Разработка урока-соревнования в 8 классе по геометрии на тему "Четырехугольники. Свойства, признаки и площади четырехугольников"
методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме

Дрожина Валентина Ивановна

Материал урока систематизирует и обобщает знания о четырехугольниках, их свойствах, признаках, площадях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_8_klass.docx39.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Урок - соревнование  в  8  классе.

Тема: «Четырёхугольники.  Свойства,  признаки,  площади  четырёхугольников».

Цель: систематизировать  и  обобщить  знания  о  четырёхугольниках,  их  свойствах,    

          признаках,  площадях.

Подготовка  к  уроку.

Класс  разбивается  на  две  команды,  так  чтобы  «силы»  команд  были  равными;  выбираются  капитаны  команд.  Учащиеся  рассаживаются  за  парты.

                                                                         

                                                                              стол  учителя

учащиеся  1  команды                                                                              учащиеся 2  команды

Учителю  помогают  двое  учащихся.

                                                           Ход  урока.

1. Проведение  соревнования.

Первый  тур  «Разминка»

Решение  задач  по  готовым  чертежам.

На  интерактивной  доске  представлены  условия  задач  и  даны  к  ним  чертежи .  Командам  предлагается  решить  эти  задачи.  За  правильное  решение  каждой  задачи  команда  получает  «5»  баллов.

 

1. Найти  площадь  параллелограмма  АВСD.

                      2 см

                                                   30

         

            А      К                      D                   Е

2.Докажите,  что  КМNE - параллелограмм.

                 М                        N

                     О

          К                      Е

1. АВСD - прямоугольник. SАВСD = Q.  Найти  площадь  треугольника АМD.

     D                                  С                            М

                                              О

      А                                  В

2. КМЕN - квадрат.  Найдите  периметр  квадрата.

                К                                  N

                              6см

                                            60

                М                                 Е                  

                                             Второй  тур  «Вопрос - ответ»

Учитель  задаёт  вопросы  каждой  команде  по  очереди.  Учащиеся  устно  отвечают  на  них.

Если  команда  не  отвечает  на  свой  вопрос,  то  право  ответа  переходит  к  команде  соперников.

(За  каждый  правильный  ответ  команда  получает  по  одному  баллу.)

Вопросы  первой  команде

Вопросы  второй  команде

1. Определение  параллелограмма.

1. Определение  ромба.

2. Определение  прямоугольника.

2 .Определение  трапеции.

3. Квадрат - это  ромб  у  которого…

3.Квадрат - это  прямоугольник,  у  

    которого…

4. Первое  свойство  параллелограмма.

4.Второе  свойство  параллелограмма.

5. Первый  признак  параллелограмма.

5. Второй  признак  параллелограмма.

6. Третий  признак  параллелограмма.

6. Какая  трапеция  называется

    равнобедренной?

7. Собственное  свойство  прямоугольника.

7. Собственное  свойство  ромба.

8. Что  называется  диагональю  

    четырёхугольника?

8. Является  ли  ромб  выпуклым  

     многоугольником?

9. Какая  трапеция  называется  

    прямоугольной?

9. Как  называются  две  параллельные  

    стороны  трапеции?

                   Третий  тур «Спешите  ответить  и  решить».

Задания - билеты:

1. Доказать  у  доски  теорему  о  площадях  четырёхугольника.

    (По  одному  человеку  от  каждой  команды  тянут  билеты,  выбирая  теорему  и  

    доказывая  её  (по 6  баллов)).

2. Доказать  на  месте  теоремы  о  площадях  четырёхугольников.

(По  два  человека  от  каждой  команды.  Парный  контроль:  те,  кто  доказывает  теоремы  у  доски,  принимают  теоремы  у  членов  команд  противника  (по 6 баллов)).

3. Решить  задачи.

(К  доске  вызываются  по  два  человека  от  каждой  команды (по 4  балла  за  каждую  задачу)).                                                            N

                             Задачи  для  команд:

               В                   М                         С

               А                                                    D

1. На  рисунке  АВСD - прямоугольник,  точка  М - середина  стороны  ВС.  Периметр  

    прямоугольника  АВСD  равен  48 см,  а  сторона  АD  в  два  раза  больше  стороны  АВ

    Найдите  площади  прямоугольника  АВСD  и  треугольника АDN.

2. В  равнобедренной  трапеции  основания  равны  20 и 30 см,  а  угол  45.  Найдите

    площадь  трапеции.

3. Площадь  трапеции 60см2,  а  высота 3 см.  Основания  относятся  как 3:7.  Найдите  

    основания  трапеции.

4. В  параллелограмме  АВСD  отрезки  ВК  и  ВN - его  высоты,  равные  соответственно

   3 см  и  4 см.  Найдите  площадь  параллелограмма  АВСD.

                                   Игра  «Математическое  лото».

По  четыре  человека  от   каждой  команды  работают  с  картами  математического  лото (по  4  балла  за  каждую  задачу).

Найдите  стороны  прямоугольника,  если  его  площадь 32 см2,а  одна  сторона  в  два  раза больше  другой.

Найдите  площадь  ромба,  если  его  сторона  16 см,  а  один  из  углов 30.

Сумма  трёх  углов  параллелограмма  равна  280.  Найдите  все  углы  параллелограмма

В  равнобедренной  трапеции  диагональ  составляет  с  боковой  стороной  угол  в  120.  Боковая  сторона  равна  меньшему  основанию.  Найдите  углы  трапеции.

Ответы.

4 см  и 8 см

128 см2

80  и 100

40  и  140

Сделать  дополнительные  карточки  с  ложными  ответами:

1). 256  и  512;2). 20  и  160;  3). 512 .

 В  них  учтены  ошибки,  которые  могут  допустить  учащиеся.

Задание «Разрезная  теорема».

Учащиеся  работают  с  разрезными  карточками  с  теоремами.  Участвуют  по  два  человека  от  каждой  команды.  Карточка  с  теоремой  разрезается  на  части  и  смешивается  с  разрезанными  частями  другой  теоремы.  Ученику  даётся  задание  собрать  терему.

(Один  балл  за  правильный  ответ)

Карточки.

№ 5

Площадь  трапеции  равна  произведению  полусуммы  её  оснований  на  высоту.

№11

Дано: АВСD - трапеция с  площадью S.

АD и ВС  основания  трапеции, ВН - высота.

Доказать: SАВСD = (АD + ВС) ВН

                                 В                                С                Н1

                                                                                               

                                                                                             

                                                                                         

                А             Н                                                    D

                                                                         №17        

Проведём  диагональ  ВD,  она  разделит  трапецию  на  два  треугольника  АВD  и  ВСD,  поэтому  SАВСD = SАВD + SВСD.

Примем  отрезки  АD  и  ВН  за  основание  и  высоту  треугольника  АВD…

                                                                       №23

Примем  отрезки  ВС  и  DН  за  основание  и  высоту         ВСD.  Тогда

SАВD =  АD · ВН,  SВСD. =  ВС · DН1.   Так  как  DН1 =  ВН,  то…

                                                                       № 29

SВСD. =  ВС · DН

Имеем   SАВСD = АD· ВН +  ВС· ВН = = (АD + ВС) ВН

Проверить  правильность  ответа  легко  и  быстро - достаточно  проверить  номера  карточек;  или  еще  быстрее:  дать  задание  ученику  подсчитать  их  сумму,  а  у  учителя  она  подсчитана  заранее.

5+11+17+23+29 = 85

номера  карточек  пишутся  произвольно.

                                Четвёртый  тур  «Гимнастика  ума»

Задание: Сложить  из  спичек  равновеликие  фигуры.

Задание  выдается  каждой  команде.

(За  правильный  ответ  команда  получает  1 балл).

  1 команда.

Из  12  спичек  сделан  ключ.  Переложите  в  нём  4  спички  так,  чтобы  получилось  три  равновеликих  квадрата.

 

Ответ:        

                                                                                         

                                                                                       

                                                                                   

2 команда.

В  фигуре  из  10  спичек  переложить  5  спичек  так,  чтобы  получилось  3  равновеликих  квадрата.

                                       

Ответ.                                                      

                                                           

                                                           

                                                         

Подведение  итогов.  Подсчет  общего  количества  баллов  каждой  команды.  Награждение  победителей.

Задание  на  дом.  Составить  рисунок  из  плиток  имеющих  форму  равностороннего треугольника.  

Муниципальное  образовательное  учреждение

«Средняя  общеобразовательная  школа №1 п. Пангоды»

Конспект  урока  по  геометрии  в  8  классе

по  теме: «Четырёхугольники.  Свойства,  признаки,  площади  четырёхугольников»

Учитель: Дрожина В.И.

2012год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка урока-соревнования «Весенние праздники в Германии» (для 5 класса) учителя немецкого языка Кочневой Т.В.

Контроль полученных знаний и приобретенных умений и навыков по теме "Весенние праздники в Германии" в игровой форме....

Методическая разработка урока-соревнования по теме" Погода".

    Данная методическая разработка предназначена для проведения итоговой работы по теме «Климат» в соревновательной игровой форме....

Методическая разработка урока-соревнования "Восходящая звезда" для 7-8 классов

Данная методическая разработка предназначена для учащихся 7-8 классов изучающих английский язык. Целью данной разработки являются: 1) развитие интереса учащихся к культуре стран изучаемого языка через...

Методическая разработка урока – соревнования «Военизированная эстафета», по ОБЖ.

Методическая разроботка урока-соревнования  по ОБЖ "Военизированная эстафета" среди восьмых классов....

Урок-соревнование в 6 классе «Решение задач по теме «Основное свойство пропорции»

Технологическая карта урока математики в 6 классе «Решение задач по теме «Основное свойство пропорции» отражает основные этапы урока-соревнования. Урок закрепления знаний, направлен на повторение с у...

Методическая разработка урока-соревнования «От моделирования и проектирования до разработки сложных продукций»

Целью урока-соревнования является создание условий для развития интеллекта и проявления способности к творчеству. В соответствии с ней можно назвать и задачи:·...

Методическая разработка урока - соревнования "Окружность", геометрия 8 класс

Два заключительных урока темы по комплексному применению знаний разработаны с применением игровых технологийРазработка содержит: план - конспект урока, теоретический модуль, задачи к геймам в форме...