Путешествие в страну "Наклонение".Урок русского языка.6 класс.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Бронникова Ирина Анатольевна

Этот урок представляет собой знакомство с наклонением глагола в игровой форме.

 Ребята узнают об образоавании и изменении глагола в изъявительном,условном и 

повелительном наклонении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Naklonenie_glagola.zip1.16 МБ
Файл naklonenie_glagola.pptx1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка. 6класс.

Тема урок: « Путешествие в страну « Наклонение ».

Знать: о наклонении глагола, изменении глаголов в изъявительном, условном, повелительном наклонениях.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Слайд 2.

-Ребята, о какой части речи  говорится?

Итак, нам  понятно, что продолжаем работать с глаголом.

3.Вначале познакомимся с новыми словами.

Откройте тетради, запишите число, классная работа. Запишите словарные слова. Итак, первое слово, кто знает его лексическое значение?

Слайд 3

(работа со словарными словами)

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Выделите корень в словах: штукатур, штукатурка, штукатурить.

Как называются  такие слова?

Устно составьте предложения с этими словами.

Среди этих слов есть слово той части речи, о которой сказано в стихотворении. Назовите его.

Слайд 8

Определим его морфологические признаки, которые нам уже известны:

а)вид

б)переходность

в) спряжение

4.Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы узнаем, что у глаголов есть постоянный контролёр в виде наклонения ( это слово записывается в тетрадь)

Слайд 9

С каким уже известным вам словом  сходно по звучанию слово наклонение? ( склонение, это слово тоже записать

Слайд 10

Да, они очень похожи. Собственно говоря, только приставками и различаются, а КЛОНЕНИЕ у них одно. В качестве грамматических терминов эти слова исконно означали одно и то же, а именно, морфологическое изменение слова.

Какие слова с этим корнем вы ещё знаете?
Слайд 10 (продолжение)

Изменяться – вот в чём смысл этого грамматического термина- наклонения.

5. А чтобы научиться различать и узнавать наклонения, мы с вами отправимся в путешествие с страну « Наклонение»

Слайд 10(продолжение)

В путешествие отправляются, обычно, на каком-то  транспорте, но можно и пешком. А мы отправимся, сидя за партами, ну а в качестве путеводителя будет карта. Она немного необычная, на ней не обозначены остановки путешествия, их нам следует открыть и назвать, указана только номера.

Итак, в путь.

а)А вот и первая остановка ( №1)

Слайд 11

Для того чтобы её назвать и открыть, надо выполнить задание. Послушайте его6

Я буду читать предложения, а вы выписывайте только глаголы.

1.ДОСТАЁТСЯ НЕ ДЁШЕВО СЧАСТЬЕ ТРУДНЫХ ДОРОГ…

ЧТО ТЫ СДЕЛАЛ ХОРОШЕГО?

ЧЕМ ТЫ ЛЮДЯМ ПОМОГ?

2.ПРИЛЕТИТ  ВДРУГ  ВОЛШЕБНИК В ГОЛУБОМ ВЕРТОЛЁТЕ И БЕСПЛАТНО ПОКАЖЕТ КИНО.

Проверка.

Слайд 11 (продолжение)

ОПРЕДЕЛИТЕ ВРЕМЯ  ГЛАГОЛА.

б) На второй остановке задание то же.

Слайд 12

Вам известно стихотворение Эдуарда Успенского «Если был бы я девчонкой». Я зачитаю несколько строк.

Если был бы я девчонкой -

 Я бы время не терял!

 Я б на улице не прыгал,

 Я б рубашки постирал

Проверка

Слайд 12 (продолжение)

в)На остановке №3 глаголы выписывать будете из пословиц.

Слайд 13

НЕ ЗА СВОЁ ДЕЛО НЕ БЕРИСЬ, НО ЗА СВОИМ ДЕЛОМ НЕ ЛЕНИСЬ.

ЖИВИ СВОИМ УМОМ, А ЧЕСТЬ РВСТИ СВОИМ ТРУДОМ.

Проверка.

Слайд 13(продолжение)

Итак, сколько остановок мы сделали?

Значит, сколько наклонений у глагола?

Ну а теперь нам предстоит обозначить эти остановки. А вот и указатель.

Слайд 14

Уж если герой говорит: « Строю», то обязательно это делает.

К какой остановке этот указатель?

Слайд 14 (продолжение)

А это ещё один указатель.

Слайд 15

А здесь герой, вероятно, и пальцем не пошевелит.

К какой остановке этот указатель?

Слайд 15 (продолжение)

Вот и последний указатель.

Слайд 16

А будет ли герой работать, ещё неизвестно.

К какой остановке последний  указатель?

Итак, все  остановки названы и обозначены. Назовите их.

6. А сейчас вы узнаете, как образуются наклонения.

Начнём с изъявительного наклонения.

Слайд 17

Скажите, есть ли трудности в образовании изъявительного наклонения?

Слайд 17 (продолжение)

Как образуется и изменяется глагол в условном наклонении?

Слайд 18

Задание: образуйте от глагола ШТУКАТУРИТЬ условное наклонение, измените его по числам и родам.

Слайд 19

А как образуется повелительное наклонение?

Слайд 20

Задание: образуйте от глагола ШТУКАТУРИТЬ повелительное  наклонение.

Проверка.

Слайд 21.

7.Закрепление.

Слайд 22.

Прочитайте слова. К какой части речи они относятся?

Задание.

Слайд 22(продолжение)

Проверка (3-4 ученика зачитывают свои варианты)

Следующее задание: вы читаете предложение и определяете, в каком наклонении стоит глагол. Записываете только номер предложения и  название наклонения. Предложений будет 10.

Итак, внимание.

Слайды 23-32

Проверка.

Слайд 33

8.Итог урока.

Итак, что вы узнали из нашего путешествия?

Слайд 34

9. Домашнее задание.

Слайд 35

Слайд 36.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в страну «Наклонение». Урок русского языка. 6 класс. Бронникова Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №16 г.Благовещенска Амурской области.

Слайд 2

Глагол. Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растёт.

Слайд 3

Словарная работа. Маляр- рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений.

Слайд 4

Словарная работа. Штукатур- рабочий, специалист по штукатурке.

Слайд 5

Словарная работа Штукатурка- масса густого известкового раствора с песком, а также засохший слой такого раствора.

Слайд 6

Словарная работа Штукатурить- покрывать стены, потолки слоем штукатурки.

Слайд 7

Что объединяет эти слова? штукатур и маляр с лова обозначают людей строительных профессий.

Слайд 8

Штукатурить- а) вид несовершенный б) переходность переходный (кого? что? стену) в) спряжение на – ить II спряжение

Слайд 9

Наклонение- постоянный признак глагола, который всегда соотносит действие с реальностью и показывает, реальное оно или предполагаемое, желаемое или только выражает побуждение к действию.

Слайд 10

Страна «Наклонение» Склонение, клон, клониться, наклоняться, изменяться.

Слайд 11

№1 достаётся сделал п омог п рилетит покажет

Слайд 12

№2 был бы не терял бы не прыгал бы постирал бы

Слайд 13

№3 не берись не ленись живи расти

Слайд 14

строю Изъявительное наклонение- его действия реальны, они происходили, происходят или будут происходить в действительности. №1

Слайд 15

строил бы Условное наклонение- его действия не совершающиеся, они только желаемые или предполагаемые. №2

Слайд 16

строй Повелительное наклонение- оно тоже обозначает действие не совершающееся, а обозначает лишь побуждение к действию. №3

Слайд 17

Изъявительное наклонение глаголы в прошедшем настоящем и будущем времени

Слайд 18

Условное наклонение глагол прошедшего времени + частица бы Изменяется по родам и числам

Слайд 19

Штукатурить- штукатурил бы штукатурила бы штукатурило бы штукатурил бы штукатурили бы

Слайд 20

Повелительное наклонение образуются от основы наст. времени с использованием нулевого суффикса или суффикса -и. Форма мн. числа образуется путём присоединения постфикса -те. (все повелительные глаголы только во 2-м лице).

Слайд 21

Штукатурить- штукатурь штукатурьте

Слайд 22

Задание: выберите 3 глагола и составьте с ними словосочетания или предложения, употребив их в разных наклонениях идти ехать мчаться шагать тащиться брести семенить скакать ползти шествовать гнаться лететь плыть нестись

Слайд 23

Определите наклонение глаголов 1.Не трудился бы, так и хлеба не добился бы.

Слайд 24

Определите наклонение глаголов 2.Не спиши языком, торопись делом .

Слайд 25

Определите наклонение глаголов 3.Кто не трудится, тот не ест.

Слайд 26

Определите наклонение глагола 4.Лодырю всегда нездоровится.

Слайд 27

Определите наклонение глаголов 5.Век живи, век учись.

Слайд 28

Определите наклонение глаголов 6.Я, украшеньем став природы, не сделал курице бы зла.

Слайд 29

Определите наклонение глаголов 7.От красивых слов не прибавится масла в каше.

Слайд 30

Определите наклонение глаголов 8.Если мыло приходило бы по утрам ко мне в кровать.

Слайд 31

Определите наклонение глаголов 9.Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат.

Слайд 32

Определите наклонение глаголов 10. Береги землю любимую, как мать родную.

Слайд 33

Проверка: Условное Повелительное Изъявительное Изъявительное Повелительное 6.Условное 7.Изъявительное 8. Условное 9.Повелительное 10. Повелительное

Слайд 34

ИТОГ: Итак, что вы узнали из нашего путешествия? Сколько наклонений у глагола? Назовите их. Что они обозначают?

Слайд 35

Домашнее задание: Напишите сочинение-миниатюру «Первый день весны» или «Весна наступает», употребив в нём глаголы в разных наклонениях.

Слайд 36

Счастливого возвращения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заключительный урок русского языка в 5 классе "Путешествие в страну русского языка"

Тема урока:     Повторение основных разделов русского языка за курс 5 класса.    Цели:    -проверить знания детей по основным разде...

Урок-путешествие. Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5–6-х классов (обобщающий материал по основным разделам русского языка)

Урок-путешествие. Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5–6-х классов (обобщающий материал по основным разделам русского языка)данное мероприятие можно использовать на неделе русского языка и ...

Урок русского языка в 7 классе на тему "Повторение в конце года. Путешествие по разделам науки о языке"

Урок построен так, чтобы в игровой форме ученики могли вспомнить разделы языкознания, выполнить практические задания и осуществить самопроверку работы....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Повторение в конце года. Путешествие по разделам науки о языке"

Данная презентация используется на уроке с целью организации самопроверки заданий, выполненных учениками....

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Конспект урока русского языка по теме" Путешествие в Страну Русского Языка".

Это вводный урок русского языка в 5 классе, урок-игра...


 

Комментарии

Белая Ольга Александровна

Замечательная презентация. С удовольствием воспользуюсь на уроке в 4 классе.
Бронникова Ирина Анатольевна

Спасибо за отзыв,рада,что моя презентация будет вам полезна.