Урок в 5 классе по теме "Служебные части речи" ("Школа 2100")
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Никульшина Оксана Васильевна

Урок повторения, обобщения и систематизации умений и навыков.

Конспект урока принадлежит сайту scool2100.com, презентация авторская и отражает основные этапа урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sluzhebnye_chasti_rechi.zip571.6 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК 47.

Тема:         Служебные части речи.

Тип урока. Урок повторения, обобщения и систематизации умений и навыков.

Цели как деятельность учеников.

М/п: овладевать умениями аудирования (ознакомительного, детального), перерабатывать и преобразовывать информацию (составлять план, находить ключевые слова, составлять рассказ по плану, вопросам).

М/к: осуществлять речевое взаимодействие – формулировать собственное мнение и учитывать мнения других, проводить контроль и оценивание.

6ЛР: классифицировать служебные части речи, определять их роль в предложении и тексте, правильно писать предлоги, частицы со словами самостоятельных частей речи.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Языковая разминка.

 

– Запишите предложение, добавив пропущенные слова. (слайд 2)

Мы нашли большой муравейник…. елью, …  ни одного рыжего муравья мы …. увидели.

– Какие части речи вы добавили в предложение? Возможно ли было понять предложение без них?

– Назовите другие части речи в предложении.  

– Выполните морфологический разбор одного слова, относящегося к самостоятельным частям речи (по выбору).

– Составьте схему предложения. ([–     ], но [–  не     ].)

– Обозначьте изученные орфограммы. Какая орфограмма встречается дважды?

– Выполните фонетический разбор слова елью. ([й’э,л’йу].)

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

III. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания.

Прослушивание рассказов на тему: «Незаметные труженики языка».

Задание ученикам.

– Составьте план рассказа.

– Обсудите в классе, какой рассказ вам понравился больше всего. Выдвигая свою точку зрения, аргументируйте её, используя слова и сочетания: я считаю, ... так как … Во­первых, … во­вторых… Таким образом, …

Познавательные УУД

1. Овладевать умениями аудирования (ознакомительного, детального), перерабатывать и преобразовывать информацию (составлять план).

2. Составлять рассказ по плану, вопросам.

3. Выдвигать и аргументировать свою точку зрения.

IV. Формулирование темы и целей урока.

1. На слайде 3 (доске) представлена запись:

Сидит девица темница коса улица.

Труд вынешь рыбка пруд.

– Прочитайте.

– Что вы увидели в этой записи? (Это загадка и пословица.)

– Что не так в этих предложениях? Исправьте.

2. На слайде появляется исправленный вариант с выделенными шрифтом (цветом) частями слов и словами:

Сидит девица в темнице, а коса на улице.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

– Что вы сделали? (Добавили предлог, союз, частицу, изменили окончания существительных.)

– Как называются добавленные части речи одним словом? (Служебные.)

3. – Назовите тему урока и её ключевые слова. (Служебные части речи. Предлог, союз, частица.)  (слайд 4)

– Сформулируйте цели урока. (Повторить служебные части речи, их правописание, определить роль предлогов, союзов, частиц в предложении и тексте.)

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему (проблему) урока и его цель.

V. Актуализация изученного.

1. Упр. 217 – наблюдение по учебнику над текстом с отсутствующими служебными словами. Учащиеся читают текст сначала про себя, дописывают предлоги, союзы, частицы, расставляют необходимые знаки препинания. Затем вслух читаются 2–3 варианта, сравниваются с авторским (в конце учебника).

– Что изменилось в тексте, когда все служебные части речи оказались на своих местах? (Текст стал связным, понятным, изменился даже смысл, сравним: погрозил Саньке, разобравшись или не разобравшись.)

– Сформулируйте ответ на вопрос: для чего нужны служебные части речи в тексте? (Они делают текст связным.)

2. Беседа по вопросам (после упр. 217) на повторение и систематизацию изученного. Учащиеся готовят ответы в парах, затем отвечают в виде переклички (одна пара задаёт, другая отвечает) по рядам.

3. Чтение и анализ текста в рамке после упр. 219 в технологии продуктивного чтения.

а) Проверка понимания.

– Проверьте, как вы отвечали на вопросы, прочитав текст в рамке про себя. Обращайте внимание на ключевые слова.

– Сравните их с ключевыми словами в конце параграфа (темы).

– Какое заметили отличие? Ставили такую цель на уроке?

– Есть ли в тексте новая для вас информация?

– Что осталось непонятным?

б) Постановка вопросов к каждому абзацу текста в рамке.

в) Составление вопросного плана текста о служебных частях речи.

Вариант вопросного плана:

1) Какие части речи относятся к служебным? Что их объединяет?

2) Для чего служат предлоги?

3) Что соединяют союзы?

4) Какова роль частицы не?

4. Составление обобщённой схемы текста в рамке. (См. материал предметного диска – схема «Служебные части речи» к §23.) (слайд 5)

                                  СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

                         (нет лексического значения, не изменяются,

                               не являются членами предложения)

     

               

                     Предлог                                      Союз                                       Частица

                  связывает                                     соединяет                                 придаёт  

         существительные с                     однородные члены и                      отрицательный

          другими словами                    части сложного предложения               смысл

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, строить рассуждения, делать выводы.

2. Пользоваться разными видами чтения (изучающее), опираясь на механизмы и приёмы читательской деятельности.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в план, схему).

VI. Развитие учебно­языковых и правописных умений.

Упр. 218 – развивается умение определять роль союзов в предложении, наблюдать за использованием синонимов и антонимов в тексте, пунктуационно оформлять предложения, устно объяснять постановку знаков препинания.

Чтение текста про себя, выделение синонимов (хлопали – нейтр., рукоплескали – книжн.), антонимов (маленькие и большие).

После коллективного анализа текста по вопросам ученики проводят выборочное списывание предложений, в которых нужно поставить недостающие знаки препинания.

Проверка по схемам. Схемы рисуют два ученика на оборотных сторонах доски.

Упр. 219 (усложнённое списывание) – развивается умение правильно писать слова служебных частей речи (предлоги, частицы) со словами самостоятельных частей речи, графически обозначать условия выбора орфограмм, в том числе написание не с глаголами.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

VII. Итог урока.

Рефлексия

Слайд 6

– Какие цели ставили в начале урока? Достигли их?

– Можно ли сказать, что предлоги, союзы и частицы менее важны в речи, чем самостоятельные части речи? Своё мнение обоснуйте.

– Найдите ошибки в схемах:

1) [      и      ]. 2) [ –  =] и [ –  =]. 3)  [     , а     ].

– Вспомните, какова была цель урока? Удалось ли её достичь?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Взаимооценка.

– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.

– Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

Регулятивные УУД

1. Соотносить цель и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII. Домашнее задание.

1. Рассказ о служебных частях речи по плану.

2. Упр. 220.

        Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"

Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...

Конспект урока 7 класс "Наречие как часть речи"

Это первый урок при изучении темы....

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: «Понятие о числительном как части речи».

Познакомить учащихся с новой для них частью речи - именем числительным, учить различать имена числительные среди других частей речи, дать понятие о порядковых и количественных числительных....

Конспект урока 6 класс Местоимения как часть речи

Конспект урока 6 класс "Местоимения как часть речи"...

Урок в 5 классе по теме «Части речи». Предмет: русский язык. Тема урока: Части речи.

Урок в 5 классе по теме «Части речи».Предмет: русский язык.Тема урока: Части речи.Цель урока: Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным? Уметь определять час...

Урок- ярмарка по русскому языку в 5 классе на тему: «Части речи» (повторение- обобщение знаний начальной школы).

урок предназначен для повторения материала начальной школы "Урок- ярмарка по русскому языку в 5 классе на тему: «Части речи»." , в игровой, доступной для учеников форме. Можно ис...