Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в ССП.
план-конспект урока по русскому языку на тему

Збродько Виктория Георгиевна

Технологическая карта урока русского языка для ДО с применением ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_seminar.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

      Тема урока:  Понятие сложносочинённого предложения, смысловые отношения в сложносочинённых предложениях.

Збродько Виктория Георгиевна

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №110»

Учитель русского языка и литературы

Русский язык

 9  класс

Урок русского языка составлен для дистанционного обучения

Базовый учебник: 1.  Русский язык. 9 класс [Текст] : учеб. для 9 кл. общеобразоват.учреждений  / Л. А. Тростенцова [и др.] –5-е изд. -  М. : Просвещение, 2013.

                           

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления с понятием сложносочинённого предложения как самостоятельной цельной синтаксической единицы; его  видах; способствовать формированию умений определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и знаний учащихся о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения.

Цели
деятельности
ученика

Познакомиться с понятием сложносочинённого предложения как самостоятельной цельной синтаксической единицы; с его видами; научиться определять смысловые отношения между частями ССП, знать о правильной постановке знаков препинания  и применять эти знания на  практике.

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные:  знать основные понятия темы; уметь определять типы предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, преобразовывать информацию: предложение – схема;

формулировать  собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументировать ее.

Метапредметные:

регулятивные УУД -  определять цель учебной деятельности и искать средства её осуществления;

познавательные УУД - находить ответы, используя полученную информацию;

коммуникативные УУД – уметь оформлять свои мысли в устной речи, умение сотрудничать.

Личностные: иметь мотивацию к познанию, учёбе.

Методы и формы
обучения

практический; индивидуальная

Образовательные
ресурсы

 http://interneturok.ru/, http://fcior.edu.ru, http://www.videouroki.net.

Оборудование

MacBook white 2.4,  Наушники DIALOG M-781HV, Микрофон Logitech USB Desktop Microphone, Веб-камера Canyon CNR-WCAM820, материал по теме “Сложносочиненное предложение” для программы Team Viewer

Основные
понятия

Сложносочинённые предложения, смысловые отношения.


Организационная структура урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащегося

Задания, которые приведут к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

(УУД)

I. Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания.

Приветствует,

демонстрирует готовность к уроку.

Л.: формирование эмоционального настроя на урок

Р.: самоконтроль

К.: готовность к учебному сотрудничеству

П.: самоопределение

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

1.Учитель предлагает задание

 «Третий лишний» Team Viewer

и  вопросы.

2.Какие  вопросы    вызвали затруднение, почему?

3. Предлагает сформулировать тему и цели урока.

1.Выполняет задание.

2.Фиксирует возникшие затруднения.

3.  Вместе с учителем формулирует тему и цели урока, записывает тему урока в тетрадь.

Задание

«Третий лишний»

1.По пути в глуши встречается ландыш.

2.Он ещё сохранил свою форму, но уже не пахнет.

3. Росы холодные, и свежий ветер днём умиряет летний жар.

2.Вопросы:

- Назови отличие простого предложения от сложного

- Назови основные типы сложных предложений?

 - Что такое сложносочинённое предложение?

- Какие смысловые отношения могут быть между частями ССП

Р.: Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации

III. Актуализация знаний

 

Предлагает сделать анализ предложений. Team Viewer

Предлагает сделать схему ССП

 Комментирует постановку

знаков препинания.

Делает анализ предложений.

Делает схему ССП

Разговор показался ему (Пьеру) интересен, и он остановился высказать свои мысли.  Л. Толстой.

Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, лошади поскакали.    А.Пушкин.

В тишине отчётливо послышалось, как простонал человек.

П.: выполняет универсальные логические действия (анализ)

систематизирует собственные знания;

Р.: контролирует учебные действия, замечает допущенные ошибки и исправляет их;

К.: высказывает своё  мнение, умеет слушать учителя.

IV. Первичное усвоение новых знаний

Предлагает прослушать фрагмент(03.25 мин.) видеоурока Михайловой Е.В.  http://interneturok.ru/, затем выполнить  работу по схеме «Разновидности смысловых отношений между частями ССП» (стр.37) и дальнейшее  сравнение выполненной работы с теоретическим материалом учебника.

 

Слушает, выполняет работу по схеме «Разновидности смысловых отношений между частями ССП», сравнивает.

1.То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

2.Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.

4. Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову.

5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.

6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

П.: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;

К.: задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Л.: осознаёт свои возможности в учении;

 V. Первичная проверка понимания

1.Предлагает самостоятельную работу с учебником стр.37 упр. 62(предл.1, 4, 5)

Выполняет, оценивает при помощи учителя.

Стр. 37 упр.62

(предл.1,4,5)

П.: действия моделирования, выполняющие отображение учебного материала, формирование обобщения знаний;

Р.: ориентируется в учебнике; при выполнении практической работы.

 V. Первичное закрепление

Предлагает вставить союзы, отметить, какие смысловые отношения они выражают.

Выполняет, отмечает.

1.Давно уже не слышно было…звона колокольчика, …стука колёс по кремнистой дороге, …бледный старик ещё стоял на одном и том же месте в глубокой задумчивости.

2.Но вот на табор кочевой нисходит сонное молчанье,…слышен в тишине ночной лишь лай собак, …коней ржанье.

                    А. Пушкин.

П.: перерабатывает информацию для получения необходимого результата.

Л.: объясняет сама себе «что я могу».

VI. информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Информирует о домашнем задании: учебник, с.37 (теоретические сведения),  работа с практическим заданием.

Задаёт уточняющие вопросы.

Практическое задание (см приложение).

 V. Итоги

урока.

Рефлексия

Предлагает ответить на вопросы.

 

Отвечает
на вопросы.

– Какую ставили цель?

– Удалось ли её решить?

– Где можно применить новые знания?

– Какой вид работы понравился?

П.: ориентируется в своей системе знаний – отличает новое от уже известного.

Р.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л.: адекватное понимание успеха или неуспеха в УД

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Приложение 1.

Задание: расставить знаки препинания, сделать анализ предложений.

  1. Разговор показался ему (Пьеру) интересен  и он остановился высказать свои мысли.    ( Л. Толстой.)
  2. Дуня села в кибитку подле гусара  слуга вскочил на облучок  ямщик свистнул лошади поскакали.   ( А.Пушкин.)
  3. В тишине отчётливо послышалось  как простонал человек.

Приложение 2.

Задание: расставить знаки препинания, определить смысловые отношения по схеме в учебнике.

1.То падал как будто туман то вдруг припускал косой дождь.

2.Ни солнца мне не виден свет ни для корней моих простору нет.

3. Не только дети любят компьютерные игры  но и взрослые часто увлекаются ими.

4. Либо я все устрою по-прежнему  либо я его на дуэль вызову.

5. В углу за печкой трещал сверчок  да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.

6. Песня над домом смолкла зато над прудом соловей заводил свою.

Приложение 3.

Задание: вставить союзы, отметить, какие смысловые отношения они выражают

1.Давно уже не слышно было…звона колокольчика, …стука колёс по кремнистой дороге, …бледный старик ещё стоял на одном и том же

месте в глубокой задумчивости.

2.Но вот на табор кочевой нисходит сонное молчанье,…слышен в тишине ночной лишь лай собак, …коней ржанье.

                                                                                                                                                                                                                        А. Пушкин.

Приложение 4. (домашняя работа)

Задание: Записать предложения, расставив знаки препинания. Определить, какие сложносочиненные предложения по значению здесь

 представлены.   Составить схемы.

1) Он никогда не плакал  зато по временам находило на него дикое упрямство.

2) Светило солнце  и степь дымилась и блестела.

3) Мне стало ужасно грустно в это мгновение  однако ж что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей.

4) То ей приходила мысль вскочить на рампу и пропеть арию то ей хотелось зацепить веером недалеко от нее сидевшего старичка.

5) Она мне нравилась все больше и больше  я тоже, по-видимому, был симпатичен ей.

6) Товарищи относились к нему неприязненно  солдаты же любили воистину.

7) И воздух становится слаще  и дали приветливее  и люди милее  и жизнь легче.

8) Лишь сердце стучит  да песня звучит  да тихо рокочет струна.

9) Солнце закатилось  и ночь последовала за днем без промежутка.

10) До ближайшей деревни оставалось еще верст десять  а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, быстро подвигалась к нам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в ССП.

Технологическая карта урока русского языка для ДО с применением ИКТ....

Конспект открытого урока русского языка в 9 классе на тему: "Понятие о сложносочинённом предложении"

Урок по русскому языку в 9 классе "Понятие о сложносочинённом предложении" позволяет расширить и углубить знания учащихся о сложносочинённом предложении, способах связи предикативн...

Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. виды сложносочинённых предложений. (&7).

Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. виды сложносочинённых предложений.  (&7).Цель: развитие умений понимать смысловые отношения между частями сложносочинённого пр...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП».

Представленная модель урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное  сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП» является уроком изучени...

Тема: Понятие о сложносочинённом предложении

Цель урока: углубить знания учащихся о сложном предложении; дать понятие о сложносочиненном предложении, смысловых отношениях между простыми предложениями в составе сложносочиненного; совершенствовать...

Урок русского языка на тему _Понятие о сложносочинённом предложении, его строении_ ( 9 класс).

Урок русского языка в 9 классе Тема:   Понятие о сложносочинённом предложении, его строении. Образовательная цель урока:создание условий для выяснения усвоения программного материа...