Урок в 5 классе "Учимся писать письма"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Анисимова Наталья Петровна

Тип урока: урок открытия и совершенствования  новых знаний (проводится в рамках уроков развития речи после изучения темы «Функциональные разновидности языка»)

Вид урока: комбинированный (форма деятельности – фронтальная, парная, индивидуальная)

Цели:1) познакомить учащихся с  жанром письма и  видами писем,  научить отбирать нужный языковой материал в разных речевых ситуациях; 2) расширяя словарный запас, формировать речевую культуру учащихся; 3) показать, какое значение имеет в жизни людей переписка, дать представление о структуре письма, научить учащихся писать письма, учитывая  их цель и адресат; 4) создавать устойчивую мотивационную базу для углубленной самостоятельной работы по совершенствованию своей речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

 «Учимся писать письма»

6 класс

Автор: Анисимова Наталья Петровна,

учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31»

Мурманск

2014

ТЕМА: «УЧИМСЯ ПИСАТЬ ПИСЬМА»

Тип урока: урок открытия и совершенствования  новых знаний (проводится в рамках уроков развития речи после изучения темы «Функциональные разновидности языка»)

Вид урока: комбинированный (форма деятельности – фронтальная, парная, индивидуальная)

Цели:1) познакомить учащихся с  жанром письма и  видами писем,  научить отбирать нужный языковой материал в разных речевых ситуациях; 2) расширяя словарный запас, формировать речевую культуру учащихся; 3) показать, какое значение имеет в жизни людей переписка, дать представление о структуре письма, научить учащихся писать письма, учитывая  их цель и адресат; 4) создавать устойчивую мотивационную базу для углубленной самостоятельной работы по совершенствованию своей речи.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с законами эпистолярного жанра;  с письмом как разновидностью текста, имеющего свою структуру и стилистические особенности; познакомить с правилами и вежливыми формами переписки; формировать навыки правильного написания письма как жанра литературного текста.

Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся путем обогащения  и усложнения словарного запаса, усиливать коммуникативные свойства речи; развивать умения описывать речевую ситуацию и  работать с информационным текстом;
развивать умение анализировать, обобщать, выделять главное; развивать образное мышление, творческие способности навык грамотной речи; учить строить собственные высказывания, переводить устную речь в письменную.

Воспитательные: воспитание грамотного адресата и адресанта, доброжелательного отношения к окружающим, уважения к труду почтальона.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер с доступом к интернету, раздаточный материал в файлах (алгоритмы, таблицы, тексты писем, карточки для парной работы, информация о домашнем задании «Проверь себя!», лист самооценки, образцы писем из жизни великих людей, конверты с марками, конверт с письмом),  презентация PowerPoint, толковый словарь С.И.Ожегова или словарь иностранных слов (по 1 на 2-3 парты)

Подготовка к занятию: бейджики,

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ -  каждому ученику пакет раздаточных материалов в следующем порядке:

1) Раздаточные материалы из приложения ученику (Задание 3распечатать на каждой стороне листа формата А4)), Полный пакет раздаточных материалов приготовить для жюри + себе один экземпляр для демонстрации.

2) Конверт, вложенные в него ссылки (скриншот страницы)

3) Приложение для работы в парах («Напиши письмо»).

4) Конверты и жетоны для этапа рефлексии, листы самооценки.

Оформление доски:

  1. Дата и оставленное место для записи темы урока (учитель записывает  по ходу урока)
  2. Знать: структуру и правила написания письма

      Уметь : составлять текст письма, отбирая нужный языковой материал в разных речевых ситуациях

  1. Эпистола , эпистолярный
  2. ……………………. (для термина «Речевая ситуация»)
  3. Слова из письма Пушкина (Кюхельбекер, Дельвиг, Кавказ, горячка), магниты, конверты на доске.
  4. Требования к составлению письма

 (С – содержательность

  С - структура

  РС – речевая ситуация)

Список литературы:

1.  Методический журнал для учителей – словесников №11 (627) «Русский язык» - декабрь, 2012.

 2. С.И.Ожегов и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - Издательство: М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп.- 2006г.

3. О. Д. Дмитриева, Е. П. Фефилова «Поурочные разработки по русскому языку», «ВАКО», Москва, 2004год.

4.     Львова С.И. «Уроки словесности» 5-9 классы

5. Львова С.И. Русский язык. 6 класс. В 3ч. Ч.1: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.И.Львова, В.В.Львов.-5-е изд., стереотип. – М.: Мнемозина, 2009.

6. Критическое мышление и новые виды грамотности. Сборник. Составитель О. Варшавер – М.: ЦГЛ, 2005.

7. Столбунова С.В. Технология РКМЧП. Типы уроков: работа с информационным текстом, работа с художественным текстом. // Русский язык. – 2005, - №18.

8. Ссылки:

uchitel-slovesnosti.rupubl…uchimsja_pisat_pisma

zvonoknaurok.ruload…shkola…uchimsja_pisat_pisma

myshared.ruslide/577817/

I. Мотивация  учебной  деятельности,познавательной активности (постановка целей и задач урока; привлечение внимания к тому, что будет освоено на уроке)

 Вводная беседа.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Петровна. Именно я сегодня проведу  у вас урок русского языка. Часть урока вы будете работать индивидуально, другая часть работы будет осуществляться в парах. У каждого из вас на парте лежат раздаточные материалы, в них мы и будем сегодня вести записи. У Вас есть уникальная возможность поощрить себя отличной отметкой. Надеюсь, что все вы будете плодотворно работать!

                   - Ребята, а вы любите писать и читать смс – сообщения? (да)

- А задумывались ли вы когда-нибудь, насколько грамотно и красиво вы их оформляете?

Дело в том, что я попросила однажды своих учеников написать друг другу смс на тему школьной жизни.  Затем ребята по желанию зачитывали свои тексты. И вот как выглядело одно из них:

 Привет. Как оно? Я в гламуре. Мне сегодня по инглишу препод пятёру поставил)))   СЛАЙД 1

Ребята, всем ли адресатам будет приятно читать такой текст? Какие ошибки допущены? (лексические, или речевые) Что бы вы исправили?   Как бы сами написали? (Дети исправляют ошибки).

Привет. Как дела? У меня все хорошо. Сегодня преподаватель английского мне поставил пять.

   А ведь есть и те, кто кроме лексических ошибок, допускает  орфографические! А во времена А.С. Пушкина орфографическая ошибка  приравнивалась к преступлению!!! Вы представляете, какой огромный мир интернета  открывается перед вами и каким  безграмотным  рискует показаться тот, кто пренебрегает правилами грамотного письма?  Так вот, ребята, чтобы грамотно вести современную переписку при помощи телефона и электронных писем, мы с вами прежде всего не должны забывать о старых добрых традициях  общения.

- При помощи чего раньше общались люди на расстоянии, когда у них не было телефона и компьютера? При помощи чего передавали друг другу информацию? (писали письма, отправляли письмо в почтовый ящик).

Учитель:  Попробуйте догадаться, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Какова наша тема урока? (Письма. Учимся писать письма.) 

Сегодня на уроке мы  познакомимся  с  жанром письма как разновидностью текста, имеющего свою структуру и стилистические особенности, познакомимся с правилами написания  и структурой письма, его  видами;  поговорим о речевом этикете, культуре выражения чувств;  потренируемся в умении составлять письма.

Запишите тему урока на первом листе раздаточных материалов. (Учитель пишет на доске!!!)

Раз мы сегодня заговорили о письме, вы должны знать, что оно относится к эпистолярному жанру. Мне хотелось бы отправить в недолгую творческую командировку товарищей, у которых на столах самая умная книга. Какая? (Словарь). Ребята, вам предстоит отправиться в страну «Этимология» и выяснить, откуда пришло слово «эпистола», «эпистолярный».  Мы ждем от вас вестей!

Учитель: На днях я получила письмо, в котором сообщается что в нашей стране утверждена Международная неделя письма, по традиции она  приурочена к празднованию Всемирного дня почты, который отмечается  9 октября. Вы, наверняка, знаете, что нынешний год объявлен годом культуры. Ежегодно с целью возрождения утерянных культурных традиций «Почта России» проводит творческий конкурс «Лучший урок письма».  Предлагаю и  Вам в ближайшем будущем принять участие в этом конкурсе.

А информацию о конкурсе и правилах оформления почтовых отправлений вы найдете в интернете на официальном сайте «Почты России» и газеты «Мурманский вестник».  В каждый конверт, лежащий на парте, я вложила скриншот страницы и краткую инструкцию, которая вам поможет при выполнении домашнего задания. Его вы заберете домой, чтобы написать письмо. (учитель заходит  по ссылке – показывает страничку сайтов «Мурманский вестник» и  «Почта России») СЛАЙД 2

mvestnik.rushwpgn.asp?pid=2014022580(вывести на экран и вложить в конверт)

russianpost.ru/rp/servise/ru...,

Знакомство с эпистолярным жанром.  (Поиск информации в словаре иностранных слов)
Учитель:   Ну вот наши путешественники вернулись из командировки и ,наверняка, готовы рассказать, что же такое эпистола?

Эпистола,-ы,ж.(греч. epistole < epistello посылаю,отправляю) письмо, послание.

Эпистолярный -  ая, ое. 1) лит. Написанный в форме писем (о литературном произведении) Эпистолярный стиль. Эпистолярный роман. 2) Относящийся к чьей л. частной переписке. Э ое наследие писателя. 

СЛАЙД 3  Запишите себе данное определение.

ЭКРАН ПОГАСИТЬ!!!

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии. Создание проблемной ситуации.

Фаза вызова (1-ый этап)-

Как вы думаете, все ли письма одинаковы по содержанию? (нет)

III. Выявление места и причины затруднения

Фаза осмысления на 2-ом этапе ТРКМЧП.

Чтобы убедиться в этом, предлагаю каждому   прочитать тексты   в раздаточных материалах на стр.2, Прочитайте их сначала про себя.  Затем   представьте, что именно вы – автор письма и попытайтесь при чтении вслух с наибольшей точностью передать интонацию пишущего.

Текст 1.

Привет, Вован!

Поздравляю тебя с днюхой! Пусть житуха всегда тебя радует,  ведь ты реальный пацан! Предкам привет! Скоро каникулы, так что увидимся.

Ну, все, пока! До встречи. Твой друган Леха.

  • Удалось ли читающему передать интонацию автора письма?
  • Какую разновидность языка (стиль) использует автор письма? (разговорную речь, язык нелитературный). Докажите (цель – общение, много разговорных слов, простых и восклицательных предложений,  неофициальная обстановка)

Текст 2

Отрывок из письма И.С.Тургенева Полине Виардо (знаменитой певице, к которой Тургенев И.С. испытывал особенно нежные чувства во время своего проживания за границей в Париже, во время его или ее отлучек между ними шла переписка).

Спасское. 1868.

«…Кругом было восхитительно красиво; и если Вы когда – нибудь приедете в Спасское, я поведу Вас к этой скамье. <...>  Две великолепные сосны редкой породы растут вплотную друг к другу посреди  хорошенькой лужайки; за ними сквозь свисающие ветви берез виден пруд, или, вернее, Спасское озеро…Вы увидите, это очень красиво».

  • Отличается ли язык письма от предыдущего? Каким языком оно написано, если говорить о функциональных разновидностях языка? (языком художественной литературы).
  • Докажите (цель – воздействие на чувства читателя, используются выразительные средства языка, обороты речи – эпитеты)

IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания, метода разрешения проблемного вопроса)

- Попробуйте сделать вывод: от чего зависит характер (язык, стиль) нашего высказывания?  Почему авторы  писем выбирают разные языковые средства? (все зависит от цели, адресата речи, места общения).

- Кто помнит, каким лингвистическим термином  обозначены все эти условия, в которых мы оформляем наше высказывание? (речевая ситуация)

Учитель: Давайте обратимся к  учебнику на стр.6 и посмотрим, верно ли мы перечислили компоненты речевой ситуации.  Используя схему, расскажите о том, что такое речевая ситуация.

СЛАЙД 4

Допишите термин на 1 страницу.  

Учитель: Может ли грамотно и правильно написать письмо, не учитывая речевую ситуацию? (нет)

V. Реализация построенного проекта с применением форм самоконтроля. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

 Знакомство со структурой и правилами написания письма.

Учитель:  Эпистолярный жанр – это труд души, обращенный к другому человеку. Помните, адресат ждет от вас писем, полных дружеского расположения и участия.

Конечно же, и  ваше письмо, ребята, обрадует адресата, если вы будете  знать правила написания писем. Сейчас прошу вас  каждого поработать самостоятельно. Составьте такие правила, соединив стрелками начало предложения с фрагментами из правого столбика (см. раздаточные материалы – задание 2). Стр.3

Правила написания письма

  1. Письма пиши на

разборчиво и аккуратно.

 2) Письмо нужно писать

чистом, с ровными краями листе бумаги.

  1. Обращение в письме пишется

гнева и раздражения.

  1. Будь искренним, дружелюбным. Не пиши писем в минуты

верный тон.

  1. Учитывай, кому ты пишешь, выбери для своего письма

в самом начале на отдельной строке.

        

Совместная проверка (УЧЕНИКИ ПО ОДНОМУ ЗАЧИТЫВАЮТ ПРАВИЛА и идет  сверка со слайдом по одному щелчку – открытию предложения) СЛАЙД  5

- Ребята, согласны ли вы с тем, что  такие правила соблюдать нужно?

Практическая деятельность учащихся

Заполнение конверта. СЛАЙД 6

Учитель: А теперь возьмем в руки конверт. Письма – это маленькие путешественники. Они едут на машине, в поезде, плывут на пароходе, летят в самолете. И, как каждому пассажиру, нужны «билеты» - так каждому конверту нужна почтовая марка. На ваших конвертах уже есть такая марка для отправления письма по России.  

Учитель: Но чтобы письмо нашло своего адресата, надо правильно оформить надписи на конверте. (Учитель сам демонстрирует в руках конверт и показывает, где и как заполняются графы)

Что необходимо указать на конверте?

На конверте надо обязательно указывать почтовый индекс – условное цифровое обозначение почтового адреса.  Этот индекс нужен машине, которая сортирует письма на почтамте. По цифрам она узнаёт, куда, в какой район и даже на какую улицу отправить письмо. Сортировочные машины считывают не весь адрес, а только почтовый индекс, который находится в левом нижнем углу конверта . (В индексе 6 цифр. Первые три цифры обозначают область, город. Три другие – почтовое отделение. Например: 183038. 183 – Мурманская область, Мурманск, 038 – номер нашего почтового отделения. Обратите внимание, что на письмах индекс адресата заполняется стилизованными цифрами чернилами любого цвета, за исключением красного, желтого и зеленого. Цифры надо писать аккуратно, иначе машина может ошибиться.  

Предлагаю Вам в качестве домашнего задания направить письмо Вашему учителю русского языка __Ермаковой Елене Михайловне _(ФИО). Подпишите в строке Кому ФИО учителя.  С какой буквы будем писать ФИО? В каком падеже?

Адрес с позволения учителя вы узнаете лично, а помощником в оформлении надписей на конверте вам будут служить ссылки, вложенные в конверт. О них я сказала в начале урока.

ЭКРАН ПОГАСИТЬ!!!          Физкультминутка

О письме мы много знаем, и его мы изучаем.

Раз, два, три, четыре, пять – будем письма мы писать.

Руки вверх мы поднимаем, головою покачаем,

вот присядем  пару рази подпрыгнем пару  раз.

Глубоко теперь вздохнем и работать вновь начнем.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа с таблицей (прием «составление сводной таблицы на основе текста»). Читает текст учитель (см. приложение) стр.3-4

Задание: Ну вот! О том, как оформлять конверт, мы поговорили, более детальную информацию вы узнаете из интернета дома. Каков следующий этап нашей работы? Что нам свами предстоит? (написать письмо)

  Но чтобы написать его грамотно, мы должны  разобраться, из чего же состоит письмо?  Предлагаю поработать с текстом письма А.С.Пушкина своему брату Льву Сергеевичу)

Прочтем текст и выделим композиционные части письма. По ходу работы с текстом заполним таблицу, которая будет являться своеобразной памяткой при выполнении домашнего задания.

А.С.Пушкин—Л. С. Пушкину (брату Льву Сергеевичу) 24 сентября 1820 г. Из Кишинева в Петербург.

Милый  брат! ОБРАЩЕНИЕ

Я  виноват перед  твоею дружбою, постараюсь загладить вину мою длинным письмом и подробными рассказами…  Приехав в Екатеринославль, я соскучился, поехал кататься по Днепру, выкупался и схватил горячку… Два  месяца   жил  я  на Кавказе; воды мне были очень нужны и чрезвычайно помогли, особенно серные горячие.<…> Будешь ли ты со мной? скоро ли соединимся? По крайней мере пиши ко мне — благодарю тебя за стихи; более благодарил бы тебя за прозу.

 Уведомь меня об наших. Обними же за меня Кюхельбекера и Дельвига. Пиши мне обо всей братье.   ТЕКСТ – основная часть, содержание письма (ВОПРОСЫ, ПРОСЬБЫ, ПРИВЕТЫ)

С истинным, глубочайшим почтением и сердечной преданностию, честь имею быть…ПОДПИСЬ 

24 сентября 1820 г. ДАТА

ДОСКА!!!

Ребята, все ли слова Вам понятны? (горячка, Кюхельбекер, Дельвиг, Кавказ)

Кавказ – место, где оказался Пушкин за свои вольнолюбивые стихи. Пушкин был на Кавказе всего два раза - жизнь поэта оказалась короткой. Но  двадцатилетнего поэта поразили красота, краски Кавказа. Он восхищался жителями гор - их подвигами, характерами. Он изучал обычаи горцев, их предания, мелодии, песни. Кавказ стал темой его творчества.

Кюхельбекер Вильгельм Карлович  и Дельвиг Антон Антонович - русские поэты, писатели и общественные деятели, друзья и одноклассники  Пушкина по Царскосельскому лицею.

Горячка - болезнь, сопровождаемая высокой температурой, жаром; лихорадка.

Екатеринославль – ныне украИнский город Днепропетровск.

Сколько смысловых частей можно выделить в тексте? (ТРИ). Какие? (вступительная, основная, заключительная)

Выделим композиционные части письма. С чего оно начинается?  (Учитель устно задает вопросы по тексту (прием - чтение с остановками письма Пушкина, выделение композиционных элементов), задает вопросы и произносит информацию, содержащуюся во 2-ой колонке (только для учителя напечатано синим цветом), ученики пишут только название элементов и цитируют текст, подтверждая примерами.

Примечание: в таблицах учащихся пропечатана первая колонка и последняя строка (P.S.) полностью. Приведение примеров композиционных элементов проговаривается устно и отражается на слайде. Поэтапное открытие граф в таблице на слайде по мере заполнения. СЛАЙД 7

СТРУКТУРА ПИСЬМА

Композиционные части письма

Пример (устно)

1. Начало письма

Обращение к адресату, приветствие.

Как на письме оформляется обращение? Обращение пишется с новой строки, включает в себя имя получателя или его фамилию. (После обращения ставится восклицательный знак или точка)

Милый  брат!

2. Основная часть

Текст письма: Текст письма начинается с красной строки и естественно с заглавной буквы (содержание того, о чем тебя спрашивают, сообщение новостей и своего отношения к ним, ответы на вопросы, заданные в предыдущем письме):

а) Рассказ о событиях

б) Вопросы адресату

в) Просьбы, приветы

Я  виноват перед  твоею дружбою…

Будешь ли ты со мной?

Скоро ли соединимся?

По крайней мере пиши ко мне…Уведомь меня об наших…

3.Заключительная часть.

Прощание: От чего зависит то, как мы попрощаемся с адресатом? (Как и обращение, зависит от того, в каких вы отношениях находитесь с адресатом)

Подпись

Дата

С истинным и глубочайшим почтением….

24 сентября 1820 г.

4. Постскриптум  -  (лат. post scriptum — «после написанного») — Р. S.

Приписка к законченному и подписанному письму. Когда мы ставим такой знак? (Если что-то забыли написать в основной части письма, то можно это написать в постскриптуме).

P.S. Кстати, встреча друзей, о которой ты спрашивал, состоится в июле.

ЭКРАН ПОГАСИТЬ!!!     Вывод: Мы рассмотрели структуру и содержание всех частей письма. Но написание письма – это творческий процесс. Он не задан какими-то жесткими правилами, тем не менее соблюдение правил написания письма поможет вам успешнее и эффективнее вести переписку.

VII. Работа в парах с самопроверкой по эталону (заполненная таблица с алгоритмом написания письма, тезисы, слова-подсказки).Включение в систему знаний и повторение.  Стр. 5 ( у жюри 6)

Работа в парах: стр. 5 (у жюри 6)   На столах у вас лежат бланки заданий для работы в парах. Теперь, когда вы знаете, какие бывают письма, каким стилем их надо писать, вы сами попробуете написать письмо. Каждая пара получает задание, алгоритм написания письма у вас в таблице – памятке (которую вы сами составили), слова - подсказки, тезисы и алгоритм написания письма в раздаточных материалах.

Зачитывание, обсуждение полученных текстов, согласно требованиям к составлению письма: (ДОСКА!!!)

С – содержательность (ваш текст должен быть содержателен)

С - структура

РС – речевая ситуация (где?, кому?, зачем?)

Задание для работы в парах (вариант 1). Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к вам в гости.

Слова – подсказки:

  • У меня к Вам (к тебе) большая просьба...
  • Очень прошу Вас (тебя)…
  • С приветом…
  • Заранее благодарен

Задание для работы в парах (вариант 2)

Напишите дедушке письмо с благодарностью за присланный подарок.

Слова – подсказки:

  • Сердечно благодарю Вас (тебя) за то, что…
  • От всего сердца...
  • От всей души…
  • Я очень благодарен…
  • Большое (огромное) спасибо…

Задание для работы в парах (вариант 3)

Напишите письмо другу.

Слова – подсказки:

  • Дорогой друг…
  • Хочу рассказать тебе о…
  • Мы очень скучаем без тебя…
  • Напиши нам о…
  • С нетерпением ждем ответа…

VIII. Информация о домашнем задании. СЛАЙД 8 стр.6 (у жюри 7)

При выполнении домашнего задания используйте знания, полученные на уроке, и не забудьте об этикетных правилах письма. Для этого ещё раз прочтите внимательно правила написания писем, памятку и изучите таблицу «Композиционные части письма».

I. Познакомьтесь с правилами оформления почтовых отправлений, пользуясь ссылками интернета и краткой инструкцией, вложенной в конверт.

II.Напишите письмо учителю, на одну из предложенных тем и отправьте по адресу:

1) Письмо – информация на тему «Я пишу, чтобы рассказать, как почта помогает мне»

2) Письмо – поздравление с наступающим днем учителя. 

Утром, по дороге в школу, бросьте его в почтовый ящик.

III.Выполните по желанию задание «Проверь себя!» в тетради.

Почему автор стихотворения «Грустные вести» А.Шибаев назвал письмо письмишком?

И почему вести – грустные?

Исправь ошибки!

                

Пришло письмишко мне.

Гляжу – из лагеря, от Мишки.

Сдесь чюдный лук, и я лижу.

Написано в письмишке.

Лук лижет?! Что за «чюдеса»?

Наверно, шутит, плут!

Читаю дальше: Сдесь – лиса,

Красивый длинный прут.

И что такое он плетёт,

Не разберусь, хоть тресни!

Когда атрят идёт в похот,

Я запиваю песни…

На днях в лису нашол я грусть,

И очень был даволен.

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьёзно болен…

Вернётся – надо подлечить:

Заставить правила учить!

Итог урока.

Учитель: Сегодня на уроке вы много работали. Что нового вы узнали, а, может, знали и сегодня вспомнили об этом? Какие термины узнали? (речевой этикет, речевая ситуация, эпистолярный жанр, речевая структура…)

Нужно ли было говорить о традиционной форме общения письме на бумаге? Для чего? (эпистолярный жанр возрождается с целью возрождения культурных традиций)

От чего зависит характер нашего высказывания? (от речевой ситуации)

Где могут быть применены знания, полученные на уроке? (на уроках по развитию речи: при написании изложений, сочинений и писем, конечно же; на уроке истории при написании письма ветеранам и т.п.)

VIII. Рефлексия. Как оцениваете свою работу на уроке, в паре? Наверняка, вам есть за что себя похвалить.  Чтобы проанализировать результат сегодняшней работы,  заполните листы самооценки и отдайте учителю русского языка.

Лист самооценки                                                              

Ф.И._______________________________

Моя успешность на уроке:

На уроке я работал

Активно/пассивно

 Своей работой я

Доволен/недоволен

Урок мне показался

Коротким/длинным

Материал урока мне был

Интересен/неинтересен

Домашнее задание

Полезное/бесполезное

Материал, изученный сегодня, мне нужен для____

___________________________________________

Я бы поставил себе оценку_________

А  мне особенно хочется отметить…(назвать ФИ учеников)

СЛАЙД 9  Учитель: А закончить наш урок мне хотелось бы словами русской писательницы и поэтессы Надежды Тэффи: «Как хорошо, что люди придумали почту… Возьмёшь кусочек души, положишь его в конверт, заклеишь  и бросишь его в другую душу – ждущую и мятущуюся…» 

Не забывайте о своих близких и друзьях. Пишите им письма, рассказывайте о себе, интересуйтесь их жизнью. Как приятно, придя домой, услышать: “А тебе письмо!” Значит, о тебе помнят, хотят поделиться с тобой своей радостью, узнать, как ты живешь.

СЛАЙД 10– пожелание успехов.

На партах у вас лежат цветные жетоны. Уходя, прикрепите их к одному из конвертов, которые вы видите на доске (Конверты «Мне интересно», «Я доволен», «Мне скучно», «Много непонятного», «Появились вопросы»).

Сказать о результатах, полученных в ходе рефлексии (например: Мне приятно, что без внимания остались конверты «Мне скучно», «Много непонятного» и т.п.).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Привет. Как оно? Я в гламуре . Мне сегодня по инглишу препод пятёру поставил)))

Слайд 2

Лучший урок письма («Почта России») mvestnik.ru › shwpgn.asp?pid=2014022580 russianpost . ru / rp / servise / ru ...

Слайд 3

Эпистола , - ы,ж .( греч. epistole < epistello посылаю,отправляю ) - письмо, послание.

Слайд 4

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ Адресат речи (кому ?) Цель общения (зачем?) Место общения (где?) Условия общения

Слайд 5

1) П исьмо пиши на чистом, с ровными краями листе бумаги. 2) Письмо нужно писать разборчиво, аккуратно . 3) Обращение в письме пишется в самом начале на отдельной строке . 4) Будь искренним, дружелюбным. Не пиши писем в минуты гнева и раздражения . 5) Учитывай, кому ты пишешь, выбери для своего письма верный тон .

Слайд 6

г . Мурманск, ул. Ленина, Индекс места отправления 183041 д. 54, кв.16 Марины Федоровны Ивановой Индекс места назначения 183038 Кому Куда От кого Откуда Ермаковой Елене Михайловне

Слайд 7

Композиционные части письма Пример 1. Начало письма Обращение к адресату, приветствие . Милый брат! 2. Основная часть письма Текст письма а)Рассказ о событиях Я виноват перед твоею дружбою… б) Вопросы Будешь ли ты со мной? Скоро ли соединимся? в) Просьбы, приветы По крайней мере пиши ко мне…Уведомь меня об наших… 3. Заключительная часть Прощание Подпись Дата С истинным и глубочайшим почтением…. 24 сентября 1820 г. 4. Постскриптум - (лат. post scriptum — «после написанного») — Р. S . Приписка к законченному и подписанному письму. P . S . Кстати , встреча друзей , о которой ты спрашивал, состоится в июле.

Слайд 8

Домашнее задание: Напишите письмо учителю, на одну из предложенных тем: 1) Письмо – информация на тему «Я пишу, чтобы рассказать, как почта помогает мне» 2) Письмо – поздравление с наступающим днем учителя. ПО ЖЕЛАНИЮ задание «Проверь себя!» Почему автор стихотворения «Грустные вести» А.Шибаев назвал письмо письмишком? И почему вести – грустные? Исправь ошибки! Пришло письмишко мне. Гляжу – из лагеря, от Мишки. Сдесь чюдный лук, и я лижу. Написано в письмишке. Лук лижет?! Что за « чюдеса »? Наверно, шутит, плут! Читаю дальше: Сдесь – лиса, Красивый длинный прут. И что такое он плетёт, Не разберусь, хоть тресни! Когда атрят идёт в похот , Я запиваю песни… На днях в лису нашол я грусть, И очень был даволен . Нет, нет, не шутит он! Боюсь, Мой друг серьёзно болен… Вернётся – надо подлечить: Заставить правила учить!

Слайд 9

«Как хорошо, что люди придумали почту… Возьмёшь кусочек души, положишь его в конверт, заклеишь и бросишь его в другую душу – ждущую и мятущуюся…» Н.Тэффи.

Слайд 10

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»

Мы пишем письма родным и друзьям.  Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....

Урок русского языка в 5 классе "Учимся писать письма"

Цель: Обучение правильному написанию письма. Дать начальные сведения об эпистолярном жанре....

Разработка урока русского языка. "Учимся писать письма"

Данная разработка содержит конпсект урока и презентацию. Урок показывает необходимость возрождения эпистолярного жанра, содержит разнообразные методы и приемы с целью заинтересовать ученика, а также с...

Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.

В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...

Урок письма «Учимся писать письма с героями мультфильма».

Урок в игровой форме знакомит учащихся с эпистолярным жанром....

Письмо. Как писать письма?

Познакомить с историей и особенностями эпистолярного жанра, формировать навыки написания  письма....