Действительные и страдательные причастия
план-конспект урока (русский язык, 7 класс) по теме

«Действительные и страдательные причастия»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка на тему: «Действительные и страдательные причастия». 7 класс.

Цель деятельности учителя: дать понятие о действительных и страдательных причастиях, научить опознавать разные причастия, используя образец рассуждения; развить пунктуационные навыки.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Планируемые образовательные результаты:

  1. Предметные: научиться по грамматическим признакам определять и различать действительные и страдательные причастия.

2.  Метапредметные:

- коммуникативные: уметь строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

 - регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу;

 - познавательные: уметь осуществлять анализ, выделять существенные признаки объекта.

3.  Личностные: формирование устойчивой мотивации и познавательного интереса к проблемно-поисковой деятельности.

Методы и формы обучения: проблемно-диалогический (побуждающий от проблемной ситуации диалог, побуждающий к гипотезам диалог); индивидуальная, групповая, фронтальная.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

Девиз урока: (Приложение 1).

«Ошибок не пугайся, с ошибками справляйся!» СЛАЙД №2.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Включаются в учебную деятельность.

Урок начнем с проговаривания скороговорки (которая необходима нам для развития нашей речи):

«Вылит колокол, да не по-колоколовски. Шит колпак, да не по-колпаковски. Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать. Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать». СЛАЙД №3.

– Вы начать урок готовы?

– Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Коллективно читают девиз урока и  проговаривают скороговорку.

– А поможет в этом нам хорошее настроение!

Учащиеся получают эмоциональный настрой.

2.

Актуализация знаний (мотивация к деятельности)

На прошлых уроках мы с вами изучали следующие темы:

- «Причастие как часть речи»;

- «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий»;

- «Причастный оборот».

Включились в учебную деятельность.

 - И сейчас мы проверим, как вы уяснили материал прошлых уроков.

- Мы будем работать группами. Каждая группа получает свое индивидуальное задание (СЛАЙДЫ  № 4-7):

I группа: Перестроить данные предложения так, чтобы причастный оборот стоял после определяемого слова:

1. Шагавший впереди старик оказался не таким строгим и серьезнеем, как можно было судить по его лицу.

2. Пропитанный солнцем туман лежал над Москвой.

3. От вокзала до стоявшего на высоком зеленом холме монастыря было два километра.

II группа: Из данных предложений выписать все причастия, указать падеж, число, род, обозначить их окончания:

1. Вечерело. Вся округа огласилась непрерывным, сверлящ…м звуком, который обитал в этом темнеющ…м пространстве.

2. Коля долго смотрел на бледный диск, проступивший в темнеющ…м вечернем небе.

3. Ветер выносил из веялк… блестящ…ю на солнце тучу половы.

III группа: Прочитать четверостишие из стихотворения М.Ю.Лермонтова. Указать причастия и определить, какими членами предложения они являются:

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

IV группа: от данных ниже слов образовать причастия:

Строить, гореть, темнеть, лететь, упасть, блестеть, тлеть, расстилать, распахнуть, приближать, странствовать, находить, открыть.

Групповое выполнение задания.

Проверка выполненных заданий начинается с той группы, которая первая справилась с заданием.

Итак, подведем итог.

- Что же такое причастие? Какие причастия бывают? И чем выражены причастия в предложениях?

- Как определяются гласные в падежных окончаниях причастий? Приведите примеры.

- Что называется причастным оборотом, и каков алгоритм обособления причастного оборота?

Подводят итог:

- Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

- Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменятся по числам, падежам и только в единственном числе по родам.

- В предложениях причастия обычно бывают определениями, реже – сказуемыми.

- Гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных.

Например: приближающимся ураганом (м.р., Т.п.), в бушующем море (ср.р., П.п.)

- Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. В предложении причастный оборот является одним членом предложения – определением. 

- Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми.

3.

Создание проблемной ситуации (включаем проблемный вопрос, создающий ситуацию для обучающихся и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия)

- Сегодня на уроке мы продолжаем исследование очень интересной части речи – причастия.  

- Откроем учебник на странице 44 и рассмотрим рисунок, прочитаем существительные вместе с причастными оборотами:

1. Девочка, одевающая брата.

2. Брат, одеваемый девочкой.

- Какое причастие обозначает временный признак предмета как результат действия самого предмета, носителя признака?

- Какое причастие обозначает признак, который создается действиями, направленными на предмет извне?

- Причастия, обозначающие признак, который возник в результате действия самого предмета, называются действительными, а причастия, обозначающие признак, который возник у предмета под действием другого предмета, называются страдательными.

Следовательно, тема нашего урока звучит следующим образом «Действительные и страдательные причастия».

- Выскажите свои версии: что  могут означать действительные причастия, а что страдательные?

- Итак, в тетради запишем два предложения и прокомментируем:

1. Артист, прочитавший на концерте рассказ.

Причастие «прочитавший» - это действительное причастие, так как обозначает признак предмета, который сам производит действие, самостоятельно.

2. Рассказ, прочитанный артистом на концерте.

Причастие «прочитанный» - это страдательное причастие, так как обозначает признак того предмета, который испытывает на себе действие другого предмета (лица).

- Придумайте свои предложения, одно с действительным причастием, а второе со страдательным причастием.

Открывают учебник на странице 44, читают существительные с причастными оборотами.

Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

(В первом предложении находятся причастия, обозначающие признак предмета, который сам производит действие, а во втором – причастия, обозначающие признак того предмета, который испытывает на себе действие другого предмета (лица)).

Записывают тему урока в тетради, определения «действительные причастия», «страдательные причастия».

Высказывают свои версии.

Придумывают примеры с действительным и страдательным причастием. Доказывают свою точку зрения.

4.

Открытие нового знания.

А сейчас выполним упражнение № 100 (страница 44).

После выполнения задания проверяем, что у нас получилось.

Правильное выполнение задания представлено на СЛАЙДЕ №8:

  1. Действительные причастия: зацветающая рожь, только что показавшимся солнцем; за проезжавшими подводами.
  2. Страдательные причастия:  ярко освещенными только что показавшимся солнцем яровые; по долине, усеянной цветами; собачонка, вся обвешанная репьями. 

Выполняют упражнение в тетради, а два учащихся у доски. Один учащийся выписывает словосочетания «действительное причастие + существительное» (где существительное главное слово) и причастные обороты с действительными причастиями (вместе с определяемыми ими существительными), а второй – словосочетания «страдательные причастия + существительное» (где существительное главное слово) и причастные обороты со страдательными причастиями (вместе с определяемыми ими существительными).

Проверяют выполненное задание.

СЛАЙД №9:

-Перед вами причастия, ваша задача распределить соответствующие их в нужную колонку: в первую вы должны распределить все действительные причастия, а во вторую – страдательные:

Посаженный, строивший, летящий, сожженный, гонимый, пересекавший, увлекшийся, управляемый, увядший, награжденный.

СЛАЙД №10:

- Проверяем:

Действительные

Страдательные

Строивший

Летящий

Пересекавший

Увлекшийся

Увядший

Посаженный

Гонимый

Управляемый

Награжденный

Самостоятельно выполняют задание в тетради.

Учащиеся меняются тетрадями друг с другом, оценивают.

5.

Рефлексия.

- Что нового о причастии мы узнали на уроке?

-Что обозначают действительные причастия? Приведите свои примеры.

- Что обозначают страдательные причастия? Приведите свои примеры.

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке?

- Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

     

Писатель А.Н. Толстой говорил: «Общаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как - неточно, приблизительно, неверно». Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли.

Учащиеся подводят итог урока, отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений.

6.

Домашнее задание.

Параграф 16, упражнение № 101.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок русского языка в 7 классе «Действительные и страдательные причастия»

Урок позволяет:Закрепить понятие о действительных и страдательных причастиях.Развивать пунктуационные навыки.Уметь конструировать тексты, используя действительные и страдательные причастия....

Презентация к уроку в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"

Презентация к уроку  русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия. Суффиксы причастий"....

Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия"

В данном разделе находится разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия". Конспект сопровождается презентацией, где  наглядно представ...

презентация "Действительные и страдательные причастия"

В презентации содержится вспомогательный материал для изучения темы "Действительные и страдатальные причастия"...

Тест по теме "Действительные и страдательные причастия"

Проверить умение учащихся различать действительные и страдательные причастия...

Образование действительных и страдательных причастий. Суффиксы причастий (таблица)

В материале демонстрируется образование действительных и страдательных причастий. В таблице представлены суффиксы причастий с примерами....