставлены.) В руке у парня блеснула безопасная бритва как-то хитро зажатая между пальцев.

Слайд 28

Обособленные второстепенные члены есть в предложении? (Знаки не расставлены.) В руке у парня блеснула безопасная бритва как-то хитро зажатая между пальцев. Какая?

Слайд 29

Обособленные второстепенные члены есть в предложении? (Знаки не расставлены.) В руке у парня блеснула безопасная бритва , как-то хитро зажатая между пальцев . Какая? Определение обособляется ПОСЛЕ определяемого слова

Слайд 30

Обособленные второстепенные члены есть в предложении? (Знаки не расставлены.) Разрезанное наискосок Вадькино пальто уже невозможно было продать на рынке.

Слайд 31

Обособленные второстепенные члены есть в предложении? (Знаки не расставлены.) Разрезанное наискосок Вадькино пальто уже невозможно было продать на рынке. Какое?

Слайд 32

Обособленные второстепенные члены есть в предложении? (Знаки не расставлены.) Разрезанное наискосок __ _ Вадькино пальто уже невозможно было продать на рынке. Какое? Определение перед определяемым словом

Слайд 33

Обособленное приложение есть в предложении ? (Знаки в предложениях не расставлены.) Станковая живопись уцелевшая в памятниках архитектуры находится в беспризорном состоянии и осыпается. Древние рукописи оказываясь на чердаках и в неотапливаемых кладовках гибнут или сознательно уничтожаются. Музейные экспонаты различные памятники и документы старины собирали всем миром. Заимствованным из письменных памятников сюжетам посвящено подавляющее большинство произведений изобразительного искусства Древней Руси.

Слайд 34

Приложение – определение, выраженное существительным. Станковая живопись уцелевшая в памятниках архитектуры находится в беспризорном состоянии и осыпается.

Слайд 35

Приложение – определение, выраженное существительным. Станковая живопись уцелевшая в памятниках архитектуры находится в беспризорном состоянии и осыпается . Какая?

Слайд 36

Приложение – определение, выраженное существительным. Станковая живопись , уцелевшая в памятниках архитектуры , находится в беспризорном состоянии и осыпается . Какая? Обособленное ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕ определяемого слова

Слайд 37

Обособленные второстепенные члены есть в предложении? (Знаки не расставлены.) Древние рукописи оказываясь на чердаках и в неотапливаемых кладовках гибнут или сознательно уничтожаются.

Слайд 38

Обособленные второстепенные члены есть в предложении? (Знаки не расставлены.) Древние рукописи оказываясь на чердаках и в неотапливаемых кладовках гибнут или сознательно уничтожаются . Что делая?

Слайд 39

Обособленные второстепенные члены есть в предложении? (Знаки не расставлены.) Древние рукописи оказываясь на чердаках и в неотапливаемых кладовках гибнут или сознательно уничтожаются . Что делая?

Слайд 40

Обособленные второстепенные члены есть в предложении? (Знаки не расставлены.) Древние рукописи , оказываясь на чердаках и в неотапливаемых кладовках , гибнут или сознательно уничтожаются . Что делая? Обособленное обстоятельство

Слайд 41

Обособленные второстепенные члены есть в предложении? (Знаки не расставлены.) Музейные экспонаты различные памятники и документы старины собирали всем миром. Что?

Слайд 42

Обособленные второстепенные члены есть в предложении? (знаки не расставлены). Музейные экспонаты различные памятники и документы старины собирали всем миром. Что? , Однородные дополнения Однородные дополнения Однородные дополнения

Слайд 43

А23. Вадим и Мария жили в комнатке (1) вполне приличной (2) светлой и тёплой (3) располагавшейся прямо под лестницей (4) трёхэтажного коммунального дома (5) обогреваясь буржуйкой (6) стоящей посреди комнаты.

Слайд 44

А23. Вадим и Мария жили в комнатке (1) вполне приличной (2) светлой и тёплой (3) располагавшейся прямо под лестницей (4) трёхэтажного коммунального дома (5) обогреваясь буржуйкой (6) стоящей посреди комнаты.

Слайд 45

А23. Вадим и Мария жили в комнатке (1) вполне приличной (2) светлой и тёплой (3) располагавшейся прямо под лестницей (4) трёхэтажного коммунального дома (5) обогреваясь буржуйкой (6) стоящей посреди комнаты .

Слайд 46

(как? ) А23. Вадим и Мария жили в комнатке , (1) вполне приличной (2) светлой и тёплой , (3) располагавшейся прямо под лестницей (4) трёхэтажного коммунального дома , (5) обогреваясь буржуйкой , (6) стоящей посреди комнаты . (какой?) (какой?) (какой? )

Слайд 47

(как? ) А23. Вадим и Мария жили в комнатке , (1) вполне приличной , (2) светлой и тёплой , (3) располагавшейся прямо под лестницей (4) трёхэтажного коммунального дома , (5) обогреваясь буржуйкой , (6) стоящей посреди комнаты . (какой?) (какой?) (какой? ) Ο дн . Ο дн . Ο дн .

Слайд 48

А23. Маленькие (1) язычески разнообразные (2) как бы игрушечные (3) древние церкви (4) убедительно говорят нам о талантливости нашего народа (5) выраженной в церковном зодчестве.

Слайд 49

А23. Маленькие (1) язычески разнообразные (2) как бы игрушечные (3) древние церкви (4) убедительно говорят нам о талантливости нашего народа (5) выраженной в церковном зодчестве . (Какие?) (О какой ?)

Слайд 50

А23. Маленькие (1) язычески разнообразные (2) как бы игрушечные (3) древние церкви (4) убедительно говорят нам о талантливости нашего народа , (5) выраженной в церковном зодчестве . (Какие?) (О какой ?)

Слайд 51

А23. Маленькие , (1) язычески разнообразные, (2) как бы игрушечные (3) древние церкви (4) убедительно говорят нам о талантливости нашего народа , (5) выраженной в церковном зодчестве . (Какие?) (О какой ?) неодн . Одн . Одн . Одн .

Слайд 52

В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

Слайд 53

Мы шагали , скребя зубами склизлые от слюны плитки жмыха , прекрасно пахнущие подсолнечным маслом .

Слайд 54

Мы шагали , скребя зубами склизлые от слюны плитки жмыха , прекрасно пахнущие подсолнечным маслом . (Что делая? Как?) (Какие?)

Слайд 55

2. Вкусно пахнущий семечками воздух возбуждал аппетит, и Вадим рассказал , что здесь можно получить жмых – остатки после производства масла из семян подсолнуха .

Слайд 56

2. [ Вкусно пахнущий семечками воздух возбуждал аппетит ] , и [ Вадим рассказал ] , (что здесь можно получить жмых – остатки после производства масла из семян подсолнуха ). ( Какой?) ( Какой?) Приложение – определение, выраженное сущ .

Слайд 57

3. Мы стояли у ворот рынка, и я зачарованный глазел на мрачную тётку в телогрейке и мужских бурках.

Слайд 58

3. [ Мы стояли у ворот рынка ] , и [ я зачарованный глазел на мрачную тётку в телогрейке и мужских бурках ] . ( Какой?)

Слайд 59

3. [ Мы стояли у ворот рынка ] , и [ я , зачарованный , глазел на мрачную тётку в телогрейке и мужских бурках ] . ( Какой?) Личное мест.

Слайд 60

4. У окна стоял дощатый , грубо сколоченный стол , а на нём, кособочась одна в другой , лежали две дюралевые миски .

Слайд 61

4. [ У окна стоял дощатый , грубо сколоченный стол ] , а [ на нём, кособочась одна в другой , лежали две дюралевые миски ] . Неоднородные опр. Неоднородные опр. Зависимое слово

Слайд 62

4. [ У окна стоял грубо сколоченный дощатый стол ] , а [ на нём, кособочась одна в другой , лежали две дюралевые миски ] . Неоднородные опр. Неоднородные опр. Зависимое слово

Слайд 63

А22. В каком предложении есть пунктуационная ошибка? Мы шагали, скребя зубами склизлые от слюны плитки жмыха, прекрасно пахнущие подсолнечным маслом. Вкусно пахнущий семечками воздух возбуждал аппетит, и Вадим рассказал, что здесь можно получить жмых – остатки после производства масла из семян подсолнуха. Мы стояли у ворот рынка, и я , зачарованный , глазел на мрачную тётку в телогрейке и мужских бурках. У окна стоял дощатый, грубо сколоченный стол, а на нём, кособочась одна в другой, лежали две дюралевые миски.

Слайд 64

В каком предложении есть пунктуационная ошибка ?

Слайд 65

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности.

Слайд 66

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности . Существит . в им.п. Существит . в им.п.

Слайд 67

Воспитание любви к родному краю , к родной культуре , к родному селу или городу , к родной речи – задача первостепенной важности . Существит . в им.п. Существит . в им.п. Однородн . Однородн . Однородн . Однородн . Однородн .

Слайд 68

2 . В Новгороде в недавние времена найден древнейший памятник финского языка – финская берестяная грамота , лежавшая рядом с написанными по-русски .

Слайд 69

2. В Новгороде в недавние времена найден древнейший памятник финского языка – финская берестяная грамота , лежавшая рядом с написанными по-русски . ( Какой?) ( Какая?) Приложение – определение, выраженное сущ.

Слайд 70

2. В Новгороде в недавние времена найден древнейший памятник финского языка – финская берестяная грамота , лежавшая рядом с написанными по-русски . ( Какой?) ( Какая?) Приложение – определение, выраженное сущ. (Где?) (Когда?)

Слайд 71

3. Существуют совершенно неправильные представления о том, что подчёркивая национальные особенности , пытаясь определить национальный характер , мы способствуем разъединению народов.

Слайд 72

3. [ Существуют совершенно неправильные представления о том ] , (что подчёркивая национальные особенности , пытаясь определить национальный характер , мы способствуем разъединению народов).

Слайд 73

3. [ Существуют совершенно неправильные представления о том ] , (что подчёркивая национальные особенности , пытаясь определить национальный характер , мы способствуем разъединению народов).

Слайд 74

3. [ Существуют совершенно неправильные представления о том ] , (что , подчёркивая национальные особенности , пытаясь определить национальный характер , мы способствуем разъединению народов).

Слайд 75

4. Если нет индивидуальных особенностей, отличающих одну местность от другой, одно село от другого, один город от другого и ваш собственный дом от соседних , вся страна превращается в скучную, неинтересную пустыню.

Слайд 76

4. ( Если нет индивидуальных особенностей, отличающих одну местность от другой, одно село от другого, один город от другого и ваш собственный дом от соседних ) , [ вся страна превращается в скучную, неинтересную пустыню ] .

Слайд 77

4. ( Если нет индивидуальных особенностей, отличающих одну местность от другой, одно село от другого, один город от другого и ваш собственный дом от соседних ) , [ вся страна превращается в скучную, неинтересную пустыню ] . Однородн . Однородн . Однородн . Однородн .

Слайд 78

А22. В каком предложении есть пунктуационная ошибка? Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности. В Новгороде в недавние времена найден древнейший памятник финского языка – финская берестяная грамота, лежавшая рядом с написанными по-русски. Существуют совершенно неправильные представления о том, что , подчёркивая национальные особенности, пытаясь определить национальный характер, мы способствуем разъединению народов. Если нет индивидуальных особенностей, отличающих одну местность от другой, одно село от другого, один город от другого и ваш собственный дом от соседних, вся страна превращается в скучную, неинтересную пустыню.

Слайд 79

Расставьте и объясните все запятые. Темно-серый европейский олень (1) рванув копытами мёрзлую землю (2) со всего маха тяжело перелетел через просеку (3) и (4) запрокинув художественно-костистую голову (5) пропал в лесу.

Слайд 80

Расставьте и объясните все запятые. Темно-серый европейский олень (1) рванув копытами мёрзлую землю (2) со всего маха тяжело перелетел через просеку (3) и (4) запрокинув художественно-костистую голову (5) пропал в лесу. Что сделав? Как?

Слайд 81

Расставьте и объясните все запятые. Темно-серый европейский олень (1) рванув копытами мёрзлую землю (2) со всего маха тяжело перелетел через просеку (3) и (4) запрокинув художественно-костистую голову (5) пропал в лесу. Что сделав? Как?

Слайд 82

Расставьте и объясните все запятые. Темно-серый европейский олень (1) рванув копытами мёрзлую землю (2) со всего маха тяжело перелетел через просеку (3) и (4) запрокинув художественно-костистую голову (5) пропал в лесу. Что сделав? Как? , , , ,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения.Обособленное определение""

Конспект урока  русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения. Обособленное определение"(1-ый урок)...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ОБОСОБЛЕНИЕ ПРИЧАСТНЫХ И ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ"

Тема урока: Обособленные члены предложения. Обособление причастных и деепричастных оборотов .Урок по учебному комплексу В.В.БабайцевойТип урока: урок приобретения  новых знанийФорма урока: ...

урок русского языка в 7 классе по теме: "Обособленные члены предложения. Обособление причастных и деепричастных оборотов."

Урок поможет сформировать умение отличать причастные обороты от деепричастных оборотов....

ТЕСТ для подготовки к ОГЭ по русскому языку. Тема: обособление второстепенных членов предложения.

·                Задание направлено на нахождение  вводных слов, вводных предложений и обращений.·...

Презентация Задание 16 Подготовка к ЕГЭ по русскому языку .Обособленные члены предложения.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.Это задание 16.Ученики  с трудом выполняют это задание.Здесь вы повторите теорию по данному заданию. И используйте тренажёр....

Главные члены предложения. Подлежащее. Презентация к уроку русского языка в 5 классе.

Презентация к уроку русского языка по теме "Главные члены предложения. Подлежащее." 5 класс...