Технологическая карта урока по теме "Обращение" 5 кл.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Технологическая карта урока  по теме "Обращение" 5 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russ.yaz_.docx23.52 КБ
Файл k_uroku_russ.yaz_5kl.pptx286.45 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока, проведённого 10.11.2014  в 5 классе

Тема: Предложения с обращениями.

Цели: Познакомить учащихся с обращением;

            сформировать следующие навыки: находить обращение в                    предложении,

            отличать его от подлежащего,        

            ставить знаки препинания при обращении.

Планируемые результаты:

ЛИЧНОСТНЫЕ: -формировать интеллектуальные  умения ( доказывать, строить рассуждения,  анализировать,  сравнивать, группировать, формулировать выводы) ;

                              -формировать положительную мотивацию к учению    

                              -формировать культуру общения;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: -структуировать материал, работать с различными источниками информации;

                               -извлекать необходимую информацию из словарей;

                               -выступать перед аудиторией сверстников с небольшими           сообщениями;

                               -владеть составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, давать определения понятиям;

ПРЕДМЕТНЫЕ:-знать что такое обращение, уметь находить обращения в тексте и речи, ставить знаки препинания при обращении                                          

Оборудование: карточки –схемы для опорного конспекта, карточки с заданиями, компьютер, экран, проектор.

Межпредметные связи: литература

Этапы урока

Действия и вопросы учителя

Действия и ответы учеников

Оргмомент, целеполагание

Мотивация к деятельности

Прочитайте стихотворение и постарайтесь догадаться , о чем пойдет речь на уроке. (слайд№1)

Если надо обратиться,

Я могу вам пригодиться,

Без сомнения, друзья,

Помогу вам только я.

Могу быть выражено словом—

И не одним – двумя, тремя.

И в предложении готово

Занять любое место я.

Как вы думаете, какое языковое явление рассказало нам о себе?

Взгляните ещё раз на это стихотворение и подумайте ,с какой целью  мы используем обращение.

Учащиеся читают стихотворение сначала про себя, потом один читает вслух выразительно.

Это обращение.

Чтобы обратиться к кому-либо.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

Как вы думаете, что вам поможет дать точное определение обращения?

Прочитайте .

Мы можем найти правило в учебнике и прочитать.

Дети читают.

Построение проекта

Вы сегодня составите опорный конспект по теме « Обращение». Карточка № 1.

Слайды с предложениями:

Цветик, научи меня сочинять стихи.

Послушайте, дорогие братцы, мои стихи.

Вспомните, откуда эти строки.

К кому обращаются герои сказки?

Цветик и братцы – обращение. Итак, какова функция обращения?

Заполните соответствующий блок нашей схемы.

Обращение схематично обозначим так О.

Попробуйте эти предложения прочитать  выразительно в порах друг другу. .Понаблюдайте за интонацией. Что вы заметили?

Такая интонация называется звательной. Заполните соответствующий блок схемы

Какой частью речи выражены  обращения в предложениях?

В каком падеже стоят  обращения?

Запишите в блок схемы « Способ выражения».

Какой член предложения также выражается существительным в им. падеже?

Обращение и подлежащее как два близнеца-брата: выглядят одинаково. Но это разные явления языка. Их нельзя смешивать. Сейчас я расскажу сказку, но не простую, а лингвистическую. Послушайте и скажите, чем отличаются обращение и подлежащее.

« Жили- были в стране  Грамматика два брата- близнеца Подлежащее и Обращение, как две капли воды похожие друг на друга. Поэтому их часто путали. Но по характеру братья были абсолютно разными. Первый брат был ответственным и исполнительным. Он работал в учреждении под названием « Подлежащее» и занимил там вместе со своим другом Сказуемым важный пост. Вместе они составляли грамматическую основу предложения.

Второй брат – Обращение – был менее ответственным , а потому не получил никакого поста в грамматической основе. Он лишь изредка появлялся в предложении и всё осложнял.»

Что же вы узнали об отличии обращения от подлежащего?

Перед вами два предложения . Подумайте, в каком есть подлежащее , а в каком – обращение. Докажите. (Слайд)

Знайка сделай воздушный шар!

Знайка сделал воздушный шар.

Ребята, на ваших столах лежат карточки № 2.Поработайте в парах и обсудите, где нужно поставит знаки препинания и почему. Объясните.

Шпунтик давай работать вместе.

Давай Шпунтик работать вместе.

Давай работать вместе Шпунтик.

Заполните блок «Пунктуация».

Носов « Приключение Незнайки»

К цветику и братцам.

Называет того, к кому обращаются с речью.

Дети пишут.

Дети читают друг другу.

На обращение голос повышается, после него надо сделать паузу.

Дети пишут.

Дети пишут.

Именем существительным.

В им. падеже.

Дети записывают.

Подлежащее.

Обращение не является членом предложения.

Дети записывают « Роль в предложении».

В первом предложении есть обращение, надо поставить запятую. Во втором предложении нет обращения, т.к. слово  Знайка является подлежащим.

Слово Шпунтик является обращением и поэтому выделяется запятыми.

Дети заполняют блок «Пунктуация»и «Место в предложении».

Реализация построенного проекта.

Посмотрите на свой конспект, сколько вы теперь знаете об обращении!

Дети читают конспект.

.

Первичное закрепление во внешней речи

Теперь примените эти знания на практике. Прочитайте выразительно предложения и объясните знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор 1-ого предложения. (Слайд №)

  1. Чем вы гости торг ведёте

                    И куда теперь плывёте?

  1. Ты царица всех милее,

                    Всех румяней и белее.

  1. Что такое господа? –

                    Говорит Дадон зевая…

 

Дети читают, объясняют  знаки препинания и делают синтаксический разбор предложения.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Слайд №4

Не трещите морозы в заповедном бору.

К утру мороз крепчал

Вылезайте муравьи после зимней стужи.

Муравьи  санитары леса.

Запишите предложения, расставьте знаки препинания и сделайте взаимопроверку.

Дети читают предложения.

Списывают, ставят знаки препинания и проверяют друг у друга.

Включение в систему знаний

Прослушайте стихотворение Б.Заходера « Очень вежливый индюк»и выпишите обращения.

Объявился в доме вдруг

Очень вежливый Индюк.

Раз по тридцать в день, не реже,

Он кричал:

--Эй вы, невежи!

Заходите, что ли в гости –

Научиться вежливости.

Не стесняйся ты, Осёл!

Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь как рыба?

Говори: « Приду, спасибо!»--

Как ни бился он,

Однако

К индюку никто не шёл –

Ни Корова,

Ни собака,

Ни Хавронья, Ни Осёл.

Почему же никто не пришёл к индюку?

Известный испанский писатель Сервантес, автор романа « Дон Кихот» отмечал « Ничто не обходится так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость». А знаете ли вы слова вежливости? Не забывайте включать эти слова в свою речь.

Дети выпи-

сывают обращения.

Потому что индюк обзывался и был грубым.

Здравствуйте, спасибо, пожалуйста, будьте добры.

Рефлексия деятельности на уроке

Взгляните на свой опорный конспект, представленный в виде схемы, и скажите, что вы теперь знаете об обращении.

Дети по схеме рассказывают об обращении.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Если надо обратиться, Я могу вам пригодиться. Без сомнения, друзья, Помогу вам только я. Могу быть выражено словом- И не одним- двумя, тремя. И в предложении готово Занять любое место я.

Слайд 2

Место в предложе - нии Функция Способ Выраже – ния ОБРАЩЕНИЕ Пунктуа – ция Интонация Роль в предложе - нии

Слайд 3

Цветик, научи меня сочинять стихи . Послушайте, дорогие братцы мои стихи .

Слайд 4

Знайка сделай воздушный шар! Знайка сделал воздушный шар.

Слайд 5

Шпунтик , давай работать вместе. Шпунтик ! Давай работать вместе. Давай , Шпунтик , работать вместе. Давай работать вместе , Шпунтик .

Слайд 6

1.Чем вы гости торг ведёте И куда теперь плывёте? 2.Ты царица всех милее, Всех румяней и белее. 3.Что такое господа?- Говорит Дадон , зевая. 4.Здравствуй князь ты мой прекрасный!

Слайд 7

Не трещите морозы в заповедном бору. К утру мороз крепчал. Вылезайте муравьи после зимней стужи. Муравьи санитары леса.

Слайд 8

Домашнее задание: выпишите из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина как можно больше предложений с обращениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урокапо русскому языку "Диалог" 5 класс

Разработка урока по русскому языку "Диалог" в 5 классе по учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.и др. по ФГОС....