Разработка урока соревнования по теме: «Решение квадратных уравнений"
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему

Лукьянова Ольга Алексеевна

обобщающий урок поданнойтеме в виде игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели урока:

      - проверить теоретические и практические знания по теме;

      - ознакомить учащихся с оригинальными способами решения квадратных уравнений;

      - активизировать деятельность учащихся в ходе соревнования;

      - прививать навыки коллективной работы.

Ход урока.

Вступительное слово учителя. Слайд 1.

 Начинаем наш урок-соревнование по теме: «Решение квадратных уравнений». Очень широк круг задач математики, физики, экономики, для решения которых необходимо отличное знание теории квадратных уравнений и умение эти уравнения решать. Недаром среди математиков популярна фраза: «Во многих задачах торчат уши  квадратного трехчлена». Вот эти-то уши и надо заметить, чтобы сообразить, как получить ответ.    Будьте внимательны!  Желаю всем победы.

В соревновании принимают участие две команды  8-а класса. В жюри ученики 8-в класса. 5 баллов- красный жетон,3 балла – зеленый жетон.

Прошу команды представиться.

Представление команд.

 - Команда «Корень». Капитан команды  Сидоренко Анастасия.  Девизом нашей команды являются слова Козьмы Пруткова «Зри в корень!».

 - Команда «КВУР». Капитан команды Агафуров Максим.  Девиз команды: «Победить сегодня в турах нам поможет знанье КВУРов!»

1 тур. Разминка  Слайд2.

   1. Теоретический зачет.

А)По одному члену из команды предлагается выполнить карточку, где нужно вставить пропущенные слова.

(время 3 мин) за правильные ответы приносят своей команде по 5 очков.

Б)Учитель: Всем известно, как важно знание теоретического материала для решения различных задач математики. Один ученый сказал, что «приложения и теория находятся в том же отношении, как лист и дерево. Дерево держит лист, но лист питает дерево». Командам предоставляется возможность продемонстрировать свои знания по теме. Каждая команда задает команде-сопернице по очереди 5 вопросов.  правильный ответ оценивается в 1 бал. Если команда соперников дала неверный ответ, то на этот вопрос отвечает сам задавший его.

(Ребята задают вопросы из тех, которые им были предложены учителем за неделю до проведения урока. По этим вопросам они готовились к зачету по теории изучаемой темы).

Вопросы команде «Корень»:

  1. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если Д>0? (2)
  2.  В уравнении ax²=0 какие коэффициенты равны 0? (b, c)
  3.  Как  называется квадратное уравнение, если  a=1? (приведенное)
  4.  Сколько корней может иметь квадратное уравнение? (2;1;не иметь корней)
  5.  Назовите корни уравнения x²+16=0? (не имеет корней)
  6. Чему равна сумма корней приведенного квадратного уравнения?       (второму коэффициенту с противоположным знаком)
  7.  Что означает слово «дискриминант»? (различающий)
  8. Название коэффициента с? (свободный член)

Вопросы команде «КВУР»:

  1. Сколько корней имеет уравнение, если Д<0? (не имеет)
  2. Назовите формулу, по которой вычисляется Д.(Д=b²-4ac)
  3. Как  называется коэффициент a? (старший или первый)
  4. В каком случае вычисляем Д/4? (если b- четное число)
  5. Может ли быть Д=0? (да)
  6. Чему равно произведение  корней приведенного квадратного уравнения? (свободному члену)
  7. Назовите корни уравнения x²-9=0? (x=3,x=-3)
  8. По какой формуле вычисляется корень квадратного уравнения, если Д=0? (x=-b/a)

2.Практический зачет.  

А) Команды получают математическое лото, команда, которая первой соберет, та и побеждает.

Вариант I.

  1. х2 + 7х + 12 = 0
  2. х2 - 7х + 12 = 0
  3. х2 - х - 12 = 0
  4. х2 + х - 12 = 0
  5. х2 - 16 = 0
  6. х2 - 16х = 0

Вариант III.

  1. х2 + 9х + 20 = 0
  2. х2 - 9х + 20 = 0
  3. х2 + х - 20 = 0
  4. х2 - х - 20 = 0
  5. х2 - 9= 0
  6. х2 - 9х = 0

Вариант I.

3 и 4;

-4 и -3;

4 и -3;

-3 и -4;

0 и 16;

-4 и 4.

Вариант III.

4 и 5;

4 и -5;

-4 и -5;

-4 и 5;

3 и -3;

9 и 0.

 Б) Тест «Виды уравнений» (по одному из каждой команды)

За правильное выполнение команда получает 5 баллов.

Слайд 3.      

2 тур.   Мозговая атака. Эстафета.

     Учитель: Переходим ко 2 туру наших соревнований. В этом туре участники должны продемонстрировать умение решать элементарные квадратные уравнения. Каждый из участников получает карточку с квадратным уравнением, быстро решает его, находит сумму полученных корней. Применение свойств коэффициентов квадратного уравнения, а также теоремы, обратной теореме Виета ускорит отыскание корней квадратного уравнения.

У доски по очереди

I команда:                                                            II команда:

1) 2х2 – 5х  = 0 (0; 2)                                     1) 3х2 – 4х = 0 (0; )

2) 3х2 + 5х – 2 = 0 (-2;                                   2) 4х2 – 3х -1 = 0 (1; -)

3) 16х2 – 25 = 0                                    3) 9х2 – 16 = 0 ()

     4) 5х2 + 10х +8 = 0 (нет корней)                          4) 2х2+4х+5=0 (нет корней)

     5) х2 +3х – 18 = 0 (3; -6)                                   5) х2 + 2х – 15 = 0 (3; -5)

     6) х2 – 12х +36 = 0 (6)                                       6) х2 – 10х + 25 = 0 (5)

     7) (х+4)2 = 3х + 40 (-8; 3)                                     7) (2х-3)2 = 11х – 19 (4; )

     8)  0,3х2 + 0,36 = 0,2х + 0,46 (1; -)               8) 0,6х2 + 0,2 = 0,8 – 0,5х (1,5; )

    Команда, решившая уравнения первой получает 8 баллов, а проигравшая- 5 баллов.. Каждое верно решенное уравнение приносит команде 1 балл.(если не получается, то просит помощи у своей команды).

Жюри оглашает результаты 2 тура.

3 тур.     Конкурс исторический. слайды

Капитаны команд заранее получили задание – подготовить сообщение по теме нашей сегодняшней встречи ( I сообщение  – об истории квадратных уравнений, II – о французском математике Виете, его вкладе в развитие математической науки, о теореме, носящей его имя). Наивысшая оценка 2б - красный жетон, 1б – зелёный.

4 тур.     Конкурс знатоков

Учитель: Вы с успехом справились с решением простейших квадратных уравнений, значит, готовы к решению более сложных задач, требующих не только знаний, но и смекалки. Вам предлагаются 10 заданий. На обдумывание каждого задания- 1 минута. Команда, которая готова дать ответ  поднимает знак готовности - «руку». Каждый верный ответ оценивается в 2 балла. Неполный ответ-1балл.

Задания для знатоков:

  1. Решите уравнение: (x-3)²=1-π.

             Ответ: уравнение не имеет решения, так как значение выражения 1-π является отрицательным числом, а квадрат числа не может быть равен отрицательному числу.

  1. Не решая уравнения x²-4x+5=0, найти  сумму квадратов его корней,                         Ответ: Д<0, следовательно, уравнение не имеет корней, а значит нельзя найти сумму квадратов.
  2. Подберите какое-нибудь целое значение  c, при котором уравнение x²-3x+c=0 не имеет корней.
  3. Ответ: уравнение не имеет корней, если  Д<0, то есть 9-4с<0→

с >2,25. Cледовательно, c  может быть любым  целым числом, большим 2.

  1. Найдите корни уравнения x|x|=4.

Ответ: x=2.

Жюри сообщает результаты 3 тура.

 Учитель. Два следующих тура: «Конкурс капитанов» и «Конкурс болельщиков пройдут параллельно».

         5тур. Конкурс капитанов  Слайд 4.

Учитель.  Капитаны – это наши самые сильные математики, а значит могут посоревноваться в решении уравнений с самим Бхаскарой- известным  индийским математиком   XII  века . В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. Часто эти задачи облекались в стихотворную форму.  Вот такую задачу я сегодня хочу предложить нашим капитанам.

Задача для капитанов.

Обезьянок резвых стая

Всласть поевши, развлекалась

Их в квадрате часть восьмая

На поляне забавлялась……

А двенадцать  по лианам

Стали прыгать повисая…

Сколько ж было обезьянок,

Ты скажи мне, в этой стае?

Ответ: 16 или 48 обезьянок.

Верно решенная задача оценивается в 5 баллов, частично решенная в 3 балла. Капитаны работают на дополнительных досках.

        6 тур.   Необычные способы решения квадратных уравнений.   слайды

Учитель.  И, наконец, мы переходим к последнему туру наших соревнований. Он называется «Домашнее задание». Команды  должны были в рекомендованной литературе отыскать оригинальные способы решения квадратных уравнений и ознакомить с ними членов другой команды. Оказывается, кроме известных нам 5 способов  решения существует еще несколько, которые может быть не так практичны, но тоже имеют право на существование. Запишите в тетради «необычные способы решения квадратных уравнений».

     Слово команде «КВУР». Представитель команды знакомит класс с необычным способом решения квадратных уравнений. Способ коэффициентов.

      Слово команде «Корень». Представитель команды знакомит других участников с методом «переброски».

А  теперь, какая из команд быстрее и правильно решит?

   Жюри оглашает результаты «Конкурса капитанов», а так же предлагает за домашнее задание поставить по 5 баллов, ввиду хорошей подготовки обеих команд.

  Проводится общий итог соревнований.

  Сообщаются победители. Команда - победительница награждается памятными сувенирами.

Учитель. Мне очень хочется надеяться, что сегодняшний урок останется в вашей памяти и даст пищу для размышлений. Кто-то решит подучить теорию и потренироваться в решении уравнений, а кто-то, может быть захочет узнать еще больше о квадратных уравнениях: другие способы их решения или историю возникновения учения о  квадратных уравнения

Теоретические вопросы к зачету по теме: «Квадратные уравнения»

  1. Какое уравнение называется квадратным?  (Пример)
  2. Как называются коэффициенты а, b, с ?
  3. Какое уравнение называется неполным квадратным уравнением?
  4. Какие виды неполных квадратных уравнений вы знаете? ( Примеры)
  5. Сформулируйте теорему о корнях уравнения x²=d, где d>0.
  6. Сколько корней и какие имеет уравнение вида x²=d, где d<0 и d=0?
  7. По какой формуле вычисляется дискриминант?
  8. В каком случае квадратное уравнение имеет    - два действительных корня; - один действительный корень;   - не имеет действительных корней?
  9. Записать формулу корней квадратного уравнения.
  10.  Записать формулу корней квадратного уравнения для случая, когда b- четное число.
  11.  Какое уравнение называется приведенным квадратным уравнением? (Пример)
  12.  Сформулировать теорему Виета и теорему, обратную ей.

 

  1.  Какой многочлен называют квадратным трехчленом?
  2. Теорема о разложении квадратного трехчлена на множители.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений"

Разработка урока в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений"...

Методическая разработка урока математики с использованием ЭОР в 8 классе по теме:"Решение квадратных уравнений"

Урок обобщения и систематизации знаний. Закрепление умения применять формулы для нахождения дискриминанта и корней квадратного уравнения....

Урок алгебры по теме:"Решение квадратных уравнений".

Обучение математике-кропотливая работа, а научить слабослышащего ребенка - это ответственность вдвойне. Я представляю урок, в котором, совместно с ребятами с ограниченными воз...

Разработка урока на тему "Решение квадратных уравнений по формуле"

Урок составлен к первому республиканскому конкурсу педагогического мастерства "Мой лучший урок"...

Разработка урока алгебры по теме "Решение логарифмических уравнений по определению логарифма и потенцированием", 11 класс

Разработка урока алгебры по теме "Решение логарифмических уравнений по определению логарифма и потенцирование", 11 класс. Это урок изучения нового материала  и формирования первичных ум...

Методические рекомендации к изучению темы: « Решение квадратных уравнений» с применением теоремы Виета для решения приведенного квадратного уравнения и полного квадратного уравнени

Решать квадратные уравнения учащимся приходится часто в старших классах,  Решение иррациональных,  показательных , логарифмических ,тригонометрических уравнений  часто сводится к решени...

методическая разработка урока математики по теме "Применение квадратных уравнений"

Урок закрепления знаний.Урок повторения с использованием группового метода обучения и работой в парах.Алгебра возникла в связи с решением разнообразных задач при помощи уравнений. Обычно в задачах тре...