Рабочая программа по русскому языку для 7 класса
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Сенчукова  Юлия Сергеевна

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса, рассчитанная на 136 часов по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx48.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                        Утверждаю

                                                                 Директор  МКОУ

                                                                         «Макаркинская ООШ»

                                                                                ____________/Л.И. Ляйком/

                                                                           «  » ___________ 20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Русский язык»

7 класс

Рассмотрена на заседании МО

 учителей русского языка и литературы

_____________/_______________/

Протокол № ____ от  «___» _____20____г.

Разработчик

 Кабакова Юлия Сергеевна,

учитель русского языка и литературы.

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка        

В основе программы обучения русского языка лежит  программа для образовательных учреждений по русскому языку 5- 9 классы под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, 2010 г.

Цели обучения:

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему  как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
  • формирование умений познавать, анализировать, классифицировать языковые факты, умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск.

Задачи преподавания:

  • формирование научного мировоззрения, вооружение основами знаний о родном языке, развитие языкового и эстетического идеала;
  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся
  • развитие логического мышления, умение работать с книгой, со    справочной литературой, совершенствование навыков чтения.

Согласно базисному плану количество часов, отведённое на изучение предмета, сокращено на 1 час и составляет 136 часов (4 часа в неделю).  В связи с этим производится корректировка часов, которая не повлияет на полноту изучения нового материала

Учебно-тематический план

Темы типовой программы

Количество часов

По программе

Корректировка

С учётом

корректировки

1

Введение. Русский язык как  развивающееся

явление

1

-

1

2

Повторение пройденного в 5 и 6 классах

14

-6

8

3

Морфология. Орфография.

Культура речи.

Причастие

31

+3

34

4

Деепричастие

12

-3

9

5

Наречие

34

-11

23

6

Слово категории состояния

6

-3

3

7

Служебные части речи. Культура речи

1

-1

8

Предлог

13

-4

9

9

Союз

18

-10

8

10

Частица

22

-

22

11

Междометие. Звукоподражательные слова

4

+2

6

12

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе

14

-1

13

Итого

170

34

136

Требования к уровню подготовки учащихся,

обучающихся по данной программе

Обучающиеся  должны  знать:

  • основные сведения о языке, изученные в 5 –7 классах;

  • изученные языковые понятия, разделы языкознания, основные единицы языка, их признаки;

  • смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;

  • признаки текста, средства связи предложений и смысловых частей текста;

  • признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;

  • функционально-смысловые типы речи, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные).

    Обучающиеся  должны  уметь:

  • производить морфологический разбор изученных частей речи, синтаксический  разбор предложений с причастными и деепричастными оборотами;
  • находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать    слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами;
  • выделять запятыми причастные и деепричастные обороты.
  • различать изученные стили речи; определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; - анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;- воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости;
  • создавать тексты изученных стилей и жанров;
  • свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста;
  • соблюдать в практике речевого общения  основные нормы русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; соблюдать нормы этикета.

График контроля  за уровнем
 сформированности предметных навыков

Критерии

Тема

Форма
Сроки

Сформированность

орфографических

навыков

Причастие

Словарный диктант

Октябрь

Практическое применение

теоретических

знаний

Причастие

Комплексный

анализ текста

Ноябрь

Сформированность

орфографических

навыков

Предлог

Словарный диктант

Март

Практическое применение

теоретических

знаний

Частица

Комплексный

анализ текста

Апрель

Календарно-тематическое планирование

по предмету «Русский язык»

 

7 класс

Программа общеобразовательных учреждений

 «Русский язык»  7 класс

  М.Т. Баранов, Т.Ф.Ладыженская,  Н.М.Шанский

 М.: «Просвещение» 2010

Учебник:  М.Т. Баранов. М.: Просвещение, 2010

Планирование рассчитано на  136  часов (4 часа в неделю);

       контрольных диктантов – 8,

контрольных работ – 1,

Уроков развития речи –  16

20114 – 2015 учебный год


Содержание тематического планирования по русскому языку

№ урока

№ урока в теме

Содержание учебного материала

Тип занятия

Оборудование

Домашнее

задание

Дата план

Дата факт

Вводный урок (1 час)

1.

1.

Русский язык как развивающееся явление

Урок усвоения новых знаний

Упр. 3,4

Повторение ( 8 часов)

2.

1.

Синтаксис и пунктуация

Повторительно-обобщающий урок

Упр. 8,12

3.

2.

Лексика и фразеология

Повторительно-обобщающий урок

Упр. 14,15

4.

3.

Фонетика и орфография  

Повторительно-обобщающий урок

Упр.18, 20

5.

4.

Словообразование и орфография

Повторительно-обобщающий урок

Упр. 26,27

6.

5.

Морфология и орфография

Повторительно-обобщающий урок

Упр. 30,37

7.

6.

Обобщение знаний по орфографии и пунктуации

Урок - практикум

Упр.44

8.

7.

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»

Урок контроля

9.

8.

Стили литературного языка

Урок развития речи

Написать небольшое сочинение в любом из стилей литературного языка. Темы: «Каникулы», «Книги», «Компьютерные игры»

Морфология

Причастие (34 часов)

10.

1.

Повторение изученного в 5-6 классах о глаголе

Повторительно-обобщающий урок

11-12.

2-3.

Причастие как особая форма глагола

Уроки усвоения новых знаний

Упр. 55

Упр.57

13-14.

4-5.

Склонение причастий

Уроки усвоения новых знаний

Упр. 66

Выписать из учебников предложения с причастиями, обосновать выбор окончаний

15-16.

6-7.

Причастный оборот

Уроки усвоения новых знаний

Упр. 72

Упр. 75

17.

8.

Сочинение на тему «Люби и охраняй природу»

Урок развития речи

18.

9.

Описание внешности человека

Урок развития речи

Найти портретное описание в тексте художественной литературы

19.

10.

Действительные и страдательные причастия

Урок усвоения новых знаний

Карточки

Упр. 84

20-21.

11-12.

Действительные причастия настоящего времени

Уроки усвоения новых знаний

Карточки

Упр. 92

Упр. 94

22-23.

13-14.

Действительные причастия прошедшего времени

Уроки усвоения новых знаний

Карточки

Упр. 97

Выписать из текстов учебника примеры предложений с причастиями

24-25.

15-16.

Страдательные причастия настоящего времени

Уроки усвоения новых знаний

Упр. 104

Упр. 107

26-27.

17-18.

Страдательные причастия прошедшего времени

Уроки усвоения новых знаний

Карточки

Упр. 109

Упр. 110

28.

19.

Краткие страдательные причастия

Урок закрепления и усвоения новых знаний

Тест

Подготовиться к словарному диктанту (стр.8-40)

29-30.

20-21.

Выборочное изложение с использованием причастий

Уроки развития речи

31-32.

22-23.

Морфологический разбор причастия

Уроки обобщения и закрепления полученных знаний

Карточки

Разбор причастий по образцу

33.

24.

Контрольный диктант по теме «Правописание причастий»

Урок контроля

34.

25.

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками

35-36.

26-27.

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Уроки усвоения новых знаний

Упр. 133

Упр. 137

37-38.

28-29.

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных

Уроки усвоения новых знаний

Карточки

Упр. 115

Упр. 119

39.

30.

Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов

Урок усвоения новых знаний

Упр. 113

40.

31.

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Урок усвоения новых знаний

Упр. 143

41.

32.

Обобщение по теме «Причастие»

Повторительно-обобщающий урок

Карточки

Тест

Упр. 156

42.

33.

Контрольная  работа по теме «Причастие»

Урок контроля

43.

34.

Анализ контрольной работы и работа над ошибками

Урок обобщения и закрепления полученных знаний

Деепричастие ( 9 часов)

44.

1.

Понятие о деепричастии. Деепричастный оборот

Урок усвоения новых знаний

Упр. 160

45.

2.

Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами

Урок усвоения новых знаний

Упр. 163,169

46.

3.

Раздельное написание НЕ с деепричастиями

Урок усвоения новых знаний

Упр. 173

47.

4.

Деепричастия несовершенного вида

Урок усвоения новых знаний

Карточки

Упр. 177

48.

5.

Деепричастия совершенного вида

Урок усвоения новых знаний

Карточки

Упр. 183,186

49-50.

6-7.

Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь»

Уроки развития речи

51.

8.

Морфологический разбор деепричастия

Урок усвоения новых знаний

Карточки

Разбор деепричастий по образцу

52.

9.

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

Урок контроля

Наречие (23 часа)

53.

1.

Наречие как часть речи

Урок усвоения новых знаний

Упр. 198

54.

2.

Употребление наречий в речи

Урок усвоения новых знаний

Упр. 201

55.

3.

Смысловые группы наречий

Урок обобщения и закрепления полученных знаний

Карточки

Упр. 211

56.

4.

Степени сравнения наречий

Урок усвоения новых знаний

Упр. 215

57.

5.

Морфологический разбор наречий

Урок обобщения и закрепления полученных знаний

Карточки

Упр. 217

58.

6.

Закрепление темы «Наречие»

Урок обобщения и закрепления полученных знаний

59-60.

7-8.

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е

Уроки усвоения новых знаний

Упр. 225

Упр. 226

61.

9.

Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий

Урок усвоения новых знаний

Упр. 230

62-63.

10-11.

Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е

Уроки усвоения новых знаний

Упр. 235

Подготовиться к уроку развития речи

64.

12.

Описание действия

Урок развития речи

65.

13.

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий

Урок усвоения новых знаний

Упр. 242

66.

14.

Буквы О и А  на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-

Урок усвоения новых знаний

Упр. 247

67.

15.

Изложение текста с описанием действия

Урок развития речи

68-69.

16-17.

Дефис между частями слова в наречиях

Уроки усвоения новых знаний

Упр. 252

Упр. 255

70-71.

18-19.

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

Уроки усвоения новых знаний

Упр. 259

Упр.262

72.

20.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Урок усвоения новых знаний

Упр. 266

73.

21.

Обобщение по теме «Наречие»

Урок обобщения и закрепления полученных знаний

Карточки

Упр. 274

74.

22.

Контрольный диктант по теме «Наречие»

Урок контроля

75.

23.

Урок – зачет по теме «Наречие»

Урок контроля

Категория состояния (3 часа)

76.

1.

Категория состояния как часть речи

Урок усвоения новых знаний

Упр. 276

77.

2.

Морфологический разбор слов категории состояния

Урок усвоения новых знаний

Упр. 279

78.

3.

Сжатое изложение (по упр. 281)

Урок развития речи

Служебные части речи

Предлог (9 часов)

79.

1.

Самостоятельные и служебные части речи

Урок усвоения новых знаний

Упр. 289

80.

2.

Предлог как часть речи. Употребление предлогов

Урок усвоения новых знаний

Упр. 294

81-82.

3-4.

Непроизводные и производные предлоги

Урок усвоения новых знаний

Упр. 298

Упр. 302

83.

5.

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога

Урок усвоения новых знаний

Упр. 307

84.

6.

Сочинение на тему «На берегу моря»

Урок развития речи

85.

7.

Слитное и раздельное написание производных предлогов

Урок усвоения новых знаний

Упр. 310

86.

8.

Повторение темы «Предлог»

Повторительно-обобщающий урок

Тест

Упр. 312

87.

9.

Контрольный диктант по теме «Предлог»

Урок контроля

Союз (8 часов)

88.

1.

Союз как часть речи. Простые и составные союзы

Урок усвоения новых знаний

Упр. 317(или 319)

89-90.

2-3.

Союзы сочинительные и подчинительные

Урок усвоения новых знаний

Упр. 322

Упр. 326

91.

4.

Морфологический разбор союза

Урок усвоения новых знаний

Упр. 339

92-93.

5-6.

Сочинение-рассуждение о книге

Уроки развития речи

94.

7.

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

Урок  усвоения  новых знаний

Упр. 349, 350

95.

8.

Контрольный диктант по теме «Союз»

Урок контроля

Частица (22 часа)

96.

1.

Частица как часть речи

Урок усвоения новых знаний

Упр. 359

97.

2.

Разряды частиц. Формообразующие частицы

Урок усвоения новых знаний

Упр. 364

98-99.

3-4.

Отрицательные частицы НЕ и НИ

Уроки усвоения  новых знаний

Упр. 368

Упр. 374

100.

5.

Различие частиц НЕ и НИ

Урок усвоения новых знаний

101.

6.

Различие частиц НЕ и НИ

Урок закрепления полученных знаний

102-103.

7-8.

Изложение  с элементами сочинения

Уроки развития речи

104-105-106.

9-10-11.

Модальные частицы

Уроки усвоения и закрепления новых знаний

107-108.

12-13.

Раздельное и дефисное написание частиц

Уроки усвоения новых знаний

Упр. 384

109.

14.

Морфологический разбор частицы

Урок усвоения новых знаний

Упр. 387

110-111.

15-16.

Различение частицы НЕ и приставки НЕ-

Уроки усвоения и закрепления полученных знаний

Упр. 396

Упр. 399

112-113.

17-18.

Сочинение-рассказ по данному сюжету

Уроки развития речи

114.

19.

Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ – НИ

Урок усвоения новых знаний

Упр. 405

115.

20.

Систематизация знаний по теме «Частица»

Повторительно-обобщающий урок

Карточки

Упр. 414

116.

21.

Контрольный диктант по теме «Частица»

Урок контроля

117.

22.

Анализ диктанта и работа над ошибками

Междометие (6 часов)

118.

1.

Междометие как часть речи

Урок усвоения новых знаний

Упр. 421

119.

2.

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

Урок усвоения новых знаний

120.

3.

Производные междометия

Урок усвоения новых знаний

121.

4.

Междометия и другие части речи

Урок усвоения новых знаний

122.

5.

Междометия в художественной речи

Урок усвоения новых знаний

123.

6.

Обобщение по теме «Междометие»

Повторительно-обобщающий урок

Повторение (13 часов)

124.

1.

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи

Повторительно-обобщающий урок

125-126.

2-3.

Сочинение на тему «Удивительное рядом»

Уроки развития речи

127.

4.

Итоговый  контрольный диктант

Урок контроля

128.

5.

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками

129.

6.

Фонетика. Графика

Повторительно-обобщающий урок

Карточки

Упр. 431

130.

7.

Лексика и фразеология

Повторительно-обобщающий урок

131.

8.

Морфемика и словообразование

Повторительно-обобщающий урок

Упр. 438

132.

9.

Морфология

Повторительно-обобщающий урок

Упр. 443, 446

133.

10.

Самостоятельные и служебные части речи

Повторительно-обобщающий урок

Карточки

134.

11.

Орфография

Повторительно-обобщающий урок

Упр. 453

135.

12.

Синтаксис и пунктуация

Повторительно-обобщающий урок

Карточки

Упр. 459, 464

136.

13.

Итоги учебного года

Урок подведения итогов года


Список литературы

Обязательная литература:

1. Программа общеобразовательных учреждений   Русский язык 5-9 классы

М.: Просвещение, 2010г

2 .Учебник  Русский язык  7 класс - М.: Просвещение , 2010

Дополнительная  литература:

1.О.П.Баландина  Обучение сочинению по картине 5-9 классы - В.: Учитель, 2011

2. Г.А.Богданова  Поурочные разработки по русскому языку в 7 класса –

  М: Просвещение, 2010

3. А.И.Купалова Изучение синтаксиса и пунктуации – М: Дрофа, 2008

4.  .С.Н.Пименова  Дидактические материалы по русскому языку 7 класс-

М: Просвещение, 2008

5..И.В.Текучёва   Контрольные и проверочные работы 7 класс - М.: АСТ 2005

6. Н М. Шанский   Занимательный русский - М.: Дрофа, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...