Урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Изменение имен существительных по падежам»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Егорова Полина Васильевна

 Урок подготовлен для учеников 5го класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интернат VIII вида. Урок комбинированный. Большое внимание уделяется индивидуальной работе. Материал подается с наглядностью и игровыми моментами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmen.im_.sushch.po_padezham-5kl.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

ГБОУ

Нефтекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат VIII вида

Урок по русскому языку в 5 классе

Тема: «Изменение имен существительных по падежам»

                                                         Провела: учитель - дефектолог Егорова П.В.

Нефтекамск 2014

Цели:

  1. Формирование представления о склонении имен существительных, знакомство с названиями падежей и падежными вопросами. Формирование первоначального умения определять падеж имен существительных.
  2. Коррекция и развитие внимания, правильного восприятия, памяти. Развитие познавательной активности.
  3. Воспитание трудолюбия, уважения к труду.

Оборудование:

  • Таблица “Падежи имен существительных”;
  • Индивидуальные карточки;
  • Наборное полотно;
  • Словарные карточки.

Ход урока:

  1. Оргмомент:

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

  1. Сообщение темы и цели урока:
  • Чем мы занимались на предыдущем уроке? (изучали имена существительные по вопросам).
  • Сегодня мы продолжим эту работу, но тема будет называться немного по-другому.
  • Откройте тетради, запишите число, тему урока.
  1. Словарная работа:

Начнем наш урок со знакомства с новым словом – “САЛАТ”.

Учитель объясняет лексическое значение слова:

  • Травянистое овощное растение, листья которого идут в пищу в сыром виде (показ листа салата).
  • Холодное кушанье из мелко нарезанных овощей, яиц, рыбы, мяса с приправой (показ рисунка).
  1. Звуко-буквенный анализ.
  2. Подбор синонимов и разбор по составу:

салатный, салатовый, салатник.

  1. Составление рецепта салата “Зимний”:

Для зимнего салата берем сваренные яйца, огурцы, колбасу, лук. Все продукты мелко нарезаем и накладываем в салатник, заправляем сметаной или майонезом. Украсим наш салат. В салате красиво смотрится морковь.

- Ребята, а слово салат - какая часть речи? (существительное).

- Почему? (это предмет, отвечает на вопрос “что?”)

- Чтобы составить наш текст – рецепт, мы меняем слово салат?(да, для чего -для салата, в чем -в салате, вопросы разные, поэтому окончания меняются).

IV.  Работа над новым материалом:

  1. Работа с пословицами и предложениями (пословицы на доске).

У него дело из рук валится                        

Без дела жить – только небо коптить        

Делу время – потехе час                              

За правое дело стой смело

За делом и день пролетит незаметно

Человек проявляется в деле

А) Объясните смысл пословиц.

Б) Какое слово повторяется?

В) Слово “дело” – какая часть речи? (существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос “что?”)

Г) Выпишем формы слова “ дело” с вопросами:

Что? – дело                      кто? – друг

Без чего? – без дела        кого? – друга

Чему? – делу                   кому? – другу

За что? – за дело             кого? – друга

За чем? – за делом          кем? – другом

В чем? – в деле               о ком? – о друге

Д) Какой вид работы выполнили? (изменяли существительное “дело” по вопросам).

Е) Что изменилось? (окончания).

Ж) Подчеркните красным карандашом.

Вывод: Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Хоровое повторение.

  1. Рассказ учителя о падежах: Послушайте историю о падежах.

- Он еще не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать – именительный. Родился – стал родительный. Это имя ему еще больше понравилось. Но он был малышом, ему все давали, и он стал – дательный. Но он еще и озорник, за проделки его винили – он стал винительный. Потом подрос, стал творить добрые дела, и называться стал творительным. Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь предложным.

Во время рассказа учителя выходят ученики с карточками (названия падежей). Читают стихи про падежи.

Я – именительный падеж.

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы – кто? и что?

Ни с чем не спутает никто.

А я – падеж родительный

Характер мой общительный.

Кого? Чего? – и вот он я!

Предлоги часто мне друзья.

Я называюсь дательным,

Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать.

Я – винительный падеж,

Кого позвать, во что играть

Готов ребятам подсказать.

А я - творительный падеж

Исполнен всяческих надежд.

Творите! Чем? Творите! С кем?

Я подскажу вам – нет проблем.

А я – падеж предложный.

Со мною случай сложный.

Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чем? Я вам скажу.

  1. Хоровое чтение  с таблицы названия падежей и падежных вопросов.
  2. Кратко название падежей пишем И.п., Р.п. и т.д.(показ на наборном полотне). Слово “дело” у нас изменилось по падежам, напишем названия падежей перед словами «дело».
  3. Физминутка.

А сегодня у зимы – новоселье.

Мы с тобой приглашены на веселье.

Дом построен у зимы из сугроба

Вот такой вышины!

Белый коврик у порога

Вот такой ширины!

А порог – то, порог

Вот такой низины

Мы по лестнице шагаем

Выше ноги : топ – топ.

Двери комнат отворяем,

Справа – хлоп, слева – хлоп!

Ну а в доме нас встречает

И она сама

Ты хозяйке поклонись – ка

- Здравствуй, зима!

6. Работа по таблице: чтобы было легче запомнить вопросы падежей, мы будем пользоваться словами – помощниками. (хоровое чтение или чтение 2 -3 сильными учениками).

Падежи имен существительных

Название

Слова-помощники

Вопросы

Именительный падеж

есть

Кто? Что?

Родительный падеж

нет

Кого? Чего?

Дательный падеж

дать

Кому? Чему?

Винительный падеж

вижу

Кого? Что?

Творительный падеж

горжусь

Кем? Чем?

Предложный падеж

говорю о

О ком? О чем?

7. Используя эту таблицу, сейчас мы изменим по падежам, т.е. просклоняем слово“друг”.                                                                                                                        - Какая часть речи? – обозначает предмет, отвечает на вопрос “кто?”.

Учитель или ученик записывают на доске. Учащиеся записывают в тетради, красным карандашом подчеркивают окончания.

Вывод: И.п. – всегда без предлогов, П.п. – всегда с предлогами, остальные падежи могут быть с предлогами и без.

8. Раздача индивидуальных карточек. Дома будете учить падежи и падежные вопросы, а сейчас используйте при выполнении упражнения.

V. Практическое упражнение. Выполнить упражнение №282 письменно, окончания существительных выделить.

VI. Определяем настроение по рисунку. На рисунке изображения облаков  и туч.

VII. Обобщение: устно просклонять существительные “зима”, “сестра”, используя таблицу «Падежи и падежные вопросы».

VIII. Итог урока. Оценивание работ обучающихся.