«Повторение и обобщение по теме «Глагол» конспект урока русского языка в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Михайлина Ольга Руслановна

Тема урока: «Повторение и обобщение по теме «Глагол».

Цель урока: систематизировать и  обобщить знания, умения и навыки учащихся  по теме «Глагол»

Задачи урока:

Образовательная:

  • выявить степень усвоения учебного материала и проблемы в знаниях, умениях и навыках учащихся;
  • закрепить полученные понятия, углубить представление о глаголе, способах его образования, отработать умения правильного написания гласных в окончаниях и суффиксах глаголов.

Воспитательная:

  • воспитывать культуру речи;
  • поддерживать интерес к урокам русского языка;
  • воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

Развивающая:

  • развитие речи;
  • продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся;
  • формирование умений обобщать изучаемые факты и понятия;
  • развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности школьников;
  • обогащать словарный запас школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_po_teme_glagol.docx37.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Повторение и обобщение по теме «Глагол».

Цель урока: систематизировать и  обобщить знания, умения и навыки учащихся  по теме «Глагол»

Задачи урока:

Образовательная:

  1. выявить степень усвоения учебного материала и проблемы в знаниях, умениях и навыках учащихся;
  2. закрепить полученные понятия, углубить представление о глаголе, способах его образования, отработать умения правильного написания гласных в окончаниях и суффиксах глаголов.

Воспитательная: 

  1. воспитывать культуру речи;
  2. поддерживать интерес к урокам русского языка;
  3. воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

Развивающая:

  1. развитие речи;
  2. продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся;
  3. формирование умений обобщать изучаемые факты и понятия;
  4. развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности школьников;
  5. обогащать словарный запас школьников.

Оборудование:

  1. учебник (Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.А.Ладыженская и др. - 29-е изд. - М.: Просвещение, 2002);
  2.  раздаточный материал (тестовые задания, листочки)
  3. обобщающие таблицы

План урока:

1.Организационный момент.

2. Основная часть.

3.Выполнение практической работы.  

4.Самостоятельная работа учащихся.

5.Итог урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент.

2.

Основная часть.

3.

Выполнение практической работы.  

4.

Самостоятельная работа учащихся.

5.Итог урока.

-  Здравствуйте. Меня зовут Ольга Руслановна и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Можете садиться.

-Сегодня у нас урок-повторение по теме «Глагол». Мы с вами вспомним основные вопросы, связанные с глаголом.

- Сейчас мы устно отвечаем на вопросы.

Вопросы:

1.Расскажи об инфинитиве глагола. Почему иначе эта форма глагола называется неопределённой?

2. Что называется спряжением глагола?

3. Расскажи, как определить, к какому спряжению относятся глаголы? (см. приложение 1)

4. Что такое разноспрягаемые глаголы? Почему глаголы дать и есть нельзя отнести к разноспрягаемым?

5. В каком наклонении глаголы могут оканчиваться только на –ите, а в каком на –ите и –ете?

6. Определи, в каком наклонении употреблены глаголы в данных предложениях:

1). Молчать! Не двигаться!  2). Сходила бы ты за хлебом. 3). Едем со мной на рыбалку!

7. Расскажи о переходных и непереходных глаголах.

8. В чём особенность безличных глаголов?

Работа с обобщающими таблицами по теме «Глагол».

 -Я  прочитаю вам стихотворение, а вы обратите внимание на глаголы. Давайте я вам прочту еще раз стихотворение, а вы выпишите глаголы и подумайте к какой орфограмме мы можем отнести данные глаголы.

Осторожно накрапывает (накрапываю)

как дорожку нащупывает (нащупываю)

Дождь слепой

Где-то сладко похрапывает (похрапываю)

Нервы людям пощипывает (пощипываю)

Дальний гром

-Так

- Так  к какой же орфограмме мы можем отнести данные глаголы?

 -Вспомним орфограмму

(Поставим

Тестирование.

Работа с текстом.

Дуб и ветер.

Могучий дуб рос на высокой горе. Однажды налетел на него ветер, дунул с одной стороны, с другой, старался пригнуть к земле. А дуб стоит и смеется каждым своим листиком. Сила его в том, что он в землю родную врос. 

глагол

вид

спряжение

возвратность

наклонение

число

род

лицо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ваша задача:  вписать глаголы в таблицу и разобрать их.

Проверяем правильность заполнения таблицы всем классом.

Глагол

Вид

Спря-жение

Возврат-ность

Накло-

нение

Число

Род

Лицо

рос

Н.в

1

 

Изъяв.

Ед. ч.

М.

3л.

налетел

С.в.

2

 

Изъяв.

Ед.ч.

М.

3л.

дунул

С.в

1

 

Изъявит.

Ед.ч.

М.

3л.

старал-ся

Н.в.

1

Возврат.

Изъявит.

Ед.ч.

М.

3л.

пригнуть

Ф. и.

1

 

 

 

 

 

стоит

Н.в.

2

 

Изъявит.

Ед.ч.

М.

3л.

смеется

Н.в.

1

Возврат.

Изъявит.

Ед.ч.

М.

врос

С.в

1

 

Изъявит.

Ед.ч.

М.

3л.

Учащиеся сдают свои работы.

- На этом урок окончен, вы свободн

Учащиеся приветствуют учителя, стоя около своих парт.

Учащиеся внимательно слушают и настраиваются на предстоящий урок.

2) спряжение

это изменение глаголов по лицам и числам.

7) Переходный глагол сочетается с существительными, числительными, местоимениями  в винительном падеже без предлога.

Видеть (что?) дом, видеть (кого?) сестру.

8) Безличный глагол  обозначает действия, происходящие сами по себе, без действующего лица.

- Правописание суффиксов глаголов

- Поставим глагол в форму

 (лица) ыва, ива – сохраняется во всех формах; ова, ева – выпадает из формы 1 лица

       Могучий  дуб  рос на высокой горе.

  1. Дуб (что делал?) рос.
  2. Н.Ф. расти: нес.в., 1 спр., пр. вр., 3 л., непереходный, изъяв. накл., невозвр.
  3. Рос

Каждый ученик получает карточку с текстом и таблицу.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ГЛАГОЛ"
Вариант 1



1. Глагол – это____________________________________________________

2. Спряжение – это________________________________________________

3. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос____________________

4. Отметь только те глаголы, которые пишутся раздельно с НЕ:
а. (не)навидеть
б. (не)добиться
в. (не)годовать
г. (не)волить
д. (не)бояться
е. (не)лаять
ж. (не)лишать

5. Распредели глаголы по двум колонкам:
Брить, стелить, вылететь, ненавидеть, колоть, выспаться, дышать, думать, шептать, держать, обидеться, бороться, украсить, тянуться, лаять, вертеть.

1 спряжение                                                                                                      2 спряжение
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Укажите ряд, в котором все глаголы изъявительного наклонения:
а. Спешишь, не спеши, сходи-ка
б. Не уходи, сходил бы, уйди
в. Варю, буду варить, сварила

7. Укажите ряд, в котором все глаголы стоят в форме прошедшего времени:
а. Ждал, опаздывал, нес
б. Будешь ждать, не опоздаю, уйду

8. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
а. Соб_рание, подп_реть, зат_реть
б. Зат_рать, соб_рать, уп_раться
в. Заж_гать, сд_ру, зам_рание

9. Укажите ряд, в котором все глаголы невозвратные:
а. Желтеет, смеются, рисуется
б. Смеяться, отвлечься, сморщиться
в. Угодить, прозевали, отойди

  1. Найти характеристики, которые относятся к глаголу:
    а) изменяются по лицам, числам, падежам;
    б) бывают совершенного и несовершенного вида;
    в) в прошедшем времени изменяются по числам и родам;
    г) в настоящем времени изменяются по родам.

  1. Укажите предложения с переходными глаголами.
    А) Люблю родную сторону во всем ее наряде скромном.
    Б) Мужество рождается в борьбе.
    В) Красота спасет мир.
    Г) Верить в победу добра и справедливости.

  1. Найти глаголы 1 спряжения:
    а) работать,
    б) стелить,
    в) дышать,
    г) терпеть

ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ГЛАГОЛ"
Вариант 2

1. Глагол – это____________________________________________________


2. Спряжение – это________________________________________________

3. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос____________________

4. Отметь только те глаголы, которые пишутся раздельно с НЕ:
а. (не)думать
б. (не)истовствовать
в. (не)чувствовать
г. (не)верить
д. (не)здоровиться
е. (не)доумевать
ж. (не)взлюбить

5. Распредели глаголы по двум колонкам:
Бранить, выпить, видеть, слышать, полоть, вылить, гнать, прыгать, сеять, делать, стелить, мыть, украсить, белить, обидеть, пилить.
1 спряжение                                                                                            2 спряжение
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Укажите ряд, в котором все глаголы повелительного наклонения:
а. беги, не спеши, сходи-ка
б. Не уходи, сходил бы, уйди
в. готовлю, буду варить, запираю

7. Укажите ряд, в котором все глаголы стоят в форме настоящего времени:
а. Жду, опаздывал, нес
б. Будешь ждать, не опоздаю, уйду
в. Сгибаю, успеваю, запираю

8. В каком ряду на месте пропусков пишется И?
а. Не подума_шь, не посмотр_шь, не побор_шь
б. Пил_шь, вид_те, жар_шь
в. Он се_т, не пиш_шь, не вид_т

9. Укажите ряд, в котором все глаголы невозвратные:
а. Желтеет, смеются, рисуется
б. Смеяться, отвлечься, сморщиться

в. Угодить, прозевали, отойди


10. Найти характеристики, которые относятся к глаголу:
а) изменяются по лицам, числам, падежам;
б) в прошедшем времени изменяются по числам и родам;

в) бывают совершенного и несовершенного вида;
г) в настоящем времени изменяются по родам.

11. Укажите предложения с переходными глаголами.
А) Люблю родную сторону во всем ее наряде скромном.
Б) Верить в победу добра и справедливости.
В) Красота спасет мир.
Г) Мужество рождается в борьбе.

12. Укажите глаголы 1 спряжения:
А) рассмотреть;     Г) ненавидеть;
Б) рассказать;        Д) бороться;
В) шептаться;        Е) решиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Безличные глаголы" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: «Безличные глаголы»Цель урока: дать основное понятие о безличных глаголах.Задачи урока:Образовательная:дать понятие  безличных глаголов (на материале безличного предложения), их лекси...

"Морфологический разбор глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: «»Цель урока: определить и закрепить с учащимися порядок морфологического разбора глагола.Задачи урока:Образовательная:учить определять морфологические признаки глагола;определить и закреп...

"Различие форм повелительного наклонения и формы будущего времени глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: "Различие форм повелительного наклонения и  формы будущего времени глагола".Цель урока: дать представление об образовании повелительного наклонения глагола; об изменении и употреблени...

"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ГЛАГОЛ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Данная тема поможет учителю русского языка коррекционной школы  в работе с обучающимися по теме "Глагол"...

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение.  «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»...