"Различие форм повелительного наклонения и формы будущего времени глагола" конспект урока русского языка в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку на тему

Михайлина Ольга Руслановна

Тема урока: "Различие форм повелительного наклонения и  формы будущего времени глагола".

Цель урока: дать представление об образовании повелительного наклонения глагола; об изменении и употреблении форм повелительного наклонения глаголов и различий с формам будущего времени глагола.

Задачи урока:

Образовательная:

  • изучать способы образования глаголов в форме повелительного наклонения;
  • развивать умение различать форму повелительного наклонения и форму будущего времени глагола;
  • знать о синтаксической роли глаголов в форме повелительного наклонения;
  • готовить к решению тестовых заданий;
  • формировать умения употреблять глаголы в речи с целью её обогащения;
  • работать над развитием речи;

Развивающая:

  • формировать понимание связанности языковых явлений;
  • развивать речевой слух;
  • развивать логическое мышление, речь учащихся;
  • развивать мышление, орфографически-грамотное письмо.

Воспитательная:

  • воспитывать чувство ответственности по отношению к слову;
  • формировать школьника как грамотную личность;
  • развивать интеллект учащегося;
  • прививать любовь и интерес к родному языку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povelitelnoe_naklonenie_glagola.docx33.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Различие форм повелительного наклонения и  формы будущего времени глагола.

Цель урока: дать представление об образовании повелительного наклонения глагола; об изменении и употреблении форм повелительного наклонения глаголов и различий с формам будущего времени глагола.

Задачи урока:

Образовательная:

  1. изучать способы образования глаголов в форме повелительного наклонения;
  2. развивать умение различать форму повелительного наклонения и форму будущего времени глагола;
  3. знать о синтаксической роли глаголов в форме повелительного наклонения;
  4. готовить к решению тестовых заданий;
  5. формировать умения употреблять глаголы в речи с целью её обогащения;
  6. работать над развитием речи;

Развивающая:

  1. формировать понимание связанности языковых явлений;
  2. развивать речевой слух;
  3. развивать логическое мышление, речь учащихся;
  4. развивать мышление, орфографически-грамотное письмо.

Воспитательная:

  1. воспитывать чувство ответственности по отношению к слову;
  2. формировать школьника как грамотную личность;
  3. развивать интеллект учащегося;
  4. прививать любовь и интерес к родному языку.

Оборудование:

  1. карточки для индивидуальной работы учащихся;
  2. раздаточный материал для групповой работы;
  3. учебник (Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.А.Ладыженская и др. - 29-е изд. - М.: Просвещение, 2002);
  4. контрольные листы.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Подготовка к изучению нового материала.
  3. Наблюдение над фактами языка.
  4. Обобщение структурных и семантических признаков понятия.
  5. Применение понятия на новом языковом материале.
  6. Итог урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

2.

Подготовка к изучению нового материала.

3.

Наблюдение над фактами языка.

4.

Обобщение структурных и семантических признаков понятия.

5.

Применение понятия на новом языковом материале.

6.

Итог урока.

 - Открываем свои рабочие тетради, отступаем две линейки, пишем сегодняшнее число, а на следующей строке «классная работа».

-На предыдущих уроках мы познакомились с повелительным наклонением глаголов. Сегодня будем обобщать полученные знания и поговорим о синтаксической роли глаголов в форме повелительного наклонения и сравним с формой будущего времени.

- Сколько наклонений у глагола? Назовите их.

- Что вы знаете о изъявительном наклонении? Приведите примеры.

- Что вы знаете об условном наклонении? Приведите примеры.

- Прочитайте предложение, как вы поняли смысл предложения?

Сотри случайные черты, и ты увидишь – мир прекрасен…

- Определите вид предложения по цели высказывания.

- Найдите глаголы в этом предложении. Отнесём ли мы их к уже изученным наклонениям глаголов?

- О каком наклонении пойдет сегодня речь на уроке? Что мы о нём уже знаем?

Работа с текстом.

– Глаголы какого наклонения употреблены в стихотворении? (Подсказкой послужит однокоренное слово).

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

– Что обозначают глаголы в повелительном наклонении?

Работа с учебником на с. 206 учебника -  прочитайте сведения об этих глаголах.

Работа с таблицей «Образование форм повелительного наклонения»

(учебник стр. 206)

Алгоритм «образования глаголов повелительного наклонения»

|изъявительное наклонение  -ед. число| + - ^ -

|изъявительное наклонение | + - ^ - те - мн. число

Вывод:

Формы глаголов в повелительном наклонении образуются от основы настоящего или будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном числе — -те.

Наблюдение за образованием множественного числа от единственного числа повелительного наклонения

единственное число

множественное число

подпиши

готовь

слушай

подпиши + те

готовь + те

слушай + те

исключение

ляг - ляг + те

В возвратных глаголах:

подпиши + сь

слушай + ся

готовь + ся

подпиши + те + сь

слушай + те + сь

готовь + те + сь

Глаголы

Будущее время

Повелительное наклонение

Накопить

Подремать

Выключить

Образец:

поплясать

Попляшете

Попляшите

- Образуйте от глаголов повелительного наклонения формы множественного числа.

Делай – делайте, украшай – украшайте, выращивай – выращивайте, борись – боритесь, не оправдывай – не оправдывайте.

Объяснительный диктант.

- Обозначьте суффиксы и окончания глаголов, над глаголами повелительного наклонения надписать пов.


Прежде всего вымойте и вытрите руки. Только после того как вытрете их насухо, приступайте к главному. Выберите, что вы хотите приготовить себе на ужин. Когда выберете. Начинайте действовать. Выложите из холодильника нужные продукты, поставьте на огонь кастрюлю с водой, почистите овощи. Нарежьте хлеб. Пока режете, можете немного подкрепиться. Если чувство голода не проходит, продолжите работу.
(по Н. А. Шапиро.) 

Устная работа по исправлению ошибок в речи.

- У Корнея Чуковского есть книга “От двух до пяти”. Там дети говорят так, как думают. А это не всегда правильно.

- Исправим ошибки ребят.

  1. Нарисовай мне барбоса
  2. Отскорлупай мне яйцо.
  3. Спей мне песню о глупом мышонке.
  4. Замолоточь этот гвоздик.
  5. Почесай меня.

- Поможем глаголам хоть на некоторое время стать повелительными.

Задание:

  1. Решить (II спр.) - они решат - реши – решите (образец)
  2. Решать (I спр.) - они решают — решай - решайте
  3. Улыбаться (I спр.) - они улыбаются - улыбайся - улыбайтесь
  4. Улыбнуться (1 спр.) - они улыбнутся - улыбнись - улыбнитесь
  5. Ехать (не образуется)

- От глагола ехать повелительное наклонение не образуется.

  1. Поехать - поезжай — поезжайте
  2. Ездить — езди – ездите

- В каком глаголе пишется –и-?

  1. Вынес…те, пожалуйста, мусор.
  2. Когда вынес…те, можете быть свободны.
  3. Пока не умолкн…те, я говорить не буду.
  4. Как только выбер…те, я продам.

Информационная справка из истории слова.

Как вы заметили, в первом предложении теста есть слово пожалуйста. Оказывается, пожалуй имело значение “награди меня своей милостью”. К именам властных, именитых людей добавлялось слово старый, в значении “почитаемый”, “уважаемый”. Слово старый повторялось постоянно, без всякого смысла, лишь бы выполнить долг вежливости. И так как на это слово не падало ударение, то оно произносилось неотчётливо. Из-за быстрого проговаривания от него остался только слог ста -. Вот от двух слов, существующих в древнерусском языке, и образовалось наше “волшебное слово” пожалуйста.

- Кстати, как вы считаете, имеет ли это слово отношение к повелительному наклонению? Что мы знаем о вводных словах?

Углубление понимания синтаксической роли глаголов повелительного наклонения в предложении.

Графический диктант.

Товарищи, пожалуйста, пишите грамотно!
Пословица – мудрость народа.
Плот бесшумно скользил по реке.
К сожалению, люди ночей не спят, недоедают и болеют.
Молодой человек, учитесь у старших.
Друзья мои, работайте, а мы будем отдыхать.

Вывод: в предложении глагол в повелительном наклонении является сказуемым. В таких предложениях обычно нет подлежащего, а существительное в именительном падеже является обращением.

Запись под диктовку с объяснением.

  1. Отыщите значение слова в толковом словаре.
  2. Когда вы отыщете, составьте с ним предложение.
  3. Напишите отзыв о книге.
  4. Если вы напишете его интересно, ребята тоже захотят прочитать эту книгу.
  5. Когда вы дышите, легкие очищаются.
  6. Во время зарядки дышите ровно.
  7. Вычеркните неудачные обороты – и  сочинение станет лучше.
  8. Когда вычеркнете неудачные обороты – сочинение станет лучше.

- Запишем предложение.

Пусть ребята идут на тренировку.

-Произведём синтаксический разбор нашего предложения.

Ответ: простое, побудительное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, ничем не осложнено.

– Перечислите все наклонения глагола и объясните их названия. Приведите примеры. Как образованы наклонения и что они обозначают?

Выставляются оценки.

Учащиеся приветствуют учителя, стоя около своих парт.

Учащиеся внимательно слушают и настраиваются на предстоящий урок.

Учащиеся записывают число, «классная работа».

- З наклонения глагола

- о повелительном наклонении

Учащиеся выполняют упражнение, списывают, подчёркивают глаголы.

- действие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в страну "Наклонение".Урок русского языка.6 класс.

Этот урок представляет собой знакомство с наклонением глагола в игровой форме. Ребята узнают об образоавании и изменении глагола в изъявительном,условном и повелительном наклонении....

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...

урок русского языка 5 класс на тему: "Наклонение глагола"

ема: Наклонение глаголаЦель: формировать навык распознавания наклонения глагола.Задачи урока через планируемые результаты:Личностные: Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельнос...

Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»

Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...

Материал к уроку русского языка 6 класс по теме "Наклонение глагола"

В материале содержатся теоретические сведения о наклонениях глагола, представлены карточки с заданиями...