Урок - соревнование по теме "Морфемика" (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Класс делится на две команды, выбирается жюри. В ходе урока выполнение заданий оценивается баллами, которые сообщаются командам. После окончания подводятся итоги и называются победители.

Цели:

Повторить материал по теме (названия морфем, правописание корней с чередующимися гласными, правописание приставок и сложных слов; умение проводить морфемный разбор, подбирать слова к схемам);

Способствовать развитию творческих способностей обучающихся;

Способствовать формированию интереса к русскому языку.

Форма урока: урок-соревнование , 2 команды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-sorevnovanie_morfemika.rar232.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  - соревнование по теме "Морфемика" (6-й класс)

Класс делится на две команды, выбирается жюри. В ходе урока выполнение заданий оценивается баллами, которые сообщаются командам. После окончания подводятся итоги и называются победители.

Цели:

Повторить материал по теме (названия морфем, правописание корней с чередующимися гласными, правописание приставок и сложных слов; умение проводить морфемный разбор, подбирать слова к схемам);

Способствовать развитию творческих способностей обучающихся;

Способствовать формированию интереса к русскому языку.

Форма урока: урок-соревнование , 2 команды.

                                                                         Эпиграф:

                                                                          Слово делится на части,

                                                                          Ах, какое это счастье!

                                                                         Может каждый грамотей

                                                                         Делать слово из частей!

                                                                             (слайд 2)

 ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1) Запись числа и темы урока

2) Обращение к эпиграфу

3) Выразительное чтение эпиграфа учителем.

- Что изучает  морфемика?

II. Сообщение цели урока

- Сегодня мы должны повторить то, что узнали о частях слова – морфемах, и орфографические правила, связанные с их написанием.  Но вначале, уважаемое жюри, представление команд.

Команда «Приставка».

Вы стоите после корня,

Мы немного впереди,

Но от всей души желаем

Дружно вместе нам идти!

Команда «Суффикс»

Команде «Приставка»  желаем успеха,

Желаем победы, веселья и смеха!

- Ну а теперь начинаем соревнование.

- Вини-Пух и Пятачок поспорили, какое окончание в слове мармелад. Вини-Пух утверждает, что – ад, а Пятачок считает, что окончания здесь вообще нет. Кто из них прав?

Игра «Не угоди в ловушку!»

- Распределите слова в три столбика.

Осенний, шиповник, травы, день, сырой, вдруг, холодок, шипы, туманный, неожиданно, канавы, расцвёл, цветок, сегодня, шиповника.  (слайды 3,4)

С падежным  окончанием

С нулевым окончанием

Без окончания

(неизменяемые

слова)

- Какие морфемы могут входить в основу?

- Докажите, что  суффикс и приставка являются значимыми частями слова.

- Найдите формы одного и того же слова

- Найдите однокоренные слова

(Подводятся итоги, объявляются баллы.)

Задание командам:   (слайд 5)

Выписать из текста слова, состоящие из следующих морфем:

1) корень + окончание

2) корень + суффикс + окончание

3) приставка +  корень + суффикс + окончание  

4) приставка + корень + суффикс

5) корень + суффикс (не входит в основу) + окончание

Над прудом поземка вьется,

Тени длинные легли.

И негреющего солнца

Красный шар висит вдали.

                                         (Вл. Приходько)

-Пока команды работают с текстом, капитаны команд приглашаются к доске.  Вам предлагается для разбора по составу 5 слов. (слайд 6)

Команда «Приставки»:  уловка, чёрненький, отморозили, заморский, поджарить

Команда «Суффикс»:  приставка, беленький, высадила, пригородный, пересолить.

(Проверка.  Подведение итогов.)

- Какие вы можете назвать корни с чередованием гласных?  Задание: Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объясните выбор гласной графически.  (слайд 7)

1. Софья накл…нялась, срывала цветок и легким прик…сновением пальцев гладила дрожащие лепестки.

2. Он знал эту отр…сль производства.

3. Ночь уже л…жилась на горы.

4. Все двери зап…рались на замок.

5. Река протекала в густых зар…слях.

6. Заг…рались и бл…стали стекла, оз…ренные пожаром.

В это время представители команд  участвуют в конкурсе «Угадай слово». (слайды 8, 9)

 Команда «Приставки»:  В нём такое же окончание, как в слове конь

Такая же приставка, как в слове заблудился

В нём такие же суффиксы, как в слове читала

В нём такой же корень, как в слове перебежчик

(Забежал)

Команда «Суффикс»:  У него приставка, как у слова переждать,

Корень,  как у слова раздумье,

У него два суффикса: первый, - как у слова брать, второй - суффикс, образующий прошедшее время глагола

Окончание, как  у слова сын

(Передумал)

(Проверка.  Подведение итогов.)

- Назовите способы образования слов в русском языке. Как образуются сложные слова?

Задание командам:

   Объяснить значение сложных слов, раскрывая значение их частей.

Команда «Приставка»:  лесоруб, птицефабрика.

Команда «Суффикс»:  вездеход, пчеловод.

— Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре- и при-.

Задание: заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке. (слайд 10)

Слова

е

и

пр…образователь

пр…школьный

пр…успевать

пр…лунение

пр…красный

пр…рвать

пр…остановить

пр…одолеть

пр…выкать

пр…поднять

(Проверка.  Подведение итогов.)

-  Итак, ребята, последний  конкурс.  Разгадайте кроссворд.  (Слайд 11)

1.

1.

 

 

 

 

 

 

2.  

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

2. 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали: 1.Часть изменяемого слова без окончания. 2.Значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов. 3. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.4.Значимая часть слова, которая образует формы слова.

По вертикали: 1.Наука о языке, в которой изучаются части слова. 2.Главная значимая часть слова, в которой заключается общее лексическое значение всех однокоренных слов.

III. Подведение итогов урока.

         Молодцы, вы преодолели все уровни игры. Давайте послушаем, насколько успешно.  (Жюри подводит итоги, сообщает конечный результат, называет победителей).

IV.  Рефлексия.        А теперь оцените наш урок и вашу работу на нём с помощью «смайлика (слайд 12)

V.   Домашнее задание.

         Дома вы ещё раз должны повторить орфограммы раздела, чтобы лучше подготовиться к контрольному диктанту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-соревнование для 6 класса. Раскрытие скобок. Решение уравнений

Тема урока: «Раскрытие скобок. Решение уравнений»Цели урока: образовательные (закрепление ЗУНов по теме: «Раскрытие скобок. Решение уравнений»)воспитательные (формирование самообладания и выдерж...

Урок-соревнование в 8 классе по теме:"Виды теплопередачи"

В статье предлагается урок физики в 8 классе в игровой форме с организацией индивидуальной и групповой деятельности учащихся....

Разработка урока-соревнования в 8 классе по геометрии на тему "Четырехугольники. Свойства, признаки и площади четырехугольников"

Материал урока систематизирует и обобщает знания о четырехугольниках, их свойствах, признаках, площадях...

Урок - соревнование для 7 класса ЗПР

Урок - соревнование для 7 класса ЗПР...

Урок-соревнование в 6 классе В мире изобразительного искусства.

Урок-соревнование  в 6 классе    В мире изобразительного искусства.Урок-соревнование знатоков и умельцев в мире изобразительного искусства. На уроках мы с вами вы­полняли работы в ...

Урок-соревнование в 8 классе. Решение квадратных уравнений по формуле.

Урок проводится в виде соревнований для двух команд, где используются и устная работа и активизация мыслительной деятельности при выполнении практических заданий. Вспоминаются темы "Координатная плоск...