Главные вкладки

    Открытый урок Глагол. Повторение и обобщение по теме.
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

    Урок повторение темы Глагол совмещён с повторением правил дорожного движения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема.  Глагол. Повторение изученного.

    Путешествие  в дорожную  академию.

                                                                                                                            Цели урока:

    Образовательные: обобщить и закрепить знания о глаголе как части речи; отрабатывать навыки определения морфологических признаков глагола;

    Развивающая: развивать речь учащихся, навыки составления  текстов на заданные темы, активизировать знания детей в области правил дорожного движения

    Воспитательная: воспитывать у учащихся культуру поведения на улицах и дорогах, правила поведения пассажиров.

    Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал (карточки с текстами), три воздушных шара (красный, жёлтый, зелёный), мультфильм из серии «Азбука безопасности Смешариков».

                                                                       Ход урока.

    I.Орг.момент(3м)

    - Здравствуйте, ребята! В это солнечное весеннее утро я снова рада вас видеть на своём уроке. У нас с вами сегодня несколько необычный урок тем, что мы отправляемся в Дорожную академию. (слайд 1)

     - На экскурсию мы с вами возьмём записные книжки. И сейчас запишите в них дату

     -  Писать на уроке мы будем мало, а много будем говорить, вспоминать и рассуждать. А вот о чем мы сегодня будем говорить, угадайте. А для этого внимательно послушайте моё стихотворение:

    Что без меня предметы?

    Лишь названия.

    А я приду – всё в действие придет.

    Летит ракета,

    Люди строят зданья,

    Цветут сады,

     И хлеб в полях растет.

        - О какой части речи говорится в стихотворении?

    II.Установка на восприятие нового материала.(2м)

    Тема нашего урока:

       (Правильно, это ГЛАГОЛ)

    Молодцы! Вы правильно определили тему нашего урока. (слайд 1)

    Сделайте запись в записных книжках. Тема – Глагол.

    А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:

    1. Повторить всё... (что мы знаем о глаголе). Сегодня мы проведём один из трёх уроков, на которых мы будем повторять всё, что вы знаете о глаголе.
    2. А ещё мы с вами сегодня повторим правила поведения на дороге.

    Для этого мы и совершим путешествие в Дорожную академию.

    Ну что ж, в путь!

    III.Работа по теме урока

     - Но на чём же мы отправимся в путь? Давайте вспомним, какие виды транспорта придумало человечество

    Запись на доске.

    1.Словарный диктант.(3м)У доски работает один ученик.( слайд 2)

    - Разгадайте загадки и запишите название транспортного средства, объясняя орфограммы. (Учащиеся комментируют написание слов).

    Маленькие домики                                        

    По улицам бегут,                                            

    Детей и взрослых в городе                                  

    Домики везут (автомобили)    

    Что за чудо – длинный дом!
    Пассажиров много в нем.
    Носит обувь из резины
    И питается бензином (автобус)

    Ходит город-великан
    На работу в океан (корабль)

    У него – два колеса
    И седло на раме.
    Две педали есть внизу,
    Крутят их ногами (велосипед)  

    Железные избушки
    Прицеплены друг к дружке.
    Одна из них с трубой
    Ведет всех за собой (паровоз, поезд)

    Он в безбрежном океане
    Туч касается крылом.
    Развернется над лугами,
    Отливает серебром (самолёт)

     - Ребята, а как называют человека, совершающего поездку в поезде, на пароходе и т. п.? (пассажир)

    Запишите это слово и составьте устно с ним предложение. 

    Автомобили    Автобус   Корабль  Велосипед  Паровоз     

    •  Поезд     Самолёт      Пассажир
    • Проверьте себя.(слайд3)

    2.Синтаксическая зарядка.  (синтаксический разбор словосочетания)(3м)

    У доски работает один ученик.

    3. Фронтальный опрос(3м) .(слайд4)

    Недаром мы сегодня вспомнили средства передвижения, ведь все они, двигаются, то есть выполняют действие.

     - А какая часть речи помогает им совершать действие? (Глагол)

    Давайте вспомним, что же такое глагол?

    •  - Что обозначает глагол? И на какие вопросы отвечает?
    •  - Назовите постоянные морфологические признаки глагола.  
    •  - Как изменяется глагол?
    •  - Какова синтаксическая роль глагола?
    • Проверим, правильно ли мы с вами ответили.

    - Молодцы!

    4.Упражнения для закрепления.

     1) (5 м)- А сейчас Прочитайте текст.(слайд5)

    Текст № 1

    Этот автомобиль работал на газированной воде с сиропом. Посреди  машины
    было устроено сиденье для водителя, а перед ним помещался бак с газированной
    водой.  Газ  из  бака  проходил по трубке в медный цилиндр и толкал железный
    поршень. Железный поршень под напором газа ходил то туда, то сюда  и  вертел
    колеса.  Вверху над сиденьем была приделана банка с сиропом. Сироп по трубке
    протекал в бак и служил для смазки механизма.

    Вы узнали из какого известного произведения этот отрывок, кто автор? Определите стиль речи

     - Молодцы!


    - А теперь выполните задание. Выпишите глаголы. Определите наклонение, время.

     - А в  каких наклонениях могут стоять глаголы?

     - Что обозначают глаголы в повелительном наклонении?

     - Что обозначают глаголы в условном наклонении?

     - Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении?

      - Ребята, а как вы догадались, что это глаголы прошедшего времени?(по суффиксу)

     - Скажите, а суффикс Л будет входить в основу?

    ( Нет, так как с помощью него образуются не новые слова, а только формы слова)

    Произведите морфемный разбор двух глаголов.

    (1 – у доски)

    Физкультминутка. Игра «Светофор» (слайд6)()

    Поскачите,попляшите,

    Сядьте тихо,полежите.

    Поднимитесь,распрямитесь,

    Потянитесь и согнитесь.

    Встаньте прямо,улыбнитесь,

    Быть хорошими стремитесь.

    Вы рифмовку прочитали…

    А глаголы вы узнали?

    -Что это за глаголы?(в повелительном наклонении).

    Расскажите нам об условном наклонении.

    Выборочный диктант. (слайд7)

            -Послушайте, какое стихотворение, прославляющее сослагательное наклонение(это старое название условного наклонения),написал известный поэт Джанни Родари.

    Читают стихотворение:

    Я решил бы…

    Я сказал бы…

    Поспешил бы…

    Написал бы…

    До чего же замечательное

    Наклонение сослагательное!

    Никогда не чертыхается,

    Не скандалит,не кричит.

    В кресло мягкое забьётся

    И мечтательно журчит:

    Я б турецкий изучил…

    Я бы радио включил…

    Нет, постойте-ка,

    Вначале

    Я сыграл бы на рояле…

    Я сыграл бы,

    Коль умел бы,

    Если мог бы,

    Полетел бы…

    Я бы съел вагон пироженных,

    Если только их имел бы.

    Задание: Выпишите через запятую все глаголы в условном наклонении

    - Ребята, а какой помощник и друг помогает регулировать движение?

    (Конечно, светофор)

    2)Синтаксический разбор предложения. (Слайд № 8)(2М)

    СВЕТОФОР - НАСТОЯЩИЙ ДРУГ ВОДИТЕЛЕЙ И ПЕШЕХОДОВ!

    3) Итак, ребята. Мы движемся с вами дальше. Вид. (3м)

        -Что вы знаете о видах глаголов?

    Давайте посмотрим ,что нас ждёт дальше.

    Текст № 4 Прочитать текст, выполнить задание. (слайд9)

    Задание. 1 вариант выписывает глаголы из 1-2 столбика, а 2 вариант –из 3-4 столбика. Определить вид глаголов.

    Он легко, без напряженья
    (Только глазом подмигнёт),
    Регулирует движенье
    Тех, кто едет и идёт! 

    Светофор зажёгся красным,
    И пошёл поток машин,
    Значит, станет путь опасным!
    На дорогу не спеши!

     

    На машины, на дорогу
    Повнимательней гляди!
    И постой ещё немного:
    Будет жёлтый впереди.

     

    Ну а после загорится,

    Как трава, зелёный, свет!
    Нужно снова убедиться,
    Что машины рядом нет.

     

    Осмотри дорогу слева,

    Следом справа посмотри.
    И, идя по «зебре» смело,

    Светофор благодари!

    Ребята, но правила дорожного движения должны соблюдать не только пещеходы, водители, но и пассажиры. И сейчас мы посмотрим обэто мульфильм. А вы будьте внимательны. Запоминайте , какие правила должен соблюдать пассажир.

    Просмотр мультфильма «Пристегните ремни» из серии «Азбука безопасности» (3м)

    - Какие правила поведения пассажиров вы должны знать?.

    1) ПЕРЕД ПОСАДКОЙ ДОЖДИТЕСЬ ПОЛНОЙ ОСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА.

    2)Посадка в транспортное средство – только со стороны тротуара.

    3)Перевозка пассажиров на переднем сиденье разрешена только с 12 лет.

    4)Всякий уважающий себя гражданин должен быть пристёгнут ремнём безопасности.

    5)Во время движения не отвлекайте водителя разговорами.

    6) Выходить следует только после полной остановки транспортного средства со стороны тротуара.

    Итак, вы успешно сдали первый экзамен в нашей дорожной академии.

    4)Лицо. Число. Спряжение.(5м)

       -Что связывает эти три морфологических признака глагола?(личные окончания глаголов единст. и множест. числа зависят от спряжения).

     - А как определить спряжение глагола?

    Чтоб тебе помочь

    Путь пройти опасный,

    Горим и день, и ночь –

    Зеленый, желтый, красный.

    Наш домик – светофор,

    Мы три родные брата,

    Мы свет..м с давних пор

    В дороге всем ребятам.

    Мы три чудесных цвета,

    Ты часто вид..шь нас,

    Но нашего совета

    Не слуша..шь подчас.

    (Учащиеся выписывают глаголы: светим, видишь, слушаешь. Объясняют орфограммы) 

    • Какая ещё орфограмма встретилась в глаголах: видишь, слушаешь, выполнишь, попадёшь?
    • Работа в парах. Поэтическая минутка. Сочините стихотворение, используя слова: МОТОР, СВЕТОФОР, ПЕШЕХОД, ПЕРЕХОД.

    Итог урока(2м)

    Наше занятие в дорожной академии подошло к концу.

     - Чем же важным мы сегодня занимались на уроке? (Повторяли изученное о глаголе)

     - Впереди у нас ещё два урока повторения и обобщения по этой теме.

     - Скажите, ребята, а при изучении каких частей речи нам очень понадобятся знания о глаголе? (причастие и деепричастие)

    - Правильно, молодцы!

    Домашняя работа:

    - Написать мини-сочинение-рассказ  о правилах дорожного движения «Сказка о Светофоре», используя в тексте глаголы.

     Оценки.(1м)

    Ребята вам понравился урок?

    Спасибо. И вам большое спасибо за урок.

    (звучит песня про Светофор)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Повторение и обобщение по теме «Глагол» конспект урока русского языка в 6 классе

    Тема урока: «Повторение и обобщение по теме «Глагол».Цель урока: систематизировать и  обобщить знания, умения и навыки учащихся  по теме «Глагол»Задачи урока:Образовательная:выявить степень ...

    Открытый урок повторения и обобщения по теме "Наречие" в 6 классе

    Урок содержит методы и приемы технологии развития критического мышления...

    Повторение и обобщение по теме "Глагол".

    Повторение и обобщение по теме "Глагол"....

    Конспект урока по русскому языку на тему "Повторение и обобщение по теме "Глагол"

    Урок русского языка в 5 классе на тему "Повторение и обобщение по теме "Глагол" позволяет повторить перед контрольным диктантом все орфограммы  данной темы....

    Урок-практикум "Повторение и обобщение знаний по теме "Глагол"с применением сингапурской методики. 6 класс

    В   материалах урока используются задания, направленные на систематизацию знаний по теме "Глагол". Предусмотрена работа в парах, в группах....

    урок географии 5 класс. Повторение и обобщение по теме "Географические открытия"

    Урок географии в 5 классе. Повторение и обобщение материала по теме "Географические открытия". К учебнику О.А. Климановой, В.В. Климанова, Э.В. Ким....

    Повторение и обобщение по теме "Глагол".

    Презентация к уроку русского языка для 6 класса...