Три склонения имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Синицына Татьяна Ивановна

Разноуровневый урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Открытый урок русского языка в 5 классе

ТЕМА:   Три склонения имен существительных.

ЦЕЛИ:  1.Обучение алгоритму определения склонения имен  

                 существительных;

              2. развитие орфографической зоркости учащихся;

              3. воспитание устойчивого интереса к родному языку.

Деление детей на группы по степени обученности и в зависимости от вида коррекции: 1) дисграфики; 2) успевающие дети; 3) дети с низкой мотивацией к учению.  

1 группа

2 группа

3 группа

                                     ХОД УРОКА.

1. Проверка домашнего задания. ( по группам )

 

1) Образуй именительный падеж множественного числа.

Магазин - ……………………………, вагон - ……………………..

Трамвай - ……………………………, поезд - ……………………..

Космонавт - …………………………, пассажир - …………………

Автомобиль - ………………………., театр - ………………………

Музей - ……………………………..., улица - ……………………..

Лестница - …………………………., город - ………………………

Пастбища- …………………………., растение- ……………………

2) Подчеркни те существительные, от которых можно образовать множественное число.

Белье, большинство, равенство, гвардия, ботва, рожь, овес, клюква, морковь, боб, бег, радость, горе, скука, чистота, красота, ход,

3)Исправь ошибки. Как ты думаешь, почему они произошли?

Чего только не было в магазине! И сахары, и чернило, и молоки, и металлы, и сметаны, и бензины, и ножница, и брюка, и очка, и саня, и цементы, и пшены, и вермишели, и ветчины, и дрожжа… Всего не перечислишь!

2.Объяснение нового материала.

Яблоня

Машина

Пуля

Ваня

Дедушка

Зайчишка

Дом

Дружок

Пень

Яблоко

Сердце

Небо

Тишь

Оттепель

Площадь

Дочь

Полночь

Мышь

        

Задание:1)гр.: обозначьте род; 3)гр.: выделите окончание;2)гр.: укажите,  к какому склонению относятся эти существительные.

- А что же такое склонение? Вы, несомненно, знаете. Но прежде чем вы ответите на мой вопрос, я хочу, чтобы вы посмотрели инсценировку из грамматической сказки Ф. Кривина «Королевство от А до Я», где автор отменил склонение и спряжение, чтобы принцесса Флексия (т. е. окончание) перестала непрерывно изменяться и изменять очередному жениху, отвергать его. А то все женихи убегали от нее. Но вот появился Корень, ради него и было решено приостановить действие склонения и спряжения.

Выстуют учащиеся 3 группы.

Королева(Принцессе): Ты умыться? И причесаться? Когда он войти, ты не

                                        забыть улыбаться.  

Флексия:                         Я не забыть.

Морф:                               Идти! Идти!

Входит корень, замирает перед принцессой.

Корен:                                  Никогда не видать такая красота!

Флексия:                               Что вы сказать? Повторить!

Корень:                                  Я вы любить. С первый взгляд .

Морф (Синту шепотом):       С первый любить? А как со второй?

Флексия:                                  Мама, вы слыхать? Он я любить. И я он любить.

Королева:                                 Помолчать! Как можно с первой встреча?

                                                   (Корню) Я задать вам три вопрос. Если вы

                                                   Отгадать, я отдать вы мой дочка…

- Ну, что же такое склонение? Почему так некрасиво говорят по- русски герои этой сказки?

(Склонение – это изменение слова по падежам)

-Устно просклоняйте по одному слову из каждого склонения.

-Как вы думаете, почему все эти слова объединяются в одно склонение?

3. Закрепление материала.

1) Распредели слова по склонениям:

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Рожь, тополь, брошюра, цыган, местность, смелость, луч, шалаш, циркуль, шорох, цифра, чувство, аллея, ветка, ветвь, ель, елка.

1гр.: списать, обозначить род, подчеркнуть в словах ошибкоопасные места.

2гр.: распределить по склонениям, устно просклонять по одному слову из каждого склонения.

3гр.: по словарям подготовить сообщение о слове «брошюра», узнать, почему это слово пишется вопреки нормам правописания русского языка.

                                               http://ru.wikipedia.org

                                               http://slovari.gramota.ru

2) Работа с текстом.

        Какие светлые, особенные ночи в феврале! В лесу легко замечаешь след санной дороги. Далеко уходит узкая тропинка. С неба струится белесоватый свет луны. Искрится белая пороша, и на ее синеющей снежной белизне отражается мерцание звезд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на  волков, лисиц и зайцев.

         Вся снежная равнина и лесные поляны светятся, как один огромный, беззвучный зеркальный зал. Очаровательны эти ночи!

               

                                                                                   Д. Зуев.

- О чем говорится в этом тексте?

- Как можно озаглавить этот текст? (Февральские ночи)

- Почему  писатель называет ночной февральский лес беззвучным зеркальным залом?

- Подберите синонимы к слову очаровательный. (Прекрасный)

                                                    http://slovari.gramota.ru

- Каким   синонимом можно заменить слово струится (свет)? (льется)

                                                    http://slovari.gramota.ru

- Как вы понимаете слово ПОРОША, ЗАСАДА?

                                                    http://slovari.gramota.ru

Подберите к ним однокоренные слова.( Запорошить, сидеть)

- Почему автор начинает и заканчивает этот текст восклицательным предложением? (Автор хочет передать свое восхищение этой картиной природы)

- Какие слова помогают ему в этом? (особенные, очаровательны, огромный, беззвучный зеркальный зал)

- Найдите существительные, обозначьте у них склонение.

4. Проверочная работа.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1скл.

2скл.

Зскл.

фамилия

класс

Тема: Склонение существительных.

Дорога, тропинка, белизна, поляна,

Небо, охотник, заяц, зал,

Ночь.

5.Развивающие упражнения./ Работа с учебником.(для 2 группы)

   Работа с текстом, данным для анализа.

     1)  Коррекция почерка. Списать текст по клеточкам, проговаривая каждое слово.

          Коррекция дисграфии. «Корректурная проба». Зачеркнуть в тексте букву Д, а букву Б заключить в квадрат.

         Коррекция грамотности. Найти ошибкоопасные места и обозначить орфограмму, объяснить написания.

     2) Упражнение на взаимодействие полушарий: учитель показывает букву (нижний ряд), учащиеся должны поднять правую или левую руку в соответствии с верхним рядом.

 П

 Л

 Л

  П

 П

 Л

  П

Л

 У

 Б

 З

 А

  К

 В

 Д

Т

       3) Коррекция дислексии. Упражнение на развитие слухового внимания.

       Найди ошибки:

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

-Там ползет зеленый лук

С длинными усами.     (жук)

Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!» (звери)

Эй, не стойте слишком близко.

Я тигренок, а не миска.  (киска)

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это.   (билета)

Сели в ложку и айда!

Покатили вдоль пруда.    (лодку)

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей.  (грачей)

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.  (дочками)

На поляне весной

Вырос зуб молодой.  (дуб)

На пожелтевшую листву

Роняет лев свою листву.    (лев)

На глазах у детворы

Крысу красят маляры.   (крышу)

Я рубашку сшила шишке,

Я сошью ему штанишки.  (мишке)

Встало солнце, уходит прочь

Темная длинная дочь.   (ночь)

Фруктов в корзине не счесть:

Яблоки, груши, бараны есть.   (бананы)

Чтоб пообедать, взял Алешка

В правую руку железную ножку.  (ложку)

Школьник кончил строчку

И поставил бочку.     (точку)

Домашнее задание:  1гр.: Подготовить сказку о падежах.

Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать его……………………………... Родился – и стал ………………………... Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать все, что имел, и его назвали ……………………………. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал …………………………. Потом подрос, начал творить добрые дела и стал называться ………………………….. Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и называли теперь……………………………..

3гр.: Прочитай стихотворение- каламбур, выпиши в три колонки существительные первого, второго и третьего склонений.

Нес медведь, шагая к рынку,                        Мишка с армией осиной

На продажу меду крынку,                             Дрался вырванной осиной,

Вдруг на мишку – вот напасть                      Мог ли в ярость он не впасть,

Осы вздумали напасть.                                   Если осы лезли в пасть,

   

                                                                           Жалили куда попало,

                                                                           Им за это и попало.

                                                                        (Я Козловский. )

2гр.:  По учебнику: упр. 518.

Карта контроля:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 10 классе на тему: "Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных"

План-конспект и презентация  к уроку русского языка в 10 классе (по учебнику В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко "Русский язык" 10-11 классы)...

Склонение имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Урок актуализации знаний, полученных учащимися 5 класса в начальной школе.: урок совершенствования умений и навыков правильного написания падежных окончаний существительных ....

Склонение имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Урок актуализации знаний, полученных учащимися 5 класса в начальной школе; урок совершенствования умений и навыков правильного написания падежных окончаний существительных ....

«Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные»

Урок  «Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные».  Цель: повторить и закрепить знания о типах склонения существительных;познакомить  с группой ра...

Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»

Урок по русскому языку  «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...

Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»

Урок по русскому языку  «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...

Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»

Урок по русскому языку  «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...