Главные вкладки

    Сочинение-описание картины П.П.Кончаловского"Сирень"
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Бочкова  Татьяна Николаевна


    Урок развития речи позволяет реализовать учащимся такую важную человеческую потребность, как познавательно- творческая.Восприятие произведения искусства вызывает у учащихся творческое вдохновение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_opisanie_kartiny_konchalovskogo_siren.docx216.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

    «Новогеоргиевская средняя общеобразовательная школа

                                        Октябрьского района»

    ТЕМА: «Сочинение-описание картины П.П.Кончаловского     «Сирень»

    http://philolog.pspu.ru/userfiles/image/siren_v_korzine_000605.jpg

                                 Учитель высшей квалификационной категории Бочкова Т.Н.

    Цели урока:

    1)научить детей описывать изображённый поэтический предмет;

    2)показать пятиклассникам разницу в изображении «поэтического» предмета поэтом и художником;

    3)ввести в активный словарь учащихся имена прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину и выражающие оценку.

    4) воспитывать любовь к родному языку, родной природе.

    Оборудование: репродукции натюрмортов П.П. Кончаловского «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень у окна»

    ХОД УРОКА.        

                                                       В этом букете всё живёт, цветёт и радуется

            П.П.Кончаловский

    1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

    1. Введение в тему урока.

    ЦЕЛЬ: Мотивировать учащихся на творческую работу.

    - Сегодня  мы  будем писать сочинение по картине Петра Петровича Кончаловского «Сирень».

    - Запишите в тетради число, тему урока.

    Рассказ подготовленного ученика о художнике.

    Пётр Петрович Кончаловский (1876-1956) очень любил изображать  цветы. Он писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и естественный аромат. Кончаловский говорил, в цветах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах.

    Любимые цветы Кончаловского -сирень. Ей он посвятил множество полотен. Наиболее известные из них - «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень у окна»

    Слово учителя. Перед нами одна из лучших картин Кончаловского(1933), изображающая сирень. А вы знаете, откуда пришло название слова «сирень»?

    Существует древнегреческая легенда о происхождении сирени.

    Молодой Пан – бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название сирень.

    Рассмотрите картину.

    Физминутка.

    Беседа.

    -Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? (На картине мы видим сирень разных цветов и оттенков: лиловую, тёмно-красную, белую, розоватую.)

    -Опишите ветки сирени, расположенные в центре букета (В центре букета –большая ветка белой жемчужной сирени.)

    -Какого цвета сирень в нижней части букета? (Фиолетовая с серебристым оттенком и рядом с ней –розоватая ветка.)

    - Опишите сирень ,которая украшает верхнюю часть букета. (Вверху букета- тёмно-красные грозди сирени. Они как веер, а между ними виднеются белые, голубоватые и фиолетовые ветки.)

    - Какие определения уместно использовать, чтобы описать величину цветов сирени?(Тяжёлые, крупные, )

    -Какими прилагательными можно описать сирень и выразить своё отношение к изображённому?( изумительная, чудная, восхитительная, дивная, роскошная, прекрасная, превосходная, замечательная)

    -Все ли листья сирени одинаково освещены? ( вверху и внизу-тёмно-зелёные, в середине букета внизу- зелёные, вверху- салатовые, справа –светло-зелёные с золотистым оттенком.)

    - Опишите корзину, в которой стоит сирень.( Корзина плетёная, из ивовых прутьев.)

    -На каком фоне изображена сирень.( На фоне сада.)

    -Какое настроение создаёт картина? (Хорошее настроение, она напоминает о весне,  солнце, о красоте природы.)

    Прекрасная сирень воспета многими поэтами.

    Что общего в стихотворении Надежды Бурановой «Сирень» с картиной Кончаловского «Сирень»?

    Буранова Надежда «Сирень»

    О, как застенчива сирень

    В холодном и дождливом мае!

    Весны капризы принимает,

    Мечтая подарить нам день,

    Когда волной накроет скверы,

    Дворы и мокрые дома

    Блаженства розовый туман.

    И город изумрудно-серый,

    Где ярких зонтиков цветы

    Пестрят над толпами прохожих

    В своей безликости похожих,

    Проснётся вдруг от красоты

    И буйства её дивной пены

    На листьях, вымытых дождём…

    Вот так и мы цветенья ждём

    В желаньи счастья неизменны.

    -Какие прилагательные , сравнения  использует поэтесса для описания сирени ?

    -Какую картину вы представляете, прослушав стихотворение?

    Учитель делает вывод: и поэт, и художник изображает один и тот же предмет- сирень. При этом каждый из них использует разные художественные средства: поэт- слово, художник-рисунок, краски.

    -Как вы понимаете эпиграф  к уроку?

    Составление плана:

    1.Моё первое впечатление о картине.

    2.Сирень( её цвет, гроздья, листья)

    3.Фон натюрморта.

    4. «В этом букете всё живёт, цветёт и радуется»

    Словарно- стилистическая работа.

    Объясните лексическое значение слов и орфограммы, которые есть в словах.

    Тёмно-красная, бледно-розовая, белоснежная,  лиловая, жемчужная(сирень); голубоватый, серебристый( оттенок); зелёненькие с тоненькими прожилками листья, ароматная, влажная, нежная, чудесная, прекрасная, очаровательная; любоваться, восхищаться, наслаждаться.

    Устный рассказ по плану.

    Самостоятельное написание сочинения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сочинение-описание по картине П. П. Кончаловского "Сирень в корзине". 5 класс.

    Уроки по развитию речи всегда требуют большей отдачи как от учителя, так и от учеников.Предлагаю вариант такого урока....

    Обучение сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе

    Обучение сочинению-описанию по картинеП.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе...

    Обучение сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе

    Обучение сочинению-описанию по картинеП.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе...

    Сочинение-описание по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». 5 класс.

    Урок развития речи, на котором учащиеся знакомятся с творчеством знаменитого художника, готовятся к написанию сочинения по картине, развивают свой кругозор, расширяют словарный запас и учатся на...

    презентация сочинение-описание по картине П.П.Кончаловского "Сирень в корзине"

    Презентация посвящена разработке урока по развитию речи. Урок можно провести как в 5, так и в 6 классе. По УМК Баранов, Ладыженская описание этой картины разбирается в 5 классе....

    Конспект урока по русскому языку. Сочинение - описание по картине П.П.Кончаловского "Сирень в корзине". Технологическая карта урока.

    Петр Петрович Кончаловский (1876 – 1956гг.). За свою жизнь написал более тысячи произведений. П.П.Кончаловский, художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Его картины, портреты, натюр...

    Презентация к уроку русского языка "Сочинение - описание по картине П,П.Кончаловского "Сирень в корзине"

    Пётр Петрович Кончаловский (1876 - 1956)…в цветах есть все, что существует в природе,только в более утонченных и сложныхформах, и в каждом цветке, а особеннов сирени или в букете полевых цветов,надо р...