Доклад на методсовете на тему "Технология модульного обучения на уроках русского языка"
методическая разработка (7 класс)

Ихинова Светлана Валериановна

Доклад включает в себя 4 раздела на тему "Технология модульного обучения". В докладе представлена структура модульного урока, разработка раздела "Морфология" при изучении темы "Деепричастие".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Технология модульного обучения на уроках русского языка»

 Работу выполнила: Ихинова Светлана Валериановна, учитель русского языка и литературы. МБОУ «Аргадинская СОШ им.А Б Будаина», Республика Бурятия


СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………….…..3

1 Средство модульного обучения — модуль …..……………….6

2. Структура модульного урока…………….………………………10

3. Разработка раздела "Морфология" при изучении темы

"Деепричастие"…………………………………………….13

4.  Преимущества и недостатки модульного обучения………….15

Заключение ………………………………………………………17

Список литературы ……………………………………………….18


Введение

Каждому новому этапу развития общества соответствуют новые задачи образования. Именно общество определяет тот социальный заказ, который выполняет школа. На каждом повороте истории возникают различные школьные реформы, дискуссии о стандартах, попытки создать различные модели «человека будущего». В последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения, поскольку традиционная организация обучения не отвечает требованиям времени, не создает условий для улучшения качества обучения и развития учащихся.

Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, в этом случае он усваивает предмет осознано и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика.

Долгое время конечной целью образовательного процесса считался выпускник, в полной мере овладевший знаниями в пределах школьной программы, а также умениями и навыками учебного труда. На современном этапе развития учебно-воспитательного процесса наблюдается постепенный отказ от приоритетного формирования ЗУН в чистом виде. Центр тяжести переносится на формирование способности личности учащихся, особенно способности ее к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков. Основная цель современной школы – создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

В связи с этим предъявляются новые требования к системе организации и проведения учебно-воспитательного процесса, предпринимаются попытки его «технологизации».

Модульная технология известна с 1972 года. Теория модульного обучения подробно изложена в работах И.Б. Сенновского, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, П.А. Юцявичене и др.

Наиболее глубоко и системно дидактическую специфику модульного обучения удалось исследовать и описать П.А. Юцявичене. Согласно взглядам данного автора, модульная система организации учебно-воспитательного процесса имеет некоторые отличия принципиального характера от традиционной системы. Содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его применению. В основе такого обучения лежат субъект-субъектные отношения между учителем и учеником. Обеспечивается самостоятельное, осознанное достижение определенного уровня в учении. Наблюдается высокая степень адаптивности элементов к условиям педагогического процесса.

К целям модульного обучения относитcя комфортный темп работы обучаемого, определение им своих возможностей, гибкое построение содержания обучения, интеграцию различных его видов и форм, достижение высокого уровня конечных результатов. Последняя цель представляется главной целью модульного обучения.

К ведущим принципам модульного обучения можно отнести:

~ мобильность;

~ структуризацию содержания обучения;

~ динамичность;

~ действенность и оперативность знаний;

~ гибкость;

~ осознанную перспективу;

~ разносторонность методического консультирования;

~ паритетность.

Цель исследования: определить и обосновать основные элементы модульной технологии, повышающие эффективность учебно-воспитательного процесса на уроках математики.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках математики.

Предмет исследования: основные организационные и содержательные элементы модульной технологии.

Задачи исследования: охарактеризовать основные элементы модульной технологии.

Методы исследования: анализ педагогической и методической литературы, школьной документации, моделирование, тестирование, анкетирование, наблюдение, сравнительный анализ.

База: исследование проводилось на базе 7 класса


Средство модульного обучения

Средство модульного обучения — модуль — это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа.

В модуль входят:

1) план действий с указанием конкретных целей;

2) банк информации;

3) методическое руководство по достижению указанных целей.

Чтобы составить план (целевую программу) действий, нужно:

 выделить оптимальную модель обучения, представляющую учебный курс как систему, то есть создать первичное конструирование

материала, наглядное представление по всему курсу, теме, уроку;

 составить технологическую карту модуля, что ведет к закономерности учебного процесса (этап проектирования);

 выделить основные научные идеи предмета на данном этапе его изучения;

 объединить учебное содержание в определенные блоки;

 сформулировать комплексную дидактическую цель (общую цель обучения);

 выделить из комплексной дидактической цели интегрирующие дидактические цели и сформировать модуль;

 разделить каждую интегрирующую дидактическую цель на частные дидактические цели и выделить в модуле учебные элементы.

Главный этап при составлении плана действий – разработка модульной программы. Она состоит из комплексной дидактической цели (ДЦ), поставленной перед каждым модулем, из которой вытекает интегрирующая цель (ИДЦ). В свою очередь ИДЦ модуля может иметь частную дидактическую цель (ЧДЦ), на основе которой выделяются частные учебные элементы (УЭ).

2. Банк информации – это учебное содержание. Оно выстраивается в соответствии с дидактическими целями и должно быть таким, чтобы ученик эффективно его усваивал. Отбор содержания модуля производится таким образом, чтобы оно составляло законченный блок информации, при этом учебный материал рассматривается не только как порция информации, которую надо усвоить, но и как источник ценностных ориентаций. Задания (групповые, дифференцированные, парные) направлены на формирование системного мышления: вводятся фундаментальные понятия, раскрывается использование этих понятий в разных разделах, в новых ситуациях. При этом уровни планируемого результата могут иметь статус базового, продвинутого и творческого.

3. Методическое руководство по усвоению учебного содержания – это письменные советы учителя ученику: как лучше выполнить задание, где найти нужный материал, как выполнить проверку и т. п.

Модуль может быть оформлен в виде следующей таблицы:

Номер учебного элемента, время

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного содержания

 

 

 

Учителю, разрабатывающему модульные программы, необходимо опираться на следующие основные принципы.

1. Принцип целевого назначения. Модули можно условно разделить на три типа: познавательные (используются при изучении основ наук);

операционные (для формирования и развития способов деятельности);

смешанные, которые чаще всего и используются в школе.

2. Принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей. Совокупность ЧДЦ обеспечивает достижение ИДЦ каждого модуля, совокупность ИДЦ всех модулей обеспечивает достижение КДЦ.

3. Принцип обратной связи. Никакое управление невозможно без контроля, анализа и коррекции. В модульном обучении управление, осуществляемое учителем, сочетается с самоуправлением учением со стороны самих школьников. Модуль любого порядка должен включать контроль выполнения задания, усвоения знаний учащихся; он считается неполным, если отсутствует инструкция контроля. В модульной технологии используются следующие формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль учащихся, контроль учителя.

Для успешного применения модульных программ необходимо соблюдать некоторые правила. Начиная работать с новым модулем, нужно проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе. При необходимости можно провести соответствующую коррекцию знаний. Важно также осуществление текущего и промежуточного контроля после изучения каждого учебного элемента. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Текущий и промежуточный контроль выявляют пробелы в усвоении знаний с целью немедленного их устранения, а выходной контроль должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку.

В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в листе контроля, на основании которой выставляется итоговая оценка за работу над модулем. Точность контроля и объективность оценки играют большую роль. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций при модульной технологии. Ученик четко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.

Каждый учебный элемент модульного урока – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого эта цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть много (не более семи), но среди них обязательно должны присутствовать следующие: УЭ-0 –определение ИДЦ по достижению результатов обучения; УЭ-1 – задания по выявлению уровня знаний по теме, задания, направленные на овладение новым материалом; УЭ-2 (и т. д.) – отработка учебного материала. Завершающий УЭ включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным – с учетом успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку своей работы с учетом оценки окружающих).

Структура модульного урока

При составлении плана модульного урока, учитель, на наш взгляд, может придерживаться следующего алгоритма:

1. Формулировка темы урока.

2. Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.

3. Разбивка учебного материала на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них

4. Подбор необходимого фактического материала.

5. Определение способов учебной деятельности учеников.

6. Выбор форм и методов преподавания и контроля.

7. Составление модуля данного урока, его распечатка.

Задается индивидуальный темп учебной деятельности. Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно.

На начальном этапе можно использовать традиционную систему обучения с элементами модульной технологии. В старших классах с модульным обучением может сочетаться лекционно-семинарская система обучения.

При модульном обучении ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и объему помощи программой. Идет индивидуализация контроля, коррекции и консультирования. Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться, и это способствует мотивации учения.

Существует, по крайней мере, шесть различных модулей: организационный, повторения, изучения нового материала, закрепления, контроля, коррекции. В зависимости от характера цели возможны многочисленные разновидности каждого из них, например, повторение может быть текущим, поддерживающим, обобщающим, итоговым. Важнейшим моментом в каждом из модулей обучения в данной системе является самостоятельная работа учащихся. Она предполагает именно самостоятельное добывание учащимися знаний по теме из доступных источников информации, а не разновидность проверочной работы, как это зачастую понимается некоторыми учителями.

Самостоятельные и зачетные работы, в ходе которых учитель определяет уровень усвоения материала, можно проводить следующим образом: учитель должен приготовить карточки с заданиями, которые также соответствуют разным уровням усвоения материала: А – базовый, В – продвинутый, С – высокий.

Самостоятельную работу учащихся можно организовать и по-другому: им предлагается список задач и упражнений, расположенных в порядке возрастания сложности. В течение нескольких уроков, отводимых на самостоятельную работу, учащиеся решают эти задачи. После решения каждой задачи учащиеся сравнивают ответ (а при необходимости и решение) с правильным. Учитель контролирует этот процесс и отмечает все правильно решенные учеником задачи в листе контроля, на основании чего в конце практикума выставляется оценка.

2. Перед изучением нового материала необходимо организовать вводное повторение в форме беседы, в которой ученики восстанавливают в памяти знания, необходимые для изучения нового материала.

3. После освоения учениками теоретического блока нужно провести тренинг-минимум, цель которого – автоматизация умений решать стандартные задачи. Такая форма работы позволяет слабоуспевающим ученикам прослушать алгоритм решения примера или задачи. Сильный ученик также реализует возможности лучшего закрепления изученного.

4. Следующий этап в освоении темы – практикум. Успешность обучения зависит от непрерывной обратной связи, от получения своевременной информации об успешности продвижения каждого ученика. Поэтому после каждого семинара-практикума желательно проводить срезовый контроль достижения учениками тех или иных уровней освоения материала. Перед итоговым контролем можно провести зачет, в который входят не только задания практического содержания, но и теоретические вопросы.

5. Обобщающее повторение позволяет ученикам увидеть всю тему целиком, получить еѐ полное системное знание.

6. Домашняя работа в данной интегральной технологии задается в зависимости от уровня заданий, которые может выполнить ученик, и обязательно проверяется.

7. Особый интерес в планировании представляют модули контроля.

Выборочный контроль – это добровольное выполнение заданий по выбору, как правило, носящее опережающий характер. Чтобы выполнить задание по выбору, ученику еще до начала изучения темы приходится знакомиться с содержанием материала учебника, что впоследствии облегчает усвоение блока. Персональный контроль – это форма «тихого» опроса, когда учитель индивидуально опрашивает желающих учащихся у своего стола, в то время как другие выполняют самостоятельную или практическую работу.

Фронтальный контроль – это разновидность фронтального опроса – письменного или устного, обычно это работа с терминами, фактами, диктант.

Тематический контроль – это выступление ученика на семинаре, конференции, когда он получает оценку не за знание всего блока, а по конкретному вопросу.

Контрольные работы или зачеты в модульной технологии также можно организовывать в зависимости от уровня усвоения учащимся учебного материала. Например, можно делать варианты контрольной работы, соответствующие уровню усвоения материала: низкому, среднему, высокому. При таком проведении контрольной работы учащиеся сами выбирают вариант. После контрольной работы проводится практическая работа над ошибками.


Разработка раздела "Морфология" при изучении темы

"Деепричастие"

Изложенные выше идеи были использованы при организации итогового повторения морфологии за курс основной школы, целью которого является систематизация и обобщение ранее полученных знаний по русскому языку.

Основное содержание повторения соответствует современным тенденциям развития школьного курса русского языка, идеям дифференциации, углубления и расширения знаний учащихся. Данное повторение дает учащимся возможность познакомиться с определенными методами и приемами решения лингвистических задач, которые либо не рассматриваются при изучении частей речи, либо не отрабатываются на должном уровне; систематизировать свои знания по морфологии; поможет учащимся в подготовке к выпускным и вступительным экзаменам по русскому языку.

Целями и задачами повторения можно считать следующие положения: обобщить и систематизировать знания учащихся по  морфологии; дополнить знания учащихся орфограммами и пунктограммами , областью применения которых являются упражнения; сформировать умения применять полученные знания при решении, «нетипичных», нестандартных задач; помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне их свободного использования.

Структура повторения представляет собой пять логически законченных и взаимосвязанных тем. Основной тип занятий – практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционные занятия, групповые, индивидуальные формы работы.

Первая тема, с которой начинается повторение, – «глагол», так как от глагола образуются деепричастия. Повторяются общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Второй повторяется тема «Наречие». Неизбежно повторяются морфологические признаки, неизменяемость части речи, синтаксическая роль.

Следующими рассматриваются два модуля, в которых представлен способ образования деепричастий. Учащимся показывается, что решение многих задач с использованием модулей является более простым и эффективным.

Весь материал мы разбиваем на отдельные модульные программы, целостно отображающие содержание учебного материала.

Модульная программа «Глагол» включает два модуля.

Модуль 1. Глагол как часть речи

Модуль 2.Время, вид, спряжение, наклонение.

Модульная программа «Наречие» включает два модуля.

Модуль 1.Наречие как часть речи.

Модуль 2. Синтаксическая роль.

Модульная программа «Деепричастие» включает три модуля.

Модуль 1.Понятие о деепричастии.

Модуль 2.Деепрчастный оборот.

Модуль 3.Словообразование деепричастий.


Преимущества и недостатки модульного обучения

Технология модульного обучения создает надежную основу для индивидуальной и групповой самостоятельной работы обучающихся и приносят до 30% экономии учебного времени без ущерба для полноты и глубины изучаемого материала. Кроме того, достигается гибкость и мобильность в формировании знаний и умений обучающихся, развивается их творческое и критическое мышление.

Достоинства модульного обучения

1. Новая ступень к развитию самостоятельности учащихся.

2. Учит детей усваивать предложенный способ обработки новой учебной информации.

3. Получать результат соответствующий эталону.

4. Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика.

5. У учащихся формируются умения планировать свою деятельность, более осознанно ориентироваться в учебном материале. Задается индивидуальный темп учебной деятельности.

6. Совершенствуют навыки самостоятельной работы не только на этапе усвоения новых знаний, но и на этапе применения, обобщения и систематизации.

7. Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками.

8. Эффективны не только как средство формирования знаний, умений и навыков, но и как средство обучения учащихся способам умственных действий и диагностики уровня овладения ими.

9. Позволяет осуществить индивидуальный подход с учётом субъективного опыта ученика, уровня его обученности и обучаемости.

10. Первоочередное формирование навыков самообразования.

Дидактические условия, при которых достигается высокая эффективность модульного обучения:

1. Качественная разработка модулей, отбор и конструирование содержания учебного материала, учитывающие интересы, возрастные особенности и другие личностные качества обучающихся.

2. Последовательная реализация модулей, которые позволяют интенсифицировать учебную деятельность на всех ее этапах.

3. Разработка и предъявление модулей позволяют сочетать изучение теории и формировать практические умения и навыки.

4. Варьирование проблемных задач и заданий с типовыми, требующими репродуктивной воспроизводящей деятельности обучающихся .

5. Применение наряду с основными дидактическими материалами вспомогательной справочной литературы.

6. Сочетание контроля с самоконтролем обучающихся, который сравнительно легко достигается на основе модульного обучения.

Недостатки и ограничения модульного обучения

1. Большая трудоемкость при конструировании модулей.

2. Разработка модульных учебных программ требует высокой педагогической и методической квалификации, специальных учебников и учебных пособий.

3. Уровень проблемных модулей часто невелик, что не способствует развитию творческого потенциала обучающихся, особенно высокоодаренных.

4. В условиях модульного обучения часто остаются практически не реализованными диалоговые функции обучения, сотрудничество обучающихся, их взаимопомощь.

5. Если к каждому новому уроку, занятию учитель имеет возможность обновлять содержание учебного материала, пополнять и расширять его, то "модуль" остается как бы "застывшей" формой подачи учебного материала, его модернизация требует значительных усилий.

Заключение

Для перехода на модульное обучение необходимы определенные условия:

1) достаточная подготовка учителя, его желание осваивать новые технологии обучения;

2) готовность школьников к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности, сформулированности у учеников минимума знаний и общих учебных умений;

3) возможность тиражирования модулей, так как каждый ученик должен быть обеспечен программой действий.

Эта система обучения требует от учителя большой предварительной работы, от ученика – напряженного труда. Но она приносит хорошие результаты, мотивируя образовательные потребности школьника, обеспечивая их и учитывая при этом индивидуальные возможности.

Таким образом, можно утверждать, что модульная технология обучения математике достаточно эффективна. По сравнению с традиционной технологией обучения модульная технология гарантирует рост качественной успеваемости, повышение прочности знаний, повышение общей эффективности.


Список литературы

1. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. П.И. Третьякова. – М.: Новая школа, 1997. – 352 с.

2. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения – Каунас, 1989. – 286 с.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998. – 344 с.

4. Голощёкина Л.П., Збаровский B.C. Модульная технология обучения: Методические рекомендации. – СПб: ЮНИТИ-ДАНА, 1993. – 135 с.

5.  Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004/2005 учебный год : [Электронный ресурс] // http://festival.1september.ru/

7.И.П. Цыбулько  Единый государственный экзамен 2022. Русский язык .Типовые экзаменационные варианты. –  Издательство Национальное образование, 2022, 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульное обучение на уроках русского языка. Разработка урока в 7 классе.

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школеРазработка модульного урока  в 7 классе по теме « Правописание частицы НЕ с разными частями речи»...

Использование технологии модульного обучения на уроках русского языка и литературы.

Краткие теоретические сведения о сущности технологии модульного обучения и заметки из практики работы в рамках данной технологии....

Доклад на тему "Блочно- модульное обучение на уроках русского языка"

Доклад на тему   "Блочно- модульное обучение на уроках русского языка"...

модульное обучение на уроках русского языка.

В статье рассматривается пример использования модульного обучения на уроках по русскому языку в 8 классе....

Модульное обучение на уроках русского языка

Сущность, цели и задачи модульного обучения, классификация уроков, особенности создания модульных программ...

Блочно - модульное обучение на уроках русского языка.

В статье даётся определение блочно - модульного обучения, описывается структура модуля, приводится памятка работы над опорными конспектами....

Технология модульного обучения на уроках русского языка

В статье автор делится опытом использования технологии модульного обучения на уроках русского языка в старших классах....