Раздельное и дефисное написание частиц
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Макарова Алефтина Владимировна

Раздельное и дефисное написание частиц -это повторительно - обобщающий урок по технологии КСО, цель которого состоит в том, чтобы повторить и обобщить знания учащихся по теме "Частицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_chastits.docx46.12 КБ

Предварительный просмотр:

Раздельное и дефисное написание частиц

(повторительно – обобщающий урок по технологии КСО)

Цель урока: повторить и систематизировать знания учащихся по теме «Частицы»

Задачи:

 - Учить видеть частицы в тексте

- Применять и объяснять правило при написании той или иной частицы

- Учить логически и кратко излагать материал параграфа

Ход урока

  1. Слово учителя о предстоящей работе, задачах и цели урока
  2. Раздача карточек, листов учета.
  3. Ввод заданий карточек – самоввод по алгоритму
  4. Работа по карточкам – выполнение и объяснение материала – выставление оценок в лист учета
  5. Подведение итогов работы учащихся (сбор  тетрадей для проверки учителем)

Приложение 1

Алгоритм

работы учащихся при отработке умений

по методике «Взаимообмен заданиями»

  1. Получите карточку и цветовой сигнал
  2. Разойдитесь на ввод своей карточки на группы, где  постарайтесь усвоить содержание своей карточки
  3. После ввода разойдитесь в свои малые группы и приступайте к работе со своим партнером
  4. Сядьте рядом. Добровольно решите, кто первым начнет объяснять
  5. Объясните партнеру задание первой части карточки и сделайте необходимые записи в его тетради
  6. Выслушайте объяснения товарища первой части его карточки. Проверьте, как он сделал записи в вашу тетрадь
  7. После объяснения друг другу первой части карточки и ответов на вопросы, обменяйтесь карточками  и каждый  выполняет задание второй части новой для себя карточки
  8. Сверьте вторые задания и обсудите свои ответы. Оцените работу друг друга. Выставьте оценки в листок учета
  9. Поблагодарите друг друга за совместную работу
  10.  При наличии свободного времени прочитайте по учебнику или конспекту материал, которому вы будете обучать нового партнера
  11. Найдите нового партнера ( с другим цветовым сигналом) и работайте так, как описано в алгоритме, начиная с п. 4

Рекомендации: работая в парах,  учитесь говорить, слушать, задавать вопросы, четко писать в тетради партнера, аргументированно спорить, пользоваться учебной и справочной литературой

Приложение  2

Лист учета работы в группе

Стол № 1

Учитель

Ученик

 

Яковлева М.

Михайлова О.

Тимофеева С.

Коршунова С.

Яковлева М.

Карточка №1

5

5

5

Михайлова О.

5

Карточка №2

5

5

Тимофеева С.

5

5

Карточка №3

5

Коршунова С.

5

5

5

Карточка №4

Тема: Раздельное и дефисное написание частиц

Карточка 1

  1. Задание для взаимообмена

Прочитайте в учебнике и напомните партнеру правило о раздельном и дефисном написании частиц § 152

  1. Запишите в тетради партнера опорный конспект «Раздельное и дефисное написание частиц»,  пользуясь § 152 и схемой

                                     

РАЗДЕЛЬНО

ЧЕРЕЗ ДЕФИС

Бы, ли(ль), же(ж),с  глаголами; со словами, которые могут быть без этих частиц

-то, -ка, частицы со словами; -то, -либо, - нибудь, кое- части слова (суффикс или приставка)

  1. Запиши в тетради партнера примеры предложений и объясни написание частиц в этих предложениях

А) Хоть (бы) взял ты с нее корыто, наше (то) совсем раскололось.

Б) Ещё б) ты боле навострился, когда (бы) у него немного научился.

  1. Задание для самоконтроля

1). Давай (ка), брат, давай поедем:

Не только свету, что в окне!

2) Что белеется на горе зеленой?

Снег (ли) то, али лебеди белы?

Был (бы) снег – он уже (бы) растаял,

Были (бы) лебеди – они (б) улетели

Тема: Раздельное написание частицы НЕ

Карточка 2

  1. Задание для взаимообмена
  1. Прочитайте в учебнике  правило о раздельном написании частицы НЕ  § 153
  2. Напомните партнеру это правило
  3. Запиши в тетради товарища предложения  и объясни, чем является  НЕ  в каждом примере

А) (Не) котел варит, а стряпуха.

Б) (Не) доброе слово больше огня жжет.

В) (Не) видимкою луна освещает снег летучий.

  1. Задание для самоконтроля

1). В деревне скучно, грязно, (не) настье, осенний ветер, мелкий снег.

2). (Не)знакомец добавил:  «(Не) плачь, мальчуган, и (не) бойся. Больше он  (не)тронет тебя»

Тема: Различение на письме частицы НИ,

союза НИ – НИ и приставки НИ-

Карточка 3

  1. Задание для взаимообмена
  1. Прочитайте материал учебника о частице НИ, союзе НИ – НИ и приставке  НИ-    § 152, с.157
  2. Познакомь товарища с этими правилами.
  3. Запиши в тетрадь партнеру предложения, объясни, чем является НИ (графически)

А).  Кругом (не,ни) души. (Не,ни) звука , (не,ни) дымка.

Б).  Экипаж не был похож (не,ни) на тарантас, (не,ни) коляску.

В). Друг мой увлекался математикой, (не,ни) что иное его не интересовало

  1. Задание для самоконтроля

1). Куда (не,ни) посмотришь, (не,ни) видишь (не,ни) кустика.

2). Взглянешь на бледно – зеленое, усыпанное звездами небо, на котором (не,ни) облачка, (не,ни) пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим.

Тема: Различение частиц НЕ и НИ на письме

Карточка 4

  1. Задание для взаимообмена
  1. Прочитайте материал учебника о различении частиц Не и  НИ   § 152, 153
  2. Познакомься с порядком рассуждения при написании Не и НИ.

Чтобы РАЗЛИЧАТЬ на письме частицы НЕ и НИ, надо:

  1. Определить, сколько частиц Не и НИ в предложении.

Если одна, то

  1. Определить, к какой части речи относится эта частица.

Если она относится к существительному в Род.падеже – пиши НИ;  если к другой части речи – пиши НЕ

Если частица при глаголе, то

3).  Дополнительно надо определить, восклицательное ли предложение. Если восклицательное  или сложное с отрицательным смыслом – пиши НЕ, если сложное с придаточным, имеющим утвердительный смысл, - пиши НИ

4). Определить положительный ли смысл имеет предложение.

Если положительный – пиши две частицы НЕ, если отрицательный – пиши НИ и НЕ (Ни усиливает отрицание, выраженное частицей НЕ)

  1. Запиши в тетрадь товарища предложения, раскрывая скобки

Где бы люди меня  (НЕ, НИ) спросили,

Я отвечу им так, (НЕ, НИ) солгу:

Мне (НЕ, НИ) жить без России,

Я дышать без нее (НЕ, НИ) могу

  1. Задание для самоконтроля

Матушка русская земля!

Кто (НЕ, Ни) топтал тебя, (НЕ, Ни) бил копытами! Какая жадная орда (НЕ, НИ) бесновалась  по тебе! Какой заморский владыка (НЕ, НИ) жаждал сделать тебя рабыней!

Всё выдержала ты…

Лист учителя

Тема: Частицы (повторительно – обобщающий урок)

Тема карточек

Отрабатываемые умения

Задания для взаимообмена

Задания для самоконтроля

Раздельное и дефисное написание частиц

1.Находить частицы в тексте

2. Применять правило о раздельном и дефисном написании частиц

3. Уметь объяснять орфограмму

1.Прочитайте в учебнике и напомните партнеру правило о раздельном и дефисном написании частиц § 152

2.Запишите в тетради партнера опорный конспект «Раздельное и дефисное написание частиц»,  пользуясь § 152 и схемой                             

РАЗДЕЛЬНО

ЧЕРЕЗ ДЕФИС

Бы, ли(ль), же(ж),с  глаголами; со словами, которые могут быть без этих частиц

-то, -ка, частицы со словами; -то, -либо, - нибудь, кое- части слова (суффикс или приставка)

3.Запиши в тетради партнера примеры предложений и объясни написание частиц в этих предложениях

А) Хоть (бы) взял ты с нее корыто, наше (то) совсем раскололось.

Б) Ещё б) ты боле навострился, когда (бы) у него немного научился.

1). Давай (ка), брат, давай поедем:

Не только свету, что в окне!

2) Что белеется на горе зеленой?

Снег (ли) то, али лебеди белы?

Был (бы) снег – он уже (бы) растаял,

Были (бы) лебеди – они (б) улетели

Раздельное написание частицы НЕ

1.Объяснять написание НЕ  с разными частями речи

2. «Видеть» частицы в тексте

3. Отличать частицы от других морфем

Прочитайте в учебнике  правило о раздельном написании частицы НЕ  § 153

*Напомните партнеру это правило

*Запиши в тетради товарища предложения  и объясни, чем является  НЕ  в каждом примере

А) (Не) котел варит, а стряпуха.

Б) (Не) доброе слово больше огня жжет.

В) (Не) видимкою луна освещает снег летучий.

1). В деревне скучно, грязно, (не) настье, осенний ветер, мелкий снег.

2). (Не)знакомец добавил:  «(Не) плачь, мальчуган, и (не) бойся. Больше он  (не)тронет тебя»

Различение на письме частицы НИ,

союза НИ – НИ и приставки НИ-

1.Применять правило о различении частицы НИ, союза НИ – НИ и приставки  НИ-  

2. Объяснять правило написания НИ в различных ситуациях

Прочитайте материал учебника о частице НИ, союзе НИ – НИ и приставке  НИ-    § 152, с.157

Познакомь товарища с этими правилами.

Запиши в тетрадь партнеру предложения, объясни, чем является НИ (графически)

А).  Кругом (не,ни) души. (Не,ни) звука , (не,ни) дымка.

Б).  Экипаж не был похож (не,ни) на тарантас, (не,ни) коляску.

В). Друг мой увлекался математикой, (не,ни) что иное его не интересовало

1). Куда (не,ни) посмотришь, (не,ни) видишь (не,ни) кустика.

2). Взглянешь на бледно – зеленое, усыпанное звездами небо, на котором (не,ни) облачка, (не,ни) пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим.

Различение частиц НЕ  и НИ на письме

1.«Видеть» частицы

2. Применять алгоритм, дающий понятие о различении НЕ и НИ

3.Уметь объяснять написание этих частиц

Прочитайте материал учебника о различении частиц НЕ и  НИ   § 152, 153

Познакомься с порядком рассуждения при написании НЕ и НИ:

Чтобы РАЗЛИЧАТЬ на письме частицы НЕ и НИ, надо:

-Определить, сколько частиц Не и НИ в предложении.

-Если одна, то:

*Определить, к какой части речи относится эта частица.

*Если она относится к существительному в Род.падеже – пиши НИ;  если к другой части речи – пиши НЕ

*Если частица при глаголе, то *Дополнительно надо определить, восклицательное ли предложение. Если восклицательное  или сложное с отрицательным смыслом – пиши НЕ, если сложное с придаточным, имеющим утвердительный смысл, - пиши НИ

* Определить положительный ли смысл имеет предложение.

Если положительный – пиши две частицы НЕ, если отрицательный – пиши НИ и НЕ (Ни усиливает отрицание, выраженное частицей НЕ)

Запиши в тетрадь товарища предложения, раскрывая скобки

Где бы люди меня  (НЕ, НИ) спросили,

Я отвечу им так, (НЕ, НИ) солгу:

Мне (НЕ, НИ) жить без России,

Я дышать без нее (НЕ, НИ) могу

Матушка русская земля!

Кто (НЕ, Ни) топтал тебя, (НЕ, Ни) бил копытами! Какая жадная орда (НЕ, НИ) бесновалась  по тебе! Какой заморский владыка (НЕ, НИ) жаждал сделать тебя рабыней!

Всё выдержала ты…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока. Слитное, раздельное и дефисное написание существительных и прилагательных.

Цели урока:1. Познакомиться с орфограммой «Слитное, раздельное и дефисное написание существительных и прилагательных»;2. Учиться применять полученные знания на практике....

Повторим орфографию. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.

русский язык8 класс(программа под ред. В.В.Бабайцевой) Повторим орфографию. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.(урок 2-ой) Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №3» г.Ново...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе «Раздельное и дефисное написание частиц»

Данный урок позволяет формировать знания о правописании частиц; развивать у учащихся умение работать в группе, развивать познавательный интерес, речь, внимание, творческое мышление; воспитать стремлен...

"Слитное, раздельное и дефисное написания слов"

Цельэтой работы: совершенствовать навык применения основных типов орфограмм слитного, раздельного и дефисного написания слов, изученных в 5–9 классах, порядок действий при решении орфографических зада...

Урок русского языка в 7 классе на тему: "Слитное, раздельное и дефисное написание наречий".

Урок получения новых знаний с последующим закреплением умений и навыков по данной теме....

урок в 7 классе о раздельном и дефисном написании частиц "Как бы не ошибиться !"

Урок изучения нового материала.Презентация к теме, карточки,таблицы , физкультминутка, лист самооценивания помогают усвоить материал и быть на современном уровне.Предусмотрена творческая работа....

конспект урока "Раздельное и дефисное написание частиц"

Урок предназначен для обучающихся 7 класса. Учебник Ладыжинская  Т.А.,.Баранов М.Т., Григорян Л.Т. Русский язык: учебник для 7 класса....