Доклад на тему "Блочно- модульное обучение на уроках русского языка"
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Корпусева Вера Алексеевна

Доклад на тему   "Блочно- модульное обучение на уроках русского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blochno-modulnoe_obuchenie.docx89.11 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Крупецкая СОШ

Доклад

учитель русского языка и литературы

Корпусевой В. А.

Блочно- модульное обучение на уроках русского языка

 

2012

1

 В современных условиях в период возрастания объёма информации и знаний, накопленных человечеством, учителя понимают, что обучение подрастающего поколения должно быть личностноориентированным. А это значит, необходимо учитывать способности, потребности, особенности учащихся. Обучение должно быть развивающим, мотивационным, дифференцированным. Основными задачами школы являются: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Одним из средств обучения, позволяющим решить эти задачи, является модульное обучение. Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий.

           Цель модульного обучения - содействие развитию самостоятельности учащихся.  Эффективность обучения будет намного выше, если ученик сможет овладевать знаниями сам, а учитель управлять этим процессом - мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать.  (слайд 2)

            Слово “модуль” (от лат. modulus – “мера”) имеет различные значения в области математики, точных наук и архитектуры, но, в общем, он означает единицу меры, величину или коэффициент.  

Модуль -  план учебной деятельности ученика, который составляется учителем, в нем указаны цели учебной деятельности школьника на данном уроке, учебные задания и рекомендации по их выполнению, названы умения и навыки, последовательность изучения учебного материала,уровень его усвоения.

Почему модульное обучение называют технологией?

Педагогическая технология появляется там и тогда, когда в образовательной системе чётко выделяется учебная деятельность ребёнка как системное свойство.

  • гарантированное достижения результатов обучения;
  • паритетное отношение учителя и учеников;
  • возможность работы в парах, в группах;
  • возможность общения с товарищами;
  • возможность выбора уровня обучения;
  • возможность работы в индивидуальном темпе;
  • раннее предъявление конечных результатов обучения;
  • «мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.

Проектирование учебной деятельности -  характерный признак педагогической технологии. Это и отличает технологию от методики. В зависимости от объема учебного материала в модульном обучении выделяют: (слайд3)

Модульное обучение

Модульные уроки

Модульные программы

Модульное планирование учебного материала (технологическая карта)

(Слайд 4)

Главное – это разработка модульной программы. Надо видеть все уроки в перспективе, т.е. составить планы уроков по теме на четверть или полугодие. При планировании изучения той или иной темы прорабатывается весь учебный материал, формулируется комплексная дидактическую цель (КДЦ). Из нее выделяется интегрирующая дидактическую цель (ИДЦ) для каждого отдельного урока (модуля).Однако в модули входят крупные блоки содержания учебного предмета, поэтому каждая ИДЦ делится на частные дидактические цели (ЧДЦ) и на их основе выделяются учебные элементы

( УЭ). Каждой ЧДЦ соответствует один учебный элемент.

       Организация и проведение модульных уроков

  Для подготовки модульного урока требуется большая предварительная работа:

  • Тщательно проработать  учебный материал  каждого урока .
  • Выделить главные основополагающие идеи.
  • Сформулировать для учащихся интегрирующую цель (ЭУ-0), где указывается что к концу занятия ученик должен изучить, знать, понять, определить...
  • Определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указать время, отводимое на каждое из них, и вид работы учащихся.
  • Подобрать дополнительный материал, соответствующие наглядные пособия, ТСО, задания, тесты, графические диктанты...
  • Приступить к написанию методического пособия для учащихся (технологическая карта).
  • Копирование (через принтер, ксерокопии) технологических карт по числу учащихся в классе.

(Слайд 7)

   Методическое пособие для учащихся – это технологическая карта (тест) урока. (Приложение 1 — технологическая карта урока)

Технологическая карта — особая форма планирования учебного материала. Технологическую карту составляет учитель. Она имеет много общего с обычным планированием. В ней указывается тема, количество часов на её обучения, цель обучения,  форма контроля за качеством усвоения учебного материала и освоение способов учебной деятельности. Выделяются основные знания, общеучебные и специальные умения и навыки, формируемые при изучении темы.

       Модульная технология ориентирована на самостоятельную работу учащихся и предполагает деление урока на несколько учебных элементов (УЭ). Каждый УЭ имеет свою цель, ставит перед учащимися конкретные задачи и даёт алгоритм – порядок выполнения задания, а также ключ, при помощи которого можно самостоятельно проверить и оценить правильность своих ответов. Всё это позволяет учащимся работать не только в классе под руководством учителя, но и самостоятельно

       Каждый учебный элемент снабжён необходимыми рекомендациями: указывается примерное время, отведённое на выполнение заданий, формы работы, способ проверки.

     Модуль состоит из инвариантной (блок «вход», теоретический блок, блок «выход») и вариативной (исторический блок, экспериментальный блок, блок обобщения, блок применения, творческий блок, блок углубления, блок ошибок, блок предупреждения ошибок) частей.

   Ббло                                                  

         

     

Основной дидактической функцией блока «вход» является осуществление актуализирующего контроля. Вопросы и тестовые задания предполагают актуализацию тех опорных знаний  и способов действий, которые необходимы для усвоения всего проблемного модуля и формирования познавательного интереса к новому знанию.

Если обучающийся не уверен в правильности выполненных заданий и ответов на эти вопросы, он может повторить материал, обратившись к блоку актуализации.

        После работы с материалом этого блока ученик проходит собеседование у преподавателя или ученика-консультанта и выполняет тест, успешно с ним справившись, приступает к изучению теоретического блока, в котором располагается основной учебный материал модуля. Структурно-учебный элемент теоретического блока  включает следующие ячейки (слоты): 1)дидактическая цель; 2)формулировка проблемы; 3)обоснование гипотезы; 4)решение проблемы; 5) контрольный тест. Основная          функция этого блока — решение укрупненной проблемы.

    Этот процесс состоит из нескольких этапов, зависящих от специфики проблемы и от интеллектуальных возможностей  обучающихся. Благодаря этапам учитель имеет возможность соединить проблемное и модульное обучение для формирования познавательной активности обучающийся.

        Задания экспериментального блока ставят ученика перед необходимостью решать новые, нестандартные задачи, жизненную важность и значимость которых он осознает; развивают умение ориентироваться в новых условиях, комбинировать запас имеющихся знаний и умений для поиска недостающих, выдвигать гипотезы, строить догадки, искать пути более надежного и точного решения. При прохождении данного блока обучающиеся могут обращаться к историческому блоку.

         В процессе работы с блоком обобщения  формируются новые понятия, обучающиеся присваивают себе знания, которые делаются для него жизненной необходимостью. Только после этого он становится активным в своей познавательной деятельности. Об этом свидетельствует и блок предупреждения ошибок.

         Ситуация поиска ошибок во многом решает проблему познавательной активности обучающиеся, так как блок ошибок не только активизирует применение всех имеющихся знаний, но и нацеливает на овладение новыми.

Этот блок учитель может составить с учетом типичных ошибок, которые допустили обучающиеся в процессе работы по проблемному модулю.

      Полученные знания обучающиеся используют в блоке применения , задания в котором  могут быть разноуровневыми и распределены по вариантам.

       Блок «выход» служит своего рода «контролером». Обучающийся, не выполнивший  того или иного требования блока «выход», возвращается к тому элементу проблемного модуля, который им освоен недостаточно.

        Как оценивают работу учащихся?

В модульной технологии оценивают выполнение каждого учебного элемента. Усвоив материал, ученик сам себе выставляет оценку. Оценку за усвоенный материал может поставить одноклассник и т.д., главное, что ученик усвоил материал, добился поставленной цели. Оценки накапливаются в тетради или в листе оценок, на основании которого выставляется итоговая оценка за работу над модулем. Точность контроля и объективность оценки играют большую роль. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций при модульной технологии. Ученик чётко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.

Если ученик слабый и не успел выполнить всю работу, то можно оценить ту часть, которую он добросовестно выполнил. Для него это тоже успех. Для успешной работы учащихся с модулем учебное содержание представляю таким образом, чтобы ученики эффективно его усваивали.

У каждого учащегося может быть памятка:

1.Помни, что работу на уроке необходимо начинать с осознанного восприятия цели.

2.Внимательно читай каждое задание. Выполняя задание, покажи все свои знания. Не спеши задавать вопросы учителю, думай:

3.У тебя есть право получить консультацию учителя, товарища или в учебнике. Используй это право!

4.Каждое задание подлежит проверке сразу после выполнения.

5.Прочитай внимательно, кто должен осуществить проверку:

Проверь себя по карточке, которая находится у учителя.

Проверку выполнит учитель после урока.

Проверку осуществляет помощник-консультант.

6.Если проверку осуществляешь ты, то помни о критериях выставления оценки: все верно - "5

ответ верный, но неполный или 1-2 ошибки- "4"

ответ верный наполовину или 3 ошибки- "3

ответ неверный или 4-5 ошибок "2"

ЛИСТ УЧЁТА КОНТРОЛЯ (см.приложение 2)

Лист учёта контроля учитель раздаёт каждому ученику перед началом урока (или в конце изучения целого блока). По этому листу ученик сам выставляет себе оценку по количеству набранных им баллов.        

1.Ученик учится сам (планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность). Важно и то, что ученик может в любой момент получить от учителя устные советы по непонятным вопросам и заданиям.

  1. Данная система обучения гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения.

3. Модульный урок помоает выявить знания учащихся, т.к. каждый урок заканчивается выходным контролем.

4. Эта технология предполагает глубокое усвоение теории, практического её применения, что в дальнейшем необходимо при сдаче ЕГЭ.

5. Изменяются отношения учитель – ученик. У учителя и ученика есть больше времени общаться, как индивидуально, так и по средствам модулей. Их отношения более дружелюбные, исключающие конфликты. Каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как действовать, где найти ответ, как сформулировать мысль, получить похвалу от учителя, его поддержку. Ученику кажется, что он работает абсолютно самостоятельно, но на самом деле учитель мягко и сугубо целенаправленно управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули.

6. Осуществляется дифференцированный подход в обучении;

7.Эта технология даёт  возможность использования различных видов деятельности (индивидуальной, в парах, в группах).

Проблемы блочно-модульного обучения.

1.Использование данного метода требует психологической переориентации самого учителя: он должен принять новую систему профессиональных ценностей. Развитие ученика – главная цель его работы, а содержание предмета – средство, помогающее достичь ее.

2. Высокая трудоемкость его применения. Учителю приходится разрабатывать весь методический, дидактический и контрольно-оценочный материал на разных уровнях, готовить маршрутные карты учащихся и т.д.

 3.Отсутствие дидактического обеспечения, необходимость самому учителю подбирать материал и составлять задания разных уровней сложности, изготавливать раздаточный материал, тестовые задания, разрабатывать модули к урокам. Это требует больших затрат времени;

  1. Разный уровень готовности школьников к самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
  2. Слабо разработана технология оценивания достижений обучающихся. Ученики осваивают учебный материал на разном уровне сложности. За то же самое время одни успевают качественно овладеть только базовым уровнем, а другие кроме этого выполняют еще творческую работу. Освоение базового уровня оценивается как «удовлетворительно», повышенного – «хорошо», творческого – «отлично».
  3. Блочно-модульное обучение является «гибкой» технологией, поэтому она взаимосвязана с другими образовательными технологиями, что дает возможность учителю повышать  уровень самообразования, разнообразить форму уроков, развивать творческие способности учащихся.

Список литературы:

1.Федоряк Л.М. О технологии проблемно-модульного обучения, РЯШ, 2004, №6.

2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. —256 с.

3.Юцявичене П.Ю. Теория и практика модульного обучения. Каунас. 1989.

4.Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. -- М.: Народное образование, 1996.

       

Приложение 1

Блок 2 . Сложносочиненные предложения.

Модуль 2. Тема: Особые случаи пунктуации в ССП.

Цель: 1.познакомиться с особыми случаями пунктуации в ССП:

       а) с постановкой тире;

       б) отсутствием запятой перед союзом И (Или) в ССП при наличии общего  члена

     2. Проверка знаний по теме: « Знаки препинания в ССП»

№ УЭ

время

(мин.)

Учебный материал

с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ-1

10

Разноуровневая проверка домашнего задания

Слушайте внимательно ответы учащихся, готовьтесь анализировать

УЭ-2

10

I.Работа с учебником, с. 42, §16

1. Чтение правила, запомните условие, при котором в ССП ставится тире, схематически изобразите постановку тире в ССП и запишите в тетрадь

2. Анализ предложений

3. Сделайте вывод, при каком условии в ССП ставится тире перед союзом И?

4. Запомните: тире перед союзом И – знак в ССП, употребляющийся очень редко.

Работаем вместе с классом и учителем

УЭ-3

10

Первичное закрепление материала.

  1. Спишите, расставьте знаки препинания и объясните графически.
  1. Он знак подаст и все хохочут.
  1. Она глядит и сердце в ней забилось чаще и сильней.
  2. Послышался звон стекла и пламя вспыхнуло внутри здания.
  3. Оковы тяжкие падут, темницы рухнут и свобода вас примет радостно у входа и братья меч вам отдадут.

Работайте самостоятельно, если затрудняетесь, обращайтесь к учебнику (с. 42)

УЭ-4

10

Цель: познакомится с ССП, в которых при наличии общего члена перед союзом И (ИЛИ) не ставится запятая.

I. Ответьте на вопрос:

1.Когда перед союзом И запятая ставится?

2. Когда не ставится?

II. Анализ предложений( устно):

Что соединяет союз И?

  1. Пропала у ребятишек всякая охота лазить и прятаться по заманчивым местам.
  1. Дверь поспешно распахнулась и в комнату проник Паниковский.
  2. В нашей стране растут новые города и в нашей стране строятся тысячи мощных предприятий.

Ответьте на вопрос:

 Почему пр-е №3 построено « не складно», что в нем лишнее?

III.Практическая часть.

1. Запишите предложение №3, убрав второй раз СС « в нашей стране».

  1. Выделите грамматические основы.
  1. Найдите второстепенный член, который будет относиться и к 1-ой и ко 2-ой части.
  2. Задайте вопрос от каждой части к второстепенному члену.
  3. Каким членом предложения является этот второстепенный член предложения.

Работаем вместе с классом и учителем

Сверьтесь с доской.

Работайте вместе с классом и учителем

УЭ-5

10

 Первичное закрепление.

I.Анализ предложений письменно ( по образцу пр-ия  №3)

  1. Может быть мы с Ленькой уедим и я никогда уже не вернусь сюда.
  1. У меня не получилась задача и неверно решен один пример.
  2. Когда придет поезд и где мы встретимся?
  1. ??    Что является общим вт. чл. для каждой из частей ССП
  1. Схематически изобразите правила отсутствия запятой перед союзом И в ССП и запишите в тетрадь
  2. Запомните: запятая не ставится в ССП, если части ССП выражены двумя вопросительными, или восклицательными, или побудительными предложениями.

УЭ-6

10

Обобщение материала

I.Анализ предложений с объяснением постановки знаков препинания

  1. После грома воздух стал чище и свежее дышат люди.
  1. В ушах у гостя затрещало и закружилась голова.
  2. В эту минуту дверь отворилась и вошел довольно высокий человек.
  3. Раздался звонок и ребята с шумом выбежали из класса.

II. Записать предложение трижды:

  1. Чтобы получилось простое предложение с однородн. чл. с союзом И.
  1. Чтобы получилось ССП с союзом И .
  2. Чтобы в ССП отразилась быстрая смена событий.

Образец:

1 Сучок хрустнул и обломился.

2.Сучок хрустнул, и ветка упала к вашим ногам.

3.Сучок хрустнул- и девочка от неожиданности вздрогнула

Раздался шорох….

Работа в парах, воспользуйтесь схемами

Задание выполните по образцу.

УЭ-7

15

Закрепление знаний:

1. тест.

2. анализ упражнения 73 по образцу

Работайте самостоятельно

УЭ-8

5

Подведение итогов урока:

  1. Прочитайте цель урока.
  2.  Достигли ли вы цели урока?
  3. Что осталось непонятным?

Работайте вместе с классом

Домашнее задание:

Стандарт - упражнение 72

Хорошо - упражнение 72 (графически покажите, что соединяет союз И)

Отлично - упражнение 72 (задание на «хорошо» + пр-я №3-синтаксичесий разбор)

Приложение 2

Лист учета контроля Ф.И. учащегося ______________________ ______ баллов

Учебный элемент (УЭ)

Количество баллов по номерам заданий

Кол-во баллов

№1

№2

№3

№4

№5

Проверка изученного материала

Изучение нового материала

Закрепление

Итого

Оценка

Блок 3 . Сложноподчиненные предложения.

Модуль 6. Тема: Придаточные обстоятельственные. (условные, цели, уступительные).

Оборудование: Учебник, карточки, карта модуля, схемы, доска, таблица.

Ведущие понятия: СПП, главная и придаточная части СПП, средства связи между главной и придаточной частями (союзы, союзные слова), виды придат. п-й (обстоятельственные: условные, цели, уступки).

№ УЭ

время

(мин.)

Учебный материал

с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ-0

2

Цель: В результате овладения содержанием модуля вы будете

 Знать: виды придаточных обст (условные, цели, уступки);

Уметь: 1) Определять структуры СПП с прид обст(условные, цели, уступки); отличать указанные прид от др видов;

                        2) Правильно расставлять знаки преп. в СПП с изученными придат; составлять их схемы;

          3)   Определять стилистические особенности союзов связывающих прид ч с гл ч.

Внимательно прочтите цель урока

УЭ-1

10

Коррекция знаний по Д3 по теме  « Виды придаточных».

Слушайте внимательно пояснения учителя, фиксируете в тетради осн моменты.

УЭ-2

3

Подготовка к работе:

  1. . Ответьте на ??(устно) :
  • Какие п-я наз СПП?
  • Какие п-я входят в состав СПП?
  • Какие осн виды прид п-й вы знаете?
  • Основное отличие видов прид?
  • На какие разновидности делятся прид обст?

    2. Оцените ваши знания по этим вопросам.

Слушайте внимательно ответы уч-ся, готовьтесь анализировать.

УЭ-3

15

Цель: Ознакомиться  с прид обст. условия и цели.

Работа с учебником

  1. Прочитайте Т § 215, П Стр 71.

Вариант №1 Придаточные  Условия

 Вариант №2 Придаточные Цели

  1. Ответьте на вопросы устно.
  • На какие вопросы отвечает указанный вид прид. Что обозначает?
  • Место указанного вида прид с спп.
  • С помощью каких союзов связывается прид ч с гл ч?
  1. Запишите осн вопросы и союзы указ прид.
  1. Что вы можете сказать о стилистических особенностях союзов связывающих приду сл с гл ч:
  1. если, если бы;
  1. в том случае если;
  2. ежели, раз, кабы, коли (коль)
  1. Рассмотрите п-я и их схемы; ответьте на вопрос;
  • В каком п-ии выражено два значения (цели и степени), а в каком - одно (цели).
  1. Я так распределил свое время,чтобы успеть и в кино, и на лекцию.

… так + глагол      , чтобы

  1. Я очень строго распределил свое время, чтобы успеть и в кино, и на лекцию.

...глагол,    чтобы

 

Работа по вариантам, самост.

Вспомните

стиль речи (книжный, разговорный, научный, официально-деловой).

УЭ-4

10

Первичное закрепление. Практическая часть.

Цель: Уметь различать виды прид обст.

Задание:

  1. Сопоставление прид пр-й (времени, условия) устно.
  • Когда взошло солнце, ветер стих.
  • Когда мы возвращались домой, было поздно.
  • Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко.
  • Не время кормить собак, когда волк в стаде.
  • Когда ученик на выбор орфограммы затрачивает минимум времени, это  уже навык.

2.  Запишите СПП с прид условия, укажите разряд, сост схему.

3. Спишите, расставьте зн пр, укажите разряд, средства связи, сост схему.

  •    Для того чтобы проложить тропу в глубоком снегу надо хорошо потрудиться.

    Чтобы укрепить здоровье внука бабушка решила отправиться с ним на Кавказ.

Работа в парах,  после выполнения сверьтесь с ответами учащихся.

УЭ-5

15

Цель: Ознакомиться  с прид обст. Уступительным.(уступки).

Работа  с учебником

1.Прочитайте Т § 215, П Стр 71.( Придаточные уступ)

  1. Ответьте на вопросы устно.
  • На Какие вопросы отвечает указанный вид прид. Что обозначает?
  • Место указанного вида прид с спп.
  • С помощью каких союзов связывается прид ч с гл ч?
  1. Запишите осн вопросы и союзы прид уступ.
  2. Обьясните правописание предлога несмотря на и деепричастие не смотря на.
  • Несмотря на мои старания, я никак не мог заснуть.
  • Москвичи хорошо ориентируются в метро, не смотря по сторонам.\

5. Запомните правописание союзов прид обст уступки.

 

Работа вместе с учителем.

УЭ-6

10

Первичное закрепление. Практическая часть.

Цель: Уметь расставлять зн пред в СПП; различать виды прид, сост схемы.

Задание: Спишите, расст. зн. преп., границы п-я. Определите вид прид обст.

  • Я нисколько не боюсь смерти хотя и люблю жизнь.
  • В степи было тихо, пасмурно несмотря на то что солнце поднялось.

работа в парах,

сверьтесь с ответами уч-ся.

УЭ-7

10

Цель: Определить качество знаний по данной теме.

Д4.Придат обст.(условные, цели. Уступительные).

Задание: Спишите, расст. зн. преп., границы п-я. Определите вид прид обст.

  1.  Пускай еще не высохли чернила  словам уже бессмертие дано.
  2. Несмотря на то что наступил ноябрь  дни стояли теплые и солнечные.
  3. Для того чтобы выучиться говорить правду  людям надо научиться говорить ее говорить самому себе.

4.  Детство бывает счастливым  если ребенок окружен заботой и любовью.

Работайте самостоятельно; правильность выполнения задания проверьте с ответом на доске.

УЭ-8

5

Подведение итогов урока.

  1. Прочитайте цель урока.
  1. Достигли ли вы цели урока? В какой степени.
  2. Какие затруднения возникли у вас при выполнении заданий, что осталось непонятным?
  3. Сдайте тетради на проверку. Спасибо за работу.
  4. Д/З: стандарт: Т§215. упр№ 149.

               Хорошо  Т§215 . упр№ 153.

                     Отлично Т§215 . упр№ 153.+ п-е №2 – синт р-р.

Блок 3 . Сложноподчиненные предложения.

Модуль2. Тема: Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

Оборудование: учебник, карточки, карта модуля, схемы, доска, таблица.

Ведущие понятия: СПП, главная и придаточная части СПП, указательные слова.

№ УЭ

время

(мин.)

                Учебный материал

с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ-0

1

Цель: 1) Находить главные п-е с указательными словами и без них;

           2) Определять место придаточного п-я в СПП, способы его связи с главным;

           3) Правильно расставлять знаки преп. в СПП.

Внимательно прочтите цель урока

УЭ-1

10

Разноуровневая проверка домашнего задания

Слушайте внимательно ответы учащихся, готовьтесь анализировать

УЭ-2

5

Работа с учебником

1. Ознакомьтесь с материалом учебника Т. §. 207, П стр 44  (рамочка).

2. Ответьте на ?? (устно) :

  • В какой части СПП находятся указательные слова?
  • Каким членом п-я являются указательные слова?
  • Что помогает определить указательные слова?
  • Какой чр являются указательные слова?
  • Какую стилистическую роль играют указательные слова?

Работаем вместе с классом и учителем

УЭ-3

5

Практическая Часть.

Цель: Выявить соответствие указательным словам в главном предложении  союзных слов в придаточном п-ии.

  1. Работа с таблицей

Указательные Слова (В Гл. П-И)

Союзные Слова (В Придат П-И)

Тот (Та, То, Те)

Кто, Что

Такой

Какой, Чей, Который

Столько

Сколько

Продолжите самостоятельно заполнение таблицы.

  1. Запомните соответствие указательным словам в главном предложении  союзных слов в придаточном п-ии.

Работайте самостоятельно, если затрудняетесь, обращайтесь к учебнику.

УЭ-4

10

Первичное закрепление. Практическая часть.

Цель: Показать стилистическую роль  указательных слов.

Анализ предложений по плану:

1. Перепишите, расставляя запятые и включая, где это необходимо, в главное п-я указательное слово.

2. В каких предложениях можно обойтись без него?

3. В какое п-я его нельзя вставить?

4. Укажите главное и прид п-я.

5. Сделайте вывод о стилистической роли ук слов.

  • Мы сразу нашли на небе …звезду о которой нам рассказывали.
  • Мы шли под …звездами которые усеяли все небо.
  • Свое выступление докладчик начал … что задал нам несколько вопросов и предложил на них ответить.
  • Он рассказал … как живут и работают в тайге геологи
  • Всадники повернули …откуда доносились выстрелы.

Работа в парах,  после выполнения сверьтесь с ответами учащихся.

УЭ-5

10

Цель: Уметь расставлять знаки препинания при составном подчинительном союзе.

1.Работа с учебником.

Ознакомьтесь с материалом учебника Т§ 207, П стр 46 и ответьте на вопросы:

  • Как может быть образован составной союз?
  • Какие знаки преп ставятся при употреблении сост подчинит союза.
  • Куда будет падать логическое ударение в п-я с сост подч союзом?

2. Запомните сост союзы (Уч. П стр 46)

3.Практическая часть.

Коллективный анализ п-й П упр 85 (устно).

 

Работа вместе с учителем.

УЭ-6

10

Цель: Выявить особенности присоединения прид п-я к главному.

  1. Работа с учебником.

Ознакомьтесь с материалом учебника Т § 208 и ответьте на вопросы:

  • Как присоединяется прид п-я ?
  • Что может пояснять прид п-я в главном?
  1. Практическая часть.

Анализ предложений (устно)-Учебник П упр 90.

Работа в парах.

Работа с классом и учителем

УЭ-7

5

Обобщение изученного на уроке:

  1.  Прочитайте цель урока.
  2.  Достигли ли вы цели урока?

                    3.    Что осталось непонятным?

Работайте вместе с классом и учителем

УЭ-8

20

Цель:  Проверка знаний.

Д-1. СПП. Строение. Подч союзы и союзн слова. Указательные слова в подчинении п-я.

1. Спишите, расставьте зн преп, укажите, чем в этих предложениях прикреплено каждое прид к главному?

  • Когда Николай Никитич только что прилег отдохнуть за рекой пробормотал первый гром.
  • Если хлынет ливень мы пропали.
  • Он услышал легкий треск и заметил что забор медленно валится.
  • Соседка Николая Никитича заглянула в сад посмотреть что натворила гроза.
  • Василий сначала не мог разглядеть кто идет.

2. Перенесите указательные слова в прид п-я, образуйте сост союзы. Перепешите переделанные п-я, расставьте знаки преп.

  • Заводские трубы делают высокими потому, что для заводских топок нужен особенно сильный приток воздуха.
  • Самолет должен был сделать вынужденную посадку оттого, что началась утечка горючего.
  • На улице было так душно, что становилось трудно дышать.

Сдайте тетради на проверку, спасибо за работу.

Работайте самостоятельно,

в случае затруднения обращайтесь к учителю.

Домашнее задание: Т § 207, 208.

Стандарт- упражнение П, упр 85 (как в классе)

Хорошо- упражнение   П, упр 90 (по заданию)

Отлично- упражнение  П, упр 92 (по заданию + 4 п-е синт. р-р).

Лист учета контроля Ф.И. учащегося ______________________ ______ баллов

Учебный элемент (УЭ)

Количество баллов по номерам заданий

Кол-во баллов

№1

№2

№3

№4

№5

Проверка изученного материала

Изучение нового материала

Закрепление

Итого

Оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульное обучение на уроках русского языка. Разработка урока в 7 классе.

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школеРазработка модульного урока  в 7 классе по теме « Правописание частицы НЕ с разными частями речи»...

Использование технологии модульного обучения на уроках русского языка и литературы.

Краткие теоретические сведения о сущности технологии модульного обучения и заметки из практики работы в рамках данной технологии....

модульное обучение на уроках русского языка.

В статье рассматривается пример использования модульного обучения на уроках по русскому языку в 8 классе....

Модульное обучение на уроках русского языка

Сущность, цели и задачи модульного обучения, классификация уроков, особенности создания модульных программ...

Блочно - модульное обучение на уроках русского языка.

В статье даётся определение блочно - модульного обучения, описывается структура модуля, приводится памятка работы над опорными конспектами....

Технология модульного обучения на уроках русского языка

В статье автор делится опытом использования технологии модульного обучения на уроках русского языка в старших классах....

Доклад на методсовете на тему "Технология модульного обучения на уроках русского языка"

Доклад включает в себя 4 раздела на тему "Технология модульного обучения". В докладе представлена структура модульного урока, разработка раздела "Морфология" при изучении темы &quo...